Элективный курс по обществознанию в 9 классе «Правовой ликбез»
Элективный курс «Правовой ликбез».
Разработчик:
Колтышева Елена Николаевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 4 г. Сургута
Пояснительная записка.
В современном российском обществе произошли большие перемены, вызванные становлением правового государства и гражданского общества. Школьное образование в современное время должно решить новые задачи, исходя из основных направлений Программы развития образования в ХМАО на 2014-2020 гг. по созданию условий для успешной социализации детей и молодежи через гражданское и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей, поэтому необходимо переосмыслить цели и результаты образования. Согласно ФГОС ООО одними из ключевых позиций в описании портрета выпускника основной школы являются социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством, ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. В рамках перехода основной общей ступени образования на новые Федеральные государственные образовательные стандарты данная программа элективного курса способствует достижению результатов Образовательной программы МБОУ СОШ № 4 и ориентирована на портрет выпускника основной школы.
Для человека в современном обществе становится важным знание законов государства, поэтому школьники должны изучать курс права в средней школе для того, чтобы иметь навыки практических умений в области правовых отношений.
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он даёт учащимся сведения практического характера, знакомит их с социально-правовыми проблемами, которые касаются широких слоев населения, и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства, что позволит увидеть личностную значимость правовых знаний. И, соответственно, помогает им лучше ориентироваться в современном законодательстве.
Цель курса: формирование правовой культуры и гражданской ответственности у учащихся в ходе изучения правовых норм необходимых для решения жизненных ситуаций.
Задачи курса:
изучить основные правовые нормы, знание которых необходимо человеку в обыденной жизни;
развивать умения, необходимых для решения практических задач;
воспитывать гражданские, патриотические, правовые и общечеловеческие ценности, взгляды и убеждения.
Одним из направлений решений этих задач является деятельностный подход к обучению, позволяющий научить приобретать знания самостоятельно и пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач. Изучение элективного курса создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления потенциала учащегося, способствует их самореализации, самообразованию.
В основе реализации программы – деятельностный подход, ориентированный на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий.
Повысить мотивацию учебной деятельности предполагается за счет применения технологии критического мышления, кейс-технологии, игровой технологии, активных методов обучения, чередования парной, индивидуальной, групповой работы, проведение ролевых игр по праву, работы с источниками, выполнения творческих проектов, проведения мозгового штурма.
Программа курса рассчитана на 17 часов и реализуется в рамках одного полугодия. Курс предназначен для учащихся 9х классов МБОУ СОШ №4. Результатом изучения курса «Правовой ликбез» является защита одного персонального или коллективного проекта и оценка (самооценка, взаимооценка) проекта. В рамках изучения курса планируется проведение встречи учащихся с инспектором по делам несовершеннолетних, а также проведение экскурсии в правоохранительные органы г. Сургута, которые являются социальными партнерами МБОУ СОШ №4.
В результате изучения элективного курса ученик должен
знать/понимать
права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, работника, супруга); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, формы и процедуры избирательного процесса в России;
уметь
правильно употреблять основные правовые понятия и категории;
характеризовать: порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, порядок призыва на военную службу;
объяснять: условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом;
изложения и аргументации собственных суждений с точки зрения права;
решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
Предметные результаты образовательной деятельности:
1) сформированность представлений о роли и значении права как важнейшего социального регулятора и элемента культуры общества;
2) сформированность представлений о правонарушениях и юридической ответственности;
3) сформированность представлений о правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
4) ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
5) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации, выработки и доказательной аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.
Метапредметные результаты изучения выпускниками проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• способности анализировать реальные жизненные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности.
