12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Межуева Марина Викторовна83

Особенности коммуникативного контакта педагога с субъектами образовательного процесса



Пожалуй, коммуникативная культура педагога (его педагогический такт) является основой его педагогической этики.Педагогическим тактом можно назвать умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в социуме, умение выстраивать конструктивные и доверительные отношения с субъектами образовательного процесса, способность соблюсти меру своего влияния на обучающихся.

Взаимодействие педагога и обучающихся происходит в процессе их общения. Кроме понимания элементарных этических норм, педагогу важно обладать минимальной психологической грамотностью, а именно умением «видеть» и учитывать особенности темпераментов участников образовательного процесса.

Типы темпераментов и рекомендации по взаимодействию с ними представлены в таблице.

Тип темперамента

Особенности темперамента

Рекомендации педагогу

Холерик

Активны, быстро берутся за дело и доводят его до конца. любят массовые игры и соревнования. Активны на уроке, легко включаются в работу.

Им трудно совершать деятельность, требующую плавных движений, медленного и спокойного темпа.

Проявляют нетерпение, резкость движений, порывистость, поэтому он может сделать много ошибок, неровно писать буквы, не дописывать слова и т.д.

Несдержанны, вспыльчивы, неспособны к самоконтролю в определенных обстоятельствах.

Обидчивы и гневливы, состояния обиды и гнева могут быть устойчивыми и продолжительными.

Говорить с ребенком подчеркнуто спокойным, тихим голосом, давать четкие инструкции. Желательно требовать спокойных и обдуманных ответов, спокойных и нерезких движений. Воспитывать сдержанность в поведении и отношениях.

Поощрять инициативность.


Сангвиник

Отличаются большой живостью, всегда готовы принять участие в любом деле и часто берутся сразу за многое. Дружелюбные, открытые к общению.

Могут быстро охладеть к начатому делу.

Эмоциональные переживания чаще неглубоки. Обиды забывают быстро.

Подвижность отсутствием должной сосредоточенности, поспешностью.

В общении быть доброжелательным. Воспитывать усидчивость, устойчивые интересы, более серьезное отношение к любому делу.

Учить быть ответственным за свои обещания.


Меланхолик

Ведут себя тихо и скромно, часто смущаются, когда к ним обращаются с вопросами.

Их нелегко развеселить или обидеть, но вызванное чувство обиды у них сохраняется долго.

Они не сразу берутся за работу или включаются в игру, но если возьмутся за какое-либо дело, то проявляют  в этом постоянство и устойчивость.

Мягкость, тактичность, чуткость и доброжелательность в отношениях с этими детьми. Не допускать грубость и насмешки.

На уроках спрашивать, создавая во время ответа спокойную обстановку.

Большую роль играют одобрение, похвала, подбадривание, что способствует укреплению веры в себя. Развивая работоспособность, помнить, что эти ребята быстро переутомляются.

Проявлять искренний интерес к тому, что они делают, чем увлечены.


Флегматик

Спокойное и ровное поведение.

Малообщительные, никого не трогают, не задевают.

Если их вызывают на ссору, они обычно стараются ее избежать.

Не склонны к подвижным и шумным играм.

Не обидчивы и обычно не расположены к веселью.

Проявлять искренний интерес к тому, что они делают, чем увлечены. Общаться спокойно, доброжелательно без лишней навязчивости. Вместе с тем, не допускать, чтобы они проявляли безразличие к деятельности, вялость, инертность.



Излишняя строгость педагога, его злое и сердитое лицо вызывают сопротивление обучающегося, приводят к возникновению социального коммуникативного барьера. Не секрет, что чувство юмора способно помочь педагогу в ситуациях сильного эмоционального напряжения и конфликта, способно создать непринужденную дружественную атмосферу общения, выстроить доверительные социальные отношения.

При этом следует строго соблюдать основные требования к использованию юмора в процессе общения с обучающимися, их родителями, с педагогическим коллективом:

Нельзя подвергать осмеянию личность человека. Можно иронизировать над отдельными чертами характера.

