12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Жулина Надежда Паловна20
1

Урок по химии «Основания, их классификация, способы получения и химические свойства»

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Комаровская школа»

Богородского муниципального района Нижегородской области

Химия 8 класс

«Основания, их классификация, способы получения и химические свойства»
 

Учитель химии Жулина Надежда Павловна

 

Пояснительная записка


 

Предмет - химия

Класс – 8

Тема урока - «Основания, их классификация, способы получения и химические свойства»

Автор УМК - О.С. Габриелян

Цели урока– создать условия для организации деятельности по совершенствованию представлений об основаниях: их классификации, получения и свойствах

Задачи урока- развития самостоятельности, развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля; формирование умений проводить химический эксперимент в соответствии с правилами техники безопасности, продолжить формирование представлений об основных классах неорганических соединений, как оснований, рассмотреть их способы получения, классификацию, свойства, указать связь оснований с другими классами неорганических соединений.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научиться определять принадлежность  неорганического соединения к классу оснований, классифицировать по различным признакам, охарактеризовать способы получения оснований, химические свойства оснований в свете ионных представлений, уметь объяснять свойства веществ на основе анализа состава молекул. Уметь проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент.

 Метапредметные

Познавательные УУД – умение извлекать информацию из различных источников, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи. Формирование умения наблюдать, делать выводы при проведении опытов.

Регулятивные УУД - уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

 Коммуникативные УУД - уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в парах. владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание.

Личностные УУД – уметь выявлять и формулировать проблемы собственной деятельности, осуществлять деятельность по самоорганизации.

Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, понимание цели изучения химии.

Тип урока - урок "открытия" нового знания.

Методы обучения - проблемно - поисковый, исследовательский.

Формы организации образовательного процесса – индивидуальная, парная, фронтальная работа.

Способы оценки – самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль и взаимооценка.

Материально - техническое обеспечение: компьютер, проектор, интерактивная доска, SMART – презентация, нетбуки.

Оборудование и реактивы:

На демонстрационном столе: твердое мыло, жидкое мыло, художественные краска (охра).

На столах учащихся: штатив с пробирками, пробирки с растворами твердого мыла, жидкого мыла, гидроксида железа (III), держатель для пробирок, спиртовка, спички.

Реактивы: индикаторы (лакмус, фенолфталеин), растворы гидроксида натрия, сульфата меди (II), соляной кислоты.


 


 


 


 


 


 


 


 

Этап урока/занятия

Хронометраж

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Деятельность педагога

Деятельность учеников/ воспитанников

Организационный момент

1 мин

Осуществление деятельности по самоорганизации

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют наличие принадлежностей к уроку, настраиваются на работу

Мотивация

к учебной

деятельности

4 мин

Личностные: развитие любознательности и интереса к
самостоятельной исследовательской
деятельности

Познавательные:

создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, умения наблюдать, делать выводы.

Коммуникативные

развитие коммуникативной компетенции, умения наблюдать, делать выводы

Посмотрите на вещества, которые находятся на демонстрационном столе. Все эти вещества мы используем в своей повседневной жизни. Назовите их?

Посоветуйтесь в парах и предложите, что объединяет их? Это и будет темой нашего урока.

Учитель предлагает провести опыт.

В пробирках у вас на столах стоят растворы этих веществ (№1-твердого мыла, №2-жидкого мыла и №3- художественной краски охра.

Каждую пробирку разделяем на две пробирки. С помощью лакмусовой бумажки и фенолфталеина исследуйте реакцию среды растворах в пробирках №1-твердое мыло, в №2- жидкое мыло. Как изменилась окраска индикатора? Определите, к какому классу неорганических соединений относятся данные растворы.

Ребята называют твердое мыло, жидкое мыло и художественные краски.

Ребята предлагают ответы.

Ребята проделывают опыт и отвечают.

В пробирках №1 и №2 лакмус окрасился в синий цвет, а фенолфталеин в малиновый цвет. Среда растворов щелочная. В состав мыла и красок входят щелочи (основания).

Ребята определяют тему урока

Целеполага-ние

2 мин

Регулятивные: формирование умения

целеполагания, оценивание уровня усвоения.

Учитель сообщает, что в производстве этих веществ используют основания (щелочи). В производстве твердого мыла используют гидроксид натрия (NaOH), в производстве жидкого мыла гидроксид калия (KOH), в производстве художественных красок охры гидроксид железа (III) Fe(OH)3. В состав этих веществ входят основания.

