Особенности коммуникативного контакта педагога с субъектами образовательного процесса «Креативность»
Барсукова Валентина Григорьевна
Квалификационная категория:
1 (первая квалификационная категория) Казахстан
КГУ г. Усть-Каменогорск средняя школа №27
«Мини-центр Айналайн"
Особенности коммуникативного контакта педагога с субъектами образовательного процесса
Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше,
исправлять ошибки,
беседовать с кошкой,
нырять в глубину, проходить сквозь стены,
зажигать солнце,
строить замок из песка,
приветствовать будущее.
Элис Пол Торренс
Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, не похожие на те, что он видел ранее. Одни привлекли его внимание невероятными красками, другие манили предвкушением райского аромата, третьи – изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. Каждый мог выбрать то, что ему по душе. Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки. – Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, – сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему: – Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…
Цель: повышение компетентности участников тренинга по вопросам креативности и овладение некоторыми методами ее развития.
Задачи:
Ознакомление с понятием «креативность», характеристиками креативной среды, методами генерации новых идей.
Осознание барьеров для проявления и развития креативности.
Формирование навыков и умений управления творческим процессом.
Ход«Креативность» в переводе с латинского означает «созидание». Это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, придумывать что-то новое. Эту способность можно и нужно развивать как показатель успешности, адаптивности человека в общественной и профессиональной сфере. Предлагаем познакомиться с некоторыми методами и условиями развития креативности.
Сегодня на тренинге поговорим о том, что такое креативность, как преодолевать барьеры креативности, вспомним, а может быть, познакомимся с некоторыми методами развития креативности, я предложу вам упражнения, которые помогут ощутить себя творческой личностью, получить хорошие позитивные эмоции от тренинга. Пусть эти семена креативности расцветут в наших душах желанием творчески развиваться, а потом будут переданы нашим детям.
Упражнение «Я учусь у тебя»
Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч – прежде всего подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.
Упражнение «Сегодня креативен тот, у кого…»
В центр круга становится ведущий, один стул убирается. Ведущий называет какой-либо признак, предваряя действия словами «Сегодня креативен тот, у кого…». Участники с названной характеристикой должны быстро встать со стула и поменяться местами. Тот, кто не успел занять стул, становится ведущим.
Эксперимент
Инструкция:
Каждый человек в той или иной мере обладает определенным запасом творческих сил. Но каждая личность индивидуальна, убедиться в этом нам поможет опыт.
У каждого из вас есть листок бумаги. Все они одинаковые. Возьмите листок в руки и закройте глаза. Теперь следуйте инструкции: сложите листок пополам, затем – еще раз пополам. Теперь оторвите правый левый угол. Откройте глаза и разверните листок. Положите его на колени так, чтобы всем было видно, что у вас получилось.
Как мы видим, все листочки хоть немного, но отличаются друг от друга. А у кого-то разница весьма велика. Все вы получили одинаковую инструкцию, однако результат различный. Какие выводы вы можете сделать из этого эксперимента?
Тест «Креативная личность»
Инструкция:
На распечатанных листах приведены десять качеств, которые наиболее часто проявляют креативные личности. Оцените наличие этих качеств в себе по 10-балльной шкале.
Упражнение «В поход за креативностью»
Цели:
снятие напряжения;
ознакомление с барьерами развития креативности;
формирование установки на их преодоление.
– Мы собираемся в поход. Сегодня я – ваш проводник. Мне примерно знаком маршрут. Путь нам предстоит долгий. Давайте немного разомнемся. Делаем глубокий вдох, выдох, потянулись, покрутили плечами, руками, согнули, разогнули ноги в коленных суставах, покрутили головой. Не видно креативности?
Вы можете по желанию взять с собой рюкзак. Вот он перед нами. Что вы возьмете с собой на поиски креативности? Встаем, рюкзак через плечо, выходим на улицу. Я вперед, вы – за мной. Посмотрите, как светло вокруг, теплая, радостная обстановка, нас окружают друзья и товарищи, помашите им рукой.
Солнце начинает пригревать – это от лучей славы кружится голова, давайте наденем панамку адекватной самооценки. Посмотрите, впереди – болото сомнения, перешагиваем его, поддерживаем друг друга. А теперь мы заходим в лес, как бы не запутаться в ветвях сомнений! Ой, комары налетели! Кусаются (это критики наших творческих начинаний норовят нас посильнее укусить), отбиваемся – кто уверенностью в себе, кто целеустремленностью.
