Дополнительная образовательная программа «Ритмическая мозаика» по ритмике и танцу для детей 4–7 лет
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад « Ласточка»
муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области
Принято на заседании Утверждаю:
Педагогического совета заведующая МДОУ
МДОУ д/с «Ласточка» _______________Калмыкова Л.Н.
Протокол №--------------- Приказ № _____ от _______
от--------------------
Дополнительная образовательная программа
« Ритмическая мозаика»
по ритмике и танцу для детей 4- 7 лет.
На 2018– 2019 учебный год.
Автор – составитель:
Музыкальный руководитель
высшей квалификационной
категории Шумилова М.А.
г. Нерехта
2018 г.
Содержание
Целевой раздел
-
Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………2
Практическая значимость программы. Цели и задачи программы . Принципы и методические приемы
построения и реализации программы
-
Возрастные особенности дошкольников ………………………………………………………………………5
Планируемые результаты освоения программы …………………………………………………………… 10
Содержательный раздел
2.1. Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие», «Социализация»,
«Безопасность»,«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»…………………………………………………………………………………………..11
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы ……………………………………………12
2.4. Взаимодействие с родителями ………………………………………………………………………………13
Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы ………………………………………………………15
3.2. Кадровые условия реализации программы………………………………………………………………….15
3.3. Учебно-тематический план ………………………………………………………………………………….16
3.4. Содержание и методическое обеспечение программы …………………………………………………….18
3.5. Перспективное тематическое планирование ………………………………………………………………..21
3.6. Календарно-тематический план ………………………………………………………………………………33
3.7. Уровень усвоения двигательных умений и навыков ………………………………………………………...54
3.8. Перечень литературных источников ………………………………………………………………………….59
Целевой раздел
-
Пояснительная записка.
В настоящее время ритмическое воспитание приобретает все большее значение, так как является массовым и доступным для всех. За последние годы созданы и изданы многочисленные методические пособия по музыкально – ритмическому воспитанию, но специализированной программы по оказанию дополнительных услуг в рамках развития музыкально – ритмических способностей детей дошкольного возраста, к сожалению, нет. Поэтому, возникла необходимость в ее создании.
Танец всегда был и остается любимым занятием детей. Он и развивает, и развлекает ребят. Плавные, спокойные, быстрые, ритмичные движения под красивую музыку доставляют детям эстетическое наслаждение. Через танец дети познают прекрасное, лучше понимают красоту окружающего мира. В программе сохранена одна из проблем нашего времени, а именно, музыкально-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством применения ритмических композиций.
Данная программа является кружковой программой . Она дополняет раздел «Художественно-эстетическое развитие».
Программа разработана в соответствии с:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Приказ Мин.обр.науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО»
СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г. №26
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014"Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
Примерной программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Вераксы
Буренина А.И.- «Ритмическая мозаика». Санкт-Петербург, 2000.
Ладушки «Потанцуй со мной дружок» - И.Каплунова, И. Новоскольцева.
«Танцевальная ритмика» – Т. Суворова.
А также на основе авторских разработок музыкально-ритмических композиций из опыта работы в ДОУ.
Программа включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, составлена в соответствии с ФГОС ДО.
В содержание программы входит календарно-тематическое планирование с учетом возрастных и индивидуальных особенности детей, воспитывающихся в ДОУ, учебный план.
Программа по ритмике рассчитана на три года обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.
Программа рассчитана на 36 учебных часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. С целью сохранения здоровья, и, исходя из программных требований, продолжительность занятия соответствует возрасту детей: средняя группа – 20 мин., старшая группа – 25 мин., подготовительная группа – 30 мин. Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (октябрь), итоговая (май).
В программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.
В танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: ритмика, гимнастика, танец.
В нетрадиционные виды упражнений входят разделы: пластика, пальчиковая гимнастика, музыкально-подвижные игры.
В креативную гимнастику входят разделы: музыкально-творческие игры и специальные задания.
Цель – приобщить детей к танцевальному искусству.
