Дмитриенко Вера Николаевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Одинцовская СОШ №5
ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
Аннотация: В статье анализируются преимущества электронных тестов, их использование в дистанционном обучении и дистанционном тестировании.
Ключевые слова: Информационные технологии, тестирование, дистанционное обучение.
В России история тестов началась в конце XIX — начале XX в. Тесты стали широко применяться педагогами-экспериментаторами. Видные специалисты (А.П. Болтунов, А.Ф.Лазурский, А.П. Нечаев, Ф.Е.Рыбаков и др.) исследуя характеристики личности, стали широко использовать тесты. В книге С.М.Василейского «Введение в теорию и технику психологического, педологического и психотехнического исследования» (1927) изложены основные теоретические и практические принципы создания и использования тестов. В работах были освещены вопросы статистической обработки результатов. К сожалению, время активной деятельности педологов и тестологов в советской России было недолгим. В 1936 г. в известном постановлении ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» тесты объявили вредным методом. До начала 90-х гг. XX в., отношение к тестам было негативным.
Коренное изменение в отношении к тестам произошло в 2001 г. в связи с началом эксперимента по введению ЕГЭ, благодаря чему тестирование стало официально признанным методом измерения знаний в России. В 2002 г. был открыт Федеральный институт педагогических измерений, приоритетным направлением деятельности которого является научное, методическое и организационное сопровождение процесса создания контрольных измерительных материалов (КИМ) для ЕГЭ. В чем причина такого резкого изменения отношения?
По мнению Ефремовой Н.Ф., в образовательном процессе выделяются 14 функций теста.
1. Социальная функция характеризуется требованиями, предъявляемыми обществом к уровню подготовки школьника.
2. Образовательная функция состоит в закреплении и систематизации знаний, практических умений и навыков, повышении их качества.
3. Воспитательная функция тестов заключается в формировании положительной мотивации, способов самостоятельной познавательной деятельности, умения ставить и достигать целей, навыков самоконтроля и самооценки.
4. Развивающая функция тестов направлена на развитие памяти, внимания, мышления, творческих способностей, самостоятельности и аккуратности.
5. Контролирующая функция тестов даёт возможность учителю получить информацию о достижениях своих учеников, определить их динамику, степень усвоения ими программного материала.
6. Диагностическая функция проявляется в самой сути любого контроля, анализ качества знаний, умений и навыков, способствует дифференциации обучаемых по уровню подготовки.
7. Мотивационно–побудительная функция проявляется через воздействие тестирования на субъекты образовательного процесса. У учащихся: формируется уверенность в объективности оценок и возможности достижения более высоких результатов.
8. Организационная функция выражается в способности тестирования обеспечивать условия самостоятельной работы, изменение структуры учебного процесса и формы контроля.
9. Стандартизирующая функция проявляется в обеспечении одинаковых требований к уровню базовой подготовленности учащихся различных образовательных учреждений.
10. Информационная функция обусловлена широким распространением и развитием образовательных технологий, созданием открытого федерального банка образовательной статистики, доступностью информации широкому кругу пользователей.
11. Демократизирующая функция создает одинаковые условия прохождения теста для всех учащихся.
12. Управленческая функция связана с получением и анализом квалиметрически выверенных результатов учебных достижений учащихся и обеспечением условий для принятия обоснованных решений на основе объективной и достоверной образовательной информации.
13. Социально–экономическая функция обеспечивает сокращение расходов и времени на проведение итоговых контрольно-оценочных процедур.
14. Гуманистическая функция проявляется в том, что тестовые технологии создают психологически более комфортные условия при контроле, обеспечивая сохранение здоровья не только учащихся, но и учителей. [1]
Реализация этих функций зависит от форм и методов подготовки учащихся к тестированию, от организации проведения тестирования и единства обучения и контроля. [1] Такие разные возможности тестирования и стали основой активного использования этого метода в российской образовательной системе.
По мнению педагогов, тестирование – одна из самых эффективных форма проверки и самопроверки знаний. С помощью тестирования осуществляется общая проверка компетентности в разных областях. Поэтому главная задача учителей, готовящих учащихся к ЕГЭ, родителей, настраивающих своих детей на экзамен, организаторов такой формы проверки, превратить этот процесс не в «шоковую терапию» экзамена, а в интересную игру. [3]
Современный этап образования характеризуется интенсивным развитием информационных технологий, созданием новых методик их применения, использованием компьютерных технологий для проведения тестирования. Меняется принцип педагогических измерений, разрабатываются инновационные измерители повышение качества тестов и даже формы тестовых заданий для проверки творческих и практико-ориентированных аспектов подготовленности учащихся. В связи с этим каждый год появляются новые программы для создания электронных тестов.
