СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Олифирова Ольга Владимировна1483
В школе работаю девятнадцатый год. Преподаю химию и биологию. Увлекаюсь комнатными растениями. Нравится осваивать различные творческие технологии и обучать данными технологиями детей. Сейчас осваиваем модульное оригами.
Россия, Забайкальский край, Чита
Материал размещён в группе «Учителя химии»

Урок химии в 8 классе. «____»________________20___ г.

Кислоты, их классификация и свойства.

Цель.Изучить классификацию и свойства кислот.

Задачи

Образовательные. Способствовать формированию знаний обучающихся о кислотах, их составе, классификации и свойствах .

Развивающие. Способствовать формированию умений обобщать знания, полученные из разных источников, устанавливать причинно – следственные связи; развивать умения работать по заданному алгоритму, проверять и оценивать учебный материал.

Воспитательные.Формировать умение работать в коллективе, где развиваются доброжелательность и требовательность к себе и своему товарищу. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.воспитывать интерес у учащихся к урокам химии, соблюдать технику безопасности при работе с кислотами.

Оборудование. Оксид меди (II), серная кислота, гидроксид натрия, фенолфталеин, соляная кислота, силикат натрия, карбонат калия, хлорид бария, железные опилки, медные опилки,

Ход урока.

Классификация кислот.

Заполните таблицу «Классификация кислот» формулами кислот и названиями групп, к которым они принадлежат по различным признакам классификации.

Признак классификации

Название и формула кислоты

Серная ______________

Угольная_____________

Фосфорная ________

Наличие кислорода

     

Растворимость

     

Основность

     

Летучесть

     

Сила кислот

     


 

Лабораторная работа «Типичные реакции кислот».

Взаимодействие кислот с оксидами металлов.

В пробирку поместите немного (объемом со спичечную головку) порошка оксида меди(II). Отметьте цвет вещества.________________________________________

Налейте в пробирку с оксидом меди(II) 1-2 мл раствора серной кислоты. Для ускорения реакции слегка нагрейте (не доводя до кипения) содержимое пробирки. Что наблюдаете?______________________________________________________________

Напишите молекулярное и ионные уравнения реакций оксида (II) с серной кислотой.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Взаимодействие кислот с основаниями.

Налейте в пробирку 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте к нему 1-2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете?_____________________________________________

Объясните, какие частицы в растворе гидроксида натрия вызвали изменение окраски индикатора. _______________________________________________________________

К раствору щелочи с фенолфталеином добавляете по каплям соляную кислоту, перемешивая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете?________________________

___________________________________________________________________________

Объясните, образование какого вещества привело к изменению окраски индикатора.

___________________________________________________________________________

Потрогайте пробирку, в которой проводили реакцию. Сделайте вывод о тепловом эффекте проведенной реакции. _______________________________________________

___________________________________________________________________________


 

Составьте молекулярное и ионные уравнения проведенной реакции.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Взаимодействие кислот с солями.

В трех пробирках слейте попарно по 1-2 мл растворов следующих веществ:

1-я пробирка: соляная кислота и силикат натрия

2-я пробирка: серная кислота и карбонат калия

3-я пробирка: соляная кислота и хлорид бария

Оформите отчет, заполнив таблицу.

Что делали

Уравнения реакции (молекулярные и ионные)

Наблюдения

соляная кислота + силикат натрия

   

серная кислота + карбонат калия

   

соляная кислота + хлорид бария

   

Вывод. Кислоты взаимодействуют с солями, если в результате реакции образуется _______________________ или __________________ .

Взаимодействие кислот с металлами.

Поместите в две пробирки металлы: в 1-ю – железные опилки, во 2-ю – медь. Налейте в пробирки раствор серной кислоты.

Оформите отчет, заполнив таблицу.

Что делали

Уравнения реакции (молекулярные и ионные)

Наблюдения

железо+ серная кислота

   

Медь +серная кислота

   


 

Кислоты взаимодействуют с металлами согласно схеме:

Металл + кислота = соль + водород

при следующих условиях:

металл находится в электрохимическом ряду напряжений ___________________________;

в результате реакции образуется _________________________________________ соль;

для таких реакций не используют щелочные металлы, так как они взаимодействуют с водой;

из азотной кислоты металлы водород не вытесняют;

концентрированные кислоты взаимодействуют с металлами по-другому.


 

Закрепление.

1 вариант.

Соляной и азотной кислотам соответствуют формулы:

А) HClO4 и HNO3 Б)HCl и HNO3

В) HBr и HNO3 Г)HF и NH3

Одноосновными кислотами являются:

А) ортофосфорная и сернистая Б) серная и сероводородная

В) хлороводородная и азотная Г)бромоводородная и серная

Лакмус в растворах кислот становится:

А) желтым Б) фиолетовым

В) красным Г) синим

Раствор серной кислоты взаимодействует с веществом, формула которого:

А) Ag Б)SiO2В) PГ)BaO

С образованием нерастворимого вещества протекает реакция между веществами, формулы которых:

А) HClиNa2SiO3 Б)HClиCa(NO3)2

В) HNO3и BaCO3Г)H2SO4 и FeS

Степень окисления центрального атома в серной кислоте равна:

А)+4 Б) +2 В) +6 Г) -6

2 вариант.

