Семинар-практикум на тему «Психологическое сопровождение родителей в условиях ФГОС ДО с элементами тренинга»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
для педагогов
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО
С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА»
Подготовила: Педагог-психолог
МДОУ «Детский сад № 144»
Н.Ю. Казакова
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА»
Цель: определение основных направлений психологического сопровождения детско-родительских отношений в условиях ФГОС ДО.
Материалы: раздаточный материал к упражнениям; геометрические фигуры; платки; куклы.
ВВЕДЕНИЕ
Социализация ребёнка проходит в тесном контакте с воспитывающими взрослыми, от качества общения зависит полноценное развитие личности ребёнка и его положительное эмоциональное самочувствие. К сожалению, непонимание потребностей ребёнка взрослыми, как родителями, так и воспитателями, приводит к постоянному накоплению у детей неудовлетворённости, общей апатии, исчезновению интереса к занятиям, угасанию познавательной мотивации. Кроме этих проблем у ребёнка возникает масса проблем во взаимодействии со сверстниками, особенно в старших группах. Ребёнка мучают возрастные страхи, о которых он не может рассказать ни в детском саду, ни дома. Переживания ребёнка редко волнуют взрослых, они не придают им особого значения в понимании поступков и в поведении ребёнка, а также своей роли в них.
Неблагоприятные условия жизни в семье, занятость родителей, отсутствие психолого – педагогических знаний у воспитывающих взрослых накладывает отпечаток на развитие эмоциональной сферы ребёнка и приводит к возникновению эмоционального неблагополучия у детей
Под эмоциональным неблагополучием понимается устойчивое отрицательное эмоциональное самочувствие ребёнка, возникающее в различных ситуациях и связанные с ним формы отклоняющегося поведения (тревожности, агрессивности, застенчивости, замкнутости, детского негативизма, упрямства, капризы и другие).
Изучая научно – методическую литературу, посвящённую проблемам эмоционального неблагополучия детей - дошкольников и способов его коррекции, выявлено, что четкой грани между эмоциональным неблагополучием и нервно-психическим здоровьем ребёнка нет.
Вопросы коррекции эмоциональных проблем дошкольников рассматривают как медицинские работники (детские психоневрологи, психотерапевты, психиатры), так и социальные педагоги, психологи и воспитатели, но все специалисты придерживаются мнения о том, что развитие ребёнка и влияние на него тесно связаны с благополучием, внутренней атмосферой, взаимоотношениями и образом жизни семьи. Коррекция эмоциональных проблем дошкольников не возможна без взаимодействия с семьёй воспитанников, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, а также направлена на повышение психологической культуры родителей, формирование педагогических умений и навыков рефлексивного отношения к себе как к педагогам.
Поэтому работа педагога – психолога в детском дошкольном учреждении должна быть направлена на поиски эффективных форм взаимодействия с семьёй воспитанников.
Л.Н. Толстой говорил: «Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, а стараться очищать себя».
Взрослые должны научить ребёнка очищать себя от отрицательных переживаний, снимать психоэмоциональное напряжение, управлять своим поведением. Поэтому данная проблема требует пристального внимания со стороны всех воспитывающих ребёнка взрослых.
Мы не всегда можем достучаться до родителей, а родители, в свою очередь, не всегда могут найти верный путь к взаимопониманию со своим ребенком. Предлагаю несколько практических упражнений, которые вы сможете использовать в работе с родителями, включив их в родительское собрание и практикум
Тренинговое занятие
«Когда ребенок сводит взрослого с ума!»
1 упражнение. «Хвасталки»
У кого на стуле лежат фигуры – круги – характеризует себя и своего ребенка тремя позитивными прилагательными.
«Я ..., мой ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»
2 упражнение. Игровое упражнение «Запрет».
Ведущий: Посмотрите, пожалуйста, на свои стулья, у кого на стуле окажется геометрическая фигура - треугольник выходит в круг. Вы ребенок, а у кого в руках окажется квадрат – будет мамой. Мать ребенка очень о нем заботиться: следит за тем, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел и т.д. Запрещает прыгать ребенку по лужам, бегать по улице, прикасаться к палочкам на улице, собирать камни и тянуть их в рот и т.д. Рассмотрим все выше перечисленное на конкретном примере.
