СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Олифирова Ольга Владимировна1483
В школе работаю девятнадцатый год. Преподаю химию и биологию. Увлекаюсь комнатными растениями. Нравится осваивать различные творческие технологии и обучать данными технологиями детей. Сейчас осваиваем модульное оригами.
Россия, Забайкальский край, Чита
Материал размещён в группе «Учителя химии»
5

Урок «Соли, их классификация и свойства»



Урок химии в 8 классе. «____»_________________ 20_____ г.

Соли, их классификация и свойства.

Цель урока: Сформировать знания о классификации и свойствах солей.

Задачи урока:

Образовательные: рассмотреть классификацию и химические свойства солей (взаимодействие с основаниями, кислотами, солями, метлами),

Развивающие: создать условия для формирования познавательных потребностей учащихся, развития умений сравнивать, анализировать, находить причинно–следственные связи, делать выводы, составлять уравнения химических реакций, выполнять лабораторные опыты, соблюдая правила ТБ, самостоятельно работать с дополнительными источниками, извлекая из них нужную информацию, четко излагать свои мысли.

Воспитательные: обеспечить формирование коммуникативных компетенций учащихся в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности, содействовать осознанию практической значимости изучаемого материала.

Ход урока.

Орг. момент.

Актуализация знаний.

Какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?

Какие соединения называются оксидами?

Укажите лишний оксид в каждой группе. Объясните ответ.

Слайд 1 А) Na2O, CO, SO3

Б) CO2, CaO, K2O

В) MgO, N2O5, SO3

Установите соответствие между формулой оксида и соответствующей ему

формулой гидроксида. Слайд 2

 

Формула оксида

Формула гидроксида

SO2

MgO

P2O5

Fe2O3

Li2O

SO3

N2O5

А) H3PO4

Б) Fe(OH)3

В) HNO3

Г) H2SO3

Д) H2SO4

Е) LiOH

Ж) Mg(OH)2

С водой взаимодействуют: Слайд 3

Оксид меди (II)

Оксид бария

Оксид железа (III)

Оксид углерода (IV)

Оксид фосфора (V)

Оксид кремния (IV)

Тестовая работа.

1 вариант.

Сколько оксидов записано в перечнеP2O5, H2SO4, NaOH, Na2CO3, CO2:

1 2) 2 3) 3 4) 4

Формулы кислотных оксидов записаны в ряду:

Cl2O, Mn2O7, P2O5 3) CaO, MnO, N2O5

N2O3, CO2, ZnO 4) SiO2, SO3, Na2O

Оба вещества взаимодействуют с оксидом серы (VI):

Основный оксид и нерастворимое основание

Кислота и соль

Основный оксид и щелочь

Вода и соль

С оксидом лития взаимодействуют вещества, формулы которых:

А. NaCl Б. SO3 В. HCl Г. NaOH Д. CuO

1) А и Б 2) В и Г 3) Б и Д 4) Б и В

Установите соответствие между формулой оксида и соответствующей ей кислотой.

ФОРМУЛА ОКСИДА ФОРМУЛА КИСЛОТЫ

А. SO3 1) H2S

Б. Mn2O7 2) H2SO4

В. SO2 3) HMnO4

4) H2MnO4

5) H2SO3

Какой из оксидов, формула которого приведена, вступает в реакцию с водой с образованием основания?

Al2O3 2) CuO 3) SiO2 4) BaO

вариант.

Сколько оксидов записано в перечне KOH, H2SO4, NaCl, Na2CO3, CO2:

1)1 2) 2 3) 3 4) 4

Формулы основных оксидов записаны в ряду:

Cl2O, Mn2O7, P2O5 3) CaO, MnO, K2О

N2O3, CO2, ZnO 4) SiO2, SO3, Na2O

Оба вещества взаимодействуют с оксидом кальция:

CuO и Fe(OH)2

HCl и Ba(NO3)2

FeO и NaOH

H2O и H2SO4

С оксидом магния взаимодействуют вещества, формулы которых:

А. NaCl Б. SO3 В. HCl Г. NaOH Д. CuO

1) А и Б 2) В и Г 3) Б и Д 4) Б и В

Установите соответствие между формулой оксида и соответствующей ей кислотой.

ФОРМУЛА ОКСИДА ФОРМУЛА КИСЛОТЫ

А. SO2 1) H2CO3

Б. N2O5 2) H2SO4

В. СO2 3) HNO2

4) HNO3

5) H2SO3

Какой из оксидов, формула которого приведена, вступает в реакцию с водой с образованием основания?

Al2O3 2) CaO 3) SiO2 4) CO2

Изучение новой темы.

Перечислите основные классы неорганических соединений.

Свойства, каких классов соединений мы с вами изучили?

Слайд 4.Тема урока «Соли, их классификация и свойства»

Давайте вспомним, какие соединения относятся к солям.

