Статья на тему «Формирование эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью посредством игровой деятельности»
Проблема эмоционального развития ребенка на протяжении многих лет является одной из наиболее актуальных проблем в психологии и педагогике.
Исследования в области коррекционной педагогики и психологии (О.Е.Шаповалова, Н.Б.Шевченко, М.С.Певзнер, Х.С.Замский и др.) показывают, что в жизни детей с ограниченными возможностями эмоции играют важную роль и являются неотъемлемым компонентом психического отражения действительности. Под воздействием положительных эмоций совершенствуется память детей, сглаживаются недостатки внимания и мышления. Эмоционально поданный материал усваивается значительно успешнее.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии младших школьников с умственной отсталостью, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на «хорошем» языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции становятся более дифференцированными.
При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка с нарушениями интеллекта определенных знаний, определенного уровня развития.
Неумение правильно выразить свои чувства, неадекватность мимико-жестовой речи, нарушения выразительности моторики, неумение регулировать собственные эмоции – все то, что характеризует ребенка с нарушением интеллекта - затрудняют общение со сверстниками и взрослыми. Дети с интеллектуальной недостаточностью отличаются бедной экспрессией, поэтому не всегда могут верно, уловить то, что им сообщается бессловесным образом другими людьми, не всегда правильно оценивают и их отношение к себе, что, в свою очередь, может стать причиной углубления у них негативных черт характера и появления вторичных невротических наслоений.
Все вышесказанное свидетельствует о необходимости формирования и коррекции эмоционального развития детей с умственной отсталостью.
Известно, что эффективная коррекция возможна лишь при учете данных психологической диагностики, анализе социальной ситуации развития ребенка. Поэтому первым шагом в коррекционной работе по развитию эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью стала диагностика уровня развития эмоциональной сферы и изучение личностных особенностей детей. С этой целью мы использовали методики, позволившие составить и скорректировать содержание занятий с учетом индивидуально-личностных особенностей учащихся, отследить динамику развития и эффективность проведенной коррекционной работ. Нами была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа для детей с умеренной умственной отсталостью.
Целью программы является развитие эмоциональной сферы умственно отсталых младших школьников.
Задачами программы: познакомить детей с основными эмоциями (интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом, отвращением, презрением); учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.); способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.); помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (тревожность, страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.
При работе использовались следующие методические приемы и психокоррекционные методы: беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами; словесные, настольно - печатные, сюжетно-ролевые и подвижные игры; рисование эмоций, проигрывание психогимнастических этюдов, изотерапия, цветопись настроения, игротерапия, психомышечная тренировка.
В процессе занятий дети с ограниченными возможностями в интеллектуальном развитии изучали различные эмоции и учились управлять ими, овладевали азбукой выражения эмоций. Занятия помогли им преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения.
Приведём фрагмент занятия:
Основная часть (20 минут).
Игра «Испорченный телевизор»
Цель: Оценка умения распознавать, передавать и понимать эмоции.
Ход игры: Все участники игры, кроме одного, закрывают глаза, «спят». Ведущий, молча, показывает « не спящему» участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики и жестов. Этот участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так пока все не «проснуться». После этого ведущий опрашивает участников игры, начиная с последнего и, кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что « телевизор» был полностью исправен.
Возможны вопросы для обсуждения:
- По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?
- Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?
- Трудно ли было тебе понять другого участника?
- Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?
Тематическое рисование.
Тема: «Наша дружная группа».
Цель рисования: оценка сплоченности группы, влияние совместных занятий на поведение детей.
Работа на этом не закончена, необходимо дальше проводить коррекционную работу по развитию эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью. Необходимо создать целостную коррекционно – развивающую среду, направленную на развития и коррекцию эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка потому что, при наличии четко поставленных задач и творческого подхода к их решению игра может стать одной из основных составляющих технологий психолого-педагогической поддержки эмоционального развития обучающихся школы VIII вида.
Составила: Кузьмина Ирина Викторовна,
учитель - олигофренопедагог
ГОУ ТО «Донская школа №1»
г. Донской, Тульской области
Варавина Наталия Владимировна