Особенности формирования смыслового чтения на уроках предметов естественнонаучного цикла (5–11 класс)
Особенности формирования смыслового чтения на уроках предметов естественнонаучного цикла
Степанова О.О., учитель географии
МБОУ «Средняя школа №8 с углубленным
изучением иностранных языков» г.Смоленска
Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом.
А.А. Леонтьев
Главным источником развития каждого человека является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. Вынесенные в эпиграф слова замечательного российского психолога и лингвиста А.А. Леонтьева стоит отнести, в первую очередь, к учебным предметам естественнонаучного цикла, ведь именно на них мы стараемся сформировать у детей представление о естественнонаучной картине мира как важном компоненте целостной картины мира. А сделать это без использования текстовой информации практически невозможно. И именно обучение приемам грамотного понимания и обработки информации мы считаем приоритетным на наших уроках. При этом мы опираемся на исследования многих российских педагогов, в том числе Н.Н. Сметанниковой, в работах которой рассматриваются актуальные вопросы формирования компетенции чтения и учебного стиля, формирования грамотного читателя через обучение стратегиям предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности на материале текстов различных типов, а также подготовки и организации мониторинга чтения. Развитие умений текстовой деятельности, формирование умений и навыков чтения и письма в основной и старшей школе нацелено на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования, в которых чтение рассматривается как универсальное учебное действие, как один из основных способов работы с информацией и как средство воспитания и развития учащегося.
Особое значение обучение смысловому чтению приобретает в связи с тем, что среди заданий итоговой аттестации за курс основной и средней школы есть такие, которые требуют анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования в другие формы. Однако, как показывает практика, зачастую эти учебные действия у учащихся недостаточно сформированы, и даже успешные ученики допускают ошибки.
Недостаточную сформированность навыков смыслового чтения подтверждают и результаты диагностики, проведенной учителями предметов естественнонаучного цикла нашей школы. Диагностика проводилась среди обучающихся основной (6-7 классы) и средней (10 классы) школы. Для исследования использовались разные пакеты диагностических материалов, что позволило, на наш взгляд, более разносторонне подойти к данному вопросу.
Результаты диагностики навыков смыслового чтения на уроках математики среди обучающихся 6-х классов показали, что с заданиями «множественного выбора» успешно справляются около 50% шестиклассников, с заданиями «на соотнесение» не испытали затруднений около 2/3 обследованных, задания «на дополнение информации» успешно преодолели более половины обучающихся. Наиболее успешно ученики 6-х классов выполнили задания «на перенос информации», а наибольшие затруднения испытали при выполнении заданий «на восстановление деформированного текста».
Результаты вводной диагностики метапредметных результатов изучения физики среди обучающихся 7 классов показали, что читательская компетентность сформирована менее, чем у 50% обучающихся; умение представлять информацию в виде диаграммы, таблицы – у половины обследованных; а умение работать с информацией, представленной в виде рисунка, графика, схемы – у 62,5% семиклассников.
Результаты диагностики в 10 классе на уроках географии показали, что наиболее успешными оказались следующие умения смыслового чтения текста как формирование самостоятельного вывода на основе прочитанного материала (79%), понимание и интерпретация смысла текста (72%), использование «связок» для составления текста (69%). Но при этом наблюдается достаточно низкий уровень владения такими умениями смыслового чтения текста, как составление грамотного устного и письменного высказывания на заданную тему после прочтения текста (33% и 21%), составление оценочных вопросов (21%).
Невысокий уровень владения умениями составления грамотного устного и письменного высказывания на заданную тему после прочтения текста еще раз доказывает, на наш взгляд, необходимость метапредметного подхода к проблеме формирования навыков смыслового чтения.
Анализ результатов проведенных обследований еще раз убедил нас в том, что работе по формированию навыков смыслового чтения необходимо уделять большое внимание на всех уроках, в том числе и в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла.
Особенностью обучения естественнонаучным предметам является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям науки, что придает материалу, с одной стороны, особую привлекательность, с другой – делает организацию учебного процесса очень сложной и многообразной. Поэтому у учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечил бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке.
Каждый из предметов естественнонаучного цикла обладает рядом особенностей в развитии смыслового чтения.
