Урок по химии «Основания, их классификация, способы получения и химические свойства» (8 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Комаровская школа»
Богородского муниципального района Нижегородской области
Химия 8 класс
«Основания, их классификация, способы получения и химические свойства»
Учитель химии Жулина Надежда Павловна
Пояснительная записка
Предмет - химия
Класс – 8
Тема урока - «Основания, их классификация, способы получения и химические свойства»
Автор УМК - О.С. Габриелян
Цели урока– создать условия для организации деятельности по совершенствованию представлений об основаниях: их классификации, получения и свойствах
Задачи урока- развития самостоятельности, развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля; формирование умений проводить химический эксперимент в соответствии с правилами техники безопасности, продолжить формирование представлений об основных классах неорганических соединений, как оснований, рассмотреть их способы получения, классификацию, свойства, указать связь оснований с другими классами неорганических соединений.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: научиться определять принадлежность неорганического соединения к классу оснований, классифицировать по различным признакам, охарактеризовать способы получения оснований, химические свойства оснований в свете ионных представлений, уметь объяснять свойства веществ на основе анализа состава молекул. Уметь проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент.
Метапредметные
Познавательные УУД – умение извлекать информацию из различных источников, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи. Формирование умения наблюдать, делать выводы при проведении опытов.
Регулятивные УУД - уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Коммуникативные УУД - уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в парах. владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание.
Личностные УУД – уметь выявлять и формулировать проблемы собственной деятельности, осуществлять деятельность по самоорганизации.
Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, понимание цели изучения химии.
Тип урока - урок "открытия" нового знания.
Методы обучения - проблемно - поисковый, исследовательский.
Формы организации образовательного процесса – индивидуальная, парная, фронтальная работа.
Способы оценки – самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль и взаимооценка.
Материально - техническое обеспечение: компьютер, проектор, интерактивная доска, SMART – презентация, нетбуки.
Оборудование и реактивы:
На демонстрационном столе: твердое мыло, жидкое мыло, художественные краска (охра).
На столах учащихся: штатив с пробирками, пробирки с растворами твердого мыла, жидкого мыла, гидроксида железа (III), держатель для пробирок, спиртовка, спички.
Реактивы: индикаторы (лакмус, фенолфталеин), растворы гидроксида натрия, сульфата меди (II), соляной кислоты.
Этап урока/занятия |
Хронометраж |
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) |
Деятельность педагога |
Деятельность учеников/ воспитанников |
Организационный момент |
1 мин |
Осуществление деятельности по самоорганизации |
Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку. |
Приветствуют учителя, проверяют наличие принадлежностей к уроку, настраиваются на работу |
Мотивация к учебной деятельности |
4 мин |
Личностные: развитие любознательности и интереса к Познавательные: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, умения наблюдать, делать выводы. Коммуникативные развитие коммуникативной компетенции, умения наблюдать, делать выводы |
Посмотрите на вещества, которые находятся на демонстрационном столе. Все эти вещества мы используем в своей повседневной жизни. Назовите их? Посоветуйтесь в парах и предложите, что объединяет их? Это и будет темой нашего урока. Учитель предлагает провести опыт. В пробирках у вас на столах стоят растворы этих веществ (№1-твердого мыла, №2-жидкого мыла и №3- художественной краски охра. Каждую пробирку разделяем на две пробирки. С помощью лакмусовой бумажки и фенолфталеина исследуйте реакцию среды растворах в пробирках №1-твердое мыло, в №2- жидкое мыло. Как изменилась окраска индикатора? Определите, к какому классу неорганических соединений относятся данные растворы. |