Ты – маленький ребенок. Вы с мамой спешите в детский сад. Ты очень энергичный, любознательный, задающий кучу вопросов ребенок:
- Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.
- Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой!
Перестань глазеть! – я тебе отвечаю. (Завязываю глаза платочком)
Вы бежите дальше, и встречаете по дороге подругу мамы и, взрослые быстро обмениваюсь с последними новостями. Ты внимательно слушаешь, а потом говоришь:
- Мама, а кто такой дядя Юра?
- Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты чего уши развесила, как не стыдно! Закрой свои уши! (Завязываю платочком уши)
Мама прощается с подругой, и вы бежите дальше.
- Мам, а меня Машка ждет в детском садике, которая…
- Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты помолчать! Закрой рот! (Завязываю платочком рот)
Ребенок уже молчит, но начинает на ходу поднимать какую-то веточку. Мама кричит:
- Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси сейчас же! Убери руки! (Завязываю руки платочком)
Но тут ребенок начинает скакать, задирать ноги. Мать в ужасе кричит на неё.
- Ты где этому научилась? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (Завязываю платочком ноги)
Ребенок начинает хныкать. Мама продолжает на неё кричать:
- Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! (Завязываю платком сердце).
Ведущий: Посмотрите на этого ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно. Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс, помогите мне.
Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:
- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;
- Не завязывать рта - выслушать ребенка;
- Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;
- Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;
- Не завязывать сердце – выслушать и понять ребенка.
Ведущий: вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.
3 упражнение. Игровое задание:
Отправляемся за покупкой в "Магазин детских характеров". Каждый родитель выбирает себе игрушку-куклу с каким-либо детским характером (на куклах готовые надписи типа: «Я — нытик», «Я — капризный», «Я — тиран», «Я люблю закатывать истерики», «Я — медлительный», «Я — конфликтный», «Я — упрямый», «Я люблю требовать» и т.д.).
Продолжение 3-го упражнения
Игровое упражнение: «Я вижу, что сейчас с тобой происходит»
Цель: предоставить родителям возможность осуществить поиск и выявление подлинного желания ребенка, спрятанного за бурный каприз; показать родителям иной опыт восприятия и обращения с бурлящими чувствами ребенка, тренировка навыка взрослых приспосабливаться к чувствам ребенка, постигая язык детских переживаний. Задание родителям состоит в том, чтобы попытаться расшифровать смысл поведения «ребенка с характером», выбрав соответствующую его поведению детскую фразу о возможной потребности ребенка — «что же он хочет?». Родители находят из разложенных на полу фраз самую подходящую, на их взгляд, и обосновывают свой выбор.
Набор детских фраз для игрового упражнения:
«Уважай мою точку зрения, хоть раз отнесись серьезно к Моему мнению»;
«Со мной считаются только тогда, когда я не управляю собой»;
«Не приближайтесь ко мне, я сейчас опасен!»;
«Я докажу вам, что смогу себя защитить от того, что мне не нравится»;
«Я не знаю, что мне делать со своей злостью и раздражением»;
«Мама, позаботься обо мне, пожалей меня, полечи меня...»;
«Я заставлю вас признать мою силу»;
«Мне обидно и очень трудно сдержать свою обиду, я не знаю, как с ней справиться»;
«Обрати на меня внимание, заметь, как мне грустно»;
«Не торопи меня, дай жить в своем темпе»;
«Ты очень многого от меня хочешь, убавь свои требования ко мне»;
«Я очень устал(а) и хочу, чтобы ты это заметила и чем-то помогла мне»
Завершая упражнение, следует подчеркнуть, что к тремя годам у ребенка накапливается немалый опыт, когда ему чего-то хочется и он пытается говорить об этом своим близким, но ничего кроме «нет, не положено» не получает. В таких случаях действительность предстает для него достаточно безнадежной. Правда, иногда это бывает вызвано реальными обстоятельствами, когда ребенок «хочет луну с неба», однако чаще — это результат того, что по тем или иным причинам взрослый не желает вникать в состояние ребенка и говорит «нет, нельзя». У дошкольника на отказ взрослого может возникнуть страх, что он остается наедине со своим неуслышанным переживанием, он начинает чувствовать себя еще ужаснее, считая, что родители видят его плохим. Близкому взрослому важно успокоить ребенка, что он не плохой, а просто еще маленький. При этом кто-то из детей больше нуждается во внутреннем чувстве порядка, а кто-то во внешнем упорядочении жизни.