Не следует смеяться над тем, что человек не может исправить. Недопустима даже улыбка по поводу фамилии воспитанника, особенностей телосложения, болезни, дефекта речи. Педагог не только не может позволить себе улыбнуться, скажем, по поводу заикания девушки, но обязан жестко контролировать поведение учащихся.

Не рекомендуется первым смеяться над собственной шуткой. Рассказывая смешной эпизод, педагог должен оставаться, по возможности, сдержанным. Иначе он демонстрирует отношение к собственной шутке, как к чему-то удивительно остроумному. Смех в таком случае рассматривается обучающимися как желание педагога их рассмешить, произвести впечатление и может вызвать реакцию, противоположную ожидаемой.

Недопустимы грубые и пошлые шутки, кривляние.

Не следует смеяться над случайностью, высмеивать непроизвольный промах подростка, его неловкость. Такая шутка может больно ранить, вызвать конфликт с педагогом или одноклассниками. Подобные шутки самих ребят в адрес товарищей необходимо останавливать просьбой, требованием или шуткой же.

Не стоит сердиться, услышав шутку детей или увидев улыбку в свой адрес. Нельзя в таком случае прибегать к административным мерам. Всегда надо быть готовым ответить на острое словцо или просто улыбнуться. Не бояться первому посмеяться над своей неудачей или промахом.



Классификация приемов юмора А.Н. Лука (Станкин М.И. Механика смешного в общении. // «Среднее специальное образование. – 1991. - №12. – С. 19-21)



Юмористический прием

Правила использования

Пример

Ирония

Смысл фразы противопоставляется ее форме. Преподаватель говорит противоположное тому, что думает. Чем глубже скрыт истинный смысл иронии, тем она язвительнее.

Бернарду Шоу было уже за 70, когда его сбил с ног юный велосипедист. Лежа на земле, Шоу с трудом поднял голову и сказал: «Вам здорово не повезло, молодой человек. Будь Вы чуточку энергичнее, я бы не отделался так легко. А Вы бы вошли в историю как мой убийца».

Парадокс

В этом приеме стандартная фраза, привычная формулировка незначительно видоизменяется и вместо ожидаемой концовки слушатель получает нечто неожиданное. Именно в неожиданном повороте мысли заключается комизм ситуации.


«Самое мощное препятствие на пути к самосовершенствованию — уверенность в собственной правоте».


Доведение до абсурда

Используя прием, вначале как бы соглашаются с собеседником, а затем краткой оговоркой кардинально изменяют смысл произнесенной фразы.

Неловко повернувшись, учащийся сбросил со стола на пол и разбил линзу. Педагог, увидев испуганные лица ребят, улыбнулся и сказал: «Дело сделано и ничего не изменишь и это единственное утешение, как говорят в Турции, когда отрубят голову не тому, кому следует».

Объединение разнородных явлений

В этом приеме сопоставляются совершенно несравнимые, не похожие один на другой предметы.

Ведя речь о моральном облике молодого человека, педагог начал рассказывать об этике дружбы и любви и остановился на том, что нельзя полностью растворяться в любимом человеке, необходимо всегда оставаться самим собой. Человек временами нуждается в одиночестве. Так, учащийся наедине с собой должен подумать о будущей профессии, о жизненных перспективах. В этот момент на лицах нескольких девушек появилось явное сомнение. Увидев его, педагог подкрепил свой тезис остротой: «Дружба как чай,— говорят в народе,— хороша, пока горяча, крепка и не переслащена».

Остроумие нелепости

Это могут быть два взаимоисключающих высказывания, данные в одном контексте так, как будто они совместимы, или рассказ о неразумном, бессмысленном поведении человека, мешающем нормально жить и работать.


