Урок на тему «Кислоты, их классификация и химические свойства»
Кислоты, их классификация и химические свойства
PPT / 890 Кб
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА
«УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2021»
Урок химии по теме:
«Кислоты, их классификация и химические свойства»
Учитель химии и биологии
первой квалификационной категории
МБОУ - СОШ №1 р.п. Степное
Юсупова Ольга Сергеевна
Степное 2021г.
Класс: 8
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока: сформировать понятие о кислотах, как об одном из классов неорганических соединений; изучить состав, классификацию, химические свойства.
Задачи:
Предметные: усвоение новых знаний на основе имеющихся, получение новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием.
Метапредметные: развитие познавательного интереса, логического мышления, памяти.
Личностные: формирование коммуникативных умений, сотрудничества и взаимопомощи.
Планируемые результаты:
уметь определять принадлежность веществ к классу кислот;
уметь называть кислоты по их формулам;
уметь выбирать формулы кислот из перечня веществ;
уметь классифицировать кислоты;
уметь применять знания по ТБ при работе с растворами кислот;
уметь называть химические свойства кислот.
Методы и методические приёмы: проведение в виде изучения нового материала с опорой на уже известные факты из практической жизни, в сопровождении с лабораторными опытами. Частично-поисковый метод, исследовательский, метод анализа, метод познавательной деятельности.
Ключевые компетенции:
Информационно-познавательная: умение работать с дополнительным источником литературы, выбирать главное, делать выводы.
Коммуникативная: включение в общение, умение высказывать свою точку зрения.
Предметные: изучение классификации, состава и свойств кислот.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация по теме урока, учебники, лимон; реактивы (растворы соляной, серной кислот; гранулы цинка, раствор хлорида бария, раствор карбоната натрия, штатив с пробирками, химические стаканы); пищевые кислоты и бытовая химия, ватман с мини-проектом.
Мотивация к деятельности. Организационный момент
Здравствуйте! Садитесь.
Я рада приветствовать вас на уроке химии. Посмотрите на свои парты, на которых лежат цветные карточки с формулами, сигнальные карточки, рабочие листы, с ними сегодня будем работать. Запишите в рабочих листах фамилию и имя (Приложение 1). Обратите внимание, на лист самооценки, который поможет вам оценить сегодня самих себя.
Актуализация знаний и проверка домашнего задания
Сегодня на занятии мы продолжим изучать многообразие мира неорганических веществ. Но для начала давайте вспомним:
Какие классы неорганических веществ мы изучили? (Оксиды, основания)
Какие вещества называют оксидами? (Сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, одним из которых является кислород, в степени окисления «-2»)
Какие вещества называют основаниями? (Сложные вещества, состоящие из металлов и одной или нескольких гидроксильных групп)
Вспомнить формулы наиболее распространенных оксидов и оснований, мы сможем с помощью игры Свиток. Проведем соревнование между рядами, 1 ряд пишет формулы оксидов, 2 ряд – формулы оснований. Работаем в парах. Я приглашаю проверить правильность написания формул оксидов и оснований. Все правильно, спасибо. Кто выполнил без ошибок, ставим в листе самооценки плюс, у кого была ошибка – ставим минус. Переходим к следующему заданию. На прошлом уроке мы рассматривали основания, я знаю, что вы любите играть в крестики-нолики.
Игра Крестики-нолики «Основания»
Найдите выигрышный путь, состоящий из формул оснований.
Са(ОН)2 |
Ва(ОН)2 |
СО2 |
NаН |
КОН |
НI |
Н2О |
СаСl2 |
Сu(ОН)2 |
Ребята, а почему я обозначила основания разным цветом? (красным цветом обозначены - растворимые; черным цветом – малорастворимые, зеленым – нерастворимые).
Формулировка цели урока. Изучение нового материала.
Ребята, обратите внимание, на предметном столике вы видите лимон. Какие ассоциации у вас вызывает? (кислые) А почему? (в лимоне содержится лимонная кислота)
А сможете ли вы назвать тему нашего урока? (Кислоты)
Действительно, тема нашего урока: «Кислоты, их классификация и химические свойства».
Предположите, что мы сегодня будем изучать на уроке?
Верно, сегодня на уроке мы обобщим знания о кислотах, узнаем химические свойства.
Эпиграфом к нашему уроку будут слова древнегреческого философа Аристотеля: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание». И обязательно вернемся к нему в конце урока.
Состав кислот.
Ребята, на доске представлены формулы неорганических веществ. Распределите их по группам, основываясь на ранее полученные знания (к доске выходят 3 человека, называют классы неорганических соединений: оксиды, основания, кислоты).
Посмотрите внимательно на формулы, которые остались на доске. Что между ними общего?
Верно, кислоты состоят из атомов водорода и кислотного остатка. Запишите определение кислот в рабочий лист.
Проверяем, Кислоты - это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.
Обратите внимание перед вами общая формула кислот: HnR, где R – кислотный остаток. Она состоит из атомов водорода и кислотного остатка, индекс n показывает валентность кислотного остатка. Запишите общую формулу в рабочий лист.
2. Классификация кислот
Какие бывают кислотные остатки? (простые и сложные)
В чем заключается это отличие? (наличие и отсутствие кислорода)
Правильно, кислотные остатки угольной, сернистой кислот содержат кислород, а кислотный остаток бромоводородной, фтороводородной кислот - не содержат.
Наличие кислорода или его отсутствие – один из признаков классификации кислот. По этому признаку кислоты подразделяют на две группы: бескислородные и кислородсодержащие.
Обратите внимание на количество атомов водорода (разное). Число атомов водорода в кислоте называется основностью. По этому признаку кислоты подразделяют на три группы: одноосновные, двухосновные, трехосновные.
Обратимся к таблице растворимости, практически все кислоты – растворимые, но есть исключение из правил – кремниевая кислота (нерастворимая). Способность растворяться в воде – еще один признак классификации кислот.
Также есть кислоты летучие и нелетучие; стабильные и нестабильные.
Давайте теперь сделаем вывод.
Вывод: Кислоты делятся на кислородсодержащие и бескислородные по наличию кислорода; по наличию атомов водорода - одноосновные, двухосновные, трехосновные; по растворимости: на растворимые и нерастворимые; по летучести: на летучие и нелетучие; по стабильности: стабильные и нестабильные.
Вспомните, как основные оксиды реагируют с растворами кислот (ученик выходит к доске и записывает схему реакцию взаимодействия оксида кальция с серной кислотой, уравнивает). Верно (вывешивание схемы на доске). Запишите уравнение реакции в рабочий лист.
Вспомните, как основания реагируют с растворами кислот (ученик выходит к доске и записывает схему реакцию взаимодействия гидроксида натрия с соляной кислотой, уравнивает). Верно, взаимодействие основания с кислотой, с образованием соли и воды называется реакцией нейтрализацией (вывешивание схемы на доске). Запишите уравнение реакции в рабочий лист.
Это вы ребята уже знаете, но кислоты обладают и другими свойствами.
Растворы кислот реагируют с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений металлов до водорода, с образованием солей и выделением водорода.
Демонстрация опыта. Посмотрите, какого цвета цинк (серебристый). В стакан опускаю гранулы цинка и приливаю раствор серной кислоты. Что вы наблюдаете? (образование пузырьков воздуха). О чем это говорит? (произошла химическая реакция). Верно (схема реакции на доске цинк + серная кислота → сульфат цинка и водород). Обязательно схему реакции мы переводим в химическое уравнение, что для этого нужно сделать? (уравнять). Проверяем, нужны ли здесь коэффициенты (нет). Теперь мы вправе поставить знак равенства. Запишите уравнение реакции в рабочий лист.
Следующая реакция растворов кислот с растворами солей. Демонстрация опыта. Берем раствор хлорида бария, добавляем раствор серной кислоты. Что вы наблюдаете (выпадение белого осадка сульфата бария) О чем это говорит? (произошла химическая реакция). Верно (схема реакции на доске хлорид бария + серная кислота → сульфат бария и соляная кислота). Обязательно схему реакции мы переводим в химическое уравнение, что для этого нужно сделать? (уравнять). Проверяем, нужны ли здесь коэффициенты (да). Теперь мы вправе поставить знак равенства (вывешивание схемы на доске) Запишите уравнение реакции в рабочий лист.
Таким образом, давайте еще раз повторим, какими химическими свойствами обладают кислоты (схемы в альбомном виде на доске). Поставьте в листе самооценки знак +, если верно записаны все уравнения химических реакций.
Закрепление.
