Лекция «Особенности работы педагога дефектолога с родителями воспитывающего умственно отсталых детей 2–3 года»
Особенности работы педагога дефектолога с родителями воспитывающего умственно отсталых детей 2-3 года.
В настоящее время наименее исследованной областью являются оказания педагогической помощи семьям, имеющим детей с нарушением интеллекта.
Активное включение семьи ребёнка с нарушением интеллекта в систему психолого-педагогической помощи, наряду с этим поиск форм психологической помощи самим родителям, а также создание моделей комплексного психокоррекционного воздействия на детско-родительские отношения стали в настоящее время актуальными задачами для специалистов, работающих с детьми изучаемой категории.
Работа специалиста с семьей, имеющего ребенка с ОВЗ начинается с установления уважительных, доброжелательных взаимоотношений, которое требует тактичного, корректного поведения, умения поставить себя на место родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Важно консультировать и поддерживать семью, а также сообщать любую информацию в щадящей, не травмирующей их чувства, форме. Следующий этап получения обратной связи, т.е. определение и подтверждение правильности выбранных целей и задач и эффективности используемых методов и форм организации взаимодействия с семьей. При этом выделяем , на наш взгляд, наиболее значимые приемы для получения первого результата , таких как:
-Тестирование , анкетирование, опросы родителей с целью изучения родительского мнения по разным проблемам . Проанализировав результаты анкетирования родителей ,составляем перспективный план работы с родителями и формы работы.
Выбираем формы проведения работы с родителями:
1, Узкий круг общения педагога с родителями, вызывающий на откровенный разговор,. Это могут быть беседы, консультации , тесты- опросники, наглядная пропаганда, тренинг, видеоматериал , встреча -дискуссия, выставка методической литературы.
2. Индивидуальные встречи, где родители могут узнать результаты диагностических показателей, получить информацию об индивидуальных направлениях коррекционной работы с ребенком, получить консультацию по вопросам путей и методов коррекции, имеющихся отклонений в развитии.
3. Интересная и результативная форма работы с родителями - практическая деятельность педагога с родителями .
4. Индивидуальные занятия педагога с родителями и ребенком. Родителям и ребенку предлагаем стать партнерами в занимательных упражнениях. Предлагаем каждому родителю использовать любой удобный момент игрового контакта с ребенком, чтобы показать ему, что он важен для взрослого вне зависимости от его удач и просчетов, внимательно относиться к его трудностям, любить, ценить и принимать ребенка таким , какой он есть..
5. Показ коррекционно- интегрированных занятий. Такая практика позволяет родителям увидеть своего ребенка в учебно-воспитательном процессе, дает информацию о специфике обучения ребенка с ОВЗ и способах коррекции.
Владея полной информацией, родители быстро адаптируются к существующему положению вещей, принимают конструктивные решения и правильно выбирают путь общения в ребенком.
Цель работа дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ:
-оказать квалифицированную поддержку родителям;
-помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребенка семейную среду;
-создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;
-формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.
Принципы, положенные в основу работы с семьей:
принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. В работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, таких как психоневролог, дефектолог, психолог и др. Обследование ребенка разными специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т. д. и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуальной программы развития. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнера по коррекционному процессу. Точно так же отношения между специалистом-дефектологом и ребенком и родителями и ребенком должны строиться по известному принципу личностно ориентированной педагогики — на «уровне глаз» ребенка, используя прием «глаза в глаза».
Принцип учета интересов. По-другому его можно было бы назвать иначе — принцип решения задачи через интерес. Этот принцип применим в работе, как с ребенком, так и с родителями.
Успех осуществления характера взаимоотношений, которые складываются между родителями и педагогом. Эффективность коррекционной работы зависит от правильной постановки всего учебно- воспитательного процесса и от применения специфических приемов обучения и воспитания. При работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью надо обязательно учитывать структуру дефекта для эффективного коррекционно-педагогического воздействия. Коррекционная работа должна сопровождать весь процесс обучения детей с нарушениями интеллекта. При правильной организации специального обучения и воспитания, многие дефекты развития могут быть скоррегированы и предупреждены.
Когда в семье рождается ребенок с нарушениями в развитии, особенно интеллекта, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, к другим людям. Вот почему решая вопросы реабилитации и интеграции в общество детей с нарушениями интеллекта, исключительно важно знать особенности не только этих детей, но и их семей: многие из них остро нуждаются в комплексной социальной поддержке. Не всегда условия воспитания в семье бывают благоприятны для развития ребенка. Если воспитать нормального полноценного ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с проблемами в развитии представляется особенно трудным и ответственным. Эту ответственность родители несут перед своим ребенком и перед обществом. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки усугубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества. Как правило, изучая семьи, имеющие проблемных детей, мы можем выделить следующие виды отношений родителей к своему ребенку:
Стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неудовлетворен собой.
2. Ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы.
3. Постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви.
4. Не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе. Итак, все перечисленные виды отношения родителей к детям с проблемами в развитии, в общем, являются своеобразным проявлением аномальных стилей воспитания . Эта специфика заключается в том, что неправильный стиль общения со стороны родителей, может усугубить имеющуюся проблему развития детей. Родители часто из-за большой любви к детям, которая не подкрепляется знанием основных закономерностей их психического развития, бессознательно используют такие модели воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей. Если возникают воспитательные проблемы с ребенком с нарушением интеллекта, то причины этого не низкий уровень его умственного развития, а ошибочные методы обращения с ним. Не следует думать, что ребенок с нарушением интеллекта- это несчастный ребенок! Наоборот, его отношение к людям проникнуто сердечностью и нескрываемой радостью. И всякие высказывания типа «бедные, несчастные дети» неуместны. Умственные нарушения не означают эмоционального нарушения. Часть родителей отказывается признать диагноз: либо они неадекватно оценивают состояние ребенка, либо опасаются испортить ему будущее «ярлыком» умственной отсталости. Эта проблема имеет социальные корни и связана с отношением общества к людям с нарушением интеллекта. Когда дети подрастают, родители начинают понимать и принимать преимущества и необходимость специального (коррекционного) обучения. Чем лучше психологическая и социальная поддержка, тем семья легче преодолевает эти состояния. Педагог ставит перед родителями краткосрочные цели, ведет разъяснительную работу, связанную с нехваткой информации по вопросам развития, воспитания и обучения ребенка, рассказывает, что делали на занятиях, как реагировал ученик, что необходимо повторять дома, чем заинтересовать ученика. Помощь детям с нарушением психического развития требует социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка – инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. Вот почему необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, в первую очередь, с матерями, включая обследование внутреннего состояния матерей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни семей, оказание консультативной и психологической помощи. Важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность ребенка не становилась только личным делом семьи. Родители детей – инвалидов должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы своих детей и семьи.