Методическое пособие уроков с видеоматериалами
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Изучение нового материала
Понятие экологической безопасности
Скорость увеличения интенсивности вредного воздействия антропогенных факторов вышла за пределы скорости биологического приспособления живых систем к среде обитания. Нарушение экологического равновесия в окружающей среде имеет прямую связь с ухудшением здоровья населения. Сегодня Россия занимает 51-е место в мире по средней продолжительности жизни людей; велика детская смертность. Если не остановить процессы разрушения окружающей среды, то к середине XXI в. дефицит пищи, воды, кислорода и генетические изменения значительно ускорят деградацию популяций и приведут к постепенному их вымиранию.
Для решения назревших экологических проблем в России разработана Концепция экологической безопасности.
Определим основные понятия Концепции.
Экологическая опасность - это вероятность разрушения среды обитания человека и связанных с ним растений, животных, микроорганизмов в результате вредных природных и антропогенных факторов, которые приводят к нарушению приспособления живых систем к условиям существования. Состояние экологической опасности может возникнуть в ходе неконтролируемого развития экономики (без учета принципов рационального природопользования), применения устаревших технологий производства, в результате опасных геофизических, метеорологических и других явлений (землетрясения, сильные морские волнения, ураганы, торфяные пожары и др.).
Экологическая безопасность - это процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы и государства от реальных и возможных опасностей, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду.
Система экологической безопасности - это совокупность законодательных, медицинских, биологических и экологических мероприятий, направленных на поддержание экологического равновесия в биосфере, т. е. равновесия между биосферой и внешними антропогенными и природными факторами.
Политика экологической безопасности - целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, юридических и физических лиц по обеспечению экологической безопасности. Свою лепту в обеспечение экологической безопасности может внести и каждый гражданин страны, выполняющий основные правила природопользования и охраны окружающей среды.
Вероятность неблагоприятных для окружающей среды последствий любых антропогенных изменений природных объектов и факторов называется экологическим риском.
Максимальный уровень воздействия антропогенных факторов, при котором сохраняется функциональная Целостность экосистем (или просто функциональность экосистем, т. е. взаимосвязи, взаимозависимости, взаимоотношения их компонентов) определяет предельно допустимую экологическую нагрузку (ПДЭН).
В настоящее время многие территории в мире, и в России в частности, уже подвержены сильному антропогенному влиянию: в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения (разрушения) окружающей среды, влекущие за собой нарушение здоровья населения, повреждение генетических фондов растений и животных, нарушение равновесия в естественных экосистемах - это зоны чрезвычайной экологической ситуации.
Зоны экологического бедствия - территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности, а также естественных катаклизмов произошли необратимые изменения окружающей среды, разрушения биогеоценозов, влекущие за собой увеличение заболеваемости и смертности населения, и др.
Одним из пунктов Концепции является положение о создании в стране системы непрерывного экологического образования.
В начале 70-х годов Б. Коммонер сформулировал четыре важных положения, которые в настоящее время получили название «законов экологии» Коммонера:
Все связано со всем. Экосистема находится в состоянии экологического равновесия. Его можно нарушить уничтожением какого-либо вида или, наоборот, вселением нового. Осушение болот вызывает обмеление рек. Выпас в горных лесах разрушает почву, уменьшает впитывание дождевых и снеговых вод; в результате высыхают родники.
За все надо платить. В настоящее время необходимо нести расходы на содержание служб, контролирующих рациональное использование природных ресурсов, на восстановление естественных экосистем, нарушенных неправильным использованием
Все надо куда-то девать. Естественные экосистемы обладают способностью обеззараживать без нарушения экологического равновесия определенное количество вредных веществ (высокой очищающей способностью обладают водные экосистемы). Полностью безотходных технологий не бывает, в связи с этим необходимы надежные методы захоронения вредных веществ
Природа знает лучше. Нужно изымать (заготовка древесины, охота, рыбная ловля и др.) из экосистемы столько биологических ресурсов, сколько она сама может восстановить за счет гомеостатических механизмов.
Вопросы и задания
1.Что такое экологическая опасность и экологическая безопасность? Расскажите о Концепции экологической безопасности России.
2.Приведите примеры территорий своего региона, относящихся к зонам экологического бедствия, чрезвычайной экологической ситуации и др.
3.Дайте свою интерпретацию законов Коммонера.
Экологическая безопасность
Экологическая безопасность России
Экологическая ситуация в России Экологическая безопасность
Ресурсы:
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций