Особенности работы с одаренными детьми в школе
Красильникова И.С.
учитель истории и обществознания
МАОУ 186 «Авторская академическая школа»
«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». Эти слова принадлежат древнегреческому философу Сократу. На наш взгляд, в каждом ребенке спрятан свой уникальный талант, который ждет, чтобы быть раскрытым. Задача педагогов уметь разглядеть этот потенциал в своих учениках. Важно научиться видеть особенности каждого ребенка, стимулировать его интересы и помогать выявить его индивидуальные сильные стороны. Для этого необходимо терпение, внимание и понимание, чтобы вырастить новое поколение талантливых и успешных людей.
Работа с одаренными детьми в нашей школе играет ключевую роль в их развитии и успехе. Многие дети обладают уникальными способностями и талантами, которые могут принести им великолепное будущее. Поэтому важно не только выявить их потенциал, но и создать для них условия для его развития. Школа должна предоставить им соответствующие программы и возможности для раскрытия своего потенциала, а учителя - поддержку и стимул для саморазвития. Работа с одаренными детьми помогает им достичь высоких результатов, раскрывает новые горизонты и вдохновляет на дальнейшее развитие. Важно не упускать шансов работать с этими учениками, потому что их успех - это не только их собственное достижение, но и результат работы педагогов и системы образования в целом.
Работу с одаренными детьми начинаем с того, что на первом этапе, когда мы можем определить способности ребят к научной или творческой деятельности, приглашаем их принять участие в олимпиадном флешмобе, который был инициирован первым заместителем директора Трояновской Н.И. Олимпиадный флешмоб – совокупность заданий, тестов, логических задач, направленных на развитие мышления, поисковой деятельности, развитие творческих способностей учащихся.
Флешмоб проводится во всех классах с 5 – 11 и в нем ребята принимают участие по желанию. Каждую неделю учителя-предметники предлагают нестандартные задания из разных олимпиад или составляют свои собственные интересные задания, которые помогают ребятам раскрыть свои способности.
Затем задания проверяются и разбираются совместно с учителем, учитываются и оригинальные решения, которые предлагают учащиеся. За участие во флешмобе учителя предлагают свои «плюшки», например за 3 флешмоба выставляется 100 баллов при верном решении, если в решение есть неточности – 90 баллов.
И вот уже третий год мы проводим предметный флешмоб по разным предметам. В частности, по истории (Е.А.Колыганова) и по обществознанию (В.А.Золина)
В начале учебной недели мы отправляем на школьную корпоративную почту наших учеников или в группы и классные беседы в мессенджерах (по договоренности с классными коллективами) различные по форме и содержанию задания и вопросы олимпиадного флешмоба. Срок выполнения, в зависимости от сложности и трудозатратности – одна или две недели.
Задания самые разные - от вопросов из Всероссийской олимпиады школьников разных лет до комплекса заданий из Олимпиады РАНХиГС, в которых предлагаются творческие, нестандартные задачи, требующие проявить не только эрудицию, интуицию, но и в чем-то фантазию, смекалку, умение грамотно найти и обработать информацию. И мы уже можем сказать о результатах такой работы. В 2021-2022 учебном году 7 старшеклассников участвовали в олимпиадном флешмобе по обществознанию и 2 из них стали призерами олимпиады РАНХиГС и получили 7 дополнительных баллов для поступления в данный ВУЗ. А в 2023-2024 учебном году у нас один призер по истории и победитель по обществознанию.
Очень активно привлекаем ребят участвовать в олимпиадах различных ВУЗов. Так в начале учебного года на корпоративной почте у учащихся по разным предметам появляется календарь олимпиад с датами их проведения. Учитель контролирует и мотивирует учащихся.
Безусловно мы участвуем и во Всероссийской олимпиаде школьников. Начиная со школьного этапа, движемся по ступенькам район – город - область.
Доходили наши учащиеся и до российского этапа, например по праву, биологии.
Особая гордость – это участие наших ребят в телевизионном конкурсе «Умники и умницы», в котором победила ученица школы Миронова Александра (наставник Зайцева Ольга Анатольевна), которая поступила в результате победы и в настоящее время она студентка МГИМО. Еще один учащийся школы также участвовал в программе, но ему так удача не улыбнулась, и тем не менее, он также студент МГИМО.
Очень активно работают наши педагоги-наставники Воронцов
Учащиеся школы под руководством своих наставников Воронцова А.А. и Воронцовой Ю.М. с 6-летнего возраста и старше, результативно участвуют в конкурсах и фестивалях разного уровня, в том числе и международного, по робототехнике, занимая призовые места.
Есть у нас и творчески одаренные ребята, которыми мы гордимся. Брат и сестра Меренковы среди них. Ксения Меренкова в этом театральном сезоне стала актрисой Малого театра в Москве. Не один год на сцене нашего ТЮЗа играет наш выпускник Никита Чеботарев. Он является одним из ведущих актеров.
Еще учась в школе старшеклассники, под руководством педагогов публикуют свои статьи в научных журналах и других СМИ.
В заключении хочется сказать, что работа с одаренными детьми – это ответственность перед будущим. Важно уметь распознавать потенциал каждого ребенка, помогать им развивать свои уникальные способности и таланты. Наша школа создает условия для творческого роста и самовыражения одаренных детей, вдохновляя их на достижение высоких результатов.
Мы верим, что вложенные в них знания, умения и навыки станут основой их успешного будущего. Благодаря нашей команде педагогов, родителей и общественных организаций, мы можем обеспечить оптимальные условия для обучения и развития одаренных детей.
Работа с одаренными детьми – это постоянный труд и поиск новых подходов, чтобы раскрыть их потенциал полностью. Мы гордимся достижениями наших учеников и уверены, что они смогут преуспеть в любой сфере жизни благодаря своему таланту и упорству.
Доверие, понимание и поддержка – вот ключевые составляющие успешной работы с одаренными детьми. Наша школа стремится создать атмосферу, в которой каждый ребенок может раскрыть свой потенциал и стать лучшей версией себя. Мы готовы идти в ногу со временем, чтобы дать возможность каждому одаренному ребенку стать лидером и изменить мир к лучшему.