Задачи:
-научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, основам классического, народного и детского – бального танца, музыкальной грамоте и основам актерского мастерства;
-Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы;
-Формировать пластику, культуру движения, их выразительность;
-научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой;
-развивать музыкальные и физические данных детей, образное мышление, фантазию и память;
- формировать творческую активность и развитие интереса к танцевальному искусству;
-воспитание эстетически – нравственного восприятия детей и любви к прекрасному, трудолюбия, самостоятельности, аккуратности, целеустремленности в достижении поставленной цели, умение работать в коллективе и в паре.
Отличительные особенности программы:
большое количество игровых упражнений, которые придают занятиям увлекательную форму, дают простор творческой фантазии для детей.
Данная комплексность основывается на следующих принципах:
1. Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим –определение посильных для него заданий. Определенная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребенка степени сложности заданий. Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка.
2. Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и в выполнении им более трудных новых заданий, в постепенном увлечении объема и интенсивности нагрузок.
3. Принцип систематичности – один из ведущих. Имеется ввиду непрерывность и регулярность занятий. В противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости.
4. Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для успешного достижения цели ребенку необходимо представлять, что и как нужно выполнять и почему именно так, а не иначе.
5. Принцип повторяемости материала, хореографические занятия требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях образуется двигательный стереотип. Если повторение вариативно, то есть в упражнения вносятся какие-то изменения и предполагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, то эффективность таких занятий выше, так как они вызывают интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции.
6. Принцип наглядности в обучении хореографии понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью.
Все вышеизложенные принципы отражают определенные стороны и закономерности одного и того же процесса, являющегося, по существу, единым, и лишь условно рассматриваются в отдельности. Они могут быть удачно реализованы только во взаимосвязи.
-
Возрастные особенности дошкольников
Возрастные особенности дошкольников 4-5 лет.
Для детей 4-5 лет характерны следующие особенности музыкально-ритмического развития:
направленный интерес к музыкальной и танцевальной деятельности, что проявляется в элементарных эстетических оценках. В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности. Ощущение ритма проявляется в более точных и скоординированных действиях (движение под музыку, импровизация), в реакциях на смену частей музыки, в понимании пауз.
Слушая музыкальное произведение, ребенок чувствует и передает в движениях повторные, контрастные части музыки. Наблюдается двигательная выразительность в передаче музыкально-игровых образов. Дети умеют выполнять простейшие построения и перестроения. Умеют ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок.
Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.
1. Развитие музыкальности:
- воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движении под музыку в свободных играх;
- обогащение слушательского опыта - включение разнообразных произведений для ритмических движений: народных, современных детских песен и некоторых доступных произведений изобразительного характера композиторов-классиков, (например, из "Детского альбома" П.Чайковского: "Баба Яга", "Новая кукла", "Марш деревянных солдатиков" или из "Бирюлек" М.Майкапара: "Мотылек", "В садике" и др.);
- развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (веселое – грустное, шаловливое – спокойное, радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.);
- развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно быстрый - умеренно медленный, быстрый); динамику (громко-тихо, умеренно громко, усиление звучания и уменьшение); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных); различать 2-З-частную форму произведения, вариации с контрастными по характеру частями;
- развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове.
2. Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.
Основные:
- ходьба - бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;
- бег - легкий, ритмичный, передающий различный образ ("бабочки", "птички", "ручейки" и т.д.), широкий ("волк"), острый (бежим по "горячему песку");
- прыжковые движения - на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп - "лошадки", легкие поскоки;
общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на гибкость, плавность движений;
имитационные движения - разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние ("веселый" или "трусливый зайчик", "хитрая лиса", "усталая старушка", "бравый солдат" и т.д.). Уметь передавать динамику настроения, например, "обида прошение - радость";
плясовые движения - элементы народных плясок, доступных по координации - например, поочередное выставление ноги на пятку, притоптывание одной ногой, "выбрасывание" ног, полуприседания и полуприсядка для мальчиков и др. Упражнения, включающие одновременные движения рук и ног (однонаправленные и симметричные).
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве:
самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
4. Развитие творческих способностей:
- воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
- формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;
- развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои,
оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
- развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой
- развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и двигательную реакцию;
- развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике - радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д., т.е. разнообразные по характеру настроения, например: "Кошка обиделась", "Девочка удивляется" и др.;
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движения в различных темпах и ритмах;
- развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи - в умении выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая
музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;
- формирование чувства такта (например, не танцевать и не шуметь
в помещении, если кто-то отдыхает или занимается, сочувствовать, если кто-то упал или что-то уронил во время движения);
- воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
Рекомендуемый репертуар (из "Ритмической мозаики"):
1-е полугодие - повторение репертуара предыдущего года, а также разучивание новых композиций: "Марш", "Кораблики", "Красная шапочка", "Кот Леопольд", "Поросята" .
