Урок химии в 8 классе
УМК: О.С. Габриелян
Тема. Основания, их классификация и свойства.
Цель: создание условий для формирования представлений у учащихся о классификации оснований, их химических свойствах в свете теории электролитической диссоциации.
Задачи:
Образовательные: познакомить с основаниями как классом электролитов, рассмотреть их классификацию по различным признакам, охарактеризовать общие свойства оснований в свете ионных представлений.
Развивающие: развивать творческие и аналитические способности учащихся, умение систематизировать и обобщать информацию, развивать практические навыки, познавательный интерес к изучаемому предмету.
Воспитательные: формировать умение работать в группе и индивидуально, воспитывать чувство ответственности, взаимоподдержки.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Технология: технология развития критического мышления (ТРКМ)
Оборудование: таблица растворимости кислот, оснований и солей, спиртовка, лабораторный штатив, пробирки, лотки с набором реактивов: гидроксид натрия, гидроксид кальция, соляная кислота, серная кислота, индикаторная бумага (фенолфталеин), сульфат меди (II).
ХОД УРОКА
Вызов
- Добрый день, я рада приветствовать вас на уроке химии. Сегодня перед вами откроются новые тайны этого удивительного предмета. Надеюсь, что наша работа на уроке будет интересной и плодотворной.
- Ребята, какую тему мы проходим уже несколько уроков?
- Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.
- Со свойствами, каких веществ вы уже познакомились?
- Со свойствами кислот.
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним классом электролитов, а с каким вы узнаете, выполнив задание.
Игра «Третий лишний».
Посмотрите на доску. Вычеркните лишние вещества из строчек?
KOН |
Cu(OH)2 |
CаO |
ZnCl2 |
Mg(OH)2 |
Cа(OH)2 |
H2SO4 |
Fe(OH)2 |
LiOH |
Al(OH)3 |
Ca |
NaOH |
- Что за вещества остались в таблице? Дайте определение классу в свете теории электролитической диссоциации.
- Основания. Основаниями называют электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и гидроксид - анионы ОН.
- Определите тему нашего урока?
- Основания, их классификация и свойства.
- Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Приём «Знаю - хочу узнать - узнал»
- Заполните в тетради таблицу, отвечая на вопросы:
- Что вы знаете по данной теме? Что хотите узнать?
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
- (Учащиеся самостоятельно заполняют две первые колонки)
- Итак, что вы уже знаете по теме урока?
- (Учащиеся должны назвать: определение класса, привести примеры оснований растворимых и нерастворимых, назвать их физические свойства)
- Что бы вы хотели узнать?
(- По каким признакам ещё классифицируются основания.
- С какими веществами реагируют основания (химические свойства).
- Где применяются в быту.)
Осмысление
Приём «Инсерт»
- Откройте учебник на странице 214, параграф 39 и, используя приём «Инсерт» прочитайте текст, расставляя на полях учебника карандашом следующие значки:
«V» – уже знал
«+» – новое
«?» – не понял, есть вопросы.
- После прочтения текста вернитесь к своим пометкам и заполните таблицу:
Уже знал «V». |
Узнал новое «+». |
Не понял. Есть вопрос. |
(Самостоятельная индивидуальная работа учащихся с текстом: чтение с пометками, заполнение таблицы)
Физкультминутка
- Расскажите друг другу, что нового вы узнали по теме урока?
- Заполните колонку «Узнал» таблицы.
- Какие вопросы у вас возникли по новой теме?
(Могут возникнуть вопросы:
- С какими веществами реагируют растворимые основания?
- С какими веществами реагируют нерастворимые основания?
- При каких условиях протекают данные реакции?)
- Чтобы ответить на ваши вопросы, проведём лабораторную работу. Работать будем в группах. Каждая группа будет работать по своей инструктивной карте. Вам необходимо выполнить опыты, занести наблюдения в таблицу, написать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Перед работой вспомним правила техники безопасности.
Учащиеся выполняют лабораторную работу, используя инструктивные карты (Приложение). Первая группа изучает химические свойства растворимых оснований, вторая группа – нерастворимых.
- Запишите на доске в молекулярном и ионном виде уравнения проведённых реакций.
(От каждой группы выходят по три представителя и записывают уравнения реакций в молекулярном и ионном виде)
- Сделайте вывод, с какими веществами реагируют основания?
(Вывод: основания изменяют окраску индикаторов, взаимодействуют с кислотами, с оксидами неметаллов, которым соответствуют кислоты, реагируют с солями, если в результате реакции образуется осадок или выделяется газ. Нерастворимые основания разлагаются при нагревании.)
- Запишите полученный вывод в таблицу.
Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
- Что особенно запомнилось?
- С какими трудностями столкнулись?
- Какие вопросы у вас возникли в связи с этим?
- Над чем нужно ещё поработать.
- Что больше всего понравилось?
- Ребята, проявите своё творчество и составьте синквейн по теме урока.
- (Учащиеся составляют и зачитывают синквейны).
- Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Выставление оценок.
- Как вы думаете, мы изучили свойства всех веществ? Я надеюсь, что и следующий урок химии принесёт вам много открытий.
Домашнее задание.
На оценку «5» - § 39, подготовить сообщение о применении оснований в быту;
На оценку «4» - § 39, упражнение 3 стр. 217.
На оценку «3» - § 39, знать химические свойства оснований.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Инструктивная карта № 1
Химические свойства щелочей
Налейте в пробирку немного гидроксида натрия, опустите небольшой кусочек фенолфталеиновой бумаги. Что наблюдаете? Почему фенолфталеин принял такую окраску? Добавляйте к раствору гидроксида натрия по каплям раствор соляной кислоты до изменения окраски индикатора. Результаты наблюдения занесите в таблицу. Запишите уравнение реакции взаимодействия гидроксида натрия и соляной кислоты в молекулярном и ионном виде.
В пробирку налейте раствор гидроксида кальция. С помощью газоотводной трубки сделайте несколько выдохов через раствор. Что вы наблюдаете? Почему происходит помутнение раствора? Какой газ вы выдыхали?
В пробирку с раствором сульфата меди (II) добавьте раствор гидроксида натрия. Запишите свои наблюдения в таблицу и составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Химические свойства |
Что наблюдали, вывод |
Уравнения реакции |
Взаимодействие с кислотами |
||
Взаимодействие с оксидами неметаллов |
||
Взаимодействие с солями |
Инструктивная карта № 2
Химические свойства нерастворимых оснований
В пробирку налейте раствор гидроксида натрия и такое же по объему количество раствора сульфата меди(II). Что вы наблюдаете? Результаты наблюдения занесите в таблицу и составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде. Содержимое пробирки разделите на две части.
В одну пробирку с осадком нерастворимого основания добавьте несколько капель раствора серной кислоты. Содержимое пробирки встряхните, при этом помните о правилах техники безопасности. Если осадок не растворился, добавьте еще немного кислоты. Растворение осадка – это признак химической реакции. Сделайте вывод. Результаты наблюдения занесите в таблицу и составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Закрепите вторую пробирку с осадком Cu(OH)2 в держателе. Зажгите спиртовку. Равномерно нагрейте всю пробирку. Через некоторое время нагревайте только то место пробирки, где находится голубой осадок гидроксида меди(II). Результаты наблюдения занесите в таблицу и составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Химические свойства |
Что наблюдали, вывод |
Уравнения реакции |
Получение нерастворимого основания |
||
Взаимодействие с кислотами |
||
Разложение нерастворимых оснований при нагревании |