Ребята называют твердое мыло, жидкое мыло и художественные краски. Ребята предлагают ответы. Ребята проделывают опыт и отвечают. В пробирках №1 и №2 лакмус окрасился в синий цвет, а фенолфталеин в малиновый цвет. Среда растворов щелочная. В состав мыла и красок входят щелочи (основания). Ребята определяют тему урока |
Целеполага-ние |
2 мин |
Регулятивные: формирование умения целеполагания, оценивание уровня усвоения. |
Учитель сообщает, что в производстве этих веществ используют основания (щелочи). В производстве твердого мыла используют гидроксид натрия (NaOH), в производстве жидкого мыла гидроксид калия (KOH), в производстве художественных красок охры гидроксид железа (III) Fe(OH)3. В состав этих веществ входят основания. Учитель записывает тему урока: основания,… (оставляю место после запятой). Этот класс неорганических веществ, как основания мы уже изучали во второй четверти. Что нам нужно сегодня изучить, каковы цели нашего урока? Для этого учитель предлагает поработать с таблицей 1 (Приложение 1) и указать знаком «+», что знаете, умеете и предстоит узнать. Дописываем тему урока: Основания, их классификация, способы получения и химические свойства. |
Записывают в тетрадь тему урока. Формулируют цели урока. Необходимо изучить классификацию ,получение и свойства оснований. |
«Открытие» нового знания |
27 мин |
Регулятивные Формирование навыков самоконтроля и самооценки Предметные- определять принадлежность веществ к определенному классу соединений. Предметные- составлять формулы оснований Предметные - составлять уравнения электролитической диссоциации растворимых оснований Познавательные: умения Коммуникативные: аргументировать свое мнение предметные - классифицировать по различным признакам. Коммуникативные: аргументировать свое мнение познавательные: умения Регулятивные: формирование умений самостоятельной работы с информацией для
Регулятивные: формирование умений самостоятельной работы с информацией для Предметные охарактеризовать способы получения оснований, составлять уравнения химических реакций Личностные: воспитание Личностные: формирование основ здорового образа жизни Познавательные: формирование умения наблюдать, делать выводы при проведении опытов. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: Формирование умения работать в парах. Личностные: воспитание трудолюбия, Предметные: охарактеризовать химические свойства оснований, составлять уравнения химических реакций |
Учитель предлагает учащимся выполнить задания и ответить на вопросы. На интерактивной доске задание. 1.Выберите из предложенных неорганических соединений формулы оснований: СО2, KOH, NaOH, Са(ОН)2, LiOH, H2SO4, CaO, HCI. Слайд №1 (Приложение 2) 2.Дайте определение оснований, как сложных веществ, так и электролитов. 3.На интерактивной доске написаны названия оснований: гидроксид натрия, гидроксид калия, гидроксид кальция, гидроксид железа (III). Составить формулы оснований? Слайд №2 (Приложение 2) 4. Выберите из предложенных оснований NaOH, Ba(OH)2 , Fe(OH)3, какие вещества будут диссоциировать и составить уравнения диссоциации. Слайд №3 (Приложение 2) Учитель предлагает проделать опыт: в пробирку №3 (с художественной краской ( гидроксидом железа (III)) опустить лакмусовую бумажку и фенолфталеина. Как изменилась окраска индикатора? Предложите ваши варианты, почему не изменяется окраска? Сделаете вывод? Классификация оснований Учитель предлагает выполнить задание: Предложите, какое вещество лишнее в каждой строке и почему? 1.КОН, NaOH, Ba(OH)2 2.Са(ОН)2, Ba(OH)2, NH4OH 3.NaOH, Fe(OH)3, Ba(OH)2
Учитель обращает внимание на водный раствор аммиака NH4OH (NH3 * H2O), в отличие от других оснований, содержит не катионы металла, а сложный катион аммония NH4+и существует только в растворе (этот раствор нам известен под названием нашатырного спирта). Он легко разлагается на аммиак и воду. (Демонстрирует нашатырный спирт). На доске записывает диссоциацию. NH4OH NH3 + Н2О Учитель предлагает ответить на вопрос: предложите по каким признакам можно разделить основания ?
Учитель предлагает рассмотреть таблицу 11 «Классификация оснований» на стр. 215 учебника и выполнить задание «Классификация оснований», используя нетбуки. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08/75681/ Просмотр Получение оснований Учитель предлагает посмотреть видеоопыты «Получение растворимых и нерастворимых оснований. Составить уравнения химических реакций. Видеоопыт 1.Получение растворимого основания (взаимодействие основного оксида с водой) http://paramitacenter.ru/content/eksperiment-po-himii-vzaimodejstvie-osnovnyh-oksidov-s-vodoj Почему не всякий оксид реагирует с водой даже при нагревании? Учитель сообщает, что это характерно для металлов I A, II A с Са 2.Получение растворимого основания (взаимодействие натрия с водой) http://paramitacenter.ru/content/eksperiment-po-himii-vzaimodejstvie-natriya-s-vodoj 3.Получение нерастворимых оснований http://paramitacenter.ru/content/eksperiment-po-himii-poluchenie-nerastvorimyh-osnovanij Проведение физкультминутки https://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs (1 мин)
Химические свойства оснований Учитель предлагает познакомиться с типичными свойствами оснований на стр. 215-216 учебника Основание+ кислота= соль и вода Щелочь+ оксид неметалла= соль и вода Щелочь+ соль= новое основание+ новая соль Задание: выберите из предложенных веществ KOH, HCI, CaO, SO2 , CuSO4, KCI, MgO будут взаимодействовать основания. Для доказательства провести лабораторные опыты по инструкции. Работа в парах, по рядам (Приложение 4) Учитель предлагает вспомнить правила техники безопасности при работе с щелочами, кислотами Учитель предлагает после выполнения лабораторных опытов посмотреть видеоопыт «Взаимодействие гидроксида кальция с оксидом серы (IV)» и составить уравнение химической реакции. http://www.chem.msu.su/rus/teaching/zagorskii2/lesson0/v003.html |
Ребята выполняют задания 1.Выбирают из предложенных неорганических соединений формулы оснований, один ученик на интерактивной доске выполняет задание, перемещает карточки в группу оснований. Если правильный ответ карточка исчезает, если нет, возвращается на место. 2. Дают определение оснований как сложных веществ. так и электролитов 3.Ребята составляют формулы оснований в тетради, затем отвечают, на интерактивной доске появляются ответы, проверяют правильность ответа. Ребята пишут уравнения диссоциации оснований NaOH, Ba(OH)2. Fe(OH)3- нерастворимое основание. Проверяют ответы, которые появляются на интерактивной доске (уравнения диссоциации NaOH, Ba(OH)2 Ребята отвечают, что окраска не изменилась, т.к. гидроксид железа (III) не растворим в воде. В растворе нет гидроксильной группы ОН. Вывод: окраска индикатора не изменяется в нерастворимых оснований Ребята отвечают, что в 1 строке Ba(OH)2, т.к. две группы ОН Во 2 строке- NH4OH, это слабый электролит В 3 строке- Fe(OH)3 (нерастворимое основание в воде) Ребята слушают информацию, записывают формулу и диссоциацию. Ребята делают выводы: 1.По числу гидроксогрупп 2.По степени электрической диссоциации 3.По растворимости в воде.
Ребята проверяют правильность выполнения задания. Учащиеся составляют уравнения химических реакций, используя просмотр видеоопытов, отвечают на вопросы 1.СаО + Н2О= Са(ОН)2 Не всякий оксид реагирует с водой даже при нагревании. Это зависит от активности металла, образовавшего оксид. 2.2Na + 2Н2О= 2NaOH +Н2 3.СuCI2 +2NaOH= Cu(OH)2+ 2NaCI Проверяют ответы, которые появляются на интерактивной доске Слайд №4 и слайд №5 Ребята выбирают HCI, SO2 , CuSO4, объясняют почему? Ребята отвечают, как необходимо работать при выполнении лабораторных опытов. Проводят лабораторные опыты. Составляют уравнения реакций ионного обмена в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде, Затем одна из пар от каждого ряда сообщает свои наблюдения и полученные результаты на доске. Делают выводы о химических свойствах. Все остальные ребята проверяют правильность выполнения задания. Составляют уравнения химической реакции |
Применение нового знания |
6 мин |
Осуществление взаимоконтроля. |
Учитель предлагает дифференцированное задание Сильным (мотивированным) ученикам тест «Химические свойства оснований», используя нетбуки http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08/75681/ Просмотр Остальные ребята выполняют тест по теме «Основания» (Приложение 4) |
Учащиеся в течение нескольких минут отвечают на вопросы теста с последующей взаимопроверкой |
6.Рефлексия |
3 мин |
Умение анализировать итоги своей деятельности. |
1. Что нового вы узнали сегодня об основаниях? Можно ли считать, что поставленные на урок цели достигнуты? Возвратитесь к таблице 1. (Приложение 1) 2. Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности. Учитель оценивает ребят, выставляет оценки |
Отвечают на вопросы, определяют степень своего продвижения к цели, проводят самооценку.