2-е полугодие: "Антошка", "Волшебный цветок", "Мячик", "Кошка и девочка", "Веселая пастушка", "Песенка о лете" и др. (а также повторение всех ранее разученных композиций).
Для детей 5-7 лет характерны следующие особенности музыкально-ритмического развития:
дети владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определенный «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях. Могут передавать характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и т.д.). Владеют основными хореографическими упражнениями по программе этого года обучения. Умеют исполнять ритмические танцы и комплексы упражнений под музыку.
У детей старшего возраста возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации танцевальных движений – из области хореографии. Это дает возможность подбирать более сложный музыкальный репертуар (включая и классические произведения).
Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.
1. Развитие музыкальности:
- воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;
- обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;
- развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
- развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-З-частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
- развитие способности различать жанр произведения - плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.
2. Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.
Основные:
- ходьба - бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением;
- бег - легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
- прыжковые движения - на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок "легкий" и "сильный" и др.;
общеразвиающие упражнения - на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног;
имитационные движения - различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды - " вводе", "в воздухе" и т.д.);
плясовые движения - элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве:
самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, несколько кругов, становиться в пары и друг за другом, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций ("змейка", "воротики", "спираль" и др.).
4. Развитие творческих способностей:
- развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
- формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
- развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие
проявления и давать оценку другим детям.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов - умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения - по фразам;
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления - на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и Т.Д.);
- развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: "Рыбки легко и свободно резвятся в воде", "Кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной" и др.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам (например, радоваться успеху других детей и переживать, если кто-то упал или уронил предмет, головной убор во время движения);
- воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;
- воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр – например, если кто-то отдыхает или работает, не танцевать, не проявлять бурно радость, если у кого-то горе и т.д.);
- воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее, на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
Рекомендуемый репертуар (из "Ритмической мозаики"):
l-е полугодие: повторение репертуара, разученного в младших группах; новый репертуар - по выбору педагога (2-й и 3-й уровни сложности): "Упражнения с осенними листьями", "Кремена", "Три поросенка","Кукляндия", "Упражнение с обручами", "Светит месяц", "Танцуй сидя", "Крокодил Гена" и др.
2-е полугодие: "Красный сарафан", "Полкис", "Месяц и звезды", "Два Барана "Птичка польку танцевала", "Птичий двор", "Цирковые лошадки",
"Голубая вода", "Мельница" и др.
Сюжетные танцы: "Домисолька", "Богатыри", "Танец Тролле,
Старинные бальные танцы: "Полонез, "Менуэт", "Старинная полька" и др.
-
Планируемые результаты освоения программы
1 год обучения (средняя группа).
После первого года обучения занимающиеся дети знают о назначении отдельных упражнений хореографии. Умеют выполнять простейшие построения и перестроения, ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок. Исполняют ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений второго года обучения под музыку. Способны запоминать и исполнять танцевальные композиции самостоятельно. Знают основные танцевальные позиции рук и ног. Умеют выполнять простейшие двигательные задания (творческие игры, специальные задания), используют разнообразные движения в импровизации под музыку этого года обучения.
2 год обучения (старшая группа).
По окончании второго года обучения занимающиеся дети знают правила безопасности при занятиях физическими упражнениями с предметами и без предметов. Владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определённый «запас» движений в общеобразовательных и танцевальных упражнениях. Могут передавать характер музыкального произведения в движении. Владеют основными хореографическими упражнениями по программе этого года обучения. Умеют исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений под музыку этого года обучения.
3 год обучения (подготовительная группа).
После третьего года обучения занимающиеся дети могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально – подвижных игр. Умеют выполнять самостоятельно специальные упражнения для согласования движения с музыкой, владеют основами хореографических упражнений этого года обучения. Умеют исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений под музыку. Выразительно исполняют движения под музыку, могут передать свой опыт младшим детям, организовать игровое общение с другими детьми. Способны к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений.
