Особенности коммуникативного контакта педагога с субъектами образовательного процесса
Статья на тему: «Особенности коммуникативного контакта педагога с субъектами образовательного процесса»
педагог-психолог:
Ильина А.Ю.
г.Владикавказ
Коммуникация сама по себе предполагает средство, с помощью которого люди конструируют и поддерживают свои отношения.
Образовательный процесс, включает динамичное взаимодействие педагогов друг с другом, педагогов с родителями и детьми. Для того чтобы коммуникативный процесс продуктивно реализовывался, необходимо качественно поддерживать коммуникативный контакт. Педагогу, как берущему на себя ответственность работы в образовании, будь, то детские сады, общеобразовательные учреждения, гимназии, лицеи и т.п., необходимо повышать уровень профессионализма, регулярно проходить курсы повышения квалификации, изучать передовой педагогический опыт через взаимопосещение занятий, мастер-классов, прохождение аттестации, которая позволяет подвести итоги, исправить ошибки и наметить программу своей будущей педагогической деятельности, также проводить систематическую профессиональную работу по самообразованию.
Основной целью работы с детьми в образовательном процессе является своевременное оказание психологической поддержки детям, направленной на обеспечение их психоэмоционального благополучия посредством использования перспективных коррекционно-развивающих средств, поэтому работа должна осуществляться всесторонне, охватывая взаимодействие с родителями и педагогами. Для качественной работы с детьми необходимо знать возрастные особенности детей, разрабатывать коррекционно-развивающие программы, создавать картотеку игр, упражнений, пополнять новыми дидактическими материалами и т.п.
Как хорошо, что есть коллектив, который позволяет распределить обязанности между собой в соответствии с навыками и продуктивностью. Если коллега должен подготовить задание, которое дал руководитель за определенный срок, вполне, что может не успевать выполнить вовремя, если же ему придут на помощь, то результат вполне может быть, достигнут к сроку. Поддержка коллег, также является важным моментом в коммуникативном контакте, вместе легче переживать разные неурядицы и находить решение в сложных ситуациях. Образовательные учреждения, в которых сплоченные коллективы, легче и быстрее переживают кризисные моменты.
Работа с семьей – это кропотливый труд. Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога с родителями, создавать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Необходимо владеть методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей, уметь конструировать программу деятельности с родителями, отбирать содержание и методы ее осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями.
Коммуникативный контакт педагога с детьми, педагогами, родителями позволяет конструктивно строить образовательный процесс. Интерес и желание совершенствоваться, позволяют педагогу идти вперед, продуктивно работать в образовательном процессе.
Литература:
1.Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
2.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
3.Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1996.
4.Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.
5.Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1989.