Классный час «Особенности работы с одарёнными детьми»

3
0
Материал опубликован 27 June 2018 в группе

«Особенности работы с одарёнными детьми»

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.

Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований (все как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом.

Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми

1.    формирование профессионально-личностной позиции педагогов. С учетом психологических, дидактических и иных особенностей обучения и развития одаренных детей основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания. А именно ломка сложившихся ранее у данного педагога стереотипов восприятия (ученика, учебного процесса и самого себя), общения и поведения (способов взаимодействия) и, в итоге, методов обучения и воспитания.

Именно дети с признаками одаренности вольно или невольно могут создавать своим поведением нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее «учительские» стереотипы не только бесполезны, но даже вредны как для ребенка, так и для самого учителя.

Одной из причин возникновения подобных ситуаций является то, что, например, вследствие высокого темпа интеллектуального развития одаренные дети (а по большому счету и любые другие дети) осознанно или неосознанно требуют к себе отношения как к полноправному субъекту учебной деятельности, общения и т.д. Между тем один из наиболее распространенных стереотипов традиционного учительского сознания заключается в том, что ученик (именно потому, что он ученик) исходно рассматривается как объект педагогического воздействия, но не как субъект совместного образовательного процесса.

Это означает, что, работая с одаренными детьми, педагог должен уметь вставать в рефлексивную позицию к самому себе. Так, одним из основных психологических принципов работы с детьми является принцип «принятия другого», согласно которому учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями;

Учитель должен:

-быть доброжелательным и чутким;

-разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;

-иметь высокий уровень интеллектуального развития;

-иметь широкий круг интересов и умений;

-иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;

-быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;

-иметь живой и активный характер;

-обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);

-проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

-иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;

-обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;

-иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.

Следует учитывать что, одаренные дети намного быстрее своих сверстников проходят начальные уровни социальной адаптации (послушание и примерное поведение, ориентированное на получение положительной оценки взрослых); в подростковом возрасте они часто как бы минуют фазу детского конформизма и оказывают сопротивление стандартным правилам, групповым нормам и внутригрупповым ориентациям на авторитарных лидеров.

Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо сфере, а в нескольких. Задача педагогов и психологов не только выявить это, но и совершенствовать, развивать их.


 

« Этапы научно-исследовательской деятельности»

Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала. Желание понять, как профессионально помочь ребёнку включиться в исследовательский поиск, привело к необходимости изучения этапов организации научно-исследовательской деятельности.

Основные этапы организации научного исследования:

Выбор темы.

Тема исследования выбирается учеником из готового списка вариантов        . Тема исследования исходит из личностных интересов школьников и совместно формулируется с научным руководителем. Содержание теоретического раздела составляет - анализ литературы по проблеме исследования. Описывается состояние проблемы, ее представленность в истории науки и в современных работах. Приводятся мнения авторов-исследователей, выражается собственное отношение к изложенным точкам зрения. Важно отметить, как эти взгляды помогают раскрыть проблему.

Постановка проблемы

Ознакомление с литературой по данной проблематике

Овладение методикой исследования

Гипотеза, задачи и методы исследования в большей степени определяются научным руководителем        

Ученик самостоятельно делает попытки определить гипотезу, задачи и методы исследования, согласовывая их с научным руководителем. Множество формулировок и попыток.

Сбор собственного материала;

План исследовательской деятельности зачастую написан формально и не отражает реального «маршрута» исследования        

План исследования разрабатывается, меняется и уточняется по ходу исследования, в зависимости от промежуточных результатов деятельности

Эксперимент нацелен на получение заранее ожидаемого однозначного результата, иногда «подгоняется» под гипотезу для обеспечения позитивных результатов        

Эксперимент предполагает множество результатов, которые заранее точно не известны. Результаты, опровергающие гипотезу, даже более ценны, чем ожидаемые с точки зрения приобретения опыта. Множество «проб и ошибок» в реализации эксперимента

Анализ собранного материала;

        Обратная связь организуется в промежутках между этапами исследования и касается в основном содержания деятельности и результатов.

Обратная связь организуется как по результатам, так и по процессу исследования. Особенно важны личные открытия, озарения, размышления о последовательности действий и их эффективности. Обратная связь приводит к осознанию критериев личностной и исследовательской компетенции. Благодаря обратной связи исследование становится обучением учению . Эмпирическая часть исследования содержит описание полученных данных, которые представляются после обработки и обнаружения закономерностей. Глава может иметь несколько параграфов в зависимости от особенностей проведенного исследования. Достаточно подробно должны излагаться промежуточные результаты, в том числе и отрицательные. При изложении полученные результаты подвергаются количественному и качественному анализу.

Обобщение, выводы.

 Выводы по работе должны содержать оценку соответствия полученных результатов поставленным задачам, при этом каждая поставленная задача должна быть отражена в выводах. Каждое исследование должно быть доведено до своего логического конца.

Необходимо отметить, подтвердилась ли экспериментальной проверкой или была опровергнута гипотеза исследования. В последнем случае делается объяснение - новое теоретическое предположение, исходящее из полученных экспериментальных данных. На основе полученных данных в выводах более полно, чем во Введении раскрывается практическая и теоретическая значимость исследования.

Кроме того могут быть сформулированы перспективные направления дальнейшего исследования данной проблемы и рекомендации.

Список литературы включает в себя только те источники, которые проработаны автором и на которые даются ссылки в тексте. И наоборот, любое цитирование или развернутое изложение идеи какого-либо исследователя должно сопровождаться ссылкой на его работу, приведенную в списке литературы. Все публикации располагаются в алфавитном порядке по фамилии авторов.

В Приложение выносятся вспомогательные и дополняющие материалы, необходимые для доказательного описания полученных выводов, но в силу своей громоздкости нарушающие логику изложения, отвлекая внимание читателя.

Итоги тестирования учащихся 5х классов о проведении трудностей при переходе в 5ый класс

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями.

Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления. Определенная часть детей осознает такой переход как шанс начать заново школьную жизнь, наладить не сложившиеся и несостоявшиеся отношения с педагогами.

Возникает больше самостоятельности и ответственности. При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами.

Сферу действия свободы и самостоятельности пятиклассников надо расширять постепенно, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Ведь свобода и вседозволенность –  это не слова-синонимы, равно также как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования детьми обозначенных понятий часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.

За время обучения в 5-6-м классах младшие подростки достигают следующих результатов:

выполняют требования, которые предъявляются к уровню их обученности предметными программами;

осознают необходимость обучения, понимают общественную значимость образования;

овладевают умениями учиться определять границы и дефициты своего знания, находить способы и пути преодоления своих трудностей, проблем, переносить способы действия из одной предметной области в другую, строить алгоритмы своих действий;

владеют умственными операциями (сравнение, классификация, обобщение и др.), обладают возможностями решать достаточно большой круг предметных, социально-ориентированных  и личностных задач;

обладают достаточно широким социальным опытом, позволяющим ориентироваться в окружающем мире, взаимодействовать с ним, находить своё место в нём.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.