12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дарья40
0

Основы светской этики (ОРКиСЭ) на тему "Справедливость и милосердие"











Конспект урока по основам светской этики

Бусалаевой Дарьи Сергеевны



























Тема: «Справедливость и милосердие»

Тип: комбинированный

Цель урока:  определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать правильный выбор поступков.

Задачи:

Образовательная: познакомить с моральными нормами, с ориентацией на их выполнение; учить давать нравственно-этическую  оценку личным поступкам и поступкам других людей.

Развивающая: развивать учебные умения работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.

Воспитательная: воспитывать желание делать выбор в пользу добра; следовать за добрыми влечениями сердца и совести.

Ожидаемые учебные результаты:

Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуациях, высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.


Предметными УУД: определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).

Анализировать  и  объяснять понятия: духовность, бездуховность, нравственность, безнравственность, добро, зло,  справедливость ,  милосердие.











Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап.

Здравствуйте садитесь, меня зовут Виктория Вадимовна и сегодня основы светской этики проведу у вас я.



2.Актуализация знаний учащихся

































































3.Изучение нового материала.

Повторим понятия, которые будут для нас сегодня важны, поиграем в игру

«Твой номер», сейчас я разделю вас на команды (по две парты), каждая команда получает номер от 1 до 6, то есть должно получится 6 команд), каждой команде я дам лист, на котором написаны определения.

Вы к этому определению должны подобрать понятия

(все понятия изображены на слайде)

в каждой команде выберете капитана, который будет отвечать на вопрос соответвующий вашему номеру.

Ваша задача посоветоваться с командой и найти к данным определениям- понятия).

1. Добро.

2. Зло.

3. Духовность.

4. Бездуховность.

5. Нравственность.

6. Безнравственность.

СЛАЙД 1

Вам на эту работу 5-7 минут. А проверять мы будем следующим образом, все команды поменяются работами и проверять будете ту работу, которая вам попадется. Я со слайда буду читать правильный ответ, а вы над каждым определением ставите +,или -.

Всё,ребята закончали,сдаем работы.

СЛАЙД 1

– Есть ли среди данных понятий противоположные по значению?

– Попробуем сопоставить понятия в каждой паре.( И сопоставить первое понятия попробует……) Почему именно это понятия сопоставляется с тем которое ты предложил?


– Можно ли утверждать, что все эти качества являются общими для всех людей?

- На дом вам было задано составить притчи о счастье. Кто подготовил? (спросить 2-3 чел.)

А остальные притчи мы послушаем в конце урока, если останется время.



Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, вы должны выполнить задание поставить числа в порядок возрастания ( открыть доску)


Тема нашего урока: «Справедливость и милосердие».

- Справедливость и милосердие свойственны всем людям?

В жизни мы часто оказываемся перед выбором.

- Встречаем ли вы в школьных ситуациях такие понятия, как: «справедливость» и «милосердие»?


- А что же такое Справедливость и милосердие?

Откройте учебник на стр.77-ой и прочитаем определение слов таких, как Справедливость и Милосердие.


ФИЗМИНУТКА


В вашей школьной жизни, вы тоже часто оказываетесь перед выбором поступка.

Откройте учебник на 34ой стр.

Интересно, какая ситуация возникла у наших героев?

Судя по рисунку, где будут происходить события?

Чтобы ответить на вопрос надо прочитать диалог (читать будем по ролям), но сначала нужно распределить роли.

Начинаем читать( слушаем внимательно, потому что после прочтения диалога будут заданы вопросы по тексту)


1. Как Лена и Антошка отреагировали на поступок Илюши?

2. В чём заключается затруднение для Антошки?

3. Какой вопрос возникает в этой ситуации?

4. Какое понятие в этом случае будет уместно?

5. Почему Рустам не согласился с Антошкой?

6. В чём запутались ребята?


Есть ли такие правила нравственности, которые являются общими для всех людей?


Жан-Жак Руссо писал: «Будь справедлив и будешь счастлив». (СЛАЙД 5)

Согласитесь ли вы с ним? Многие правила поведения людей охватывает «золотое правило нравственности». Оно основано на таких человеческих ценностях, как справедливость и милосердие.

На свете много разных правил. Без них жить трудно или вообще невозможно. Еще в давние времена философы пытались найти самое главное правило – правило нравственности.

И открыли.

Ребята, оказывается, есть такое правило, которое может помочь нашим героям.

Посмотрите на доску, там написан текст.


Прочитаете название текста «Золотое правило нравственности)

1. Скажите, какое значение у слова «золотой»?

2. Что может быть золотым?

3.Почему это правило названо золотым?



Давайте, прочитаем легенду, откуда возникло это правило нравственности со СЛАЙДА 6


Так, согласно легенде, кто же сформулировал правило, которое позже назвали золотым правилом нравственности.

Почему оно «золотое»? (Как мы решили?)

Откройте 35-ую стр. и прочитаем, почему правило именно золотое. Читать будем по абзатцам.


«Золотое правило нравственности» по-разному звучит на разных языках, но смысл его не меняется. Так, в стародавние времена на Руси появилась пословица: (Слайд 7)

«Чего в другом не любо, того и сам не делай».

А в наши дни, например, в автобусах и поездах мы часто слышим объявление: «Уважаемые пассажиры, будьте взаимно вежливы!» Или же: «Хочешь, чтобы тебя уважали, – сам уважай других». (Верно?)