Слайд 5. Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и ионов кислотного остатка.

Слайд 6. Задание. Из предложенных веществ выберите только формулы солей. Дайте им названия. CaСO3, NaCl, KOH, SO2, H2SO4, Fe2 (SO4)3, CuS, Mg(OH)2, HCl, Cu(OH)2, Zn(NO3)2, NaOH, Ba(OH)2, HNO3, Al2O3, Ca3(PO4)2, CO2, Cr(OH)3.

Слайд 7. Ещё в начале XIXв. шведский химик Й. Берцелиус сформулировал определение солей как продуктов реакций кислот с основаниями, или соединений, полученных заменой атомов водорода в кислоте на металл. По этим признакам соли делят на средние, кислые и основные.

Слайд 8. Так, средние соли – это продукты полного замещения атомов водорода в кислоте на металл. Именно эти соли вам уже известны. Например,

Na2CO3 – карбонат натрия

Al2(SO4)3– сульфат алюминия

Ba(NO3)2 – нитрат бария

Эти соли диссоциируют на катионы металла и анионы кислотного остатка.

Составьте уравнения диссоциации данных солей. (работа у доски)

Слайд 9. Кислые соли – это продукты неполного замещения атомов водорода в кислоте на металл.

К кислым солям относят такие соли как NaHSO4, KHCO3, CaHPO4. Название этих солей складывается из названий средних солей с прибавлением слова «гидро». Назовём наши соли:

NaHSO4гидросульфат натрия

KHCO3гидрокарбонат калия

CaHPO4гидрофосфат кальция

Эти соли диссоциируют ступенчато. На первой ступени образуется катион металла и анион кислотного остатка, содержащий ион водорода, а на второй ступени отщепляется ион водорода и кислотный остаток.

NaHSO4 = Na+ + HSO4-

HSO4- ↔ H + SO42-

Слайд 10. Основные соли – это продукты неполного замещения гидроксогрупп в основании на кислотный остаток.

К таким солям относится малахит, формула которого (CuOH)2CO3. Как видите, это соль состоит из двух гидроксокатионов CuOH+и двухзарядного аниона кислотного остатка СО32-. Если подсчитать сумму зарядов ионов, то получается, что эта соль электронейтральна. Названия основных солей складывается из названия средней соли с добавлением слова «гидроксо». Например, назовём соли: (CuOH)2CO3, Mg(OH)Cl.

(CuOH)2CO3– гидроксокарбонат меди (II)

Mg(OH)Cl – гидроксохлорид магния

Эти соли также диссоциируют ступенчато: сначала отщепляется катион металла, содержащий гидроксогруппу и анион кислотного остатка, а затем отщепляется катион металла и гидроксогруппа.

Mg(OH)Cl = MgOH+ + Cl-

MgOH+ ↔ Mg2+ + OH-

Слайд 11.Химические свойства.

Взаимодействуют с металлами

С кислотами

С растворимыми основаниями

С солями.

Лабораторная работа

1 группа.

Взаимодействие солей с щелочами.

Цель. Определить, при каких условиях соли взаимодействуют с щелочами.

Оборудование и реактивы: хлорид железа (III), хлорид бария, сульфат аммония, гидроксид калия, 3 пробирки, спиртовка, пробиркодержатель.

Правила техники безопасности.

Не оставляйте открытые склянки с реактивами, закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты.

Бережно обращайтесь с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.

Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

Нагревайте сначала всю пробирку, затем, не вынимая ее из пламени, ту часть, где находится вещество.

Будьте аккуратнее – работаете с щелочью и кислотой!

Содержание и порядок выполнения опыта.

В трех пробирках слейте попарно по 1-2 мл растворов веществ:

1 пробирка: хлорид железа (III) и гидроксид калия;

2 пробирка: сульфат аммония и гидроксид калия;

пробирка: хлорид бария и гидроксид калия.

Немного нагрейте содержимое 2-й пробирки и определите по запаху один из продуктов реакции.

Оформите отчет, заполнив таблицу.

Что брали

Возможное протекание реакции

Признак химической реакции

Уравнение химической реакции

       
       
       

Сделайте вывод. Соли вступают в реакции обмена с щелочами, при этом образуется____________ и ________________. Соли реагируют с основаниями в том случае, если образуется __________ или ______________ .

2 группа.

Взаимодействие солей с кислотами.

Цель. Определить, при каких условиях соли взаимодействуют с кислотами.

Оборудование и реактивы: карбонат натрия, хлорид бария, карбонат кальция, нитрат натрия, серная кислота,3 пробирки.

Правила техники безопасности.

Не оставляйте открытые склянки с реактивами, закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты.

Бережно обращайтесь с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.

Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

Нагревайте сначала всю пробирку, затем, не вынимая ее из пламени, ту часть, где находится вещество.

Будьте аккуратнее – работаете с щелочью и кислотой!

Содержание и порядок выполнения опыта.

В трех пробирках слейте попарно по 1-2 мл растворов веществ:

1 пробирка: хлорид бария и серная кислота;

2 пробирка: карбонат натрия и серная кислота;

3 пробирка: нитрат натрия и серная кислота.

Оформите отчет, заполнив таблицу.

Что брали

Возможное протекание реакции

Признак химической реакции

Уравнение химической реакции

       
       
       

Сделайте вывод. Соли вступают в реакции обмена с кислотами, при этом образуется _______________ и _________________. Соли реагируют с кислотами в том случае, если образуется __________ или ______________ .

3 группа.

Взаимодействие солей с солями.

Цель. Определить, при каких условиях соли взаимодействуют с солями.

Оборудование и реактивы: сульфат натрия, хлорид бария, нитрат натрия, хлорид натрия, сульфат калия, 2 пробирки.

Правила техники безопасности.

Не оставляйте открытые склянки с реактивами, закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты.

Бережно обращайтесь с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.

Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

Нагревайте сначала всю пробирку, затем, не вынимая ее из пламени, ту часть, где находится вещество.

Будьте аккуратнее – работаете с щелочью и кислотой!

Содержание и порядок выполнения опыта.

В двух пробирках слейте попарно по 1-2 мл растворов веществ:

1 пробирка: хлорид бария и сульфат натрия;

2 пробирка: хлорид натрия и сульфат калия;

Оформите отчет, заполнив таблицу.

Что брали

Возможное протекание реакции

Признак химической реакции

Уравнение химической реакции

       
       

Сделайте вывод. Соли вступают в реакции обмена с солями, при этом образуется _______________ и _________________. Соли реагируют с солями в том случае, если образуется __________ .

4 группа

Взаимодействие растворов солей с металлами.

Цель. Определить, при каких условиях соли взаимодействуют с металлами.

Оборудование и реактивы: металлы: железо, свинец, медь; сульфат меди (II), сульфат железа (II), 3 пробирки.

Правила техники безопасности.

Не оставляйте открытые склянки с реактивами, закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты.

Бережно обращайтесь с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.

Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

Будьте аккуратнее – работаете с щелочью и кислотой!

Содержание и порядок выполнения опыта.

Возьмите три пробирки. В 1 –ю пробирку поместите кусочек железа, во 2-ю – свинцовую пластинку, а в 3-ю – медную проволоку.

Налейте в 1-ю и 2-ю пробирки по 2-3 мл раствора сульфата меди (II), а в 3-ю – раствор сульфата железа

Оформите отчет, заполнив таблицу.

Что брали

Возможное протекание реакции

Признак химической реакции

Уравнение химической реакции

       
       
       

Сделайте вывод. Растворы солей взаимодействуют с металлами при соблюдении следующих условий:

Каждый металл вытесняет из растворов ______________ другие металлы, находящиеся в ряду напряжений ___________________ его;

В результате реакции должна образоваться _______________________ соль;

Для таких реакций не рекомендуется использовать металлы, взаимодействующие с ______________ .

Обобщить знания о условиях протекания химических свойств (вписать выводы, которые сделали учащиеся во время лабораторной работы)

Химическое свойство

Условия взаимодействия

Соль + щёлочь

Соль + щёлочь = новая соль + новое основание

Соли реагируют с основаниями в том случае, если образуется газ или осадок

Соль + кислота

Соль + кислота = новая соль + новая кислота

Соли реагируют с кислотами в том случае, если образуется газ или осадок

Соль1 + соль2

Соль1 + соль2 = соль3 + соль4

Соли реагируют с солями в том случае, если образуется осадок

Соль + металл

Соль + металл = другая соль + другой металл

Обе соли должны быть растворимы в воде

Металлы не должны реагировать с водой

Закрепление. (1 вариант)

Упражнение. Установите соответствие между названием соли и ее типом.

Формула

Название

Тип соли

кислая

средняя

основная

KHCO3

       

(CuOH)2CO3

       

BaSO4

       

AlOHCl2

       

Ca(HCO3)2

       

Ba(HSO4)2

       

Na3PO4

       

Определите, с какими из перечисленных веществ: Cu, растворы AgNO3, BaCl2, NaOH, HCl будет реагировать раствор NaCl. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

2 вариант.

Упражнение. Установите соответствие между названием соли и ее типом.

Формула

Название

Тип соли

кислая

средняя

основная

KHCO3

       

(CuOH)2CO3

       

BaSO4

       

AlOHCl2

       

Ca(HCO3)2

       

Ba(HSO4)2

       

Na3PO4

       

Определите, с какими из перечисленных веществ: Cu, растворы AgNO3, BaCl2, NaOH, HCl будет реагировать раствор Al2(SO4)3. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

Домашнее задание. Параграф 42, упр. 1,5 стр. 258


соли
PPTX / 1.68 Мб
Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.