Статья «Особенности коммуникативного контакта педагога с субъектами образовательного процесса»

0
0
Материал опубликован 23 December 2021 в группе

Особенности коммуникативного контакта педагога с субъектами образовательного процесса


Воспитание детей - рискованное дело.

Ибо в случае удачи последняя приобретена

ценою большого труда и заботы, в случае же

неудачи горе несравнимо ни с каким другим

Демокрит.


Педагoгичеcкое общение - общение педагога с детьми, их родителями, коллегами, при котором создается благоприятный психологический климат для успешного достижения целей профессионально - педагогической деятельности.

Как стать педагогом, востребованным сегодня детьми и обществом? Чем необходимо овладеть, чтобы добиться взаимопонимания и взаимодоверия с воспитанниками и коллегами?

Известно, что продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения педагогом технологией педагогического общения.

Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения педагога правильно организовать общение с детьми. Какие бы классификации методов обучения и воспитания ни предлагались, воздействие педагога на личность ребенка осуществляется только через живое и непосредственное общение с воспитанниками.

Воспитание - это целенаправленное руководство духовным развитием человека, подготовкой его к жизни и труду в обществе.

Воспитание – процесс формирования личности, подготовка к взаимодействию в социуме, развитие определенных качеств и умений. В основном используют способы воспитания – поощрение/наказание и личный пример. Самый последний является наиболее эффективным, т.к. дети чаще всего копируют привычки взрослых, повторяют за ними, «снимают» тактику поведения и восприятия. Но при всем при этом, метод «кнута и пряника» никто никогда не отменял. Но не забывайте, что здесь важна норма. В случае постоянного наказания у ребенка может возникнуть травма и подавленность, не признание своего успеха и инициативности. Если кроху постоянно только поощрять, то он станет балованным и будет требовать от вас что-то взамен. В процессе воспитания дошкольник приобретает опыт организации и участия в самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; происходит преемственность общественно-исторического опыта от поколения к поколению.

Общение в педагогической сфере характеризуется рядом особенностей, которые определяют содержание коммуникативной компетентности педагога.

Во-первых, в каждодневной деловой жизни коммуникативная компетентность педагога предстаёт как готовность применять лингвистические и языковые знания и способности (компетенции) сообразно с объективной оценкой педагогической ситуации, в связи с чем необходимо представлять репертуар специальных педагогических ситуаций, в которых необходимо её проявление.

Во-вторых, сам педагог должен строже и критичнее, чем любой другой специалист, относиться к своей речи, поскольку речевое поведение педагога является авторитетным образцом для воспитанника, влияет на личность ребёнка и на характер его реагирования на разнообразные обстоятельства. При этом речь педагога выступает как фактор, формирующий коммуникативные способности ребёнка и преобразующий его внутренний мир. Отсюда одним из путей формирования коммуникативной компетенции обучаемых является путь позитивного преобразования личности педагога. Педагогу, чтобы научить своих воспитанников строить общение в соответствии с языковыми и речевыми нормами, избегать коммуникативных неудач и т.п., самому необходимо владеть полноценными (эффективными, конструктивными) средствами и способами коммуникативной деятельности. Только тогда, в результате применения таких средств и способов, происходит гармонизация внутреннего мира личности обучаемого, её духовный рост.

В-третьих, коммуникативная компетентность педагога включает в себя обладание компетенциями, необходимыми, с одной стороны, для выполнения профессиональных педагогических функций - обучения и воспитания, - а с другой стороны, - личностными социально (педагогически) значимыми качествами. В конечном итоге при определении перечня коммуникативных компетенций педагога и их содержания мы должны учитывать, во-первых, профессиональную составляющую, позволяющую качественно и успешно решать педагогические задачи по обучению и воспитанию; во-вторых, социально-личностную составляющую (профессионально значимые личностные качества, общекультурные и духовно-нравственные), регулирующую всю систему отношений педагога с педагогическим сообществом и самим собой.

Одним из слагаемых этого мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности. Сегодня активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и воспитанников. Его основными параметрами являются взаимоотношение, поддержка, доверие.

