Урок химии в 8 классе. «____»________________20___ г.
Кислоты, их классификация и свойства.
Цель.Изучить классификацию и свойства кислот.
Задачи
Образовательные. Способствовать формированию знаний обучающихся о кислотах, их составе, классификации и свойствах .
Развивающие. Способствовать формированию умений обобщать знания, полученные из разных источников, устанавливать причинно – следственные связи; развивать умения работать по заданному алгоритму, проверять и оценивать учебный материал.
Воспитательные.Формировать умение работать в коллективе, где развиваются доброжелательность и требовательность к себе и своему товарищу. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.воспитывать интерес у учащихся к урокам химии, соблюдать технику безопасности при работе с кислотами.
Оборудование. Оксид меди (II), серная кислота, гидроксид натрия, фенолфталеин, соляная кислота, силикат натрия, карбонат калия, хлорид бария, железные опилки, медные опилки,
Ход урока.
Классификация кислот.
Заполните таблицу «Классификация кислот» формулами кислот и названиями групп, к которым они принадлежат по различным признакам классификации.
Признак классификации |
Название и формула кислоты |
||
Серная ______________ |
Угольная_____________ |
Фосфорная ________ |
|
Наличие кислорода |
|||
Растворимость |
|||
Основность |
|||
Летучесть |
|||
Сила кислот |
Лабораторная работа «Типичные реакции кислот».
Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
В пробирку поместите немного (объемом со спичечную головку) порошка оксида меди(II). Отметьте цвет вещества.________________________________________
Налейте в пробирку с оксидом меди(II) 1-2 мл раствора серной кислоты. Для ускорения реакции слегка нагрейте (не доводя до кипения) содержимое пробирки. Что наблюдаете?______________________________________________________________
Напишите молекулярное и ионные уравнения реакций оксида (II) с серной кислотой.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Взаимодействие кислот с основаниями.
Налейте в пробирку 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте к нему 1-2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете?_____________________________________________
Объясните, какие частицы в растворе гидроксида натрия вызвали изменение окраски индикатора. _______________________________________________________________
К раствору щелочи с фенолфталеином добавляете по каплям соляную кислоту, перемешивая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете?________________________
___________________________________________________________________________
Объясните, образование какого вещества привело к изменению окраски индикатора.
___________________________________________________________________________
Потрогайте пробирку, в которой проводили реакцию. Сделайте вывод о тепловом эффекте проведенной реакции. _______________________________________________
___________________________________________________________________________
Составьте молекулярное и ионные уравнения проведенной реакции.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Взаимодействие кислот с солями.
В трех пробирках слейте попарно по 1-2 мл растворов следующих веществ:
1-я пробирка: соляная кислота и силикат натрия
2-я пробирка: серная кислота и карбонат калия
3-я пробирка: соляная кислота и хлорид бария
Оформите отчет, заполнив таблицу.
Что делали |
Уравнения реакции (молекулярные и ионные) |
Наблюдения |
соляная кислота + силикат натрия |
||
серная кислота + карбонат калия |
||
соляная кислота + хлорид бария |
Вывод. Кислоты взаимодействуют с солями, если в результате реакции образуется _______________________ или __________________ .
Взаимодействие кислот с металлами.
Поместите в две пробирки металлы: в 1-ю – железные опилки, во 2-ю – медь. Налейте в пробирки раствор серной кислоты.
Оформите отчет, заполнив таблицу.
Что делали |
Уравнения реакции (молекулярные и ионные) |
Наблюдения |
железо+ серная кислота |
||
Медь +серная кислота |
Кислоты взаимодействуют с металлами согласно схеме:
Металл + кислота = соль + водород
при следующих условиях:
металл находится в электрохимическом ряду напряжений ___________________________;
в результате реакции образуется _________________________________________ соль;
для таких реакций не используют щелочные металлы, так как они взаимодействуют с водой;
из азотной кислоты металлы водород не вытесняют;
концентрированные кислоты взаимодействуют с металлами по-другому.
Закрепление.
1 вариант.
Соляной и азотной кислотам соответствуют формулы:
А) HClO4 и HNO3 Б)HCl и HNO3
В) HBr и HNO3 Г)HF и NH3
Одноосновными кислотами являются:
А) ортофосфорная и сернистая Б) серная и сероводородная
В) хлороводородная и азотная Г)бромоводородная и серная
Лакмус в растворах кислот становится:
А) желтым Б) фиолетовым
В) красным Г) синим
Раствор серной кислоты взаимодействует с веществом, формула которого:
А) Ag Б)SiO2В) PГ)BaO
С образованием нерастворимого вещества протекает реакция между веществами, формулы которых:
А) HClиNa2SiO3 Б)HClиCa(NO3)2
В) HNO3и BaCO3Г)H2SO4 и FeS
Степень окисления центрального атома в серной кислоте равна:
А)+4 Б) +2 В) +6 Г) -6
2 вариант.
Кислотам сернистой и азотной соответствуют формулы:
А) H2S, HNO3 Б) H2SO4, HNO2
В) H2SO3, HNO2 Г) H2SO3, HNO3
Серная кислота:
А)одноосновная, сильная Б) двухосновная, слабая
В) двухосновная, сильная Г)одноосновная,слабая
Фенолфталеин в растворе кислоты:
А) малиновый Б) синий
В) бесцветный Г) желтый
Соляная кислота взаимодействует с каждым веществом:
А)Na2SiO3 и Al Б)P2O5 и Na
В) KOH и SO3 Г)Fe2O3 и HBr
С образованием воды и газа протекает реакция между веществами, формулы которых:
А) HCl и Hg(NO3)2 Б) H2SO4 и BaCl2
В)HCl и Na2CO3 Г)HNO3 и CuO
Степень окисления центрального атома в азотной кислоте равна:
А) +3 Б) -3 В) +5 Г) -5
Домашнее задание.§ 38, упр. 4 стр. 214
Рабочая карта урока.
