12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация    Помощь
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Олифирова Ольга Владимировна1483
В школе работаю девятнадцатый год. Преподаю химию и биологию. Увлекаюсь комнатными растениями. Нравится осваивать различные творческие технологии и обучать данными технологиями детей. Сейчас осваиваем модульное оригами.
Россия, Забайкальский край, Чита
Материал размещён в группе «Учителя химии»
Основания, их классификация и свойства.

Цель: познакомить учащихся с классификацией и химическими свойствами оснований.

Задачи:

Образовательные: рассмотреть классификацию оснований; выявить основные химические свойства оснований; отработать умения составлять химические формулы, уравнения химических реакций.

Развивающие: развивать интеллектуальные способности учащихся: анализировать полученную информацию, выделять главное, уметь сравнивать, делать выводы; развивать навыки работы с веществами; развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, чувства коллективизма и взаимопомощи.

Оборудование:оксид фосфора (V), гидроксид натрия, соляная кислота, фенолфталеин,сульфат железа (II), сульфат меди (II), хлорид калия, спиртовка, держатель, спички, 6 пробирок.

Ход урока.

Мы с вами изучаем вещества и их свойства. Вспомните, какие классы неорганических веществ вы знаете? (кислоты, соли, основания, оксиды)

Свойства какого класса вы уже изучили? (кислот)

Сегодня мы с вами рассмотрим следующий класс соединений – основания. Как вы считаете, что мы должны узнать на уроке? (какие бывают основания и какими свойствами обладают основания).

А чему мы сегодня должны научиться? (осуществлять химические реакции с участием оснований, составлять уравнения этих реакций).

Какие вещества называются основаниями? Выведите общую формулу оснований.

Задание: Подчеркните формулы оснований.

На какие две группы делятся основания? (растворимые и нерастворимые)

Задание: выделенные формулы распределите на два столбика на растворимые и нерастворимые основания.

По каким признакам еще можно классифицировать основания (учебник стр. 215 таб. 11).

Задание: заполните таблицу «Классификация оснований».

Физкультминутка. Карточки с формулами:

На формулу оксида – поднять руку, на формулу кислоты –необходимо встать.

Рассмотрим химические свойства оснований. Чтобы приступить к лабораторной работе, необходимо вспомнить правила по ТБ. В своих рабочих картах ознакомьтесь с правилами ТБ и поставьте свою подпись.

Рассмотрим химические свойства растворимых оснований.

Читаем, опыт №1Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов. Какие вещества берем для опыта?

Прошла ли данная реакция? Почему? Укажите признак данной реакции. Составим уравнение данной реакции (на доске учитель сам записывает уравнения реакций, все формулы и коэффициенты составляет и расставляет с помощью учеников)

Выполняем опыт №2 Взаимодействие щелочей с кислотами.Какие вещества берем для опыта?

Для чего используем фенолфталеин? Прошла ли данная реакция? Почему? Укажите признак данной реакции. Составим уравнение данной реакции.

Выполняем опыт № 3. Взаимодействие щелочей с солями.Какие вещества берем для опыта?

Что наблюдаем? Какой вывод сделаете о ходе реакции? Составим уравнение данной реакции.

Сделаем вывод, с какими веществами взаимодействуют щелочи.

Чтобы изучить свойства нерастворимых оснований, получим нерастворимое основание.

Выполняем опыт № 4. Получение нерастворимого основания.Какие вещества берем для опыта?

Что наблюдаем? Опишите полученный гидроксид меди.

Выполняем опыт № 5. Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами.

Какие вещества берем для опыта? Что наблюдаем? Какой вывод сделаете о ходе реакции? Составим уравнение данной реакции.

Выполняем опыт № 6. Взаимодействие нерастворимых оснований с солями.Какие вещества берем для опыта?

Что наблюдаете? Сделайте вывод о данном свойстве оснований.

Выполняем опыт № 7Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Что будем делать? Что наблюдаете?Составим уравнение данной реакции.

Сделаем вывод о химических свойствах нерастворимых оснований.

Выполните упражнения в вашей рабочей карте.

Рефлексия.

Что узнали нового?

Что понравилось на уроке?

Что не понравилось на уроке?

Поставьте себе оценку за урок.

