Лекция «Особенности коммуникативного контакта педагога с субъектами образовательного процесса»
«Особенности коммуникативного контакта педагога с субъектами образовательного процесса»
«Воспитание детей - рискованное дело. Ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим»
Демокрит .
Воспитание — это целенаправленное руководство духовным развитием человека, подготовкой его к жизни и труду в обществе.
Воспитание – процесс формирования личности, подготовка к взаимодействию в социуме, развитие определенных качеств и умений. В основном используют способы воспитания – поощрение/наказание и личный пример. Самый последний является наиболее эффективным, т.к. дети чаще всего копируют привычки взрослых, повторяют за ними, «снимают» тактику поведения и восприятия. Но при всем при этом, метод «кнута и пряника» никто никогда не отменял. Но не забывайте, что здесь важна норма. В случае постоянного наказания у ребенка может возникнуть травма и подавленность, не признание своего успеха и инициативности. Если кроху постоянно только поощрять, то он станет балованным и будет требовать от вас что-то взамен. В процессе воспитания дошкольник приобретает опыт организации и участия в самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; происходит преемственность общественно-исторического опыта от поколения к поколению.
Общение в педагогической сфере характеризуется рядом особенностей, которые определяют содержание коммуникативной компетентности педагога.
Во-первых, в каждодневной деловой жизни коммуникативная компетентность педагога предстаёт как готовность применять лингвистические и языковые знания и способности (компетенции) сообразно с объективной оценкой педагогической ситуации, в связи с чем необходимо представлять репертуар специальных педагогических ситуаций, в которых необходимо её проявление.
Во-вторых, сам педагог должен строже и критичнее, чем любой другой специалист, относиться к своей речи, поскольку речевое поведение педагога является авторитетным образцом для воспитанника, влияет на личность ребёнка и на характер его реагирования на разнообразные обстоятельства. При этом речь педагога выступает как фактор, формирующий коммуникативные способности ребёнка и преобразующий его внутренний мир. Отсюда одним из путей формирования коммуникативной компетенции обучаемых является путь позитивного преобразования личности педагога. Педагогу, чтобы научить своих воспитанников строить общение в соответствии с языковыми и речевыми нормами, избегать коммуникативных неудач и т.п., самому необходимо владеть полноценными (эффективными, конструктивными) средствами и способами коммуникативной деятельности. Только тогда, в результате применения таких средств и способов, происходит гармонизация внутреннего мира личности обучаемого, её духовный рост.
В-третьих, коммуникативная компетентность педагога включает в себя обладание компетенциями, необходимыми, с одной стороны, для выполнения профессиональных педагогических функций - обучения и воспитания, - а с другой стороны, - личностными социально (педагогически) значимыми качествами. В конечном итоге при определении перечня коммуникативных компетенций педагога и их содержания мы должны учитывать, во-первых, профессиональную составляющую, позволяющую качественно и успешно решать педагогические задачи по обучению и воспитанию; во-вторых, социально-личностную составляющую (профессионально значимые личностные качества, общекультурные и духовно-нравственные), регулирующую всю систему отношений педагога с педагогическим сообществом и самим собой.
Большинство людей слушать не любят и не умеют. Типичной является ситуация, когда люди слышат, что говорит собеседник, но не слушают его, думая о своем, занимаясь своими делами. Или перебивают его, стремясь сообщить что-то более важное и интересное.
Слышать и слушать - не одно и тоже. Умение хорошо слушать - важнейший фактор эффективного общения. Этому важно и нужно учиться.
Наши потребности определяются, главным образом, не природой, а нашим воспитанием и привычками.
Генри Филдинг.
Взаимодействие – философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.
Взаимодействие – универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.
Педагогическое взаимодействие - преднамеренный контакт педагога и обучаемых, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса, который является специально организованным взаимодействием педагогов и обучаемых, по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение как потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Различают следующие формы взаимодействия с субъектами образовательного процесса:
Фасилитация-процесс поиска и создания благоприятных условий для самоактуилизации школьников.
Взаимопонимание-способ отношений между отдельными людьми, социальными группами, коллективами, при котором максимально осмысливаются и учитываются на практике точки зрения, позиции, интересы общающихся сторон.
Взаимовлияние-воздействие друг на друга, вызывающее обоюдные изменения.
Диалог-разговор между двумя и более лицами.
Эффект педагогического взаимодействия зависит от содержания и способов самого воздействия, а также от индивидуально-психологических особенностей субъектов образовательного процесса. При оптимальном педагогическом общении выделяют следующие основные функции взаимодействия обучающего и обучаемого:
конструктивную, проявляющуюся при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости предмета;
организационную, которая реализуется через организацию совместной учебной деятельности обучающего и обучаемого, взаимную личностную информированность и общую ответственность за успехи учебно-воспитательной деятельности;
коммуникативно-стимулирующую, представляющую собой сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), организации взаимопомощи с целью педагогического сотрудничества, осведомленности учащихся о том, что они должны знать, понять на занятии, чему научиться;
информационно-обучающую, реализующуюся через показ связи учебного предмета с практикой для правильного миропонимания и ориентации студента в событиях общественной жизни; через подвижность уровня информационной емкости учебных занятий и ее полноту в сочетании с эмоциональным изложением учебного материала, опорой на наглядно-чувственную сферу обучаемых;
эмоционально-корригирующую, которая реализуется в процессе обучения через принципы «открытых перспектив» и «победного» обучения в ходе смены видов учебной деятельности, доверительного отношения между обучающим и обучаемым;
контрольно-оценочную, проявляющуюся в организации взаимоконтроля обучающего и обучаемого, совместном подведении итогов, самоконтроле и самооценке.
Взаимодействие участников образовательного процесса — это не самоцель, а важнейшее средство, способ успешного решения поставленных задач, эффективность которого определяется, прежде всего, развитием личности педагога и учащегося, степенью достижения результатов. О развитии взаимодействия участников педагогического процесса можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности. Стилей, форм и способов общения великое множество, при всём многообразии выбранных метод педагог должен помнить о главном - о педагогической этике на всех этапах своей деятельности, будь то общение с учащимися в стенах учебного кабинета, вне стен, общение с родителями и т.п.