Особенности правосознания несовершеннолетних правонарушителей

1
0
Материал опубликован 5 October 2016

Самое ценное, что у нас есть – это наши дети. Мы заботимся о них с самого рождения и мечтаем о том, чтобы они многого достигли. Столько вкладываем в них и радуемся их успехам.

Возникает вопрос: «Откуда тогда берутся несовершеннолетние правонарушители?»

Зачастую осознание подростком себя взрослым человеком, переоценка ценностей и жизненных приоритетов в период взросления сопровождается болезненным отношением к любому давлению со стороны взрослых – подросток хочет ощущать себя равным, стремится доказать свою самостоятельность. На этом этапе он стремится подражать наиболее значимым лицам среди окружающих его, в том числе тем, кто ведет асоциальный образ жизни. Следствием может стать появление различного рода отклонений в поведении в том числе зависимого – курение, алкоголизм, наркомания.

Поведение подростков в правовой сфере часто отличается неустойчивостью, основной причиной которой являются деформации правосознания.

Деформация - это искажение положительных идей, убеждений, чувств, установок, что обуславливает причины подростковой преступности, особенно среди тех, чья психика недостаточно устойчива и подвержена отрицательному воздействию со стороны, проблемных в поведении сверстников.

Деформацию правосознания можно разделить на виды:

Правовой инфантилизм – это наиболее мягкая форма искажения правосознания, заключающаяся в недостаточности в правовых знаниях. Среди населения современного российского общества сложился массовый правовой инфантилизм, имеющий глубокие исторические корни. Еще М.Е. Салтыков-Щедрин иронично высказывался о том, что русский человек сам не знает, чего хочет: то ли поросятины с хреном, то ли конституций. Большая часть населения России слабо осведомлена даже о тех правах, свободах и способах их защиты, которые провозглашены Основным Законом страны, что уж тогда говорить о подростках.

Правовой нигилизм. Отрицание социальной ценности права как такового; осознанное игнорирование требований закона, та часть правосознания, которая резко критически относится к требованиям уважения и соблюдения права.

Правовой нигилизм получил широкое распространение во многих странах. Глубокие корни правовой нигилизм пустил и в условиях российской действительности. Существенную роль при этом сыграли многовековые традиции всевластия деспотических правителей, от царей до большевиков, и бесправия народа.

Перерождение правосознания – крайняя степень искаженного, дефектного правосознания, разрушающая последние барьеры на пути от правомерного поведения к противоправному.

Проблема коррекции отклоняющегося поведения в подростковой среде является одной из наиболее острых в решении значительного числа задач общественной практики. Пути решения кроются в выявлении первопричин вызвавших деформацию правосознания. Девиантный образ жизни сопровождается, как правило, сексуальной распущенностью, делинквентным поведением, бродяжничеством, вступлением подростков в неформальные объединения, характеризующихся деструктивно - агрессивным поведением; примером тому могут служить так называемые футбольные «фанаты» и молодежные фашистские группировки.

Важным моментом в правовом воспитании несовершеннолетних выступает правовое обучение.

Ослабление или сведение на «нет» в большинстве образовательных учреждений правовых мероприятий и занятий на правовые темы, способствуют, как замечают сами педагоги, потере у школьников мотивации к учебе, смещению их жизненных интересов в области развлечений и потребления.

Учителям не хватает специальных знаний и ориентации в быстро изменяющихся ценностях подростковой среды.

Нужны коррективы в системе образования, проведение школьных правовых занятий, занятий по обществознанию при сотрудничестве специалистов в области юриспруденции.

Для эффективной работы с перечисленными проблемами следует ввести изменения на законодательном уровне. Например, дополнить закон «Об образовании», обязанностью образовательных учреждений повышать уровень правовой осведомленности, а при подготовке методического материала сотрудничать со специалистами в области юриспруденции и юридической психологии.

Подводя итог, хочется отметить, что перечисленные коррективы должны вносить не только школьная администрация и законодатели, но и любые заинтересованные лица.

А это значит что, участвуя в жизни ребенка, родитель может выбирать, влиять и выступать с предложениями как к учреждениям организованным для работы с детьми, так и с законодательной инициативой, он имеет на это право!

Комментарии
Комментариев пока нет.