Смотрите, впереди у нас целая гора камней преткновения: «ригидность мышления», «конформизм», «импульсивность», «страхи», «тревожность», «неуверенность в себе», «отсутствие целеустремленности», «лень», «психологический дискомфорт», «хроническая усталость». А вот самый большой камень – «преклонение перед авторитетами». Давайте отодвинем его, он мешает нам двигаться дальше.
Кажется, начинается дождь – сплетни и слухи могут подмочить репутацию – давайте укроемся от них оптимизмом. Дождь прекратился, выглянуло солнце. Какое оно яркое! Лучи славы слепят глаза, не споткнуться бы.
Солнце скрылось, вечер, начало холодать (одиночество и непонимание холодят душу). Посмотрите, какое звездное небо. Не заболеть бы случайно звездной болезнью. Мы проделали долгий путь, закалились в поисках креативности. Сейчас я предлагаю вернуться домой, чтобы отдохнуть, восполнить свои силы и продолжить поиски. Сели на стулья, вытянули ноги.
Представьте, что вы греетесь около камина. Вам тепло, уютно, комфортно. Насладитесь этим теплом, энергией. А где же креативность? Оглянитесь вокруг. Посмотри направо, перед вами зеркало. Что вы там видите? Себя? Конечно же! Ведь креативность внутри вас!
Знакомство с основными понятиями креативностиОборудование: количество распечаток лекции, соответствующее количеству участников.
Упражнение «Удивительный аукцион»
Инструкция:
В жизни бывает много удивительных и несовместимых на первый взгляд сочетаний. На нашем аукционе нужно найти максимум свойств, качеств, объединяющих два предмета или явления. Итак, что объединяет садик и ракету?
Метод мозгового штурма «Суперъяблоко» (использование предметов)
Инструкция:
Участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов решения, в том числе самых фантастических, по использованию предмета. Дается установка придумать не менее 30.
Обсуждение:
Какие варианты использования яблока вам наиболее понравились, удивили?
Какие варианты отличались наибольшей практичностью, оригинальностью?
Упражнение «Безумный архитектор»
Инструкция:
Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль архитектора и спроектировать, к примеру, свой загородный дом? Даже если вы совсем не умеете рисовать и с ужасом вспоминаете школьные уроки черчения. Поверьте, здесь нет ничего страшного. Умения рисовать и чертить здесь не важны. Главное – сам процесс. Мы смогли вас убедить? Отлично, тогда начали!
Сначала запишите на листе бумаги десять любых существительных (апельсин, ваза, лужайка, вода, томат – всё, что приходит в голову). Представьте, что эти десять слов – десять обязательных условий заказчика, для которого вы проектируете дом.
Например, «апельсин» – выкрасите стены загородного дома в оранжевый цвет, «вода» – пусть перед домом будет прудик с водопадом или небольшой фонтан, «томат» – это красные рыбки в пруду или занавески в горошек на окнах и т. д. Просто дайте волю своей фантазии, включите креативность. Рисуйте и представляйте, как это могло бы выглядеть в реальной жизни.
Упражнение «Шесть шляп»
Инструкция:
Придумайте ситуацию, сформулируйте актуальную проблему, требующую самостоятельного решения. Например, «Нехватка времени и заполнение электронного дневника».
Предварительно оговариваются функции «шляп», последовательность их выступления. Выбираются участники – желающие примерить шляпу и поучаствовать в выполнении задания.
Белая шляпа (информация) – констатация фактов, без эмоций.
Черная шляпа (риски) – самое худшее, что может произойти в этой ситуации.
Красная шляпа (эмоции) – способ проявления активности в разрешении этой ситуации.
Желтая шляпа (позитив, юмор) – какие смешные стороны можно найти в этой ситуации.
Зеленая шляпа (творчество) – как можно творчески подойти к решению этой проблемы.
Синяя шляпа (подведение итогов, опыт) – какой опыт дает эта ситуация для успешного выполнения задания (когда найдено решение проблемы).
Упражнение «Горная вершина»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие уверенности в себе.
Оборудование: аудиозапись релаксационной музыки.
Инструкция:
Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступному и опасному крутому склону, потому что вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами... Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них...
Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами… Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки... Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробнее... Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им...
Вам не составляет труда достигнуть любой, самой высокой и недоступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените, стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами. Спокойствие, даруемое высотой и силой, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки... Пауза.
Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...
Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия...
Обсуждение:
Что вы чувствуете?
Притча о талантах
Огонь – эта искра, которая горит в сердце творческого человека.
Огонь не гаснет от того, что от него зажгли другой. Поделимся своей искрой креатива, таланта друг с другом.