Учитель записывает тему урока: основания,…

(оставляю место после запятой). Этот класс неорганических веществ, как основания мы уже изучали во второй четверти.

Что нам нужно сегодня изучить, каковы цели нашего урока?

Для этого учитель предлагает поработать с таблицей 1 (Приложение 1) и указать знаком «+», что знаете, умеете и предстоит узнать.

Дописываем тему урока:

Основания, их классификация, способы получения и химические свойства.

Записывают в тетрадь тему урока.

Формулируют цели урока.

Необходимо изучить классификацию ,получение и свойства оснований.

«Открытие»

нового знания

27 мин

Регулятивные

Формирование навыков самоконтроля и самооценки

Предметные- определять принадлежность веществ к определенному классу соединений.

Предметные- составлять формулы оснований

Предметные - составлять уравнения электролитической диссоциации растворимых оснований

Познавательные:

умения
объяснять, делать выводы,
выполнять познавательные и практические задания.

Коммуникативные:

аргументировать свое мнение

предметные - классифицировать по различным признакам.

Коммуникативные:

аргументировать свое мнение

познавательные:

умения
объяснять, классифицировать.

Регулятивные:

формирование умений самостоятельной работы с информацией для
выполнения конкретного задания


 

Регулятивные: формирование умений самостоятельной работы с информацией для
выполнения конкретного задания

Предметные охарактеризовать способы получения оснований, составлять уравнения химических реакций

Личностные:

воспитание
самостоятельности в приобретении новых знаний и
умений

Личностные:

формирование основ здорового образа жизни

Познавательные:

формирование умения наблюдать, делать выводы при проведении опытов.

Регулятивные:

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные:

Формирование умения работать в парах.

Личностные:

воспитание трудолюбия,
самостоятельности в приобретении новых знаний и
умений

Предметные:

охарактеризовать

химические свойства оснований, составлять уравнения химических реакций

Учитель предлагает учащимся выполнить задания и ответить на вопросы.

На интерактивной доске задание.

1.Выберите из предложенных неорганических соединений формулы оснований: СО2, KOH, NaOH, Са(ОН)2, LiOH, H2SO4, CaO, HCI.

Слайд №1 (Приложение 2)

2.Дайте определение оснований, как сложных веществ, так и электролитов.

3.На интерактивной доске

написаны названия оснований: гидроксид натрия, гидроксид калия, гидроксид кальция, гидроксид железа (III). Составить формулы оснований?

Слайд №2 (Приложение 2)

4. Выберите из предложенных оснований NaOH, Ba(OH)2 , Fe(OH)3, какие вещества будут диссоциировать и составить уравнения диссоциации.

Слайд №3 (Приложение 2)

Учитель предлагает проделать опыт: в пробирку №3 (с художественной краской ( гидроксидом железа (III)) опустить лакмусовую бумажку и фенолфталеина. Как изменилась окраска индикатора? Предложите ваши варианты, почему не изменяется окраска? Сделаете вывод?

Классификация оснований

Учитель предлагает выполнить задание:

Предложите, какое вещество лишнее в каждой строке и почему?

1.КОН, NaOH, Ba(OH)2

2.Са(ОН)2, Ba(OH)2, NH4OH

3.NaOH, Fe(OH)3, Ba(OH)2

 

Учитель обращает внимание на водный раствор аммиака NH4OH (NH3 * H2O), в отличие от других оснований, содержит не катионы металла, а сложный катион аммония NH4+и существует только в растворе (этот раствор нам известен под названием нашатырного спирта). Он легко разлагается на аммиак и воду. (Демонстрирует нашатырный спирт). На доске записывает диссоциацию.

NH4OH NH3 + Н2О

Учитель предлагает ответить на вопрос: предложите по каким признакам можно разделить основания ?

 

Учитель предлагает рассмотреть таблицу 11 «Классификация оснований» на стр. 215 учебника и

выполнить задание «Классификация оснований», используя нетбуки.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08/75681/ Просмотр

Получение оснований

Учитель предлагает посмотреть видеоопыты «Получение растворимых и нерастворимых оснований. Составить уравнения химических реакций.

Видеоопыт 1.Получение растворимого основания (взаимодействие основного оксида с водой)

http://paramitacenter.ru/content/eksperiment-po-himii-vzaimodejstvie-osnovnyh-oksidov-s-vodoj

Почему не всякий оксид реагирует с водой даже при нагревании?

