12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Орлова Светлана Юсуповна100
Более 16 лет работаю учителем-дефектологом с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата
Россия, Нижегородская обл., Дзержинск
2

«ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ВОСПИТАННИКАМИ С ОВЗ СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ОСОБОГО РЕБЕНКА» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ДО)


Орлова Светлана Юсуповна,

учитель-дефектолог,

ГБДОУ «Детский сад №67» компенсирующего вида

Нижегородская область, г. Дзержинск

«Применение Икт-технологий в работе с воспитанниками с ОВЗ семьями, воспитывающими особого ребенка»

(из опыта работы учителя-дефектолога ДО)

Роль информационных технологий постоянно возрастает в современном обществе. Компьютерные средства обучения, предназначенные для образования детей с ОВЗ, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.

Я работаю учителем-дефектологом с воспитанниками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и задержку психического развития, и хочу представить свой опыт по использованию компьютерных технологий в работе с воспитанниками и их родителями.

На протяжении последнего ряда лет использую в своей работе ИКТ по разным направлениям. Так диагностические материалы, перспективные планы подгрупповой и индивидуальной работы, рабочая программа, и вся отчетная документация созданы и хранятся в электроном формате.

Незаменимым помощником оказались новые технологии в работе с родителями. Создание родительских групп в мессенджере Вайбер, электронная почта, личная страничка на сайте образовательной организации, позволяют оперативно обмениваться актуальной информацией. Объем консультативной, рекомендательной, отчетной информации, получаемой от родителями от меня и наоборот намного превышает тот, что был доступен нам ранее, в режиме очных встреч, обмена информацией через стенды. Это трудно переоценить в наше время, поскольку поток новой информации, огромное количество совместных проектов идут в разрез с тем уровнем родительской, да и нашей, педагогической, занятости. Кроме того, благодаря новым технологиям удалось обеспечить непрерывность образовательной деятельности и поддержку родителей и воспитанников в условиях самоизоляции. Мною были подготовлены видеоролики, обучающей, коррекционно-развивающей направленности, как для воспитанников старшей группы, так и для воспитанников подготовительной группы. Я была постоянно на связи с родителями, особенно воспитанников подготовительной группы, поскольку родители обеспокоены предстоящим школьным обучением. Были вопросы по профилактике оптической дисграфии, по обучению пересказу и составлению связных рассказов по серии сюжетных картин (в обеих группах), была проведена консультация по методике обучения составлению и решению арифметических задач. Хочется рассказать о своей педагогической находке. Мама А.С. обеспокоена отсутствием интереса у ребенка к чтению. Мама тревожная, поэтому уговоры, что насильно заставлять не надо и т.д. здесь неэффективны. Нужны конкретные практические рекомендации. Поскольку одним из заданий у меня было чтение небольших рассказов (читала я), а затем их пересказ (воспитанниками), я решила поменяться ролями с данным ребенком. Это вызвало массу эмоций у мальчика, он воодушевленно читал для меня рассказы о котенке Гаве, а счастливая мама записывала все это на диктофон, отправляла мне, а я отправляла свой пересказ в ответ.. и мне ставили оценку. Вот такой неожиданные, но передовой, смею надеяться, опыт был получен мною в условиях карантина. Детям такая форма взаимодействия очень понравилась, неподдельные радостные эмоции я наблюдала в видео ответах от них.

Если же говорить об использовании ИКТ технологий в работе с воспитанниками в ходе образовательной, коррекционно-развивающей деятельности, то возможности их широки. Хочу сказать, что я активно использую данные технологии при организации как подгрупповых, так и индивидуальных занятий.

Занятия на компьютере имеют важное значение для развития моторной координации и произвольной моторики пальцев рук, а это особенно актуально для воспитанников с НОДА, имеющих ограничения в двигательном плане. Им трудно нарисовать, раскрасить и т.д., сделать что-то самостоятельно, получить реальный практический результат, а интерактивная игра дает такую возможность. И даже если моторное состояние не позволяет ребенку манипулировать с мышкой компьютера, необходимо взять его руку в свою и действовать совместно.

