Урок химии в 8 классе по теме «Основания, их классификация и свойства»

5
0
Материал опубликован 17 July 2017 в группе

Урок химии в 8 классе

УМК: О.С. Габриелян

Тема. Основания, их классификация и свойства.

Цель: создание условий для формирования представлений у учащихся о классификации оснований, их химических свойствах в свете теории электролитической диссоциации.

Задачи:

Образовательные: познакомить с основаниями как классом электролитов, рассмотреть их классификацию по различным признакам, охарактеризовать общие свойства оснований в свете ионных представлений.

Развивающие: развивать творческие и аналитические способности учащихся, умение систематизировать и обобщать информацию, развивать практические навыки, познавательный интерес к изучаемому предмету.

Воспитательные: формировать умение работать в группе и индивидуально, воспитывать чувство ответственности, взаимоподдержки.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология: технология развития критического мышления (ТРКМ)

Оборудование: таблица растворимости кислот, оснований и солей, спиртовка, лабораторный штатив, пробирки, лотки с набором реактивов: гидроксид натрия, гидроксид кальция, соляная кислота, серная кислота, индикаторная бумага (фенолфталеин), сульфат меди (II).

ХОД УРОКА

Вызов

- Добрый день, я рада приветствовать вас на уроке химии. Сегодня перед вами откроются новые тайны этого удивительного предмета. Надеюсь, что наша работа на уроке будет интересной и плодотворной.

- Ребята, какую тему мы проходим уже несколько уроков?

- Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

- Со свойствами, каких веществ вы уже познакомились?

- Со свойствами кислот.

- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним классом электролитов, а с каким вы узнаете, выполнив задание.

Игра «Третий лишний».

Посмотрите на доску. Вычеркните лишние вещества из строчек?

KOН

Cu(OH)2

CаO

ZnCl2

Mg(OH)2

Cа(OH)2

H2SO4

Fe(OH)2

LiOH

Al(OH)3

Ca

NaOH

- Что за вещества остались в таблице? Дайте определение классу в свете теории электролитической диссоциации.

- Основания. Основаниями называют электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и гидроксид - анионы ОН.

- Определите тему нашего урока?

- Основания, их классификация и свойства.

- Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Приём «Знаю - хочу узнать - узнал»

- Заполните в тетради таблицу, отвечая на вопросы:

- Что вы знаете по данной теме? Что хотите узнать?

Знаю

Хочу узнать

Узнал

     

- (Учащиеся самостоятельно заполняют две первые колонки)

- Итак, что вы уже знаете по теме урока?

- (Учащиеся должны назвать: определение класса, привести примеры оснований растворимых и нерастворимых, назвать их физические свойства)

- Что бы вы хотели узнать?

(- По каким признакам ещё классифицируются основания.

- С какими веществами реагируют основания (химические свойства).

- Где применяются в быту.)

Осмысление

Приём «Инсерт»

- Откройте учебник на странице 214, параграф 39 и, используя приём «Инсерт» прочитайте текст, расставляя на полях учебника карандашом следующие значки:
«V» – уже знал
«+» – новое
«?» – не понял, есть вопросы.

- После прочтения текста вернитесь к своим пометкам и заполните таблицу:

Уже знал «V».

Узнал новое «+».

Не понял. Есть вопрос.

     
     
     

(Самостоятельная индивидуальная работа учащихся с текстом: чтение с пометками, заполнение таблицы)

Физкультминутка

- Расскажите друг другу, что нового вы узнали по теме урока?

- Заполните колонку «Узнал» таблицы.

- Какие вопросы у вас возникли по новой теме?

(Могут возникнуть вопросы:

- С какими веществами реагируют растворимые основания?

- С какими веществами реагируют нерастворимые основания?

- При каких условиях протекают данные реакции?)

- Чтобы ответить на ваши вопросы, проведём лабораторную работу. Работать будем в группах. Каждая группа будет работать по своей инструктивной карте. Вам необходимо выполнить опыты, занести наблюдения в таблицу, написать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Перед работой вспомним правила техники безопасности.

Учащиеся выполняют лабораторную работу, используя инструктивные карты (Приложение). Первая группа изучает химические свойства растворимых оснований, вторая группа – нерастворимых.

- Запишите на доске в молекулярном и ионном виде уравнения проведённых реакций.

(От каждой группы выходят по три представителя и записывают уравнения реакций в молекулярном и ионном виде)

- Сделайте вывод, с какими веществами реагируют основания?

(Вывод: основания изменяют окраску индикаторов, взаимодействуют с кислотами, с оксидами неметаллов, которым соответствуют кислоты, реагируют с солями, если в результате реакции образуется осадок или выделяется газ. Нерастворимые основания разлагаются при нагревании.)

- Запишите полученный вывод в таблицу.

Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?

- Что особенно запомнилось?

- С какими трудностями столкнулись?

- Какие вопросы у вас возникли в связи с этим?

- Над чем нужно ещё поработать.

- Что больше всего понравилось?

- Ребята, проявите своё творчество и составьте синквейн по теме урока.

- (Учащиеся составляют и зачитывают синквейны).

- Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Выставление оценок.

- Как вы думаете, мы изучили свойства всех веществ? Я надеюсь, что и следующий урок химии принесёт вам много открытий.

Домашнее задание.

На оценку «5» - § 39, подготовить сообщение о применении оснований в быту;

На оценку «4» - § 39, упражнение 3 стр. 217.

На оценку «3» - § 39, знать химические свойства оснований.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Инструктивная карта № 1

Химические свойства щелочей

Налейте в пробирку немного гидроксида натрия, опустите небольшой кусочек фенолфталеиновой бумаги. Что наблюдаете? Почему фенолфталеин принял такую окраску? Добавляйте к раствору гидроксида натрия по каплям раствор соляной кислоты до изменения окраски индикатора. Результаты наблюдения занесите в таблицу. Запишите уравнение реакции взаимодействия гидроксида натрия и соляной кислоты в молекулярном и ионном виде.

В пробирку налейте раствор гидроксида кальция. С помощью газоотводной трубки сделайте несколько выдохов через раствор. Что вы наблюдаете? Почему происходит помутнение раствора? Какой газ вы выдыхали?

В пробирку с раствором сульфата меди (II) добавьте раствор гидроксида натрия. Запишите свои наблюдения в таблицу и составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.

Химические свойства 

Что наблюдали, вывод

Уравнения реакции

Взаимодействие

с кислотами

   

Взаимодействие

с оксидами неметаллов

   

Взаимодействие

с солями

   

Инструктивная карта № 2

Химические свойства нерастворимых оснований

В пробирку налейте раствор гидроксида натрия и такое же по объему количество раствора сульфата меди(II). Что вы наблюдаете? Результаты наблюдения занесите в таблицу и составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде. Содержимое пробирки разделите на две части.

В одну пробирку с осадком нерастворимого основания добавьте несколько капель раствора серной кислоты. Содержимое пробирки встряхните, при этом помните о правилах техники безопасности. Если осадок не растворился, добавьте еще немного кислоты. Растворение осадка – это признак химической реакции. Сделайте вывод. Результаты наблюдения занесите в таблицу и составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.

Закрепите вторую пробирку с осадком Cu(OH)2 в держателе. Зажгите спиртовку. Равномерно нагрейте всю пробирку. Через некоторое время нагревайте только то место пробирки, где находится голубой осадок гидроксида меди(II). Результаты наблюдения занесите в таблицу и составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.

Химические свойства 

Что наблюдали, вывод

Уравнения реакции

Получение

нерастворимого основания

   

Взаимодействие

с кислотами

   

Разложение

нерастворимых оснований

при нагревании

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.