Распределение материала по пению в рамках образовательной программы дошкольного образования «Мозаика» с учетом особенностей развития певческих навыков у детей 3-4 лет
Распределение материала по пению
в рамках образовательной программы дошкольного образования "Мозаика" с учетом особенностей развития певческих навыков
у детей 3-4 лет.
Наиболее доступный вид музыкальной деятельности детей младшего дошкольного возраста -это пение. Только на основе положительных эмоций у детей возникает желание приобщиться к этому виду деятельности. Дети поют с удовольствием и охотно вторят взрослому. Такая деятельность способствует развитию у малышей умения воспроизводить звукоподражание и простейшие интонации. Пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет и обогащает музыкальный кругозор. Совместное исполнение несложных песенок, объединяет малышей общим настроением, воспитывает дружеские взаимоотношения в детском коллективе.
Научить детей любить песню и дать простейшие певческие навыки-очень ответственная задача, которая стоит перед музыкальным руководителем. Очень важен выбор репертуара. Иногда трудности в пении связаны с тем, что словарный запас детей 3-4 лет еще очень маленький, а некоторые дети еще на научились говорить те или иные слова.
Особенности подбора песен для детей 3-4 лет:
- содержание песни должно быть интересным и понятным каждому малышу.
- слова легко произносимые.
- текст-короткий.
- мелодия должна состоять из легких и повторяющихся фраз.
- рекомендуемый диапазон «ми-си»
В этом возрасте необходимо научить петь без напряжения, естественным голосом. Не форсировать звук и не выкрикивать отдельные слова. В соответсвии целям и задачам образовательной программы дошкольного образования "Мозаика" дети данного возраста должны уметь петь выразительно, ясно произносить слова,брать дыхание между фразами, сопровождать пение простейшими движениями (хлопки,шлепки,притопы).
При подборе песенного репертуара для малышей используются народные песни. Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи. Простота мелодий, яркая образность, немного юмора вызывает желание петь даже у самых неактивных детей. Неоценима роль народной песни в работе над протяженностью звука, ее широкая напевность характерна для всех жанров русской песни-от протяжной до плясовых.
Хочется обратить внимание на возрастные особенности слуха и голоса детей 3-4 лет. В этом возрасте еще не сформированный голосовой аппарат, не развита голосовая мышца, связки тонкие, короткие. Гортань ребенка более чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого. Звук, образованный в гортани очень слабый, он усиливается в основном головном резонаторе, так как грудной резонатор почти не развит. Поэтому голос ребенка 3-4 лет очень несильный, дыхание слабое, поверхностное.
Голосовые связки смыкаться не плотно, при звукообразовании колеблются только их края-отсюда легкость и недостаточная звонкость звучания. Поэтому требуется очень бережное отношение к детскому голосу!
Особенное внимание уделяется работе над четким правильным произношением звуков. Часто дети неверно понимают смысл слов песни и поэтому неверно произносят их. Необходимо обратить внимание на отдельные непонятные слова, объяснить их смысл и научить правильному произношению. Музыкальный руководитель, безусловно, не логопед. Речевые гимнастики на музыкальном занятии ни в коем случае не подменяют речеразвивающей работы специалиста. Но, показывая пример правильного звукопроизношения, педагог-музыкант создает образец для подражания, и ребенок, следуя примеру, подражая, невольно будет корректировать свое исполнение.
Необходимо учитывать, что в этом возрасте подражательное пение – один из самых эффективных методов вокального воспитания. Ребенку нужно показывать хорошие образцы пения, учить его умению слушать эти образцы, повторять услышанное, сравнивать свои «копии» с оригиналами, исправлять недостатки. Образцы должны удовлетворять высоким требованиям и по чистоте интонирования, и по выразительности, образности. Вместе с тем, они не должны превышать возможности ребенка по своей тесситуре, по продолжительности фраз (то есть дыхания), по ритмической и ладовой сложности. Поэтому на занятиях возможна демонстрация фрагментов аудио- и видеозаписей профессионального вокала. Предлагается и такая форма, как maestro-solo, то есть концертные выступления самого педагога (либо группы педагогов), можно также пригласить к участию в выступлениях хорошо поющих родителей, это будет иметь очень высокий воспитательный эффект, будет способствовать сплочению педагогического и родительского сообщества в решении образовательных задач.
На музыкальном занятии желательно, чтобы каждый вокальный образец прозвучал многократно, в разнообразных вариантах. Например, в различных тональностях, различных темпах и в исполнении не только самого педагога, но и детей с хорошо развитым слухом, голосом, общей музыкальностью; целесообразно также играть мелодические образцы на разных инструментах. Полезно предлагать детям прослушивать вокальные образцы без сопровождения. Это приучит их ценить пение a capella; раз они видят и слышат, как педагог поет без аккомпанемента, они сами охотнее и легче будут учиться петь без всякой музыкальной поддержки. В этом случае возможно начинать собственно разучивание новой песенки с одноголосного «рабочего» показа – выразительного, художественного, но освобожденного от аккомпанемента.