Учитель сообщает, что это характерно для металлов I A, II A с Са

2.Получение растворимого основания (взаимодействие натрия с водой)

http://paramitacenter.ru/content/eksperiment-po-himii-vzaimodejstvie-natriya-s-vodoj

3.Получение нерастворимых оснований

http://paramitacenter.ru/content/eksperiment-po-himii-poluchenie-nerastvorimyh-osnovanij

Проведение физкультминутки

https://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs (1 мин)


 

Химические свойства оснований

Учитель предлагает познакомиться с типичными свойствами оснований на стр. 215-216 учебника

Основание+ кислота= соль и вода

Щелочь+ оксид неметалла= соль и вода

Щелочь+ соль= новое основание+ новая соль

Задание: выберите из предложенных веществ KOH, HCI, CaO, SO2 , CuSO4, KCI, MgO будут взаимодействовать основания.

Для доказательства провести лабораторные опыты по инструкции. Работа в парах, по рядам (Приложение 4)

Учитель предлагает вспомнить

правила техники безопасности при работе с щелочами, кислотами

Учитель предлагает после выполнения лабораторных опытов посмотреть видеоопыт

«Взаимодействие гидроксида кальция с оксидом серы (IV)» и составить уравнение химической реакции.

http://www.chem.msu.su/rus/teaching/zagorskii2/lesson0/v003.html

Ребята выполняют задания

1.Выбирают из предложенных неорганических соединений формулы оснований, один ученик на интерактивной доске выполняет задание, перемещает карточки в группу оснований. Если правильный ответ карточка исчезает, если нет, возвращается на место.

2. Дают определение оснований как сложных веществ. так и электролитов

3.Ребята составляют формулы оснований в тетради, затем отвечают,

на интерактивной доске появляются ответы, проверяют правильность ответа.

Ребята пишут уравнения диссоциации оснований NaOH, Ba(OH)2.

Fe(OH)3- нерастворимое основание.

Проверяют ответы, которые появляются на интерактивной доске (уравнения диссоциации NaOH, Ba(OH)2

Ребята отвечают, что окраска не изменилась, т.к. гидроксид железа (III) не растворим в воде.

В растворе нет гидроксильной группы ОН.

Вывод: окраска индикатора не изменяется в нерастворимых оснований

Ребята отвечают, что в 1 строке Ba(OH)2, т.к. две группы ОН

Во 2 строке- NH4OH,

это слабый электролит

В 3 строке- Fe(OH)3

(нерастворимое основание в воде)

Ребята слушают информацию, записывают формулу и диссоциацию.

Ребята делают выводы:

1.По числу гидроксогрупп

2.По степени электрической диссоциации

3.По растворимости в воде.


 

Ребята проверяют правильность выполнения задания.

Учащиеся составляют уравнения химических реакций, используя просмотр видеоопытов, отвечают на вопросы

1.СаО + Н2О= Са(ОН)2

Не всякий оксид реагирует с водой даже при нагревании. Это зависит от активности металла, образовавшего оксид.

2.2Na + 2Н2О= 2NaOH +Н2

3.СuCI2 +2NaOH= Cu(OH)2+ 2NaCI

Проверяют ответы, которые появляются на интерактивной доске

Слайд №4 и слайд №5

Ребята выбирают HCI, SO2 , CuSO4, объясняют почему?

Ребята отвечают, как необходимо работать при выполнении лабораторных опытов.

Проводят лабораторные опыты. Составляют уравнения реакций ионного обмена в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде, Затем одна из пар от каждого ряда сообщает свои наблюдения и полученные результаты на доске.

Делают выводы о химических свойствах. Все остальные ребята проверяют правильность выполнения задания.

Составляют уравнения химической реакции

Применение нового знания

6 мин

Осуществление взаимоконтроля.

Учитель предлагает дифференцированное задание

Сильным (мотивированным) ученикам тест «Химические свойства оснований», используя нетбуки

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08/75681/ Просмотр

Остальные ребята выполняют тест по теме «Основания» (Приложение 4)

Учащиеся в течение нескольких минут отвечают на вопросы теста с последующей взаимопроверкой

6.Рефлексия

3 мин

Умение анализировать итоги своей деятельности.

1. Что нового вы узнали сегодня об основаниях? Можно ли считать, что поставленные на урок цели достигнуты? Возвратитесь к таблице 1. (Приложение 1)

2. Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.