Содержательный раздел
2.1. СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ
«Социально-коммуникативное развитие» «Социализация» «Безопасность» Формирование представления о танце как художественной деятельности, виде искусства; Развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в непосредственно образовательной деятельности по хореографии
«Познавательное развитие» Расширение кругозора детей в области о хореографического искусства; воспитывает вкус ребёнка и обогащает его разнообразными музыкальными впечатлениями, формирование целостной картины мира в сфере искусства танца, развивается способности к самостоятельному творческому самовыражению.
«Речевое развитие» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области хореографии ; выражение собственных ощущений, используя язык хореографии, музыки, литературы, фольклора.
«Художественно-эстетическое развитие» Художественное творчество Привить детям любовь к танцу, соразмерно сформировать их танцевальные способности: развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве, воспитать художественный вкус, интересы. Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, закрепления результатов восприятия музыки через движение и пластику. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества, использование танца с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений
«Физическое развитие» Развитие физических качеств для хореографической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, укрепление физического и психологического здоровья.
-
Формы, способы, методы и средства реализации программы
Основными формами работы являются: индивидуальные, парные, групповые и подгрупповые чередования.
- Индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий);
Групповая - предполагает наличие системы «педагог-группа воспитанник»;
Парная - может быть представлена постоянными и сменными парами;
Подгрупповая - концертная деятельность (выступление с танцевальными номерами).
Организация танцевальных занятий обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества.
Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.
Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений.
Музыкальное сопровождение как методический прием. Я своими пояснениями должена помочь детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой. Правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции , которые затем маленькие исполнители проявляют в танце.
Импровизационный метод. На занятиях танцем я постепенно подвожу детей к возможности импровизации.
Метод иллюстративной наглядности. Полноценная творческая деятельность не может протекать без рассказа о танцевальной культуре прошлых столетий, без знакомства с репродукциями , иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами.
Игровой метод. Через игру ребенок лучше все воспринимает. Я подбираю такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся.
Концентрический метод. По мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций я вновь возвращаюсь к пройденному, но уже предлагаю все более сложные упражнения и задания.
-
Взаимодействие с родителями
Мероприятия | Дата | Ответственный |
Анкетирование с целью выявления уровня осведомления родителей о хореографическом кружке «Ритмическая мозаика» | сентябрь | Музыкальный руководитель, воспитатель |
Родительские собрания по ознакомлению родителей с работой хореографического кружка цели и задачи, форма одежды | октябрь | Музыкальный руководитель, воспитатель |
Распространение информационных материалов: папка- передвижка «Родительский вестник:», памятки, буклеты
| В течение года | Музыкальный руководитель, воспитатель |
Консультации в рамка консультационного пункта | В течение года | Музыкальный руководитель |
Оказание информационной поддержки родителям и заинтересованность в проявлении таланта детей | В течение года | Музыкальный руководитель |
Семинар – практикум «Ритмические игры»
| февраль | Музыкальный руководитель |
Знакомство родителей с разноплановыми хореографическими композициями, расширение представлений о хореографии, как о виде искусства и ее связи с окружающей их жизнью | март | Музыкальный руководитель, воспитатель |
Привлекать родителей к изготовлению костюмов к праздникам и конкурсам | март | Музыкальный руководитель, воспитатель |
Вовлечение родителями ребенка в процесс музицирования для развития ритмических способностей детей. Поощрение движений под музыку в семье (домашний концерт, оркестр ) . | апрель | Музыкальный руководитель, воспитатель, родители |
Отчетный концерт хореографического кружка «Ритмическая мозаика» | май | Музыкальный руководитель, Воспитатели, родители |
Организационный раздел
3.1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Занятия могут проводиться как в музыкальном зале. Помещение должно быть проветрено, хорошо освещено. Материал: музыкальный центр (МР-3 проигрыватель)
компакт-диски, съемные цифровые носители (флеш-карта) с аудиозаписями;
декорации (для проведения сюжетных занятий);
костюмы;
отличительные знаки, эмблемы, жетоны;
грамоты, значки, медали (для подведения итогов занятий и награждения);
атрибуты: кегли, обручи, мячи разных размеров, скакалки, платочки, шарфики, косынки, шуршунчики.