Культура речи – владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием.

От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Помня об этом, воспитатель должен считать своим профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.

Большинство людей слушать не любят и не умеют. Типичной является ситуация, когда люди слышат, что говорит собеседник, но не слушают его, думая о своем, занимаясь своими делами. Или перебивают его, стремясь сообщить что-то более важное и интересное.

Слышать и слушать - не одно и тоже. Умение хорошо слушать - важнейший фактор эффективного общения. Этому важно и нужно учиться.

Наши потребности определяются, главным образом, не природой, а нашим воспитанием и привычками.

Взаимодействие – философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.

Взаимодействие – универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.

Педагогическое взаимодействие - преднамеренный контакт педагога и обучаемых, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса, который является специально организованным взаимодействием педагогов и обучаемых, по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение как потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Различают следующие формы взаимодействия с субъектами образовательного процесса:

- Фасилитация-процесс поиска и создания благоприятных условий для самоактуилизации школьников.

- Взаимопонимание-способ отношений между отдельными людьми, социальными группами, коллективами, при котором максимально осмысливаются и учитываются на практике точки зрения, позиции, интересы общающихся сторон.

- Взаимовлияние-воздействие друг на друга, вызывающее обоюдные изменения.

- Диалог-разговор между двумя и более лицами.

- Общение – это взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, умениями, являющееся необходимым условием развития и формирования личностей и групп. Общение удовлетворяет особую потребность человека в контактах с другими людьми.

- В педагогическом общении присутствуют оба вида общения. Когда педагог ведет объяснение нового материала, он включен в социально-ориентированное общение, если он работает с воспитанником один на один, то общение личностно ориентировано.

- Таким образом, педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и воспитанниками, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Эффект педагогического взаимодействия зависит от содержания и способов самого воздействия, а также от индивидуально-психологических особенностей субъектов образовательного процесса. При оптимальном педагогическом общении выделяют следующие основные функции взаимодействия обучающего и обучаемого:

- конструктивную, проявляющуюся при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости предмета;

- организационную, которая реализуется через организацию совместной учебной деятельности обучающего и обучаемого, взаимную личностную информированность и общую ответственность за успехи учебно-воспитательной деятельности;

- коммуникативно-стимулирующую, представляющую собой сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), организации взаимопомощи с целью педагогического сотрудничества, осведомленности учащихся о том, что они должны знать, понять на занятии, чему научиться;

- информационно-обучающую, реализующуюся через показ связи учебного предмета с практикой для правильного миропонимания и ориентации студента в событиях общественной жизни; через подвижность уровня информационной емкости учебных занятий и ее полноту в сочетании с эмоциональным изложением учебного материала, опорой на наглядно-чувственную сферу обучаемых;

- эмоционально-корригирующую, которая реализуется в процессе обучения через принципы «открытых перспектив» и «победного» обучения в ходе смены видов учебной деятельности, доверительного отношения между обучающим и обучаемым;

- контрольно-оценочную, проявляющуюся в организации взаимоконтроля обучающего и обучаемого, совместном подведении итогов, самоконтроле и самооценке.

Взаимодействие участников образовательного процесса - это не самоцель, а важнейшее средство, способ успешного решения поставленных задач, эффективность которого определяется, прежде всего, развитием личности педагога и учащегося, степенью достижения результатов. О развитии взаимодействия участников педагогического процесса можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности. Стилей, форм и способов общения великое множество, при всём многообразии выбранных метод педагог должен помнить о главном - о педагогической этике на всех этапах своей деятельности, будь то общение с учащимися в стенах учебного кабинета, вне стен, общение с родителями и т.п.

Итак, коммуникативная культура педагогов является основой педагогического взаимодействия. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что учитель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: с учениками, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение. Коммуникативная культура формируется также при условии освоения учителем технологической стороны коммуникативного взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.

Следовательно, коммуникативная культура в значительной степени определяет компетентность педагога, способного к обеспечению эффективного педагогического взаимодействия и развития, соответствующих личностно-ориентированных взаимоотношений всех участников образовательного процесса.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации