Авторская программа «Развития Фонетико-фонематических навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью»

8
1
Материал опубликован 17 April 2016 в группе

Программа

Развития ФФН детей с интеллектуальной недостаточностью

Пояснительная записка.

ФФН - является основной формой коррекционного обучения, осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к жизни. Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего времени обучения в определенной системе, по единому плану с учетом индивидуальных возможностей. Логопедические занятия проводятся в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи, подразделяются на следующие типы:

1.Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка:

Задача.

-по формированию словарного запаса;

-по формированию грамматического строя речи.

Развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды синтаксических структур.

2.Занятия по формированию звуковой стороны речи.

Задача.

Формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и восприятия, навыков произношения слов различной звуко-слоговой структуры: контроль над внятностью и выразительностью речи, подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

3.Занятие по развитию связной речи.

Задача.

Обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей, вырабатывать умение передавать впечатление об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или серий, составление рассказа – описание.

Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваемые элементы языковой системы должны включатся в непосредственное общение. Важно научить детей применят отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности.

Логопедические занятия строятся с учетом, как общей педагогике, так и специальной.

Педагогика определяет:

-тему и цель занятий;

-предметный и глагольный словарь, словарь признаков, который дети должны, усвоит в активной речи;

-отработать лексический, грамматический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения;

-обозначить основные этапы занятий, показав их взаимосвязь, сформулировать цель каждого этапа;

-подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательность закрепления нового материала;

-обеспечить постепенную смену видов речевых и неречевых, речемыслительных задач;

-включать в занятия разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования;

-при отборе материала учитывать зону ближайшего развития;

-предусмотреть приемы, обеспечивающие вовлечение детей в активную речевую и познавательную деятельность;

-включать регулярное повторение усвоенного речевого материала.

Личностно-ориентированное взаимодействие с детьми.

1.Детям жизненно необходима разносторонняя помощь и поддержка.

Комплексная педагогическая помощь с учетом своеобразия их развития.

2.Применение научно-методических рекомендаций к организации коррекционной работы.

3.Определение «зоны ближайшего развития» с учетом здоровья каждого ребенка.

4.Индивидуалный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию.

Учет особенностей личности, осуществляемый на всех этапах воспитания и обучения, является необходимым условием полноценного становления личности ребенка.

В Российской педагогической энциклопедии дается такое определение: «Индивидуальный подход в воспитании – осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей детей (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.), в значительной степени влияющих на поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку. Индивидуальный подход может применяться для поощрения или подавления тех или иных особенностей поведения и свойств личности конкретного ребенка»

Индивидуализация учебной деятельности предусматривает создание всех необходимых условий. Для того чтобы обучение не замыкалось на уже сформированном интеллектуальном уровне ребенка, а вызывало те интеллектуальные свойства, которые еще отсутствуют. Но для их развития имеются необходимые предпосылки, тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в «зоне ближайшего развития».

Еще В.А.Сухомлинский говорил: «Воспитание - это, прежде всего человековедение. Без знания особенностей, интересов и наклонностей не может быть воспитания»

Для реализации своей работы использую:

- модель педагогической поддержки;

- адаптивную модель;

- модель компенсирующего обучения;

- коррекционную модель;

- модель дифференцированного обучения

Использование форм учебной работы:

- фронтальной;

- групповой;

-индивидуальной;

Поиск путей разрешения имеющихся противоречий между необходимостью дать знания ребенку и его возможностями.

Коррекционно-воспитательная работа

1. Формирование всех видов детской деятельности.

2. Целенаправленное обучение на специальных занятиях, а затем перенос в свободную деятельность.

3. Развития проявление определенных потребностей, мотивов, интересов.

4. Доступность обучения. Развивающий характер обучения, формирование зоны ближайшего развития, на основе зоны актуального развития.

5. Развитие восприятия окружающего мира. Формирование способов усвоения общественного опыта, раскрытие потенциальных возможностей.

6. Воспитание нравственных, этических норм существующих в обществе.

7. Формирование самооценки, умение контролировать себя.

8. Единство диагностики и коррекции отклонений в развитии.

9. Создание условий для партнерского сотрудничества между детьми, взрослыми. Стимулирование эмоционального реагирования, развитие чувства эмпатии, адекватного поведения.


