Методическая разработка «Технологии обучения детей дошкольного возраста образной речи»
Технологии обучения детей дошкольного возраста образной речи (составлению сравнений)
Технология обучения детей составлению сравнений
Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.
Модель составления сравнений:
воспитатель называет какой-либо объект;
обозначает его признак;
определяет значение этого признака;
сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.
Например:
цыпленок (объект №1);
по цвету (признак);
желтый (значение признака);
такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).
В младшем дошкольном возраста отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.
На первый взгляд фраза, произнесенная воспитателем, таким образом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак - это понятие более общее, чем значение данного признака.
Например:
«Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко».
Далее воспитатель предлагает детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме - солнце, колесо, тарелка).
До четырехлетнего возраста воспитатель побуждает детей к составлению сравнений по заданным признакам. Находясь на прогулке, педагог предлагает детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Взрослый помогает ребенку составить фразы типа: "Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике".
На пятом году жизни тренинги усложняются:
в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята);
в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).
В этом возрасте детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.
В старшем возрасте дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.
Например:
«Дерево по цвету золотистое, как монетки» (воспитатель задал признак цвета, а его значение - золотистое - выбрано ребенком).
Технология обучения детей составлению метафор.
Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.
Цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.
Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры.
Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.
У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).
Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).
Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).
Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя).
Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).
Не обязательно называть детям термин "метафора". Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи.
Например:
Детям предлагается взглянуть на картину зимнего пейзажа, где на заснеженных елях сидят снегири.
Задача: составить метафору относительно этих птиц.
Работу с детьми следует организовывать в форме обсуждения. В качестве пособия может быть использован лист бумаги, на котором воспитатель обозначает последовательность мыслительных операций.
- Что за птицы изображены на заснеженных елях?
- Снегири (воспитатель на листе бумаги пишет букву "С" и ставит стрелку вправо).
- А какие они?
- Круглые, пушистые, красные (воспитатель уточняет - "красногрудые", и ставит букву "К" на листе бумаги).
- А что еще бывает с такими красными бочками или красной грудкой?
- Вишня, яблоки… (воспитатель ставит стрелку вправо от буквы "К" и рисует яблоко).
- Так что можно сказать про снегирей, какие они?
- Снегири красногрудые, как яблоки.
- А где снегири находятся?
- На заснеженных елках (воспитатель ставит стрелочку вниз от буквы "С" и рисует схематично ель).
- Давайте теперь объединим эти два слова (воспитатель обводит круговым движением руки изображения яблока и ели).
- Произнесите эти два слова подряд!
- Яблоки заснеженных елей.
- Кто составит мне предложение с этими словами?
- В зимнем лесу появились яблоки на заснеженных елях. Яблоки зимнего леса радовали глаз лыжников.