12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тарасова Ирина Викторовна758
В школе уже 32 года. Как сказал Конфуций: "Выбери дело по душе и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни" Это высказывание я отношу к себе. Сначала учитель начальных классов, а теперь - педагог-психолог.
Россия, Иркутская обл., Качугский район, с.Манзурка
Материал размещён в группе «Педагоги-психологи»
4

Особенности логопедической работы педагога-психолога в условиях сельской местности

Особенности логопедической работы в условиях сельской местности

Ирина Викторовна Тарасова,

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Манзурская средняя общеобразовательная школа,

с. Манзурка, Качугский район, Иркутская обл., РФ

1.Краткая аннотация работы

2.Содержание

2.1. Введение

2.2.Логопедическая работа как составляющая индивидуальной адаптированной образовательной программы для детей с лёгкой степенью умственной отсталости

2.3.Организационные моменты логопедической работы с первоклассниками по ФГОС НОО в условиях сельской местности

2.4.Заключение

3.Список использованных источников и литературы

1.Краткая аннотация работы

Эссе внесёт конкретность в понимание условий работы начинающего педагога-психолога, совмещающего логопедическую деятельность в сельской средней общеобразовательной школе.

2.1.Введение

Запись на курсы по проблеме «Актуальные вопросы логопедии в условиях работы по ФГОС нового поколения» имеет предысторию.

В начале июня 2019 года закрыли начальную малокомплектную общеобразовательную школу, в которой я проработала учителем начальных классов 28 лет. И так как эта школа была структурным подразделением МКОУ Манзурской СОШ, руководство средней школы предложило мне занять должность педагога-психолога. В течение очередного отпуска, я прошла профессиональную переподготовку в объёме 300 часов, и с 1 сентября 2019 года приступила к выполнению своих должностных обязанностей. Но столкнулась с тем, что в штате учителей отсутствуют и логопед, и дефектолог, а, в соответствии с учебным планом, необходимо вести индивидуальные логопедические занятия с определённой категорией обучающихся. И проводить такие занятия стало моей обязанностью. Тем более что в нашей общеобразовательной школе из 260 обучающихся - 93 человека обучаются по адаптированным образовательным программам разных вариантов в разновозрастных классах - комплектах. И так бывает в условиях работы по ФГОС нового поколения!

2.2.Логопедическая работа как составляющая индивидуальной адаптированной образовательной программы для детей с лёгкой степенью умственной отсталости

По пятницам, в моём графике работы, второй и третий уроки (по 25 мин. каждый), занимает подросток 14-ти лет, с которым я провожу индивидуальные занятия по психомоторике и логопедии. Составляя рабочую программу, у меня возникло множество вопросов, связанных с общими нарушениями речи этого ребёнка. Изучив его индивидуальную программу реабилитации, не нашла для себя никакой конкретной информации. Обратилась к «мировой паутине», получила разрозненные сведения, и, в конечном итоге, пришла к тому, что скачала из интернета рабочую программу и стала точно следовать написанному в ней. Оказалось, не так всё просто. Как педагог-психолог (в тесном взаимодействии с учителем-дефектологом, учителем-логопедом) я должна была составить специальную индивидуальную программу сопровождения этого мальчика. Он обучался по индивидуальной адаптированной образовательной программе для детей с легкой степенью умственной отсталости в 7 классе. Проработав ФЗ «Об образовании в РФ», в частности главу 11, перечитала Приказ Минобрнауки России №1015 (в редакции от 17.07.2015 г.) прояснила ситуацию, требующую скорейшего решения. Обновила знания о психофизиологических особенностях детей с ОВЗ, посетив кафедру психодиагностики и практической психологии в Иркутском педагогическом институте, поучаствовала в «Ярмарке современных психотехнологий, съездила в Центр профилактики, реабилитации и коррекции г.Иркутска и приняла участие в работе клуба специалистов психолого-педагогического сопровождения «Практика, смысл, развитие». Итогом моей активной деятельности стали осознанные поправки в индивидуальной программе сопровождения подростка. Так как нарушения речи у детей с интеллектуальными нарушениями носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико - грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие было направлено на речевую систему в целом, а не на какой-то отдельно взятый дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, сравнения. Максимально обновила наглядность. Переключая ребёнка с одной формы работы на другую, проводила частую смену видов деятельности. Включала элементы новизны по содержанию и по форме в регулярно повторяющиеся логопедические упражнения. В своей работе старалась учитывать последовательную поэтапную коррекцию всех компонентов речевой деятельности: фонематические процессы, лексический и синтаксический уровни, совершенствование связной речи. Несмотря на значительные успехи этого ребёнка в учебной деятельности, мне не хватало более глубоких и структурированных знаний, которые бы способствовали успешному обучению детей в начальных классах.