Содержание работы

Сроки

Обследование речи детей и разработка индивидуальных программ обучения

Первые две недели

Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, речевого дыхания, силы голоса, развитие чувства ритма, развитие фонематического восприятия, общей и мелкой моторики рук.

В течение года.

Работа по расширению понимания речи.

В течение года.

Формирование правильного звукопроизношения в индивидуальной и подгрупповой работе.

В течение года 3-4 раза в неделю. Продолжительность индивидуальной работы 20 минут.

Работа по формированию смысловой стороны слов:

«Что значит слово…(посуда, пылесос, холодильник и т.д.)?»

Формирование умения применять слово в смысловом контексте. Закончи предложения: «Мама моет…(посуду)». «Помогай дома…(маме), (взрослым) и т.д.»

В течение года

Сентябрь, октябрь.

Октябрь, ноябрь.

Работа по формированию, уточнению и обобщению словаря:

1.Предметный словарь по темам:

«Овощи», «Фрукты»,

«Одежда», «Обувь»,

«Времена года»,

«Домашние животные», «Дикие животные и их детеныши»,

«Части суток»,

«Семья»,

«Мой город, село»,

«Дни недели».

Повторение.

«Узнай предмет по описанию»:

Круглый, красный, сочный, растет в огороде на грядке. Что это?

2.Глагольный словарь:

«Кто что делает?»

Рыба плавает. Лошадь скачет. Мальчик спит.

Словарь наречий:

«Делает как?»

Конь бежит (как?)….(быстро).

Собака лает (как?)…(громко).

В течение года

Сентябрь.

Октябрь, ноябрь.

В течение года.

Февраль.

В течение года.

Март.

Апрель.

Май.

Май, июнь.

В соответствии с темами.

Формирование лексико-грамматических средств языка:

Множественное число существительных в именительном и родительном падежах:

ухо-уши, стул-стулья, рот-рты, дом-дома, окно-окна, стол-столы, дерево-деревья и т.п.

Винительный, дательный, родительный и творительный падежи существительных.

Предлоги: в, на, под, за, к, от, над, перед, между.

Слова – антонимы (во фразе):

Слон большой, а муха маленькая.

Бабушка старая, а внучка молодая и т.п.

Октябрь, ноябрь.

(Повторение – февраль, март.)

В течение года с изучаемыми темами.

Работа над слоговой структурой слов:

Квартира, мотоцикл, город, комната и т.д.

В течение года. В зависимости от речевых нарушений, индивидуально.

Развитие навыков связной речи:

Работа над предложением. Составление предложений по демонстрируемым действиям.

Составление рассказа по данному образцу.

Составление рассказа- описания по опорным вопросам и картинке: по предмету, игрушке.

Пересказ небольшого текста с опорой на предметы, схемы, предметные картинки.

Пересказ короткой сказки по ролям.

Рассматривание серии сюжетных картинок, установление их последовательности и составление рассказа с помощью вопросов педагога.

Рассматривание сюжетной картины и составление рассказа с помощью вопросов логопеда.

Составление рассказа по данному началу.

В течение года.

Во втором полугодии.

Тексты подбирать с учетом интеллектуальных и речевых возможностей детей.

В течение года.

Развитие интонационной выразительности речи в песенках, потешках, играх, инсценировках

В течение года.


Понедельное планирование лексических тем.

Недели

Темы

1-2

Обследование

3

Дет.сад

4

Игрушки

5

Части тела

6

Туалетные принадлежности

7

Осень

8

Фрукты, ягоды

9

Овощи

10-11

Домашние животные

12-13

Домашние птицы

14-15

Дикие звери

16-17

Зима, Рождество

18-19

Новый год

20

Дом, семья

21-22

Посуда

23

Мебель

24-25

Транспорт

26

День защитника Отечества

27

Восьмое Марта

28

Одежда

29

Обувь

30

Головные уборы

31-32

Весна

33-34

Дикие птицы

35

Мой город, село

36

Моя страна

37-38

Повторение

Комментарии

Это конкурс на лучшую методическую разработку с применением дидактических игр. А у Вас представлена авторская программа.

29 April 2016

Похожие публикации