Домашнее задание: параграф 39 упр.3а-г

 

 

 

                                           Рабочая карта урока.                               _________

                                                                                                         (дата урока)

Ученика 8 « » класса.

Тема урока:

Цель урока: _________________________________________________________________­­­­­­________

___________________________________________________________________________________


 

Ход урока:

Общая формула оснований _____________________________________________________

Подчеркните формулы оснований CaO, NaCl, KOH, SO2, H2SO4, Fe (OH)3, CuCl2, Mg(OH)2,

HCl, Cu(OH)2, Zn(NO3)2, NaOH, Ba(OH)2, HNO3, Al2O3, Ca(OH)2, CO2, Cr(OH)3

Основания

_________________________ ______________________

_________________________ _______________________

_________________________ _______________________

__________________________ ________________________

__________________________ _________________________

Заполните таблицу «Классификация оснований»

Признаки классификации

Гидроксид натрия

______________

Гидроксид магния

______________

Гидроксид алюминия

______________

Растворимость в воде

     

Степень ЭД

     

Кислотность

     


 

Химические свойства оснований.

Правила техники безопасности


 

Не оставляйте открытые склянки с реактивами, закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты.

Бережно обращайтесь с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.

Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

Нагревайте сначала всю пробирку, затем, не вынимая ее из пламени, ту часть, где находится вещество.

Будьте аккуратнее – работаете с щелочью и кислотой!

С правилами техники безопасности ознакомлен:_____________________________

Опыт № 1. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.

Вам выдана пробирка с оксидом фосфора (V), налейте в нее 1-2 мл раствора гидроксида натрия. Перемешайте содержимое пробирки. Что наблюдаете? __________________________________

Составьте уравнение проведенной реакции _______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Опыт № 2. Взаимодействие щелочей с кислотами.

В пробирку налейте 1-2 мл щелочи и добавьте к нему 1-2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете? ____________________________________________________________________________________

К полученному раствору добавляйте по каплям соляную кислоту, перемешивая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете? _________________________________________________________

Составьте уравнение проведенной реакции _______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Опыт № 3. Взаимодействие щелочей с солями.

В пробирке смешайте по 1-2 мл гидроксида натрия и сульфата железа (II).

Что наблюдаете? _____________________________________________________________________

Составьте уравнение проведенной реакции _______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Таким образом, щелочи взаимодействуют с :____________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Опыт № 4. Получение нерастворимого основания.

В три пробирки налейте по 1 мл раствора сульфата меди (II) и добавьте по 3-4 капли раствора гидроксида натрия. Опишите образовавшийся гидроксид меди(II).

Опыт № 5. Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами.

Добавьте в одну из пробирок с полученным в предыдущем опыте гидроксидом меди (II) 1-2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? __________________________________

Составьте уравнение проведенной реакции _______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Опыт № 6. Взаимодействие нерастворимых оснований с солями.

Добавьте в одну из пробирок с полученным в предыдущем опыте гидроксидом меди (II) 1-2 мл хлорида калия. Что наблюдаете? ________________________________________________________

Сделайте вывод о данном свойстве оснований____________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Опыт № 7. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Нагрейте одну из пробирок с гидроксидом меди (II).

Что наблюдаете? _____________________________________________________________________

Составьте уравнение проведенной реакции _______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Таким образом, нерастворимые основания взаимодействуют с ______________________________

при нагревании ______________________________________________________________________

Упражнения.

Выберите один правильный ответ.

Гидроксид меди (II) взаимодействует с веществом, формула которого:

А)H2O Б) KOH В) H2SO4 Г)Na2O

Раствор серной кислоты реагирует с каждым из двух веществ:

А) с оксидом железа (II) и цинком

Б) с раствором нитрата калия и нитрата бария

В) с оксидом меди (II) и серебром

Г) с раствором гидроксида калия и оксидом азота(II)

Укажите группу, в которой все вещества реагируют с раствором гидроксида натрия

А) HCl, CO2, SO3 В) H2O, P2O5, CaO

Б) SO3 , P2O5,HNO3 Г) MgCl2, KOH, CO2


 

Рефлексия.

Что узнали нового?__________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Что понравилось на уроке? __________________________________________

__________________________________________________________________

Что не понравилось на уроке? ________________________________________

__________________________________________________________________

4. Поставьте себе оценку за урок _______________________________________

Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.