– А может ли «золотое правило нравственности» помочь в ситуации, о которой мы прочитали на 34-ой стр.?

– Что же делать Антошке, как разрешить ситуацию? Нельзя же оставлять поступок Илюши без объяснений? По «золотому правилу нравственности», что бы следовало сделать Антошке?


–Сейчас мы с вами разыграем небольшую инсциннировку и рассмотрим, что может произойти дальше.


Так, а теперь представь, что мы продолжаешь разговаривать с Илюшей и что вы ему скажете

(подумайте немного)

– Вот Илюша сидит в раздевалке, уже надевает уличные ботинки. Тут прибегает Антошка со словами: (Какие слова бы вы сказали?)


Как вы думаете, как отреагирует Илюша?

(Немного подумайте и скажите, так что же ответил Илюша, на то, что сказал Антоша?

– Дальше возможны разные варианта.

Что может сказать еще Илюша?

Ситуация разрешена? ДА

– Но может же быть и иначе. Илюша может просто отказаться и уйти.

– А если воспользоваться «золотым правилом нравственности»?

- Что вы посоветуете Антошке?

- Что он должен сделать?

Хорошо, молодцы


Теперь посмотрите на 35-ую стр.

И  объясните, сработало ли «золотое правило нравственности» в ситуации, изображённой на иллюстрации.


– Посмотрите на рисунок на с. 36-ой.

– Что можно сказать о поступке, который изображён?

Вы согласны с таким поведением?

– Прочитайте подписи под картинками.

– К чему приведёт поступок?

- Как будет справедливо наказан человек?

– Должен ли человек испытывать какие-то чувства, совершив настолько плохой поступок?

– Полезность труда человека для других людей должна вознаграждаться уважением и достойной оплатой. (Согласны?)

– Права, которые получает человек в обществе, должны быть уравновешены обязанностями, которые он должен выполнить перед людьми.

– Добрый поступок должен быть вознаграждён, например, благодарностью, добрым словом. (Справедливо?)

– За совершённое преступление человек обязательно должен быть наказан – штрафом, дополнительной работой или потерей свободы.

(А это справедливо?)

Справедливость делает жизнь людей правильной и честной.

В то же время иногда, даже если человек за свои плохие дела заслужил справедливое наказание, мы можем простить его и не наказывать. (Почему? Предположите.) Если мы можем простить наказание, то к какому понятию можно отнести эту ситуацию? ( К справедливости, или милосердию?

СЛАЙД 8

Давайте прочитаем, что же написано в статье на стр. 36-ой, читаем по цепочке, следите внимательно, потому что спрошу любого из вас и будете продолжать.

Начинаем читаем.

Теперь, давайте разберем ситуацию на 37-ой стр.

– Что можно сказать о поступке, который изображён?


- К чему может привести данный поступок?


Вспомни, как часто родители собирались наказать тебя за какие-нибудь провинности, но в последний момент отменяли наказание.

- Почему?

-Потому что они тебя любят и готовы милосердно прощать. (Вспоминаются такие моменты?)

СЛАЙД 9

(Вы согласны?)

СЛАЙД 10

Дополнительное задание:

Теперь давайте прочитаем цитаты о справедливости и милосердии, откройте 38-ую стр.и читать начнет…..

По возможности объясните, как вы понимаете данную цитату.
























Да






Нет. Человека нельзя заставить быть справедливым или милосердным. Эти ценности являются добровольным выбором каждого. Это важные ценностные качества человеческой души.



















(В школе.)








1. (Они возмутились его поведением.)

2. (Как поступить по справедливости?)

4. (Несправедливость по отношению к другим ребятам.)

5. (Он считает, что сказать учителю о нарушении правил – значит наябедничать.)

6. (Как поступить правильно, если два правила противоречат друг другу? Как не запутаться в многочисленных правилах поведения, как не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка?)


- Да.

Во всем мире осуждается воровство, убийство, обман и т.д.







1. Сделанное из золота, блестящее, желтое, прекрасное…

2. Монета, сердце, руки золотые ..

3. Оно хорошее, лучшее, главное.




Китайский мудрец Конфуций


Да потому, что все народы мира используют его, чтобы отличать добрые поступки от злых.












Да



(Не кричать, не обижать Илюшу. Например, сказать: «Как ты сегодня быстро всё закончил, только случайно мусор разбросал».)







«Илюха, ты что? Вернись в класс, ты после себя мусор на полу оставил!»








«Ой, извини, я сейчас тороплюсь, убери за меня, а завтра я за тебя!»










Да, сработало. Девочка опоздала на встречу, но извинилась за это.




(Преступление. Справедливое наказание.)

4.Подведение итогов урока.

Итак, чем мы с вами занимались на уроке?


Молодцы.

Так, что же такое справедливость?

Что такое милосердие?

Молодцы, отлично.

Урок окончен, можете быть свободны.

Разбирались что такое справедливость и милосердие.

«Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); готовность помочь кому-нибудь или просить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».



Опубликовано


Комментарии (1)

Ирина Владимировна Казарцева, 24.12.22 в 22:58 0Ответить Пожаловаться
Хотелось бы увидеть презентацию, так как вы ссылаетесь на слайды
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.