12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стрижевская Оксана Евгеньевна287
Учитель-логопед высшей квалификационной категории. Педагогический стаж 21 год. Победитель городского конкурса "Женщина года - 2012" в номинации "Сердце отдаю детям".
Россия, Тамбовская обл., Тамбов
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »
2

Статья «Использование упражнений по актерскому мастерству в работе с дошкольниками со стертой формой дизартрии»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ

ПО АКТЕРСКОМУ МАСТЕРСТВУ В РАБОТЕ

С ДОШКОЛЬНИКАМИ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ».

 

О.Е.Стрижевская

МДОУ детский сад комбинированного вида №7

«Золотая рыбка», www.yandex.ru striz-oksana

При исправлении стертой формы дизартрии работа над просодической стороной речи занимает важное место, т.к. является связующим звеном в единой системе речевой деятельности. Формируя просодический элемент, мы улучшаем другие компоненты речи дошкольников со стертой формой дизартрии и их речь в целом. Цель работы нормализация основных просодических компонентов речи у дошкольников со стертой формой дизартрии за счет проведения специальных коррекционных упражнений и выработка методических рекомендаций педагогам дошкольных учреждений по формированию просодики.

Важными проблемами современного изучения дизартрии являются: разработка приемов ранней неврологической и логопедической диагностики минимальных проявлений дизартрии, совершенствование методов логопедической работы с учетом форм дизартрии и нейролингвистическое изучение различных форм дизартрии.

В связи с этим, изучение взаимосвязи голосовых, темпо-ритмических, артикуляционных и моторных расстройств, использование различных упражнений, в том числе, упражнений по актерскому мастерству, способствующих повышению эффективности логопедического воздействия – актуально.

Как правило, интонационной выразительностью дети овладевают естественным путем. Но как показывает логопедическое обследование у воспитанников, поступающих в речевые группы, с которыми я работаю, имеются нарушения процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур. Их речь монотонна и невыразительна, убыстренная или наоборот - замедленная. Они не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.

Коррекционная работа с такими детьми по формированию интонационной выразительности должна сочетать мероприятия, направленные на развитие речевого дыхания, ритма, темпа, силы и модуляции голоса. А также на формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов, развитие эмоциональной отзывчивости ребенка и умения передавать с помощью интонации определенные чувства и настроения.

Становление интонационной системы сложный процесс. На начальных этапах я использую игры на развитие выразительности движений и речи. В процессе игры дошкольники при помощи мимики и пантомимики изображают животных или персонажей сказки. Затем применяю игры в парах, когда один из детей показывает животное или персонаж сказки, а другой отгадывает, кто находится перед ним. Моделирую ситуации общения между участниками игры, предлагая детям выразить определенные эмоции при помощи мимики и выразительных движений (радость, удивление, интерес, жалость, обида и т. д.).

Развитию понимания эмоционально-образного содержания высказываний способствует ознакомление дошкольников с устным народным творчеством. В качестве речевого материала использую сказки о животных и стихи, знакомые детям. Применяю следующие виды заданий:

узнать произведение по пантомимике;

продемонстрировать движением, мимикой свое понимание основного тона высказывания и эмоционального содержания фрагмента сказки;

выбрать одну или несколько иллюстраций событий сказки, соответствующую смыслу и эмоциональному содержанию прослушанного фрагмента произведения;

составить последовательность из картинок, иллюстрирующих сюжет и эмоциональное содержание событий сказки.

В дальнейшем опору на наглядное изображение замещаю использованием специальных символов. Провожу игры для развития восприятия и понимания эмоций, а также основного тона высказывания, использую пиктограммы, символизирующие наиболее яркие по проявлениям эмоциональные состояния: радость, печаль, гнев, страх, удивление. С помощью этих игр у детей происходит расширение круга понимания эмоций.

Работе по формированию интонационной выразительности предшествуют ритмические упражнения. Они подготавливают дошкольников к ее восприятию, способствуют ее развитию. Упражнения включают прослушивания, отстукивания, прохлопывания отдельных звуков, слогов, слов. Также ввожу упражнения, направленные на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости и модуляции. Развитие чувства ритма и выразительности речи продолжается на занятиях по логоритмике, музыке, в ходе подвижных, дидактических игр, игр-драматизаций и др.