Очень важно, чтобы при первом показе чего бы то ни было – песни, мелодии, попевки, интонации, даже ритмической фигуры – абсолютно необходимо, чтобы дети слушали молча, с сосредоточенным вниманием, но без малейших попыток подражания. Систематическое использование приема «беззвучного пения» (при почти полной задержке дыхания имитировать ритмически точное произнесение слов попевки или песни, представляя себе звучание мелодии) полезно для всех. Дети сосредотачивают свое внимание в полной тишине на своеобразном исполнении попевки, следя в то же время за педагогом. Благодаря этому приему хорошо усваиваются слова, улучшается дикция, четче становится ритм. Такой внутренней активности нужно детей учить, ибо инстинкт подражания побуждает их соучаствовать в исполнении образца. Вначале от этого нужно воздерживаться, так как ошибки одних детей мешают как их собственному восприятию, так и правильному восприятию других. Особого внимания требует работа над протяжным пением, так как многие дети поют говорком. Педагог выразительно пропевает долгие звуки. Дети следуют этому примеру.
Дети третьего года часто в пении подпевают лишь заключительную фразу, наиболее удобную для первоначального интонирования, например в песнях «Кошка» Ан. Александрова, «Птичка» Т. Попатенко. А вот русскую народную песню «Зайка» они могут спеть целиком, так как она построена на повторяющемся мотиве.
Постепенно задания усложняются, исполняются песни большего диапазона (ре-ля, ми-си первой октавы). Построение песен, включающее повторение отдельных фраз, способствует их лучшему запоминанию и усвоению. Большинство песен для детей этого возраста исполняется не спеша, в умеренном темпе. Но есть и более подвижные («Дед Мороз» А. Филиппенко, «Игра с лошадкой» И. Кишко). Песенный репертуар значительно расширяется. Более разнообразной становится тематика: явления окружающего мира («Машина» Т. Попатенко, «Самолеты» М. Магиденко, «Молодой солдат» В. Карасевой), явления природы («Зима» В. Карасевой, «Дождик» - русская народная попевка, обработка Т. Попатенко), песни к традиционным и государственным праздникам («Солдатская песня» Пилов Д., «Пирожки» А. Филиппенко, «Мы любим маму» Ю. Слонова и др.). Небольшой диапазон и короткие музыкальные фразы позволяют детям петь всю песню.
Как уже говорилось выше, основным методическим приемом вокального воспитания детей 3-4 лет является эмоциональное, выразительное исполнение песни педагогом. Учитывая особенности восприятия окружающего мира ребенком 3-4 лет, возможно при первом показе использовать игрушки, картинки, которые помогают детям понять содержание песни. Однако при этом важно не увести внимание ребенка от самой песни, чтобы основным действие все-таки было слушание.
Кроме этого, используются игровые приемы. Например, знакомя ребят с песней «Кошка» Ан. Александрова, педагог показывает игрушку и после пения говорит: «Кошечка просит молока». «Мя-у, мя-у»,— напевает он и спрашивает: «Как кошечка просит молока?» Это побуждает ребят пропеть вместе с ним последнюю фразу.
Во второй младшей группе чаще используются обучающие приемы. Например, привлекая внимание к мелодии, педагог поет песню 2—3 раза, проигрывая на инструменте только мелодию, и предлагает детям петь вместе с ним.
Опираясь на стандарты ФГОС ДО к концу четвертого года жизни ребенок должен уметь петь естественным голосом, без напряжения, протяжно, внятно произнося слова, сольно и в ансамбле. При коллективном исполнении каждый участник должен слушать пение остальных, не отставать и не опережать товарищей, максимально точно (насколько возможно) интонировать мелодию в попевках и песнях, петь песни с помощью педагога и самостоятельно, с музыкальным сопровождением и a capella.
Все вышеизложенные образовательные задачи решаются путем систематической и кропотливой работой, поиском эффективных методик, а также подбором песенного репертуара, включающего несложные, мелодичные, удобные для дыхания песни небольшого диапазона.Ниже дается пример примерного распределения материала по пению в рамках образовательной программы «Мозаика» для второй младшей группы (от 3 до 4 лет).