На уроках математики, физики, химии особое значение имеет развитие смыслового чтения в процессе обучения решению текстовых задач. Текстовые задачи всегда относились к заданиям, наиболее сложным для овладения учащимися, поскольку, в отличие от конкретных заданий, решение которых выполняется по вполне определенному алгоритму, требуют содержательного осмысления. Одним из приёмов развития смыслового чтения в этом случае является составление краткой записи условия задачи. Основные особенности данного подхода связаны с тем, что главная задача сфокусирована на тщательном прочтении предлагаемого текста. Чтобы чтение стало осмысленным, необходимо чтобы оно сопровождалось дополнительным заданием, например, выбором ключевых слов, поэтапным заполнением таблицы. Данные приёмы развивают в ученике навык работы с письменным текстом, учат анализировать данные, логически структурировать информацию, выбирать главное, а также повышают качество учебной деятельности в целом.
В географии важной читательской компетентностью является умение читать карту. Имеются большие различия в «чтении» карты и чтении буквенного текста. Эти различия связаны с тем, что надписи и условные обозначения на карте пространственно определены, т.е. само размещение их несет определенную информацию о географическом положении объектов, их размерах и природных особенностях. Чтение карты может осуществляться в форме уяснения особенностей территории и создания ее умственного образа. Но оно может выражаться также в форме устной или письменной ее характеристики. Карта – это и поле деятельности, и самое эффективное средство для достижения определённых педагогических целей. Поэтому на уроках географии во всех классах, начиная с начала изучения предмета в 5 классе, особое внимание уделяется работе с картой и развитию умения её читать. Для этого, помимо обычной работы с картой, мы используем дополнительные интересные виды работ, такие как использование разных видов моделирования на контурной карте, игры «Знатоки морских названий», «Найди лишнее», «Географическая почта», «Я – капитан» и другие.
На всех уроках предметов естественнонаучного цикла особое значение имеет работа с текстом, рисунками и справочными материалами учебника. Работа с учебником – необходимое условие формирования навыков смыслового чтения.
Изучение приемов работы с текстовой информацией среди учителей естественнонаучного цикла нашей школы выявило, что чаще всего учителя используют одни и те же или схожие приемы. В соответствии с технологией смыслового чтения, их можно отнести к приемам предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности. Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Среди наиболее популярных среди наших учителей приемов предтекстовой деятельности можно выделить «Глоссарий», «Мозговой штурм», «Верите ли вы, что…», «Предваряющие вопросы», «Рассечение вопроса». Их использование нацелено на постановку задач чтения, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также создания мотивации к чтению. Следует отметить, что чем сложнее материал, с которым работает учащийся, тем в большей степени ему нужна помощь преподавателя в организации процесса чтения.
Из приемов текстовой деятельности чаще всего мы используем «Чтение про себя с вопросами», «Чтение про себя с остановками», «Чтение про себя с пометками».
Послетекстовая составляющая предполагает использование освоенного текстового материала в разных интеллектуальных ситуациях, формах применения; включение его в более широкий контекст культурной активности; освоение прочитанного за счет обсуждения его содержания, расширения и углубления возможностей его использования путем воспроизведения с различной степенью развернутости и сжатости.
На данном этапе чаще всего мы используем следующие приемы: «Лови ошибку», «Составление кластеров», «Вопросы после текста», «Фишбоун», «Тонкие и толстые вопросы», «Восстановление последовательности» и другие.
Рассмотренные приёмы работы с текстом учебника обеспечивают не только усвоение учебного материала, но и активизируют умственную деятельность учащихся, прививают интерес к изучаемому предмету. Систематическое использование названных приемов на всех этапах работы помогают ученику не только научиться читать и воспринимать информацию, но и избавиться от иллюзии умения читать.
Однако следует отметить некоторые проблемы, выявленные нами:
непонимание обучающимися формулировок заданий к текстам при выполнении самостоятельной работы
ограничение самостоятельности при выполнении работы
использование в учебном процессе однообразных приемов смыслового чтения. С одной стороны, это способствует закреплению навыка смыслового чтения, но, с другой стороны, снижает интерес к обучению
Мы видим следующие возможности преодоления данных проблем:
подробный анализ заданий (при необходимости), их системное использование с усложнением содержания по мере изучения предмета
предоставление ученикам большей свободы при выборе способов выполнения заданий и представления результатов работы
расширение перечня используемых приемов путем создания в школе банка приёмов смыслового чтения и ознакомления педагогов с ним
Завершить свое выступление я хочу словами нашего великого педагога Шалвы Александровича Амонашвили «Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни – это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования». И этому мы должны научить наших учеников.
Список использованных источников:
Большаков А.П. Основы смыслового чтения и работа с текстом. 7 – 9 классы. Биология. География. – Волгоград: Учитель, 2014.
Карибаев Р. И. Реализация междисциплинарной программы «Стратегия смыслового чтения» на уроках географии»: из опыта работы учителя географии МБОУ «Красногвардейская СОШ №1», 2015.