Учени____ 8 «__» класса ___________________________________________________________
Кислоты, их классификация и свойства.
Заполните таблицу «Классификация кислот» формулами кислот и названиями групп, к которым они принадлежат по различным признакам классификации.
Признак классификации |
Название и формула кислоты |
||
Серная ______________ |
Угольная_____________ |
Фосфорная ________ |
|
Наличие кислорода |
|||
Растворимость |
|||
Основность |
|||
Летучесть |
|||
Сила кислот |
Лабораторная работа «Типичные реакции кислот».
Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
В пробирку поместите немного (объемом со спичечную головку) порошка оксида меди(II). Отметьте цвет вещества.________________________________________
Налейте в пробирку с оксидом меди(II) 1-2 мл раствора серной кислоты. Для ускорения реакции слегка нагрейте (не доводя до кипения) содержимое пробирки. Что наблюдаете?______________________________________________________________
Напишите молекулярное и ионные уравнения реакций оксида (II) с серной кислотой.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Взаимодействие кислот с основаниями.
Налейте в пробирку 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте к нему 1-2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете?_____________________________________________
Объясните, какие частицы в растворе гидроксида натрия вызвали изменение окраски индикатора. _______________________________________________________________
К раствору щелочи с фенолфталеином добавляете по каплям соляную кислоту, перемешивая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете?________________________
___________________________________________________________________________
Объясните, образование какого вещества привело к изменению окраски индикатора.
___________________________________________________________________________
Потрогайте пробирку, в которой проводили реакцию. Сделайте вывод о тепловом эффекте проведенной реакции. _______________________________________________
___________________________________________________________________________
Составьте молекулярное и ионные уравнения проведенной реакции.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Взаимодействие кислот с солями.
В трех пробирках слейте попарно по 1-2 мл растворов следующих веществ:
1-я пробирка: соляная кислота и силикат натрия
2-я пробирка: серная кислота и карбонат калия
3-я пробирка: соляная кислота и хлорид бария
Оформите отчет, заполнив таблицу.
Что делали |
Уравнения реакции (молекулярные и ионные) |
Наблюдения |
соляная кислота + силикат натрия |
||
серная кислота + карбонат калия |
||
соляная кислота + хлорид бария |
Вывод. Кислоты взаимодействуют с солями, если в результате реакции образуется _______________________ или __________________ .
Взаимодействие кислот с металлами.
Поместите в две пробирки металлы: в 1-ю – железные опилки, во 2-ю – медь. Налейте в пробирки раствор серной кислоты.
Оформите отчет, заполнив таблицу.
Что делали |
Уравнения реакции (молекулярные и ионные) |
Наблюдения |
железо+ серная кислота |
||
Медь +серная кислота |
Кислоты взаимодействуют с металлами согласно схеме:
Металл + кислота = соль + водород
при следующих условиях:
металл находится в электрохимическом ряду напряжений ___________________________;
в результате реакции образуется _________________________________________ соль;
для таких реакций не используют щелочные металлы, так как они взаимодействуют с водой;
из азотной кислоты металлы водород не вытесняют;
концентрированные кислоты взаимодействуют с металлами по-другому.
Выберите один правильный ответ.
Соляной и азотной кислотам соответствуют формулы:
А) HClO4 и HNO3 Б) HCl и HNO3
В) HBr и HNO3 Г)HF и NH3
Одноосновными кислотами являются:
А) ортофосфорная и сернистая Б) серная и сероводородная
В) хлороводородная и азотная Г) бромоводородная и серная
Лакмус в растворах кислот становится:
А) желтым Б) фиолетовым
В) красным Г) синим
Раствор серной кислоты взаимодействует с веществом, формула которого:
А) Ag Б)SiO2 В) P Г)BaO
С образованием нерастворимого вещества протекает реакция между веществами, формулы которых:
А) HCl и Na2SiO3 Б) HClиCa(NO3)2
В) HNO3 и BaCO3 Г) H2SO4 и FeS
Степень окисления центрального атома в серной кислоте равна:
А)+4 Б) +2 В) +6 Г) -6
Выберите один правильный ответ.
Кислотам сернистой и азотной соответствуют формулы:
А) H2S, HNO3 Б) H2SO4, HNO2
В) H2SO3, HNO2 Г)H2SO3, HNO3
Серная кислота:
А)одноосновная, сильная Б) двухосновная, слабая
В) двухосновная, сильная Г)одноосновная,слабая
Фенолфталеин в растворе кислоты:
А) малиновый Б) синий
В) бесцветный Г) желтый
Соляная кислота взаимодействует с каждым веществом:
А)Na2SiO3 и Al Б)P2O5 и Na
В) KOHиSO3 Г)Fe2O3 и HBr
С образованием воды и газа протекает реакция между веществами, формулы которых:
А) HCl и Hg(NO3)2 Б)H2SO4 и BaCl2
В) HCl и Na2CO3 Г)HNO3 и CuO
Степень окисления центрального атома в азотной кислоте равна:
А) +3 Б) -3 В) +5 Г) -5