2.3.Организационные моменты логопедической работы с первоклассниками по ФГОС НОО в условиях сельской местности

Следуя годовому плану работы педагога-психолога, я проводила очередное наблюдение за детьми первого класса с целью выявления степени адаптации в первый год обучения. Из 23 первоклассников - 6 детей направляются на территориальную медико-психолого-педагогическую комиссию для определения дальнейшую образовательного маршрута. С этими детьми, совместно с учителем начальных классов, мы начали активную учебную деятельность. Вот именно, в такой ситуации потребовался универсальный педагог с большим «багажом» знаний из разных областей. И, в первую очередь, - логопед. Чтобы чётко обозначить проблему, скажу, что в Качугском районе около 14 общеобразовательных школ, а логопедов на весь район только два. Низкий уровень заработной платы и колоссальная нагрузка на учителя-логопеда сделали своё дело. В школу логопед не придёт. Ближайшую помощь такого плана можно получить только в г. Иркутске (расположен на расстоянии 260 км). Можно обратиться, конечно, к услугам сети интернет и получить дистанционно необходимую помощь. Но, в большинстве своём, родители в сельской местности не могут себе этого позволить, в силу своей малообеспеченности и технической неподготовленности. Поэтому на школу возлагается огромная масса такой работы, с которой качественно не всегда есть возможность справиться.

В анамнезе этих шестерых первоклассников выявлены патогенные факторы (гипоксия плода, стресс в ранние периоды развития). Влияние отягощённой наследственности (алкогольно и табакозависимые родители; родители, ведущие асоциальный образ жизни). Есть дети, рождённые теми, кто сам обучался по коррекционной программе с нарушением интеллекта или задержкой психического развития. Поэтому рассчитывать на удовлетворительную успеваемость таких детей довольно трудно.

У троих детей трудности в учебной деятельности проявились в виде недоразвития речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем (3-ий, 4-ый месяцы беременности) периоде развития ребёнка. Два мальчика - из приёмных семей, в выписке из медицинской карты которых, данные о здоровье и развитии, отсутствуют. Одна девочка имеет нарушение звукопроизношения при нормальном слухе (справка от оториноларинголога) и сохранной иннервации речевого аппарата. Самое странное, что родители, которые стараются воспитывать своих детей в соответствии с общепринятыми нормами, по какой-то причине, скрывают от врачей данные о здоровье своего ребёнка. На консультации у педагога-психолога, одна из мам поведала о том, что её ребёнок после рождения почти неделю находился на искусственной вентиляции лёгких, а в предоставленной выписке из медицинской карты, об этом нет ни слова. В этой связи очень трудно установить причину возникновения нарушения речи.

2.4.Заключение

Одна из задач логопеда – устранить речевые дефекты и развить устную речь ребёнка до такого уровня, на котором он смог бы успешно обучаться в школе. Наладив взаимодействие между учителем начальных классов и логопедом, нужно основательно ознакомить учителя с психологическими особенностями детей, имеющих нарушения речи, побудить учителя более терпеливо относиться к этим детям. Также необходимо познакомить педагога с некоторыми видами работ, способствующими благоприятно влиять на развитие речи детей, и, в идеале, закреплять пройденное на логопедических занятиях во время проведения уроков. Ранняя диагностика речевых нарушений и своевременное оказание помощи значительно повышают возможность успешного обучения ребёнка в школе.

Без всякого направления, по собственной инициативе, пройдя курс повышения квалификации по интересующей меня теме, я структурировала хаотично разбросанные знания в области логопедии. Открыла и приняла в работу нужную мне информацию, которую авторы курса очень доступно донесли до моего осознания. Весь материал обработан и изложен лаконично, только самое главное. Поэтому мне будет достаточно информации для выполнения своих должностных обязанностей.


3.Список использованных источников и литературы

1.Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли Вы своего ученика? - М.:Просвещение, 1991г.

2.Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.- 448 с.

3.Полякова М.В. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство/Марина Полякова. – 3-е изд. – М.:Айрис-пресс, 2008. – 208 с.: ил. - (Внимание: дети!).

4. Лекционный материал курса «Актуальные вопросы логопедии в условиях работы по ФГОС нового поколения».

Опубликовано в группе «Педагоги-психологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.