Учитель оценивает ребят, выставляет оценки

Отвечают на вопросы, определяют степень своего продвижения к цели, проводят самооценку.


 

7. Домашнее задание

2 мин

Умение осуществлять самостоятельный поиск информации, преобразовывать информацию в схему. Формирование ответственного отношения к учебе.

1.Прочитать параграф 39, составить схему «Классификация оснований»

2.Упр 3 стр 217

2.Используя Интернет-ресурсы, определите неизвестное основание. (текст домой) Приложение 5

Записывают домашнее задание.


 


 


 


 

Приложение 1

Таблица 1 Основания

Должен знать и уметь

Я знаю и умею

Я знаю, но недостаточно владею

Необходимо узнать

1. Определение оснований

     

2. Составление химических формул, названий оснований

     

3.Определение зарядов ионов в основании

     

4. Диссоциацию оснований

     

5.Классификацию оснований

     

6. Способы получения растворимых и нерастворимых оснований

     

7. Химические свойства оснований

     


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 2

Слайд 1


 


 


 


 


 


 

Слайд №2

Слайд 3


 

Слайд 4

Слайд 5

Приложение 3

Инструктивная карточка

Лабораторные опыты «Химические свойства оснований»

1.Лабораторный опыт “ Взаимодействие оснований с кислотами». Реакция нейтрализации. (1 ряд)

Порядок выполнения работы:

В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и опустите бумажку фенолфталеина. Что вы наблюдаете?

К раствору щелочи с фенолфталеином приливайте по каплям соляную кислоту, периодически взбалтывая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете?

Составьте молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции.

2.Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с солями” (2 ряд)

Порядок выполнения работы:

В пробирку налейте 2 мл гидроксида натрия и прибавьте несколько капель сульфат меди. Что вы наблюдаете?

Напишите молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции.

3.лабораторный опыт “ Свойства нерастворимых оснований ”. (3 ряд)

Порядок выполнения работы:

В пробирку налейте 2 мл гидроксида натрия и прибавьте несколько капель сульфат меди. Пробирку, с полученный осадком голубого цвета, разделите на 2 пробирки. Одну из них закрепить держателем и нагреть с помощью спиртовки, как показано на рис 140 учебника на стр 217.

Что вы наблюдаете?

Напишите молекулярное уравнение проделанной реакции.

В другую пробирку с осадком голубого цвета, добавить по каплям соляную кислоту. Что вы наблюдаете?

Составьте молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции.


 

Приложение 4

Тест по теме «Основания»

1. Выберите формулы оснований:

а) SO3 б) Mg(OH)2 в) H2SO4 г) СаО

2. К каждому из ниже указанных веществ прибавили воду и фенолфталеин. В каких случаях появится малиновое окрашивание?

а) BaO б) HNO3 в) CuO г) КОН

3. Какие из указанных гидроксидов не могут быть получены взаимодействием соответствующих оксидов с водой?

а) Аl(OH)3 б) Fe(OH)3 в) Са(ОН)2 г) LiOH

4.Окраска индикаторов под действием раствора гидроксида калия меняется следующим образом:

а) лакмус краснеет б) лакмус синеет

в) фенолфталеин становится малиновым г) Фенолфталеин остается бесцветным

5. Раствор гидроксида калия вступает в химические реакции с веществами, формулы которых

а) СО2 б) H2S в) Са(ОН)2 г) Cu д) NaNO3 e) Mg


 

Приложение 5

Неизвестное основание

Это вещество способно разрушать органические вещества: бумагу, дерево, а также кожу человека, вызывая ожоги различной степени тяжести. В России оно зарегистрировано в качестве пищевой добавки Е- 524. Некоторые традиционные блюда готовятся с применением этого вещества. Например, это скандинавское блюдо из рыбы под названием Лютефиск. Для его приготовления сушеная треска вымачивается 5-6 дней в этом веществе и приобретает из-за этого мягкую желеобразную консистенцию. Это вещество используется при производстве какао, карамели, мороженого, шоколада и лимонадов. О каком веществе идет речь?

Список использованных источников


 

1.С.В. Бочарова. . Поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8 класс». – АСТ, 2011.

2.О.С. Габриелян. Химия.8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2012.

3.О.С. Габриелян, И.Г.Остороумов. Химия.8 класс. Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2012.

Интернет- ресурсы

1.http://school-collection.edu.ru/c- единная коллекция цифровых образовательных ресурсов

2. http://paramitacenter.ru- образовательный центр «Парамита»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.