Проблемы организации самостоятельной работы учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках истории
Аксенова Марина Альбертовна, учитель истории, ГБОУ АО «Соломбальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», г. Архангельск
Проблемы организации самостоятельной работы учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках истории
Специальная педагогика рассматривает школу как институт социализации и стремиться реализовать в коррекционном процессе принципы гуманности и общечеловеческие ценности.
Не случайно историю называют «учительницей жизни». История помогает воспитывать подрастающее поколение, формировать мировоззрение ребёнка. Знание истории расширяет кругозор учащихся, помогает им определить своё место в обществе, рождает уважение к тому, что создано трудом поколений.
Помимо общих образовательно-воспитательных задач у учителя специальной школы стоят коррекционные задачи, которые имеют целью коррекцию и развитие имеющихся у детей особенностей.
Специальная (коррекционная) школа должна не только формировать знания, умения и навыки учащихся, воспитывать их, но и одновременно способствовать развитию детей. Понятие «развивающее обучение» закладывает основы самостоятельного мышления учащихся. Л.С. Выготский в своей концепции определил два уровня умственного развития ребёнка: первый уровень – это актуальное развитие, второй – зона ближайшего развития. Роль обучения, в том числе обучения на уроках истории, состоит в том, что он создаёт зону ближайшего развития, которое переходит в актуальное развитие.
При обучении истории коррекционно-развивающие задачи определяются особенностями развития психических процессов учащихся специальной (коррекционной) школы, и реализация этих задач должна быть направлена на развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личностные качества с учётом как типических закономерностей развития детей с нарушениями интеллекта, так и структуры дефекта каждого ученика.
В процессе изучения истории в специальной (коррекционной) школе решаются следующие коррекционно-развивающие задачи:
Развитие и коррекция внимания.
Развитие и коррекция восприятия.
Развитие и коррекция воображения.
Развитие и коррекция памяти.
Развитие и коррекция мышления.
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы.
Значительные трудности возникают у учащихся при выполнении самостоятельных работ. Психические особенности и особенности эмоционально-волевой сферы не позволяют учащимся даже старших классов специальной (коррекционной) школы являются причинами трудностей в организации самостоятельной работы. Можно выделить ряд трудностей, которые испытывает учащийся с интеллектуальной недостаточностью при выполнении самостоятельной работы на уроках истории:
Низкая сформированность навыка чтения, в том числе невнимательность при чтении, неосознанность чтения.
Механическое усвоение исторических знаний, и как следствие неосмысленность знаний.
Затруднение осмысления исторических знаний, отсутствие или нарушение способности устанавливать причинно-следственные связи.
Особенности эмоционально-волевой сферы: низкий уровень концентрации внимания. Восприятия. Неумение планировать самостоятельную работу, отсутствие или низкая учебная мотивация.
В связи со всем вышеизложенным учителю истории специальной (коррекционной) школы необходимо строить свою работу с учётом специфики контингенте обучающихся.
Работа по формированию навыков самостоятельной работы должна начинаться с момента начала обучения истории в 6 классе. При выполнении заданий учащимся необходимо предлагать выполнить самостоятельно выполнить простейшие задания, например, найти в тексте термин, выделенный жирным курсивом, и записать его. Выписать из текста необходимую информацию, при этом учителю необходимо контролировать работу учащихся. С детьми, испытывающими трудности необходимо выполнять работу вместе с учителем.
Далее задания могут усложняться. В том числе, можно использовать такие задания как, дописать предложение, или вписать недостающие слова. При этом, также рекомендуется, для учащихся с трудностями использовать слова подсказки.
Для формирования учебной мотивации и положительного отношения к предмету необходимо давать домашние задания, которые учащийся сможет выполнить вместе с родителями. Современные средства связи, интернет позволяют учителю продумать творческие задания, которые активизируют мыслительную деятельность умственно отсталого ребёнка. Также можно использовать для самостоятельной работы задания творческого характера, например, изготовление рисунка.
В процессе усвоения исторического материала можно усложнять задания для самостоятельной работы. При этом необходимо учитывать, что даже для учащихся 9 классов рекомендуется выполнение заданий под контролем или с помощью учителя.
В 7-8 класса учащимся необходимо усложнять задания, например, ответить письменно на вопрос, при этом необходимо учитывать особенности детей и грамотно дозировать задания. Также в 7-8 классах учащиеся умеют работать с таблицей, в связи с чем, можно давать задания на заполнение таблицы. Однако следует учитывать особенности детей и контролировать заполнение таблицы, а также помогать отстающим детям.
В 9 классе в качестве самостоятельных зданий можно вводить элементы конспектирования. При этом учитель должен провести подготовительную работу, дать детям понятие конспекта, его задач и научить на уроке выделять и записывать главную мысль.
Все вышеперечисленные формы самостоятельной работы с учимся с интеллектуальными нарушениями являются условными. Как правило, особенности психики и эмоционально-волевой сферы не позволяют учащимся осваивать навыки самостоятельной работы полностью. Однако не следует умалять значение самостоятельной работы на уроках истории в специальной (коррекционной) школе. Приобретённые навыки позволят учащемуся не боятся трудностей, уметь планировать свою деятельность, просить помощи.
Таким образом, формирование умения самостоятельной работы является одним из важных направлений работы учителя истории специальной школы. При использовании самострельной работы учитель должен учитывать особенности детей.