12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Курочкина Галина Александровна39
1

Влияние игры-драматизации на формирование диалогической речи детей дошкольного возраста

Курочкина Галина Александровна,

воспитатель детей дошкольного возраста,

МАДОУ НТГО Детский сад «Чебурашка»,

Нижняя Тура


ВЛИЯНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Несомненным достоинством игр-драматизаций является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям.

Трудности, встречающиеся в игре, преодолеваются детьми охотнее и с удовольствием. Включение игровых приемов в процесс развития диалогической речи дошкольников актуально и в связи с ориентацией на гуманизацию педагогического процесса. Исследования физиологов доказали значение игры как деятельности, удовлетворяющей биологические, духовные и социальные потребности детей [1, с.13].

Игры-драматизации создают комфортные условия для детей, имеющих разный уровень речевого развития. Энергичные дети первыми вызываются участвовать в инсценировках, этюдах, играх-драматизациях. Они стимулируют менее активных детей, зажигают их своей энергией. Все хотят говорить, играть, выступать, если есть привлекательные костюмы, атрибуты, персонажи кукольного театра. Возможность соучастия с сильным партнером позволяет ребенку не заметить своего отставания. Не важно, что он сегодня не говорил, а только нахлобучил шляпу и держал в руках волшебные лыжи. Опыт соучастия обогащает восприятие речи и эмоциональную жизнь. Вслед за эмоцией и действием приходит речь. Сначала совместно-распределенная с взрослым, затем – самостоятельная.

Добровольность участия в играх создает эмоциональный комфорт. Каждый действует тогда, когда эмоционально готов к этому. Важный момент в играх – передача роли и костюма участниками игры следующей «команде актеров» по собственному желанию. Очень часто активный ребенок передает застенчивому сверстнику «метку» сюжетной роли (элемент костюма, предмет, игрушку). Дети никогда не отказываются, если к участию в игре привлекает сверстник. С помощью воспитателя малоактивный ребенок всегда справится с игрой. Вместе со сверстниками и взрослым ребенок может все.

В ситуации игры-драматизации происходит как бы наглядное моделирование художественного текста через сцены (эпизоды) игры, происходит соотнесение слова и движения, действия, слова и мимики, жеста, взгляда, создаются условия, влияющие на освоение дошкольником структуры предложения. Происходит многократное восприятие текста. И все это создает благоприятные условия для заимствования форм и конструкций речи, понимания их и активизации [2, с.74].

В процессе работы над выразитель­ностью реплик персонажей, собственных высказываний неза­метно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуко­вая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяс­няться. У него улучшается диалогическая речь, ее граммати­ческий строй, он начинает активно пользоваться словарем, ко­торый, в свою очередь, тоже пополняется [3, с.12].

Важно последовательное использование игр, подобранных для работы по каждому диалогическому единству, в соответствии с логикой развития речевых умений: от восприятия и заимствования речевых форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения.

Бизикова О.А выделяет 4 этапа развития диалогической речи на основе игры-драматизации:

Предварительный этап – обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диало­гических реплик. Воспроизведение готовых литературных диалогов помогает детям осваивать не только формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора [1, с.13].

Первый этап ­­– заимствование готовых диалогических реплик. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик [1, с.14].

Второй этап – перевод детей от использования готовых реплик к построению своих. Для этого используются игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами, но и самостоятельно построенными (продуктивными).

Каждое диалогическое единство отрабатывается отдельно. Для этого вначале подбираются произведения с преобладанием какой-либо одной диалогической пары. Позже берутся произведения, где разные диалогические пары переплетаются

Третий этап – самостоятельному построению диалогических реплик.

Здесь используются игры, которые должны побуждать детей к самостоятельному построению диалогических реплик, которые позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик[1, с.16].

Таким образом, игры, подобранные для развития диалогической речи, рассчитаны на то, чтобы:

1) формировать у детей умения пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (правила очередности и тематического единства реплик);

2) отражать естественную логику формирования речевых умений: от восприятия и заимствования образцов диалогических реплик к их использованию в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческому переносу усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику.

Использование игр для развития диалогической речи детей не исключает разговоров и бесед воспитателя с ними. Дополнительное целенаправленное использование игровых приемов поможет повысить эффективность процесса формирования диалогических умений у дошкольников [1, с.18].

Рычагова Е. С. подчеркивает, что целенаправленная психолого-педагогическая работа, направленная на обогащение коммуникативно-деятельностного опыта, развитие диалогического общения детей в игре, является решающим условием становления языковой личности, способной к саморазвитию. Модель педагогического процесса речевого воспитания, построенного по принципу диалога в его широком понимании, с установлением взаимосвязи разных видов организованных взрослым и самодеятельных игр детей, - является основой для повышения эффективности психолого-педагогической работы. Создание условий для диалога детей со сверстниками в организованных взрослым и самодеятельных играх обеспечивает эмоциональный комфорт, использование невербальных и языковых средств общения, повышение общей игровой, коммуникативной активности, самостоятельности, творчества детей, что является важной предпосылкой формирования коммуникативной компетенции [4].


Список литературы:

1. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. — 136с.

2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения [Текст]: Методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 128 с.

3. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников [текст]: Кн. для воспи­тателя дет. сада. /Л.В.Артёмова. –М.: Просвещение, 1991.– 127 с.

4. Рычагова Е. С. Педагогические условия развития диалогической речи в процессе общения детей четырех-пяти лет в игре [Текст]: автореф. дис… на соискание ученой степени канд. пед. Наук / Е. С. Рычагова. - М., 2012. - Режим доступа: http://ippdrao.ru/wp-content/uploads/2206-avtoreferat-rychagovoj-eleny-sergeevny.pdf

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.