Резюме: Ребенку необходим определенный положительный опыт признания и возможности удовлетворения его желаний, его «хочу», чтобы ситуации взаимодействия с окружающими не провоцировали его на поведение «сводящее взрослого с ума».
4 упражнение. Родители участвуют в упражнении, тренирующем внимание взрослого к телесным проявлениям ребенка и умению «считывать» и понимать их.
Например, родители получают текст «Сделайте предположение об эмоциональном состоянии ребенка по описанию его позы и жестов»:
Ребенок стоит, заведя руки за спину, и сильно сжимает одной рукой другую (если сидит, то скрещивает ноги).
Ребенок переплетает пальцы рук: большие пальцы нервно двигаются и пощипывают ладони; ребенок грызет конец карандаша, трогает спинку стула и раскачивает ее, но не садится; топчется, перебирает ногами.
Ребенок сидит, придерживая свешивающуюся голову, глаза полузакрыты, внешне заторможен.
5 упражнение «Пойми меня»
Ребенок говорит |
Ребенок чувствует |
Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора! |
Гордость. Удовлетворение. |
Мне не весело. Я не знаю, что мне делать. |
Скука, поставлен в тупик. |
Все дети играют, а мне не с кем. |
Одиночество, покинутость. |
Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам. |
Уверенность, самостоятельность. |
Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать. |
Боль, злость, чувство не любви. |
У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться? |
Разочарование, желание бросить. |
Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие. |
Одобрение, благодарность, радость. |
6 упражнение «Любопытные и слон» Завершение.
Тренер зачитывает текст: «Слона выставили для обозрения ночью и в темное помещении. Любопытные толпами устремились туда. Так как было темно, люди не могли ничего увидеть, тогда они стали его ощупывать, чтобы представить себе, как он выглядит. Слон был огромен, а потому каждый из посетителей мог ощупать только часть животного и таким образом составить свое представление о нем. Один из посетителей, ухватил слона за ногу и стал объяснять всем, что слон похож на огромную колонну; другой потрогал бивни и сказал, что слон – это острый предмет; третий, взяв животное за ухо, решил, что он напоминает веер; четвертый, который гладил слона по спине, утверждал, что слон такой же прямой и плоский, как лежанка».
Какой вывод можно сделать из вышесказанного?
Воспринимайте ребенка как целостную личность в любом возрасте и в любой ситуации!
«Я - НЫТИК» |
«Я - МЕДЛИТЕЛЬНЫЙ» |
«Я - КАПРИЗНЫЙ» |
«Я - КОНФЛИКТНЫЙ» |
«Я - ТИРАН» |
«Я - УПРЯМЫЙ» |
«Я – ЛЮБЛЮ ЗАКАТЫВАТЬ ИСТЕРИКИ» |
«Я – ЛЮБЛЮ ТРЕБОВАТЬ» |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Уважай мою точку зрения, хоть раз отнесись серьезно к моему мнению |
Со мной считаются только тогда, когда я не управляю собой |
Не приближайтесь ко мне, я сейчас опасен |
Я докажу вам, что смогу себя защитить от того, что мне не нравится |
Я не знаю, что мне делать со своей злостью и раздражением |
Мама, позаботься обо мне, пожалей меня, полечи меня |
Я заставлю вас признать мою силу |
Мне обидно и очень трудно сдержать свою обиду, я не знаю, как с ней справиться |
Обрати на меня внимание, заметь, как мне грустно |
Не торопи меня, дай жить в своем темпе |
Ты очень многого от меня хочешь, убавь свои требования ко мне |
Я очень устал(а) и хочу, чтобы ты это заметила и чем-то помогла мне |
Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора! |
Гордость. Удовлетворение. |
Мне не весело. Я не знаю, что мне делать. |
Скука, поставлен в тупик. |
Все дети играют, а мне не с кем. |
Одиночество, покинутость. |
Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам. |
Уверенность, самостоятельность. |
Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать. |
Боль, злость, чувство не любви. |
У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться? |
Разочарование, желание бросить. |
Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие. |
Одобрение, благодарность, радость. |