|
7. Домашнее задание |
2 мин |
Умение осуществлять самостоятельный поиск информации, преобразовывать информацию в схему. Формирование ответственного отношения к учебе. |
1.Прочитать параграф 39, составить схему «Классификация оснований» 2.Упр 3 стр 217 2.Используя Интернет-ресурсы, определите неизвестное основание. (текст домой) Приложение 5 |
Записывают домашнее задание. |
Приложение 1
Таблица 1 Основания
Должен знать и уметь |
Я знаю и умею |
Я знаю, но недостаточно владею |
Необходимо узнать |
1. Определение оснований |
|||
2. Составление химических формул, названий оснований |
|||
3.Определение зарядов ионов в основании |
|||
4. Диссоциацию оснований |
|||
5.Классификацию оснований |
|||
6. Способы получения растворимых и нерастворимых оснований |
|||
7. Химические свойства оснований |
Приложение 2
Слайд 1
Слайд №2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Приложение 3
Инструктивная карточка
Лабораторные опыты «Химические свойства оснований»
1.Лабораторный опыт “ Взаимодействие оснований с кислотами». Реакция нейтрализации. (1 ряд)
Порядок выполнения работы:
В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и опустите бумажку фенолфталеина. Что вы наблюдаете?
К раствору щелочи с фенолфталеином приливайте по каплям соляную кислоту, периодически взбалтывая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете?
Составьте молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции.
2.Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с солями” (2 ряд)
Порядок выполнения работы:
В пробирку налейте 2 мл гидроксида натрия и прибавьте несколько капель сульфат меди. Что вы наблюдаете?
Напишите молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции.
3.лабораторный опыт “ Свойства нерастворимых оснований ”. (3 ряд)
Порядок выполнения работы:
В пробирку налейте 2 мл гидроксида натрия и прибавьте несколько капель сульфат меди. Пробирку, с полученный осадком голубого цвета, разделите на 2 пробирки. Одну из них закрепить держателем и нагреть с помощью спиртовки, как показано на рис 140 учебника на стр 217.
Что вы наблюдаете?
Напишите молекулярное уравнение проделанной реакции.
В другую пробирку с осадком голубого цвета, добавить по каплям соляную кислоту. Что вы наблюдаете?
Составьте молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции.
Приложение 4
Тест по теме «Основания»
1. Выберите формулы оснований:
а) SO3 б) Mg(OH)2 в) H2SO4 г) СаО
2. К каждому из ниже указанных веществ прибавили воду и фенолфталеин. В каких случаях появится малиновое окрашивание?
а) BaO б) HNO3 в) CuO г) КОН
3. Какие из указанных гидроксидов не могут быть получены взаимодействием соответствующих оксидов с водой?
а) Аl(OH)3 б) Fe(OH)3 в) Са(ОН)2 г) LiOH
4.Окраска индикаторов под действием раствора гидроксида калия меняется следующим образом:
а) лакмус краснеет б) лакмус синеет
в) фенолфталеин становится малиновым г) Фенолфталеин остается бесцветным
5. Раствор гидроксида калия вступает в химические реакции с веществами, формулы которых
а) СО2 б) H2S в) Са(ОН)2 г) Cu д) NaNO3 e) Mg
Приложение 5
Неизвестное основание
Это вещество способно разрушать органические вещества: бумагу, дерево, а также кожу человека, вызывая ожоги различной степени тяжести. В России оно зарегистрировано в качестве пищевой добавки Е- 524. Некоторые традиционные блюда готовятся с применением этого вещества. Например, это скандинавское блюдо из рыбы под названием Лютефиск. Для его приготовления сушеная треска вымачивается 5-6 дней в этом веществе и приобретает из-за этого мягкую желеобразную консистенцию. Это вещество используется при производстве какао, карамели, мороженого, шоколада и лимонадов. О каком веществе идет речь?
Список использованных источников
1.С.В. Бочарова. . Поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8 класс». – АСТ, 2011.
2.О.С. Габриелян. Химия.8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2012.
3.О.С. Габриелян, И.Г.Остороумов. Химия.8 класс. Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2012.
Интернет- ресурсы
1.http://school-collection.edu.ru/c- единная коллекция цифровых образовательных ресурсов
2. http://paramitacenter.ru- образовательный центр «Парамита»