Компьютерное тестирование может заинтересовать учащихся, которые любят выполнять задания на компьютере, а таких учащихся не мало. В интерактивных обучающих заданиях используются фотографии, видеоизображения реальных объектов и компьютерные макеты, что позволяет учащимся получить более полное представление об объекте.
Результаты анкетирования учащихся подтверждают наше предположение. В анкетах было отмечено, что интерактивные задания гораздо интереснее, увеличился интерес к изучению химии и биологии, усвоение знаний происходит легче и прочнее. Применение интерактивных тестов способствует повышению уровня информационной и коммуникативной грамотности учащихся и учителя, который стал сам создавать электронные тесты.
Электронные тесты обладают рядом преимуществ:
- быстрота при проверке,
- объективность оценок,
- сам процесс тестирования для обучающегося привлекателен,
- возможность использования для самоконтроля,
- простота и экономичность распространения в информационном пространстве,
- уменьшение времени тестирования до 50% по сравнению с бумажным вариантом,[2]
Возможность дистанционного тестирования, при котором учащиеся могут получить доступ к системе тестирования в любое удобное для них время и (при необходимости) любое количество раз.
Дистанционное обучение через Интернет – это обучение, при котором учащийся получает информацию с помощью технических, программных и административных средств сети Интернет. Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки - вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную среду обучения, доступную широкой аудитории. [4]
Возможность оперативной передачи на любые расстояния информации, переноса полученных материалов на свой носитель, хранение этой информации в памяти компьютера в течение неопределенного времени, расширение географии обучения – все эти возможности имеют огромное значение для образовательной системы.
Именно дистанционные возможности стали наиболее привлекательной стороной интерактивного тестирования. Процедура тестирования с помощью этой технологии такова: пользователь получает на свой компьютер тестовые задания, а обработку данных делает разработчик на своем сервере. Такое тестирование можно проводить двумя способами: в режиме on-line (с подключением к Интернету), и в режиме off-line (без подключения к Интернету). В первом случае ученику по сети отправляют гипертекстовую страничку с заданиями, он решает тест, не выходя из сети Интернет. Во втором случае задание можно «скачать» себе на компьютер, выполнить их, а затем отправить бланк и получить результаты с помощью электронной почты.
Тестирование в on-line режиме становится очень популярным у выпускников при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Готовясь к экзамену, ребята проверяют себя, свои знания, свою внимательность при чтении вопросов и оформлении ответов. Привлекательна она для учащихся тем, что результаты выдаются мгновенно. Может быть, стоит ввести on-line тестирование (тестовую часть) и на самом экзамене. Учащиеся будут знать свои результаты за тест в этот же день, а творческую работу – сочинение, эссе, лабораторную работу выполнять в традиционном виде. Можно предположить, что психологическое здоровье учащихся и их родителей стоит того. Еще одно преимущество дистанционного тестирования – экономия бумаги, времени преподавателя и членов комиссии, одним словом, дешевизна.
Проверочная работа в off-line режиме используется при дистанционном обучении. После прослушивания лекции, знакомством с теорией участники курсов выполняют задания (в этом случае время не ограничено) и отправляют его на почту учебного заведения. Плюсы такого обучения и проверки работ в том, что учиться можно без отрыва от работы, а выполнять задания тогда, когда есть возможность, то есть обучающийся организует свой образовательный процесс самостоятельно. Чтобы человеку оставаться информированным и востребованным в своей области, он должен постоянно совершенствовать свои знания – учиться. Очное обучение создает большие неудобства при нашем современном темпе жизни. Поэтому сейчас на первый план выходит дистанционное обучение.
Использование современных технологий позволяет сделать образовательный процесс непрерывным. Интерактивное обучение и тестирование несравненно очень перспективно, оно дает возможность совершенствовать знания, умения и навыки на протяжении всей жизни. Интерактивное тестирование способствует подготовке выпускника школы плодотворно трудиться в мире глобальной информатизации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Ефремова Н.Ф. Тестовый контроль в образовании. Учебное пособие М. 2007, 368 с.
2. Кожевникова Т. В. Централизованная организация дистанционного тестирования по иностранному языку: [Электронный ресурс] file:///C:/Users/Кирилл/Desktop/Новая%20папка%20(2)/tsentralizovannaya-organizatsiya-distantsionnogo-testirovaniya-po-inostrannomu-yazyku.pdf (дата обращения 18.06.2017)
3. Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. Оренбург 2012. 378 c.
4. Лебедева М. Б., Агапонов С. В. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов. СПб.: БХВ -Петербург, 2010. -336 с
5. Севрук А. И. Тест в педагогических технологиях.// Школьные технологии№2. М. НИИ школьных технологий, 2005 С. 162-170.
7