Использование компьютерных технологий нередко избавляют от рутинной работы по подготовке дидактических, наглядных пособий, и даже просто от подготовке картинок к занятию. Например, я разработала пособие, помогающее ребенку пересказать текст рассказа «Почему Саша опоздал в школу».

t1602604970aa.png Рис.1.

Раньше необходимо было подобрать шесть предметных картинок, схемы пространственных предлогов, постараться разместить это на доске. Получалось громоздко, внимание воспитанников рассеивалось. Сейчас, благодаря компьютерным технологиям, удалось создать интерактивное пособие, которое было апробировано еще в прошлом году. Особенно отрадно то, что его использование оказалось эффективным даже по отношению, к условно говоря, сложным детям, имеющим, как серьезные двигательные нарушения, так и нарушения интеллектуального развития. Использование этого электронного пособия помогло им в составлении самостоятельных пересказов, уже без применения зрительных опор. Видимо, интересная подача материала обеспечила эмоциональное восприятие и мотивацию к запоминанию. Хотя и само включений компьютерных технологий в структуру занятия является мощным мотивационным компонентом, необходимо помнить, что создавая игру для особенного ребенка, мы обязательно продумываем мотивацию. Например, педагог говорит ребенку, что в случае, если задание будет выполнено верно, тебя ждет сюрприз (салют, анимированный смайлик, мультяшный герой или звук аплодисментов). Необходимо использовать и приемы внешнего поощрения, ведь у ребенка с ОВЗ нередко неадекватная самооценка, а внешняя оценка его деятельности, будет способствовать ее формированию. Если была допущена ошибка можно использовать грустный смайлик и фразу- «подумай/ и / или попробуй еще, у тебя обязательно получится». Наличие одобрения или похвалы со стороны компьютера, то есть наличие обратной связи, так же повышает мотивацию ребенка.

Нередко использую ИКТ вначале занятия, как элемент мотивации. Например, занятие о мебели начинаю с демонстрации слайда, на котором древние, пещерные люди сидят у костра прямо на земле. Далее спрашиваю у детей: Как вы думаете, удобно ли им? Чего не хватает в пещере? Для чего же нужна мебель?

А на занятии об одежде и головных уборах включаю песенку Старухи Шапокляк, дети узнают ее по голосу, портрет этой героини появляется на экране панели. Мы разбираем значение ее имени, ищем название головного убора, которое спряталось в слове Шапокляк, а затем украшаем цветами шляпку Старухи Шапокляк (Рис.2) цветы появляются на картинке шляпы на слайде) по мере выполнения заданий.

t1602604970ab.jpg

Рис.2

Конечно, такие формы работы позволяют обеспечить стойкий познавательный интерес, который, как известно, у воспитанников с ОВЗ отличается недостаточностью по степени выраженности и непродолжительностью по времени его наличия.

КТ открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике, позволяя подбирать материал разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения; изменять меру трудности, характер задания, адекватные возможностям особого ребенка. Так мною разработаны карты-задания (Рис.3) с задачами по таким разделам программы, как РЭМП, ознакомление с окружающим миром, обучение грамоте. Эти карты-задания помогают решать и коррекционно-развивающие задачи, такие как развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, графо-моторных навыков.

t1602604970ac.png t1602604970ad.png Рис.3. Образцы карт-заданий.

Количество заданий на одном слайде, которые можно распечатывать и использовать в качестве раздаточного материала, зависит от уровня актуального развития воспитанника.

Эффективность систематического использования компьютерных технологий в системе коррекционно-развивающей деятельности подтверждают и результаты итоговой диагностики, которые демонстрируют оптимальный уровень эффективности педагогических воздействий по всем образовательным областям среди воспитанников старшего дошкольного возраста. Такие результаты удалось получить благодаря продуманному использованию современных образовательных технологий, в том числе ИКТ, разумному и оправданному их сочетанию с традиционными методами и приемами работы.

Сегодня трудно представить современный урок в школе или занятие в ДОУ без использования ИКТ. Мероприятия с использованием ИКТ стали неотъемлемой частью образовательной и коррекционно-развивающей деятельности и являются одним из важных результатов инновационной работы в практике коррекционного педагога с воспитанниками с ОВЗ.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.