Кислотам сернистой и азотной соответствуют формулы:

А) H2S, HNO3 Б) H2SO4, HNO2

В) H2SO3, HNO2 Г) H2SO3, HNO3

Серная кислота:

А)одноосновная, сильная Б) двухосновная, слабая

В) двухосновная, сильная Г)одноосновная,слабая

Фенолфталеин в растворе кислоты:

А) малиновый Б) синий

В) бесцветный Г) желтый

Соляная кислота взаимодействует с каждым веществом:

А)Na2SiO3 и Al Б)P2O5 и Na

В) KOH и SO3 Г)Fe2O3 и HBr

С образованием воды и газа протекает реакция между веществами, формулы которых:

А) HCl и Hg(NO3)2 Б) H2SO4 и BaCl2

В)HCl и Na2CO3 Г)HNO3 и CuO

Степень окисления центрального атома в азотной кислоте равна:

А) +3 Б) -3 В) +5 Г) -5


 

Домашнее задание.§ 38, упр. 4 стр. 214


 


 

Рабочая карта урока.

Учени____ 8 «__» класса ___________________________________________________________

Кислоты, их классификация и свойства.

Заполните таблицу «Классификация кислот» формулами кислот и названиями групп, к которым они принадлежат по различным признакам классификации.

Признак классификации

Название и формула кислоты

Серная ______________

Угольная_____________

Фосфорная ________

Наличие кислорода

     

Растворимость

     

Основность

     

Летучесть

     

Сила кислот

     


 

Лабораторная работа «Типичные реакции кислот».

Взаимодействие кислот с оксидами металлов.

В пробирку поместите немного (объемом со спичечную головку) порошка оксида меди(II). Отметьте цвет вещества.________________________________________

Налейте в пробирку с оксидом меди(II) 1-2 мл раствора серной кислоты. Для ускорения реакции слегка нагрейте (не доводя до кипения) содержимое пробирки. Что наблюдаете?______________________________________________________________

Напишите молекулярное и ионные уравнения реакций оксида (II) с серной кислотой.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Взаимодействие кислот с основаниями.

Налейте в пробирку 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте к нему 1-2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете?_____________________________________________

Объясните, какие частицы в растворе гидроксида натрия вызвали изменение окраски индикатора. _______________________________________________________________

К раствору щелочи с фенолфталеином добавляете по каплям соляную кислоту, перемешивая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете?________________________

___________________________________________________________________________

Объясните, образование какого вещества привело к изменению окраски индикатора.

___________________________________________________________________________

Потрогайте пробирку, в которой проводили реакцию. Сделайте вывод о тепловом эффекте проведенной реакции. _______________________________________________

___________________________________________________________________________


 

Составьте молекулярное и ионные уравнения проведенной реакции.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Взаимодействие кислот с солями.

В трех пробирках слейте попарно по 1-2 мл растворов следующих веществ:

1-я пробирка: соляная кислота и силикат натрия

2-я пробирка: серная кислота и карбонат калия

3-я пробирка: соляная кислота и хлорид бария

Оформите отчет, заполнив таблицу.

Что делали

Уравнения реакции (молекулярные и ионные)

Наблюдения

соляная кислота + силикат натрия

   

серная кислота + карбонат калия

   

соляная кислота + хлорид бария

   

Вывод. Кислоты взаимодействуют с солями, если в результате реакции образуется _______________________ или __________________ .

Взаимодействие кислот с металлами.

Поместите в две пробирки металлы: в 1-ю – железные опилки, во 2-ю – медь. Налейте в пробирки раствор серной кислоты.

Оформите отчет, заполнив таблицу.

Что делали

Уравнения реакции (молекулярные и ионные)

Наблюдения

железо+ серная кислота

   

Медь +серная кислота

   


 

Кислоты взаимодействуют с металлами согласно схеме:

Металл + кислота = соль + водород

при следующих условиях:

металл находится в электрохимическом ряду напряжений ___________________________;

в результате реакции образуется _________________________________________ соль;

для таких реакций не используют щелочные металлы, так как они взаимодействуют с водой;

из азотной кислоты металлы водород не вытесняют;

концентрированные кислоты взаимодействуют с металлами по-другому.


 


 


 


 


 


 


 

Выберите один правильный ответ.

Соляной и азотной кислотам соответствуют формулы:

А) HClO4 и HNO3 Б) HCl и HNO3

В) HBr и HNO3 Г)HF и NH3

Одноосновными кислотами являются:

А) ортофосфорная и сернистая Б) серная и сероводородная

В) хлороводородная и азотная Г) бромоводородная и серная

Лакмус в растворах кислот становится:

А) желтым Б) фиолетовым

В) красным Г) синим

Раствор серной кислоты взаимодействует с веществом, формула которого:

А) Ag Б)SiO2 В) P Г)BaO

С образованием нерастворимого вещества протекает реакция между веществами, формулы которых:

А) HCl и Na2SiO3 Б) HClиCa(NO3)2

В) HNO3 и BaCO3 Г) H2SO4 и FeS

Степень окисления центрального атома в серной кислоте равна:

А)+4 Б) +2 В) +6 Г) -6


 


 

Выберите один правильный ответ.


 

Кислотам сернистой и азотной соответствуют формулы:

А) H2S, HNO3 Б) H2SO4, HNO2

В) H2SO3, HNO2 Г)H2SO3, HNO3

Серная кислота:

А)одноосновная, сильная Б) двухосновная, слабая

В) двухосновная, сильная Г)одноосновная,слабая

Фенолфталеин в растворе кислоты:

А) малиновый Б) синий

В) бесцветный Г) желтый

Соляная кислота взаимодействует с каждым веществом:

А)Na2SiO3 и Al Б)P2O5 и Na

В) KOHиSO3 Г)Fe2O3 и HBr

С образованием воды и газа протекает реакция между веществами, формулы которых:

А) HCl и Hg(NO3)2 Б)H2SO4 и BaCl2

В) HCl и Na2CO3 Г)HNO3 и CuO

Степень окисления центрального атома в азотной кислоте равна:

А) +3 Б) -3 В) +5 Г) -5


 


 

Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.