Тематическая интеграция | Программные задачи | Репертуар | |
сентябрь | День знаний (веселые игрушки) Подарки осени (фрукты) Вот она какая осень золотая (разноцветные листья) День осенний на дворе (тучки и дождик) | Реагировать на звучание музыки и эмоционально на неё откликаться. Добиваться ровного звучания голоса. Не допускать крикливого пения. Формировать умение сидеть правильно на стульчиках во время пения. | «Осень» И.Кишко; «Осень» Ю.Михайленко Пальчиковые игры: «Апельсин», «Листья» Упражнение: «В огороде заинька» В.Карассовой Задание: «Как зовут игрушку?» (мишка. Зайка, Катя ит.д.) |
октябрь | Я и моя семья (бабушки, дедушки) Улица, на которой я живу. День пожилых людей. Осень в моем городе. Теплый дом | Развивать навык точного интонирования несложных мелодий. Добиваться слаженного пения ( вместе начинать и заканчивать пение). Правильно пропевать гласные в словах, четко произносить согласные в конце слов. | «Осень» И.Кишко «Где же наши ручки?» Т. Ломовой «Осень» Ю.Михайленко Пальчиковые игры: «Бабушка» «Наша бабушка» Упражнение «Би-би-би» (секунда) Задание: «Спой имя бабушки, дедушки» (Баба Тоня, Деда Ваня и т.д.) |
ноябрь | День народного единства Домашние птицы осенью Животные в деревне осенью День Матери. Мамины заботы о детях. | Продолжать учить детей петь естественным голосом, в одном темпе, вместе начинать пение после музыкального вступления, передавать в пении характер музыки. | Осень И.Кишко; «Кошка» А.Александрова; «Собачка» М.Раухвергкра; «Зайка» р.н.п. Пальчиковые игры: «Прилетели гули», «Курочка» Упражнение: «Ау!» (кварта); «Баю-баю» (терция) Задание: «Как кошечка просит молока?» (мя-у) |
декабрь | Что подарит нам зима, чем порадует она. (снежок, холодок) Деревья, которые радуют. (елочка –зеленая иголочка) Украшай лесную гостью! (елочные украшения) | Продолжать работать над чистым интонированием мелодии. Учить начинать пение после вступления, вместе с педагогом, петь в одном темпе. Правильно произносить гласные в словах, согласные в конце слов. Расширять кругозор. | «Елочка» Н.Бахутовой; «Елочка» М.Красева; «Дед мороз» А.Филипенко; «Елка» Т.Попатенко. Пальчиковые игры: «Тики-так» Упражнение: «Ау!» (квинта вниз, вверх); «Да-да-да» Е.Тиличеевой (поступательное движение мелодии) |
январь | Зимние забавы. Из чего же сделаны эти девчонки? Из чего же сделаны эти мальчишки? | Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ми1-си1 в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова. Передавать веселый характер песен, выполнять простейшие движения по тексту. Узнавать песню по фрагменту. | «Машенька-маша» С.Невельштейн; «Топ-топ-топоток» В.Журбинской ; «Зима» В.Красевой; «Машина» Т.Попатенко; «Маша и каша» Т.Назаровой Пальчиковая игра:«Кот мурлыка» Упражнение: «Зайка» (секунда,кварта), «Где мои детки?» (квинта) Задание: «Как тебя зовут?» |
февраль | Военная техника. (пушки, танки) Наша армия сильна. День защитника Отечества. Добрые дела. | Учить звукоподражанию, проговаривать текст с разными интонациями. | «Мы-солдаты» Ю.Слонова; «Бобик» Т.Попатенко; «Самолет» Е.Тиличеевой; «Молодой солдат»В.Карасевой. Пальчиковые игры: «Наша армия», «Солдаты» Упражнение: «Мы идем с флажками» Е.Тиличеевой; Задание: «Спой свое имя» |
март | Мамин праздник. 8 марта. Дом доброты. (мама в сказках) В мире доброй сказки. (дружная семья) Волшебство которое помогает. (сказочные птицы) | Продолжить формировать умение петь бодро, правильно, смягчая концы музыкальных фраз. Добиваться ровного звучания голосов. Петь подвижно, легким звуком, начинать пение вместе с педагогом | «Пирожки» А.Филиппенко; «Маме песенку пою» Т.Попатенко; «Маму поздравляют малыши» Т.Попатенко. Пальчиковые игры: «Тесто мы месили», «Мы платочки постираем» Упражнение «Где мои детки?» (квинта), «Баю-баю» (терция) |
апрель | Неделя детской книги. 1апреля –День юмора и смеха. День космонавтики. (звезды и ракеты) Радуются солнышку птицы и насекомые. Волшебная вода. Реки весной. | Продолжить формировать умение петь протяжно, весело, слаженно по темпу, отчетливо произнося слова. Закреплять умение узнавать знакомые песни. | «Цыплята» Н.Любарский; «Кап-Кап» В.Финкельштейна «Есть у солнышка друзья» Е.Тиличеевой; «Цыплята» А.Филиппенко; Упражнение: «Дождик» (р.н.п.) обр. Т.Попатенко; Задание: «Ха-ха-хи-хи» (поступательное движение мелодии) |
май | 9 мая-День Победы. Моя семья. (мои любимые занятия) Весенние травы и цветы. Скоро лето! (насекомые) | Продолжить развивать умение петь без напряжения, в одном темпе со всеми, четко и ясно произносить слова, передавать шуточный характер песни. | «Корова» М.Раухвергера; «Жук» В.Красевой; «Это май» М.Чарной. Пальчиковая игра: «Семья» Упражнение: «Ау!» (квинта вниз, вверх); «Мы идем с флажками» Е.Тиличеевой; |
Список литературы:
Теория и методика музыкального воспитания в детском саду; Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. –М.: Просвещение, 1983.
Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 3 – 5 лет / сост. Т.Н. Орлова, С.И. Бекина. – М., Просвещение, 1986.
Игровая методика обучения детей пению Кацер О.В. «Музыкальная палитра» Санкт-Петербург, 2005.
Образовательная программа дошкольного образования «Мозайка»/ авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В.Гребенкина, И.А.. Кильдышева.-3-е изд.-М.: «Русское слово-учебник», 20