3.2. Кадровые условия реализации Программы
Руководителем дополнительной образовательной программы художественно- эстетического направления для детей дошкольного возраста назначена педагог дополнительного образования Шумилова Мария Александровна
Характеристика педагогических работников | |||||
фамилия, имя, отчество, должность по штатному расписанию | Уровень образования, какое образовательное учреждение окончил, специальность по документу об образовании | Ученая степень, ученое (почетное) звание, квалификационная категория | стаж педагогической (научно-педагогической) работы | Основное место работы, должность | условия привлечения к педагогической деятельности (штатный работник, совместитель, |
Шумилова Мария Александровна педагог дополнительного образования
| Высшее КГУ им. Н.А. Некрасова | Высшая квалификационная категория 23.04..2014г. Приказ Департамента образования и науки №. | 14 лет | МДОУ детский сад «Светлячок», воспитатель, педагог дополнительного образования. | Штатный работник |
3.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
|
| 1-ый год сред | 2-ой год стар.
| 3-ий год Подг. |
№
| ТЕМА
| гр.
| гр.
| гр.
|
1.
| Правила безопасности, |
|
|
|
| личная гигиена, | 1 | 1 | 1
|
| костюм для занятии
|
|
|
|
2
| Игроритмика | 3
| 3
| 3
|
3
| Образно-игровые | 4
| 3
| 3
|
| движения
|
|
|
|
4
| Игропластика | 3
| 3
| 3
|
5
| Упражнения для силы | 4
| 3
| 3
|
| и устойчивости |
|
|
|
6
| Упражнения на координацию | 3
| 3
| 3
|
7
| Комплекс ритм. гимнастики | 3
| 4
| 4
|
8
| Акробатические |
|
|
|
| упражнения
| 1
| 1
| 1
|
9
| Динамические, танцевальные упражнения
| 2
| 2
| 2
|
10
| Муз. - ритмические композиции | 3
| 4
| 4
|
11 | Игротанцы | 3 | 3 | 3 |
12
| Пальчиковая гимнастика | 2 | 3 | 3 |
13
| Ориентировка в пространстве
| 3
| 2
| 2
|
14 | Открытый урок-
| 1 | 1 | 1 |
| ИТОГО
| 36
| 36 | 36 |
3.4.Содержание и методическое обеспечение программы
Содержание программы.
1. Вводное занятие.
На данном занятии дети узнают, что такое танец. Откуда идут его истоки? Как овладевают этим искусством? Узнают о том, как зародился танец, какие бывают танцы, в чем их отличие. Знакомятся с тем, что необходимо для занятий танцем (танцевальная форма, обувь). Чем дети будут заниматься на протяжении трех учебных лет.
2. Партерная гимнастика.
Партерная гимнастика или партерный экзерсис. Экзерсис в хореографии является фундаментом танца. Экзерсис бывает партерный, классический, народно-характерный, джазовый и в стиле «модерн». Что такое партерный экзерсис и зачем его надо выполнять? П.э.- это упражнения на полу, которые позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развить гибкость, эластичность стоп.
Для этих занятий необходимы мягкие коврики, на которых будет удобно заниматься на полу.
3. Упражнения на ориентировку в пространстве.
Данная тема позволит детям познакомиться с элементарными перестроениями и построениями (такими как: круг, колонна, линия, диагональ, полукруг и др.),научит детей четко ориентироваться в танцевальном зале и находить свое место. В дальнейшем, повторяя и закрепляя этот раздел, дети научатся в хореографических этюдах сменять один рисунок на другой.
4.Упражнения для разминки.
Данный раздел поможет детям подготовиться к началу занятия, разовьет у ребенка чувство ритма, умение двигаться под музыку. Послужит основой для освоения детьми различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по программе «Ритмическая мозаика».
5. Народный танец.
