Особенности разработки сценария театрализованного представления для обучающихся коррекционных школ-интернатов.
Особенности разработки сценария театрализованного представления для обучающихся коррекционных школ-интернатов.
Опыт работы студенческой театральной студии с обучающимися коррекционной школы-интерната показал, что игровые интерактивные театральные постановки являются эффективной развивающей формой взаимодействия с данной категорией юных зрителей. Необходимо учитывать, что воспитанники школ-интернатов находятся в определённой изоляции от социума и испытывают дефицит общения, который обычно ограничивается лишь кругом педагогических работников и обслуживающего персонала интерната. Поэтому каждое выступление студенческой театральной студии для ребят является большим событием и настоящим праздником, в том числе и праздником общения.
Основной целью театрализованного представления для данной категории зрителей является формирование коммуникативных навыков, воспитание эстетического вкуса, развитие когнитивных и творческих способностей обучающихся.
При подготовке сценария театрализованного представления необходимо учитывать специфику зрительской аудитории. Чтобы удержать внимание зрителей, надо постоянно вовлекать их в действие спектакля. Для этого сценарий выстраивается таким образом, чтобы постоянно сохранялся диалог со зрительным залом. Это могут быть загадки, короткие викторины, видео-вопросы («Осенние загадки». «Узнай птиц по картинке». «Какие овощи растут в огороде?»).
Представление должно быть ярким, костюмированным, с эстетическим и образным оформлением сценической площадки, поскольку зрительный ряд играет важную роль для эмоционального взаимодействия на данную целевую аудиторию.
При составлении сценария необходимо помнить, что театрализованное действие должно включать эпизоды двигательной активности зрительской публики, когда дети могут принять участие в подвижной игре, совместном танце или небольшом спортивном состязании. Для этого в театральной группе должны быть назначены аниматоры для проведения таких подвижных частей представления. Примером может служить весёлая карусель в виде колеса на шесте с цветными лентами, держась за которые, дети движутся по кругу под музыку («Масленица-затейница»). В новогоднем представлении можно использовать «игру в снежки», сделанные из скомканной бумаги, которыми надо попасть в большой сачок или обруч. В представление «Праздник золотой осени» можно включить танец ёжиков, который исполняется в хороводе вместе с аниматорами, которые показывают и координируют движения ребят.
Формат мероприятия предполагает наличие площадки для интерактивного взаимодействия со зрителями. То есть представление не должно ограничиваться только рамками сцены. Если сценарием предусмотрены интеллектуальные или творческие задания, то необходимо заранее подготовить необходимый материал. Это могут быть самодельные пазлы для задания «Помоги барсуку собрать запасы на зиму», или конкурс на самую красивую снежинку, или творческий интерактив по созданию осеннего дерева с разноцветными листьями.
Надо отметить, что обучающиеся школы-интерната – это самая благодарная зрительская аудитория, которая даёт мощную эмоциональную отдачу для всех актёров и организаторов, участвующих в проведении театрализованных представлений.