К числу достаточно распространенных ошибок у младших школьников относится неправильный выбор знака в конце предложения, поэтому уделяю большое значение формированию общих представлений об интонационной выразительности речи. Работу начинаю с объяснения, что наш голос изменяется, что им можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу. Затем знакомлю детей с повествовательной интонацией: «Когда мы о чем-то сообщаем, говорим спокойно, к концу предложения голос ровно понижаем». Произнесенные предложения сопровождаю движением руки, графическим изображением. Для закрепления знаний о повествовательной интонации дошкольникам сообщаю, что в конце таких предложений ставится точка, подтверждая это карточкой с изображением знака и стихотворением о нем. После знакомства со знаком проводится выделение из текста повествовательных предложений путем показа карточки с точкой.

При знакомстве с вопросительной интонацией детям сообщаю, что, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Воспитанникам задаю вопросы, а потом им предлагаю сделать это, и обсуждаю с ними особенности произнесения вопросительного предложения: «В конце вопросительного предложения голос повышается». Повышение голоса подтверждаю соответствующим движением руки и обозначаю графически. Показываю карточку с изображением вопросительного знака, заучиваем стихотворение о нем. Закрепление вопросительной интонации осуществляется в стихах сопряжено с логопедом, по подражанию и самостоятельно.

Знакомство дошкольников с восклицательной интонацией начинается со сравнения с уже известными им. Далее предлагаю несколько картинок, которые можно соотнести с междометиями типа «Ох!», «Ах!», «Ух!». Провожу беседу по их содержанию, называю слова соответствующие каждой из картинок. Уточняю, что эти слова мы произносим громко, восклицая. Потом объясняю, что восклицательно можно произнести и целое предложение. На примерах предложений дети наблюдают, что при произнесении их голос или резко повышается или сначала повышается, а затем несколько понижается. Изменения голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и изображается графически. Для обозначения восклицания вводится соответствующий знак, выучивается стихотворение о нем. Далее предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточки с восклицательным знаком.

Дифференциация интонационных типов высказываний и их закрепление проводится в играх «Шифровальщик», когда дети после прослушивания предложенных предложений зашифровывают их соответствующими знаками. А также на материале стихотворений и текстов, считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок разыгрываемых по ролям. В большинстве случаев монотонность речи связана с тем, что дошкольники не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.

Работу по развитию выразительности речи целесообразно проводить последовательно, в два этапа: сначала формировать навыки восприятия интонации, затем - навыки ее использования в собственной речи.
После этого можно переходить к формированию навыков восприятия отдельных интонационных компонентов:

- мелодики (повышение и понижение голоса в начале, середине и конце фразы);
- темпа (ускорение или замедление скорости произнесения фраз);

- ритма (чередование ударных слогов);

- тембра (эмоциональная окраска голоса);

- логического ударения (выделение наиболее важного по смыслу слова).

Необходимо отметить следующее:

1. При дизартрии требуется ранняя, длительная и систематическая работа.
2. Во всех случаях основной задачей логопедической работы при дизартрии является развитие и облегчение речевой коммуникации, а не только формирование правильного произнесения звуков речи.
3. Изучение взаимосвязи голосовых, темпо – ритмических, артикуляционно-фонетических и просодических расстройств при разных формах дизартрии повышает эффективность логопедического воздействия.

Использование упражнений по актерскому мастерству в работе с дошкольниками со стертой формой дизартрии способствует развитию и совершенствованию артикуляционных навыков, темпа, ритма речи, общей моторики. На этапе автоматизации поставленных звуков использование упражнений также уместно и способствует сокращению сроков автоматизации. Улучшение артикуляционной и общей моторики, темпо – ритмической стороны речи – являются предпосылками успешного овладения письменной речью. В результате выполнения упражнений на развитие коллективности и умение работать с партнерами, исчезла напряженность в общении, появилась уверенность, развилось воображение, внимание и память.

Становление интонационной системы в речи дошкольников способствует как развитию понимания речевых сообщений, так и улучшению качества коммуникативных способностей детей.

Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.