Один американский изобретатель представил техническому совету компании «Дженерал моторс» проект нового облегченного двигателя с алюминиевыми поршнями вместо стальных. Эксперт сделал изобретателю замечание: «Поршень из алюминия работать не будет. Проект не учитывает технические требования: в цилиндре двигателя слишком большие нагрузки и трение». «Уверены ли Вы в этом?»,— спросил изобретатель. «Конечно,— подтвердил эксперт.— Ведь я работал на заводе инженером». «У меня нет сомнений, что Вы работали на заводе инженером, но я уверен, что Вы не работали поршнем в двигателе»,— парировал изобретатель.

Намек

Реализуя этот прием, педагог как бы «уходит» от аудитории; он рассказывает вообще, не имея в виду никого из слушателей. Нередко намек бывает достаточно прозрачным, но он необходим, потому что назвать вещи своими именами — значит глубоко обидеть.

Комический намек создается чаще всего путем ссылки на смешной образ, литературный персонаж, басню, частушку, по аналогии с которыми могут возникнуть образные представления об объекте осмеяния.


Повторение как прием остроумия

Здесь комический эффект достигается с помощью использования одних и тех же элементов речи или слов.

Критикуя недальновидность западных политиков, закрывающих глаза на появление неонацистов в Европе и Америке, остроумнейший человек XX века, верный друг нашей страны Бернард Шоу так использовал этот прием: «Единственный урок, который можно извлечь из истории,— говорил он,— состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков».

Псевдоконтраст

В этом приеме заключительная часть фразы или осуждения по форме как будто противоречит началу, но по существу она усиливает его.

«Одни говорят, что образец непостоянства — мужчина, другие — женщина, а на самом деле — атмосфера».

Обратное сравнение

В приеме выражению, которое обычно используется в прямом смысле, возращается его первоначальное значение.

После нескольких безуспешных попыток вывести из себя молодого преподавателя, читающего лекцию, рослый юноша демонстративно встал и, хлопнув сиденьем кресла, стал пробираться к выходу. Педагог, прервав выступление, произнес известную фразу Маяковского: «Посмотрите, ребята, вот юноша из ряда вон выходящий». Взрыв смеха показал, что острота попала в цель.

Смешение стилей

Потребление в одном рассказе, стихотворении, предложении разной по стилю речи.

Например, просторечной и книжной, военной и гражданской, деловой и обиходной, житейской.

Гротеск

Преувеличение или преуменьшение может затрагивать поведение, черты характера.

Часто применяется при этом внешность литературных героев (Дон Кихот, Собакевич, Человек в футляре) или черты их характера (Плюшкин, Ноздрёв, Тартарен из Тараскона).

Каламбур

Это игра слов, острота, создаваемая с помощью языковых средств, например, при использовании одинаковых по звучанию, но разных по смыслу слов.

Высмеивая подхалимство, член группы народного контроля каламбуром ответил на обиженное заявление директора техникума, что несмотря на неоднократные требования, его никто не критикует: «Наш директор велел его критиковать как угодно, но как ему угодно, не сказал».



В конце хочется отметить важность для педагога самостоятельной рефлексии образовательного процесса на уроке. Для этого нужно периодически отвечать самому себе на вопросы:

1) как у меня на уроке обстоят дела с физическим комфортом и социальной безопасностью?

2) делаю ли я достаточно, чтобы предоставить пространство для физической и интеллектуальной активности учеников?

3) какие небольшие действия с моей стороны могут помочь ученикам увлечься предметом или темой, как я могу повлиять на их интерес?

4) через что могу добавить положительных эмоций в процесс обучения?

5) направляю ли я внимание на сферу взаимоотношений, думаю ли о том, как давать конструктивную и поддерживающую обратную связь ученикам?

6) учу ли я ребят конструктивному и уважительному общению?

7) готов ли я периодически делиться своей властью и давать ребятам возможность для проявления инициативы и ответственности?

8) есть ли на моих уроках место и время для осмысления целей обучения?

9) помогаю ли я связать знания с реальной жизнью?










Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.