Отметка в конце изучения элективного курса выставляется на основе следующей рейтинговой системы:
посещаемость |
1балл |
Отметка «5»- 53- 48 баллов. Отметка «4» - 47-40 баллов. Отметка «3»- 32-39 баллов. |
устный опрос |
1-3 балла |
|
решение правовых задач |
1-3 балла |
|
подготовка презентации |
5 баллов |
|
участие в дискуссии |
1-3 баллов |
|
доклад, сообщение |
5-10 баллов |
|
творческий проект |
10 баллов |
|
написание эссе |
5 баллов |
|
выступление на семинаре |
5 баллов |
|
умение составлять документы |
1-3 баллов |
|
участие в ролевой игре |
5 баллов |
Тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Основные вопросы, рассматриваемые на уроке |
Основные понятия |
Оборудование |
Формы и методы работы |
1 |
Роль права в жизни человека. |
1 |
1 Понятие права 2 Правовая ответственность 3Правонарушение |
правонарушение, право |
кейсы с жизненными ситуациями и заданиями. |
групповая работа |
2 |
Как зарождалось право? |
1 |
1Особенности древнего права. 2 Взгляды мыслителей о том, как зарождалось право |
право |
исторические тексты, карточки с заданиями |
групповая работа |
3 |
Я - гражданин РФ. |
1 |
1Человек и гражданин: в чем разница? 2 Как стать гражданином России? 3 Права и обязанности гражданина 4 Можно ли изменить гражданство? |
гражданин, гражданство |
паспорт, статьи Конституции о гражданстве |
лекция с элементами практической работы, анализ ситуаций с применением Попс-формулы |
4 |
Преступление и наказание. |
1 |
1 Виды правонарушений 2 Уголовная ответственность несовершенно- летних |
юридическая ответственность |
статьи из Уголовного кодекса РФ, кейсы с жизненными ситуациями и заданиями |
дискуссия |
5 |
Право на образование. |
1 |
1 Понятие образование 2 Роль образования для личности и общества 3 Право на доступ к культурным ценностям |
образование |
анкета, закон РФ об образовании |
лекция с элементами практикума |
6 |
Права детей в семье. |
1 |
1 Права детей в семье. 2 Родительские права и обязанности 3 Сиротство |
брак, семья |
Семейный кодекс, кейсы с жизненными ситуациями |
групповая работа |
7 |
Что нужно знать, устраиваясь на работу? |
1 |
1 Устройство на работу 2 Трудовой договор 3 Споры между участниками трудовых отношений |
трудовой договор |
Трудовой кодекс, кейсы с жизненными ситуациями и заданиями |
урок с элементами ролевой игры |
8 |
Воинская обязанность гражданина РФ. |
1 |
1 Воинская обязанность 2 Военная служба по контракту 3Альтернатив- ная гражданская служба |
воинская обязанность альтернативная служба, служба по контракту |
кейсы с жизненными ситуациями и заданиями |
лекция с элементами практикума |
9 |
Защита прав несовершенно-летних при совершении сделок с жильем. |
1 |
1 Законы, регулирующие отношения в сфере недвижимости. 2 Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем |
приватизация, жилищные правоотношения |
закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» |
лекция с элементами практикума |
10 11 |
Судопроизводство в РФ. |
2 |
1Виды судов в РФ. 2 Исковое заявление 3 Судебное разбирательство дела |
суд |
образец искового заявления, атрибуты для проведения ролевой игры |
1урок-лекция, 2 урок- игра «Суд». |
12 |
Ты - будущий избиратель! |
1 |
1 Принципы выборов. 2 Правила проведения выборов. |
выборы, избирательное право, избиратель, кандидат |
кейсы с жизненными ситуациями и заданиями |
лекция |
13 |
Игра «Выборы» |
1 |
1 Принципы выборов. 2 Правила проведения выборов. |
выборы, избирательное право, избиратель, кандидат |
атрибуты для проведения ролевой игры |
ролевая игра |
14 |
Умеем ли мы заполнять документы? |
1 |
1 Правила заполнения документов. 2 Правила подачи апелляции. |
заявление, договор |
образцы документов |
практическая работа |
15 16 |
Юридические профессии. |
2 |
1 Хочу быть юристом! 2Адвокат на страже закона. 3 Прокурор на страже закона. 4Деятельность нотариуса в мире права. 5Тайны следственной профессии. 6 Судья на страже закона |
юрист, судья, адвокат, прокурор, нотариус, следователь, частный детектив |
кейсы с жизненными ситуациями и заданиями |
семинар |
17 |
Итоговое занятие «Правовой марафон» |
1 |
1Представление команд. 2 Конкурсы. 3 Подведение итогов. |
все термины |
задания для станций |
интеллектуальная игра |
Список литературы.
Основы правовых знаний. В 2 кн.: Учебник для 8-9 кл./ ВолодинаС.И., Полиевктова А. М., Спасская В.В. и др. – М.: РФПР, Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.
Практикум по курсу «Основы правовых знаний»: Учеб. Пособие для 8-9 кл.: Пособие для учителя.- М.: РФПР, Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002
Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний» 8-9 кл.: Пособие для учителя.- М.: РФПР, Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002
Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл. – М.: РФПР, Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.
Певцова Е. А. Основы правовых знаний. Практикум.- М.: Владос, 2001.
Певцова Е. А. Право.- М.: РС, 2001.
Певцова Е. А. Книга учителю обществознания.- М.: РС 2002.
Теоретические и методические основы преподавания права в школе.- М.: РФПР, Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.
Комментарии к Гражданскому кодексу РФ.- М., 2002.
Комментарии к Трудовому кодексу.- М., 2002.
Комментарии к Уголовному кодексу РФ.- М., 2002.
Комментарии к Административному кодексу РФ.- М., 2002.
Комментарии к Семейному кодексу РФ.- М., 2002.