И мы с вами переходим к практической работе. Те, у кого нет цветных карточек с формулами, вы работаете в группе, выполняем мини-проект «Химическая газета». А те, у кого лежат цветные карточки с формулами, должны пройти в химическую лабораторию, занять место в соответствии с формулой.
Перед вами лежат рабочие листы (Приложение 2), в которых вы будете работать.
Обратите внимание на памятки по мере безопасности работы с кислотами (Приложение 3).
Основные правила ТБ.
Напоминаю, при работе со стеклянной посудой соблюдаем безопасность, так стекло хрупкое, может разиться. Будьте аккуратны.
Растворы кислот могут вызвать ожоги, наливаем по каплям, работаем аккуратно над поддонами.
В случае попадания кислоты на кожу немедленно сообщите мне.
Работаем вместе со мной, слушаем внимательно и выполняем по моему указанию.
Проводим первый опыт «Взаимодействие цинка с раствором соляной кислоты».
Возьмите чистую сухую пробирку, поместите в нее гранулу цинка и прилейте 5-10 капель раствора соляной кислоты, формула которой HCl. Что вы наблюдаете? (выделение газа). Занесите информацию во вторую колонку таблицы. А в третью колонку запишите уравнение химической реакции.
Проводим второй опыт «Взаимодействие раствора карбоната натрия с раствором соляной кислоты».
Возьмите чистую сухую пробирку, прилейте в нее 5-10 капель раствора карбоната натрия, формула которой Na2CO3 и добавьте 5-10 капель раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете? (выделение газа). Занесите информацию во вторую колонку таблицы. А в третью колонку запишите уравнение химической реакции.
Лабораторная работа закончена, возвращаемся на свои места вместе с рабочими листами.
Пока вы выполняли лабораторную работу, ребята выполнили мини-проект. Пожалуйста, выходите к доске и расскажите нам, какое задание вы выполняли (ответы учеников). Спасибо. Поставьте в графе листа самооценки знак плюс.
А теперь проверим результаты лабораторной работы. Если все 4 графы заполнены верно, ставим «+», если нет, ставим «-» в листе самооценки.
Проверка знаний.
А теперь проверим знания, переходим к выполнению задания 4 в рабочем листе: вставьте пропущенные формулы (на это задание 1 минута).
Обратите внимание на слайд, сравните свои записи с эталоном.
Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2↑
Na2S + 2HCl = 2NaCl + H2S↑
Если все верно, ставим + в листе самооценки.
Переходим к выполнению задания 5 в рабочем листе «Применение кислот в жизни», вставьте пропущенные формулы и названия кислот (на это задание 1 минута).
Обратите внимание на слайд, сравните свои записи с эталоном.
Фосфорная кислота используется при производстве фосфорных удобрений.
В газированных напитках растворима угольная кислота, ее формула H2CO3.
В желудочном соке содержится соляная кислота, ее формула HCl.
Если все верно, ставим + в листе самооценки.
А сейчас, я вам продемонстрирую выставку, которая называется «Химия в жизни». Когда мы произносим слово кислота, то сразу представляем некое опасное вещество, к которому возникает негативное чувство. Многие думают, что кислоты скорее наши враги, чем друзья и считают, что кислоты получают только синтетическим путем. На самом деле это не так. Например, некоторые продукты, которые мы употребляем в пищу содержат кислоты: уксусная кислота – консервация, лимонная кислота – в приготовлении пищи, чистка серебряных украшений, накипи в чайниках; - в яблоках яблочная кислота, в лимоне лимонная кислота, в киви – фолиевая, никотиновая, молочная кислота в кисломолочных продуктах, которые придают эти продуктам кислый вкус. По - другому, мы можем назвать их пищевыми кислотами. Также кислоты находят широкое применение при производстве минеральных удобрений, моющих средств. С этим человек сталкивается в повседневной жизни. А также кислоты находятся в нас самих. На уроках биологии, вам наверняка говорили, какая кислота входит в состав желудочного сока, создает благоприятную среду для работы пищеварительного фермента (соляная).
Обратите внимание, что у меня в руках газированная минеральная вода. Что вы слышите, шипение (выделение газа). О чем это говорит, что в газированных напитках присутствует угольная кислота, которая неустойчивая и разлагается на углекислый газ и воду.
И мы с вами возвращаемся к эпиграфу нашего урока.
Знания нужно не только получать, но и учиться их применять на практике.
Подведение итогов.
Дифференцированное домашнее задание (Приложение 4).
Каждый может выбрать свой уровень выполнения. На следующем уроке проверим.
Ребята, оцените себя, используя критерии оценивания.
Скажите, пожалуйста, свои баллы. Выставление отметок.
Обратите внимание на сигнальные карточки у вас на партах. Проведем рефлексию.
Светофор: зеленый цвет – было все понятно и интересно; желтый – было понятно, но не все, затрудняетесь; красный – было трудно, непонятно.
Благодарю за проделанную работу. Урок окончен.
Приложение 1
Рабочий лист _____________________________________________________
ФИ ученика
Тема: «Кислоты, их классификация и химические свойства»
Дата:
1. Запишите определение:
Кислоты_____________________________________________________________________________________________________________________________
2. Общая формула кислот:
__________________________________________________________________
3. Химические свойства:
1.Взаимодействие оксида кальция с соляной кислотой:
2. Взаимодействие гидроксида калия с соляной кислотой:
3. Взаимодействие цинка с раствором серной кислоты:
4. Взаимодействие раствора хлорида бария с раствором серной кислоты:
4. Проверка знаний
Вставить пропущенные формулы
Mg + H2SO4 = …. + ……
Na2S + HCl = ….. + ……
5. Применение кислот в жизни (вставьте формулы и названия кислот)
___________ используется при производстве фосфорных удобрений.
В газированных напитках растворима _________________ кислота, ее формула _______.
В желудочном соке содержится ____________ кислота, ее формула ________________.
Лист самооценки
«Свиток» (актуализация ранее полученных знаний) |
Химические свойства кислот |
Выполнение лабораторного опыта/ мини - проекта |
Проверка знаний |
Применение кислот в жизни |
|
|
|
|
|
«+» - выполнил задание правильно;
«-» - при выполнении задания возникли трудности.
Критерии оценивания: 5б - пять «+»; 4б - четыре «+»; 3б - три «+»
Твоя отметка:
Приложение 2
Рабочий лист лабораторной работы
по теме: «Кислоты, их классификация и химические свойства»
Что делали |
Признаки реакции |
Уравнение химической реакции |
Опыт №1 «Взаимодействие цинка с раствором соляной кислоты» В пробирку опустите гранулу цинка и прилейте 5-10 капель раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете? |
|
|
Опыт №2 «Взаимодействие раствора карбоната натрия с раствором соляной кислоты» В пробирку прилейте 5-10 капель раствора карбоната натрия и добавьте 5-10 капель соляной кислоты. Что вы наблюдаете? |
|
|
Приложение 3
Инструкция
Меры безопасности при работе с кислотами
Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.
Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.
При наливании реактивов не наклоняться над сосудом во избежание попадания брызг или частиц на лицо или одежду.
Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.
После употребления реактива банку и склянку закрыть пробкой и
поставить на место.
При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот.
Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.
Приложение 4
Дифференцированное домашнее задание по теме:
«Кислоты, их классификация и химические свойства»
На «5»
Напишите химическое уравнение для следующих реакций:
гидроксид калия + серная кислота
карбонат калия + азотная кислота
Проведите домашнюю экспериментальную работу по следующему плану:
1. Капните 1-2 каплями лимонного сока на лакмусовую бумажку.
2. Отметьте цвет лакмусовой бумажки.
3. Зарисуйте опыт с лимоном в тетрадь и зафиксируйте результаты опыта.
4. Сделайте вывод о том, почему лимон кислый.
На «4»
В приведённых ниже схемах уравнений реакций замените буквы и слова формулами соответствующих веществ. Напишите уравнения реакций между этими веществами.
1) С + кислота → соль + кислота
2) Д + кислота → соль + вода
3) А + кислота → соль + вода + газ
Проведите домашнюю экспериментальную работу по следующему плану:
1. Опустите лакмусовую бумажку в стакан с лимонадом.
2. Пронаблюдайте изменение цвета лакмусовой бумажки.
3. Зарисуйте опыт с лимонадом в тетради и зафиксируйте результаты опыта.
4. Какое вещество, содержащееся в лимонаде, изменяет окраску индикатора? Почему? Письменно сделайте вывод.
5. Определите формулу этого вещества.
На «3»Используя дополнительную литературу, соберите сведения о распространённости в природе кислот и областях их применения. Придумайте способ представления собранного материала на половине ватмана. На обратной стороне ватмана запишите литературу.