Публикация «Формы и методы организации самостоятельной работы учащихся: проблемы, подходы, решения»
«Формы и методы организации самостоятельной работы учащихся: проблемы, подходы, решения».
Автор Попова Ольга Николаевна
Самостоятельная работа учащихся -важнейший элемент системно-деятельностного подхода, который является основой ФГОС. Именно организация самостоятельной работы учащихся позволяет формировать УУД и на их базе необходимые компетенции обучающихся. В своей статье я хотела бы остановиться на организации работы учащихся на уроках истории в 6 классе.
При организации самостоятельной работы на уроке необходимо учитывать следующие обстоятельства:
1.уровень подготовки класса (наличие слабоуспевающих детей, детей с ОВЗ
2.особенности содержания материала урока
3. особенности учебника ( методический аппарат, содержание параграфа, соответствие содержания параграфа содержанию рабочей программы, что не всегда бывает)
В обновленных ФГОС ставится задача формирования функциональной грамотности учащихся. На уроках истории формируется , прежде всего, читательская грамотность( как составляющая грамотности функциональной).Поэтому я остановлюсь на некоторых подходах к решению данной задачи.
1.Задания при работе с несплошными текстами:
Задания на извлечение информации при работе с картой при изучении темы « Крестовые походы» в курсе 6 класса: изучив карту на стр. 140-141 учебника найдите информацию о 1 крестовом походе.
Учащиеся могут найти информацию о датах похода, о том, чем он завершился( взятие Иерусалима), о том через какие страны пролегал маршрут крестоносцев, какие страны участвовали в походе, о том , какие государства и где создали крестоносцы на Востоке.
2.Задания на извлечение и анализ информации при работе с иллюстрациями: учащимся предлагается определить черты романского и готического стилей в архитектуре средневековья, работая с иллюстрациями учебника на стр.230-231учебника.
3.Задания на сочетание работы с текстом и иллюстрациями: при изучении темы « Образование Древнерусского государства « в 6 классе учащимся предлагается рассмотреть иллюстрацию картины В Васнецова « Призвание варягов» и ответить на вопросы: что можно узнать о пришедших варягах?- их было трое, как они выглядели, на чем приплыли, как их встречают.А затем, работая с текстом учебника, дополнить информацию об этом событии.
Задания при работе с текстом:
1.Задание на составление сравнительной таблицы при работе с текстом учебника: при изучении темы « Образование централизованных государств в Западной Европе» в курсе 6 класса учащимся дается задание- на основе текста §заполнить таблицу « Сословно- представительные собрания в Западной Европе»
Вопросы для сравнения | Англия | Франция | Испания |
1.Название | | | |
2.Дата 1 созыва | | | |
3.Состав | | | |
4.Какие вопросы решали | | | |
5.Значение | | | |
В сильных классах можно предложить учащимся самим придумать вопросы для сравнения, в слабых и средних вопросы учитель предлагает сам.
Учащиеся учатся выбирать нужную информацию, видеть различия и сходства в сословно- представительных учреждениях.
2.Задания на извлечение информации из исторического источника: при работе с выдержками из « Русской Правды» перед учащимися ставится задания:
А. нужно ли изучать сборники законов государства, почему?
Б. что узнали о жизни Древней Руси из данного отрывка?
При организации работы слабоуспевающих детей и детей с ОВЗ требуется помощь учителя.
Проблемы, с которыми приходится сталкиваться при организации самостоятельной работы в 6 классе:
1.разный темп чтения учащихся
2. разный уровень географических умений учащихся
3.не всегда в учебнике есть необходимая информация для работы, приходится искать и распечатывать дополнительный материал.
Вывод: организация самостоятельной работы учащихся требует систематичности, регулярности, движения от простого к сложному, разнообразия методов и приемов.