Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» (11 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
городского округа город Агидель Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОБУ СОШ № 2
_________ Р. Т. Музафарова
«____»__________ 2016 г.
Приказ № 158 от 30 августа 2016г.
Рассмотрено и принято на заседании
Методического совета школы
Протокол №1 от 28 августа 2015 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Всемогущий и занимательный синтаксис»
для обучающихся 11 класса
Срок реализации программы – 1 год
Составитель:
Зиятдинова Ильгиза Марсовна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» разработана на основе:
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089;
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта.
Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» – новая модель современного школьного курса для учащихся 11 классов. Рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Она построена в основном на углубленном изучении главных членов предложения. Программа включает в себя: теоретический материал; вопросы и задания практического характера; вопросы и задания занимательного характера.
Цель - способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника. Повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по отдельным разделам русского языка, требующим более пристального внимания, вызывающим затруднения в ходе подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену.
Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:
при изучении главных членов предложения – выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов; уяснить свойства частей речи субстантивироваться;
при изучении второстепенных членов предложения – усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;
при изучении односоставных предложений – определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности;
при изучении однородных членов предложения – усиливать выразительность высказываний эмоционально-экспрессивного характера, располагать однородные члены в порядке градации;
при изучении обращений, вводных конструкций - употреблять вводные слова и предложения в случаях, когда одно и то же слово то членом предложения, то вводным словом;
при изучении обособленных членов предложения – выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимичные конструкции;
при изучении сложных предложений – акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; учить не только строить синонимичные конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи.
Задачи:
обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;
развитие интонационно-выразительной речи;
активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;
проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов);
самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и создании больших текстов лингвистического характера.
Использование системы упражнений и заданий этого курса позволит не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных синтаксических категорий в речи
Обоснование выбора элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис»
Программа элективного курса подготовки по русскому языку «Всемогущий и занимательный синтаксис» предназначена для обучающихся общеобразовательных школ и помогает выпускникам основной школы подготовиться к сдаче письменного и устного экзамена.
Программа основана на программах по русскому языку, рекомендованных МО РФ, что дает возможность повторить, систематизировать и обобщить курс русского языка за курс основной школы.
В процессе занятий обучающиеся совершенствуют орфографические, пунктуационные, речевые умения и навыки, так как программа имеет высокую практическую направленность.
Одним из путей повышения эффективности обучения русскому языку может быть использование на занятиях дидактических материалов, которые позволяют реализовать интеграцию обучения, широко применять задания по комплексному анализу текста.
Тема курса актуальна, так как специалисты самых разных профилей должны быть, прежде всего, грамотными людьми, свободно владеть родным языком.
Планируемые результаты освоения курса
Рабочая программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результатыосознание феномена русского языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметные результаты
владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
владение разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;
владение умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;
владение умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее;
способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Предметные результаты
представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:
создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;
освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;
проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Формы и методы, технологии обучения
Методы: устный и письменный опрос, беседы, практическая работа, работа со словарём, тестирование, создание проектов
Технологии, используемые в образовательном процессе:
Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов;
Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости;
Технология проблемного обучения;
Личностно-ориентированные технологии обучения;
Информационно-коммуникационные технологии.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;
обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;
находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений;
владеть навыками стилистической правки текста;
использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли;
самостоятельно конструировать ту или иную синтаксическую структуру предложения и использовать её в собственной речи.
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся
Субъектами оценки на элективных занятиях являются каждый ученик в отдельности, учащиеся всей группы. Преобладает не внешняя оценка учебных достижений, а самооценка учащимися результатов их учения, а также самого процесса получения знаний.
В процессе оценочной деятельности учащиеся учатся соотносить конечные результаты, промежуточные этапы и выполняемые ими действия с эталонами: схемами, алгоритмами, планами, образцами ответов.
Оценка результативности, продуктивности развития, саморазвития осуществляется через самонаблюдение, саморазмышление, самоанализ.
Конструктивный уровень достижения знаний оценивается по умениям составлять доклады и рефераты, осуществлять анализ, синтез, сравнение и обобщение получаемой информации, по способности к критическому мышлению и рефлексии.
Для контроля уровня достижений обучающихся на элективных курсах могут быть использованы такие способы, как наблюдение за его активностью на занятиях, анализ творческих, исследовательских работ, анкетирование, тестирование, оценка промежуточных достижений, прежде всего как инструмент положительной мотивации.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебник Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы.
Базовый уровень. М. Просвещение 2007
Дидактические материалы к учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11классы. М. Просвещение 2004
Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru/
А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова Методические рекомендации к учебнику Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы М. Просвещение 2002
Арсирий А.Т. материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2 ч. – М., 1967.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.
Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. – М.: Знание, 1978.
Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.: Просвещение, 1984
Учебно-тематический план
№ |
Перечень разделов, тем |
Количество часов |
Виды занятий |
|
Теоретические |
Практические |
|||
1 |
О словах и их сочетаниях |
4 |
2 |
2 |
2 |
Основные виды подчинения |
3 |
1 |
2 |
3 |
Простое предложение |
9 |
3 |
6 |
4 |
Сложное предложение |
4 |
2 |
2 |
5 |
Пунктуация |
8 |
3 |
5 |
6 |
Практикум |
6 |
6 |
|
Итого |
34 |
11 |
23 |
Календарно – тематическое планирование элективного курса
по русскому языку в 11 классе
Всего 34 часа (1 час в неделю)
№ п/п |
Название тем курса |
Всего часов |
Формы и методы обучения |
Форма контроля |
Дата проведения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Раздел I. О словах и их сочетаниях (4 ч) |
|||||
1 |
Введение. Всемогущий синтаксис |
1 |
Практическая работа. Составление предложений. Работа со словарем |
Устный опрос. Взаимопроверка |
|
2 |
Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов |
1 |
Беседа. Практическая работа |
Нахождение алгоритма «восстановления строки» |
|
3 |
Слова. Сочетания слов. Словосочетания |
1 |
Сообщения учащихся. Практическая работа |
Индивидуальная работа. Составление рассказа |
|
4 |
Обобщение знаний по разделу «О словах и словосочетаниях» |
1 |
Практическая работа |
Тестирование |
|
Раздел II. Основные виды подчинения (3 ч) |
|||||
5 |
Согласование. Управление. Примыкание. |
1 |
Практическая работа |
Конструирование предложений |
|
6 |
Основные виды подчинения |
1 |
Семинар. Работа в группах. Практическая работа |
Семинар. Работа в группах |
|
7 |
Обобщение знаний по разделу «Основные виды подчинения» |
1 |
Практическая работа |
Тестирование |
|
Раздел III. Простое предложение (9 ч) |
|||||
8 |
Типы предложений. Общие сведения |
1 |
Составление таблицы. Беседа |
Индивидуальная работа с последующими выводами |
|
9 |
Подлежащее и сказуемое. Согласова-ние сказуемого с подлежащим |
1 |
Беседа. Практическая работа. Составление вопросов и заданий к теме |
Рассказ. Изложение |
|
10 |
Второстепенные члены предложения |
1 |
Семинар. Работа в группах |
Письменный ответ на вопрос |
|
11 |
Односоставные предложения. Синонимия односоставных предложений |
1 |
Практикум. Сообщения учащихся с использованием специально подобранного материала |
Дополни ответ товарища «Свое предложение» |
|
12 |
Неполные предложе-ния. Коммуникативная целесообразность использования непол-ных предложений |
1 |
Сообщения учащихся. Наблюдение текста художественной литера-туры с последующими выводами |
Устный опрос. Работа с текстом |
|
13 |
Однородные члены предложения. |
1 |
Практикум. Беседа. |
Сказка или рассказ |
|
14 |
Слова, не являющиеся членами предложения (вводные слова, предложения и обращения) |
1 |
Наблюдение поэтического текста. Работа в группах |
Практическая работа |
|
15 |
Обособление второстепенных членов предложения |
1 |
Практикум. Беседа. Работа в группах. Работа со словарем |
Составление памят-ки «Частные условия обособления» |
|
16 |
Обобщение знаний по разделу «Простое предложение» |
1 |
Практическая работа |
Тестирование |
|
Раздел IV. Сложные предложения (4 ч) |
|||||
17- 18 |
Виды сложных предло-жений. Своеобразие их семантики, структуры и функций |
2 |
Сообщения учащихся. Составление таблицы «Виды сложных предложений» |
Рассказ на лингвистическую тему. |
|
19 |
Синонимия предложе-ний разных видов |
1 |
Редактирование стилистических текстов |
Взаимопроверка и взаимоконтроль |
|
20 |
Обобщение знаний по разделу «Сложное предложение» |
1 |
Практическая работа |
Тестирование |
|
Раздел V. Пунктуация (8 ч) |
|||||
21 |
Трудные случаи пунктуации |
1 |
Семинар. Работа с учебниками разных программ |
Анализ текста |
|
22 |
Все о предложении… (или почти все) |
1 |
Сообщения учащихся. Устный журнал |
Игровой рассказ |
|
23-24 |
«Это непростое простое предложение». Пунктуация в простом предложении |
2 |
Анализ предложений |
Индивидуальное задание |
|
25-26 |
Знаки препинания в сложном предложении |
2 |
Анализ предложений |
Индивидуальное задание |
|
27 |
Обобщение знаний по разделу «Пунктуация» |
1 |
Практическая работа |
Тестирование |
|
28 |
Контрольная работа по разделу «Всемогущий и занимательный синтаксис» |
1 |
Практическая работа. Синтаксический и пунктуационный анализ текста |
Индивидуальные задания. Анализ текста |
|
Раздел VI. Практикум (6 ч) |
|||||
29-30 |
Сочинение –рассуждение на основе прочитанного текста |
2 |
Составление текста |
Творческая работа |
|
31-32 |
Сочинение –рассуждение на основе прочитанного текста |
2 |
Составление текста |
Творческая работа |
|
33-34 |
Сочинение –рассуждение на основе прочитанного текста |
2 |
Составление текста |
Творческая работа |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. О словах и их сочетаниях (4 ч)
Введение. Всемогущий синтаксис.
