Основы энергосбережения и экологической безопасности
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чувашско-Бродская средняя общеобразовательная школа»
Алькеевского муниципального района Республики Татарстан
«Утверждаю» «Рассмотрено» «Согласовано»
Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор школы
_______/Зяббарова Г.И. _______/Шафигуллина Р.М. _______/Зайдуллина Ф.М.
Протокол №__ «__»_________ 2020г. Приказ № ______
от «__»________2020г. от «___»_________ 2020г
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«ОСНОВЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
Учитель географии: Гатина Р.И.
2020 год, с. Чувашский Брод
Цель: создать условия для привлечения внимания учащихся к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды.
Задачи:
- способствовать получению учащимися объективной, соответствующей их возрасту информации об энергии, источниках энергии и их роли в жизни человека, правилах эффективного и экономного использования энергоресурсов;
-познакомить учащихся с элементарными способами и средствами энергосбережения и экономии;
-способствовать развитию чувства ответственности за свои действия;
- воспитывать экономное и бережное отношение к электроэнергии.
Актуальность
Жизнь современного человека сегодня сложно представить без таких основополагающих благ, как электричество, вода или тепло, горячая и холодная вода, канализация, теплоснабжение и кондиционирование.
Но, к сожалению, многие люди относятся к ним весьма и весьма расточительно. Именно поэтому нами апробируется программа, которая научит экономии коммунальных ресурсов и природных благ. Дети узнают, как с помощью простых, но очень полезных привычек уменьшить ежемесячный платеж за электроэнергию. Поймут, что по-настоящему чистая не та территория, которую убирают дворники, а та, где бумажки и мусор не бросают мимо урны. Осознают, что, беря для похода в магазин многоразовую хозяйственную сумку вместо полиэтиленового пакета, вы спасаете жизнь многим птицам и животным. Обо всем этом и многом другом дети узнают из учебного пособия. Обязательно расскажут о своих новых знаниях и открытиях родителям. Может быть, им тоже пригодятся такие простые и важные истины.
А помогут постичь несложные бытовые премудрости герои популярной обучающей компьютерной игры «ЖЭКА» – обычная семья Лазаревых – папа Геннадий Александрович, мама Наталья Ивановна, дети Костя и Лена, их домашний питомец английский бульдог Буран. А также их соседи и друзья: активистка Тамара Андреевна, бизнесмен Михаил Борисович и дворник дядя Коля, которые так же, как и мы все, ежедневно сталкиваются с необходимостью решения непростых бытовых вопросов. Впрочем, было бы полной утопией ставить перед собой цель решить их все – это же не ЕГЭ – задачки по ЖКХ могут иметь самые неожиданные и творческие решения. Особенно тогда, когда на помощь приходит домовенок Жэка.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Ожидаемые предметные результатами изучения курса:
Вовлечение школьников в действия по энергосбережению;
Выработка предложений по сокращению потребления энергии в школе и дома;
Получение обучающимися личного опыта и умений по реализации конкретных
практических действий, направленных на энергосбережение;
понимание новых физических терминов;
умение проводить наблюдения физических явлений;
умение измерять физические величины;
владение экспериментальными методами исследования;
понимание и способность объяснять пройденные физические явления;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт,
экология, охрана окружающей среды).
Достижения данных результатов создадут условия на конец года для формирования
следующих
Личностных результатов обучения:
Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и
творческих способностей обучающихся;
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу
общечеловеческой культуры;
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
Метапредметных результататов :
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами;
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать
полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное
содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Содержание курса Виды деятельности | Дата | Примечание | |
План | Факт | ||||
Раздел 1. Квартира (17 ч.) | | ||||
1. | Инструктаж по ТБ. Вода (формула воды-формула жизни) Качество воды | Роль воды для жизни. Очистка воды. Виды фильтров. Вода какая она? Мягкая или жесткая? Решение практических задач | 01.09 | | |
2. | Давление воды. Приборы учета воды | Как заставить воду течь по трубам? Манометр. Оптимальное давление. Затраты воды в моей семье. Индукционные, электромагнитные, ультразвуковые приборы учета. Решение практических задач | 08.09 | | |
3. | Воздух (невидимый, но жизненно важный элемент). Температура | Состав воздуха. Ветер. Норма свежего воздуха. Отопительные системы. История отопительных систем. Оптимальная температура. Секреты сохранения тепла. Решение практических задач | 15.09 | | |
4. | Вентиляция | Чем и как дышит дом. Работа вентилятора. Проветривание. Решение практических задач | 22.09 | | |
5. | Кондиционирование | Историческая справка, первый кондиционер. Устройство кондиционера. Виды кондиционеров. Решение практических задач | 29.09 | | |
6. | Электричество (проводник в мир высоких технологий | Освещение и тепло. Сила и напряжение. Решение практических задач | 06.10 | | |
7. | Особенности работы современных электронных устройств | Сроки службы лампочек. Сроки службы электронных приборов. Решение практических задач | 13.10 | | |
8. | Приборы учета электричества. Интернет вещей | Виды счетчиков электроэнергии (Механические, электронные). Одно-, двух-, многотарифные счетчики. Термин «Интернет вещей». Решение практических задач | 20.10 | | |
9. | Оплата услуг жкх | Платежная квитанция ЖКХ. Коммунальные и жилищные квитанции. Решение практических задач | 27.10 | | |
10. | Проверка баланса коммунальных платежей | Задолженность по ЖКХ. Портал «Госуслуги» для оплаты ЖКХ. Решение практических задач | 10.11 | | |
11. | Что внутри платежки? | Изучение содержания платежек. Виды платежей за услуги: водоснабжение, водоотведение, отопление, содержание жилья, текущий ремонт, газоснабжение. Решение практических задач | 17.11 | | |
12. | Экономия в быту газа, электричества и воды | Как сэкономить на лампочках. Утилизация ламп. Класс энергоэффективности холодильника. «Мамины секреты». Большая стрика. Особенности стирки белья. Чистота и аккуратность одежды и белья. Решение практических задач | 24.11 | | |
13. | Энергопотребление бытовых приборов и энергосбережение | Окно в мир-телевизор. Папин «друг»-ноутбук. Мамин «друг»-пылесос! Энергопотребление бытовых приборов. Решение практических задач | 01.12 | | |
14. | Гардероб и хранение вещей | Наводим порядок в шкафу и находим «страшные места». Избавиться от лишнего очень просто. Решение практических задач | 08.12 | | |
15. | Элементы дискомфорта. Пыль. Шум. | Пыль. Вредные для организма человека бактерии. Очаги скопления микроорганизмов. Что такое звук и шум. Ответственность за нарушение тишины. Решение практических задач | 15.12 | | |
16. | Домашние насекомые( моль, муравьи, тараканы) | Опасность наличия тараканов в квартире. Методы выселения насекомых. Современные средства против моли. Как вывести моль из квартиры. Как бороться с клещами? | 22.12 | | |
17 | Обобщение знаний по разделу «Квартира» | Подведение итогов, обобщение | 12.01 | | |
18. | Квест-игра «Квартира» | 19.01 | | | |
Раздел 2. Чистый город (17 ч.) | | ||||
19. | Чистый город-зеленый город | Комнатные растения-природные фильтры. Противомикробные растения. | 26.01 | | |
20. | Экологический мониторинг | Комплекс наблюдений. Экологическая обстановка. | 02.02 | | |
21. | Экологический мониторинг | Состояние окружающего воздуха. Роль деревьев в сохранении чистого воздуха. | 09.02 | | |
22. | Озеленение территорий | Озеленение территорий. Кустарники и деревья, зачем они нужны. Польза и хлопоты деревьев. Мни парки. Аэрация. | 16.02 | | |
23. | Мусор в большом городе | Бытовые отходы. Подсчет мусорооборота. | 02.03 | | |
24. | Откуда берется мусор ? | Откуда берется мусор? Много лишнего у нас дома. | 02.03 | | |
25. | Куда девается мусор? | Организация вывоза мусора на полигоны. Фильтры очистки. | 09.03 | | |
26. | Что такое ТКО? | Твердые коммунальные отходы- товары, продукты питания, вещи, потерявшие свои качества. Что представляют собой отходы и как долго они разлагаются. | 16.03 | | |
27. | Опасные отходы | Что такое опасные отходы? Четыре группы опасных отходов. | 06.04 | | |
28. | Пять слагаемых чистой планеты | Пять слагаемых чистой планеты. 1. Сдавать вторсырье для переработки. 2. Захоронение отходов. 3. Сжигание. 4. Расчетливость. 5. Многоразовость. | 13.04 | | |
29. | Вторая жизнь вещей | Арт-объекты из вторсырья. Наука о мусоре. | 20.04 | | |
30. | Умный город | Умный город. Повышение качества жизни. Системы Smart Citi. | 27.04 | | |
31. | Город будущего | Город будущего, каким я себе его представляю. Общие черты городов будущего. | 04.05 | | |
32. | Энергетика и ресурсы | Возобновляемые источники энергии. | 11.05 | | |
33. | Самообеспечение продовольствием | Какими будут города далекого будущего? | 18.05 | | |
34. | Обобщение знаний по разделу «Чистый город» | Подведение итогов, обобщение. | 25.05 | | |
35. | Подведение итогов года. | 25.05 | | |