Интонация. Логическое ударение. Пауза. Порядок слов.
Роль интонации, логического ударения, паузы и порядка слов в предложении. Какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные. Условия этого преобразования. Влияние логического ударения на порядок слов. Смысловое значение паузы.
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: варианты ответов в зависимости от логического ударения. Двусмысленность предложения. От интонации меняется смысл предложения.
Слова. Сочетания слов. Словосочетания.
Различие слова и словосочетания на слух. Условия превращения словосочетаний в слова. Условия для слияния слов в одно слово. Порядок слов в словосочетании (прямой, постоянный). Лексическое значение словосочетаний. Грамматическое значение словосочетания. Объединение слов в словосочетание. От чего зависит лексическая сочетаемость слов.
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: стилистический прием – олицетворение. Художественно целесообразный.
Раздел II. Основные виды подчинения (3 ч)
Согласование.
Прямой порядок слов при согласовании. Названия-термины. Названия-нетермины. Определительные отношения.
Управление.
Двойное управление. Объектные, субъектные и обстоятельственные отношения. Средства связи при управлении. Определительные отношения при управлении.
Примыкание.
Роль порядка слов в примыкании. Одинаковые синтаксические отношения. Сближение примыкания и управления.
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: грамматическое значение. Богатые возможности главных слов. Разнообразие главных и зависимых слов в примыкании. Составная часть словосочетания. Единый компонент.
Раздел III. простое предложение (9 ч)
Типы предложений.
Односоставные, двусоставные, полные, неполные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения, инфинитивные, назывные предложения. Разновидности назывных предложений. Синонимия односоставных предложений. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: структура предложения. Разграничение предложений. Разграничение простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.
Главные члены предложения.
Какой из главных членов предложения важнее. Предмет речи в предложении. Предикативные отношения. Роль подлежащего и сказуемого.
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: предмет речи. Формы выражения мыслей. Удобные формы. Трехсловные сказуемые. Тесное содружество.
Второстепенные члены предложения.
Значение второстепенных членов предложения. Определительные отношения. Определения особого рода (приложения).
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: второстепенные члены предложения вовсе не второстепенны по своему значению. «Нейтральный» термин (главный член предложения).
Обособленные второстепенные члены предложения.
Обособление. Отличие обособленных членов от необособленных. Ряд условий, которые способствуют смысловому выделению второстепенных членов. Случаи обязательного обособления. Советы по обособлению. Экспрессивная роль обособлений в текстах различного стиля. Значения обособленных обстоятельств.
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: смысловое подчеркивание второстепенных членов. Строгие закономерности обособления. Частные условия обособления обстоятельств.
Уточняющие члены предложения.
Назначение уточняющих членов предложения. Особенности уточняющих членов предложения.
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: особая интонация, конкретная информация.
Слова, не являющиеся членами предложения.
Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения).
Обращение. Функции обращений. Анализ обращений.
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: своеобразные синтаксические отношения в предложении. Социальная значимость обращений. Звательная форма.
Раздел IV. сложное предложение (4 ч)
Сложные предложения.
Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов.
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: смысловая емкость. Синтаксические синонимы. Параллельные синтаксические конструкции.
Раздел V. пунктуация (8 ч)
Немного о пунктуации. Трудные вопросы пунктуации.
Группы знаков препинания по их функции. Многофункциональность запятой, тире, двоеточия. Особые случаи постановки многоточия. Знаки препинания в особых речевых ситуациях.
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: многофункциональность. Особые речевые ситуации.
Раздел VI. ПРАКТИКУМ (6 ч)
Сочинение –рассуждение на основе прочитанного текста. Составление текста, ее анализ. Творческая работа.
Литература
Д л я у ч и т е л я:
1. Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2 ч. – Ч. 2. – М., 1967.
2. Блинов, Г. И. Изучение связи слов на уроках русского языка. – М., 1963.
3. Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса / сост. В. А. Мызина. – М.: Просвещение, 1976.
4. Дейкина, А. Д., Пахнова, Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. – М.: Вербум, 2001.
5. Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.
7. Формановская, Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» – М., 1982.
6. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. – М., 1978.
Д л я у ч а щ и х с я:
1. Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2 ч. – Ч. 2. – М., 1967.
5. Постникова, И. И., Зинченко, Т. Н. и др. Это непростое простое предложение. – М.: Просвещение, 1985.
2. Дерягин, В. Я. Беседы о русской стилистике. – М.: Знание, 1978.
4. Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение, 1976.
3. Кодухов, В. И. Рассказы о синонимах. – М.: Просвещение, 1984.