В данном разделе дети будут знакомиться с элементами народного танца: позициями и положениями рук и ног, с различными танцевальными движениями, познакомятся с танцевальными перестроениями. Каждый учебные год внесет свои изменения в процесс освоения материала. С каждым годом он будет более насыщенный и сложный. После освоения комплекса различных движений дети будут знакомиться с танцевальными комбинациями, построенными на данных движениях. А из этих комбинаций в дальнейшем будут составлены и разучены тренировочные танцевальные этюды. Занятия народным танцем позволят детям познакомиться с основами актерского мастерства, помогут, развить в них более раскрепощенную личность.ародный бинаций в дальнейшем будут составлены и разучены тренировочные танцевальные этюды построенными на данных движениях.А из
6. Классический танец.
Классический танец – основа всей хореографии. Он поможет детям познать свое тело, научиться грамотно, владеть руками и ногами, исполняя тот или иной танцевальный элемент. На занятиях классическим танцем, дети познакомятся с основными позициями рук и ног, различными классическими движениями (battement tendu, demi plie и др.), познакомятся с квадратом А.Я.Вагановой. с каждым учебным годом к более простым танцевальным движениям будут добавляться более сложные. В финале ознакомления детей с данным разделом им предлагается разучить танцевальные этюды.
7. Бальный танец.
В раздел «бальный танец» включены такие танцевальные элементы как: подскоки, par польки, par вальса, полонеза. Дети научаться держать корпус и руки согласно тому времени, к которому относятся исполняемые танцевальные движения, постараются перенять манеру исполнения танцев того времени. Во время занятий бальным танцем большое внимание будет уделяться работе в паре, что имеет большое значение для данного вида искусства. На этих занятиях могут быть использованы различные атрибуты, например: веера, шелковые платочки, шляпы и др. Также как и после знакомства с предыдущими разделами детям предлагается изучить и исполнить этюды « Полька», «Вальс», «Чарльстон».
Структура участников педагогического процесса
Учебно-методическое обеспечение программы.
Предметно-развивающая среда способствует охране и укреплению физического и психического здоровья ребенка, полноценному развитию личности.
. Для успешной реализации программы должны способствовать различные виды групповой и индивидуальной работы: практические занятия, концерты, творческие отчеты, участие в конкурсах, фестивалях, посещение концертов других коллективов и т.д. Кроме того, необходимо следующее:
Светлый и просторный зал.
Музыкальная аппаратура.
Тренировочная одежда и обувь.
Сценические костюмы.
Реквизит для танцев.
Методическое оснащение.
Папка « Самомассаж»- упражнения по игровому самомассажу;
Папка « Ралаксация»- упражнения на релаксацию в конце занятия;
Папка « Музыкальные игры»- подборка различных музыкальных игр на развитие творческого воображения и фантазии;
Папка « Разминки»-подборка разминок по теме для начала занятия;
Музыкальные диски с музыкой для творческих заданий, танцев, игр;
Папка « Иллюстрации»- подборка иллюстраций к теоретическим разделам и творческим заданиям;
Папка « Теория»- подборка теоретических сведений по теме занятия;
Детские музыкальные инструменты, игрушки, мячи, обручи, ленты и т.п. для музыкальных игр и танцев.
3.5 Перспективное тематическое планирование
Средняя группа.
(занятия проводятся 1 раз в неделю)
№ п/п |
Тематическое планирование. |
1. | Вводное занятие. |
2. | Партерная гимнастика: - упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стоп; - упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага; - упражнения для улучшения гибкости позвоночника; - упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра; - упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава; - упражнения для исправления осанки; - упражнения на укрепление мышц брюшного пресса. |
3. | Упражнения на ориентировку в пространстве: - игра «Найди свое место»; - простейшие построения: линия колонка; - простейшие перестроения: круг; - сужение круга, расширение круга; - интервал; - различие правой, левой руки, ноги, плеча; - повороты вправо, влево; - пространственное ощущение точек зала (1,3,5,7); - движение по линии танца, против линии танца. |
4. | Упражнения для разминки: - повороты головы направо, налево; - наклоны головы вверх, вниз, направо, налево, круговое движение головой, «Уточка»; - наклоны корпуса назад, вперед, в сторону; - движения плеч: подъем, опускание плеч по очереди, одновременно, круговые движения плечами «Паровозик», «Незнайка»; - повороты плеч, выводя правое или левое плечо вперед; - повороты плеч с одновременным полуприседанием; -движения руками: руки свободно опущены в низ, подняты вперед, руки в стороны, руки вверх; - «Качели» (плавный перекат с полупальцев на пятки); - чередование шагов на полупальцах и пяточках; - прыжки поочередно на правой и левой ноге; - простой бег (ноги забрасываются назад); - «Цапельки» (шаги с высоким подниманием бедра); - «Лошадки» (бег с высоким подниманием бедра); - «Ножницы» (легкий бег с поочередным выносом прямых ног вперед); - прыжки (из 1 прямой во вторую прямую) с работой рук и без; - бег на месте и с продвижением вперед и назад. |
5. | Классический танец. 1. Постановка корпуса. 2.Положения и движения рук: - подготовительная позиция; - позиции рук (1,2,3); - постановка кисти; - отличие 2 позиции классического танца от 2 позиции народного танца; - раскрывание и закрывание рук, подготовка к движению; 3. Положения и движения ног: - позиции ног (выворотные 1,2,3); - demi plie (по 1 позиции); - relleve ( по 6 позиции); - sotte ( по 6 позиции); - легкий бег на полупальцах; - танцевальный шаг; - танцевальный шаг по парам ( руки в основной позиции); - перенос корпуса с одной ноги на другую (через battement tendu); - реверанс для девочек, поклон для мальчиков. 4. Танцевальные комбинации. |
6. | Народный танец. 1. Положения и движения рук: - подготовка к началу движения (ладошка на талии); - хлопки в ладоши; - взмахи платочком (дев.), взмах кистью (мал.); - положение «полочка» (руки перед грудью); - положение «лодочка». 2. Положения и движения ног: - позиции ног (1-3 свободные, 6-ая, 2-ая закрытая, прямая); -простой бытовой шаг; - « Пружинка»-маленькое тройное приседание ( по 6 позиции); - «Пружинка» с одновременным поворотом корпуса; - battement tendu вперед, в сторону на носок, с переводом на каблук в русском характере; - battement tendu вперед на носок, с переводом на каблук в русском характере и одновременным приседанием; - притоп простой, двойной, тройной; - простой приставной шаг на всей стопе и на полупальцах по 1 прямой позиции; - простой приставной шаг с притопом; -поднимание и опускание ноги согнутой в колене, вперед (с фиксацией и без); - приставной шаг с приседанием; - приставной шаг с приседанием и одновременной работой рук (положение рук «полочка», наклон по ходу движения); - приседание на двух ногах с поворотом корпуса и выносом ноги на каблук в сторону поворота; - приставной шаг с приседанием и выносом ноги в сторону на каблук (против хода движения); - приставные шаги по парам , лицом друг к другу (положение рук «лодочка»); - «елочка»; - «ковырялочка»; - поклон в русском характере (без рук). 3. Танцевальные комбинации. |
7. | Танцевальные этюды, танцы: - сюжетный танец «Лето». |
8. | Подготовка к итоговому контрольному занятию. |
9. | Итоговое контрольное занятие. |
10. | Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей дошкольного возраста. |
ИТОГО: 36 часов |
Старшая группа.
(занятия проводятся 1 раз в неделю)
№ п/п |
Тематическое планирование. |
1. | Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года. |
2. | Классический танец : 1. Упражнения на ориентировку в пространстве: - положение прямо (анфас), полуоборот, профиль; - свободное размещение по залу, пары, тройки; - квадрат А.Я.Вагановой. 2. Положения и движения рук: - перевод рук из одного положения в другое. 3. Положения и движения ног: - позиции ног (выворотные); - шаги на полупальцах с продвижением вперед и назад; - танцевальный шаг назад в медленном темпе; - шаги с высоким подниманием ноги, согнутой в колени вперед и на полупальцах (вперед, назад). - relleve по 1,2,3 позициям (муз. раз. 1/2 ,1/4, 1/8); - demi-plie по 1,2,3 поз.; - demi-plie c с одновременной работой рук; - сочетание полуприседания и подъема на полупальцы; - sotte по 1,2,6 поз.; - sotte в повороте (по точкам зала). 4. Танцевальные комбинации. |
4. | Народный танец : 1. Положения и движения рук: - положение на поясе – кулачком; - смена ладошки на кулачок; - переводы рук из одного положения в другое (в характере рус. танца); - хлопки в ладоши – двойные, тройные; - руки перед грудью – «полочка»; - «приглашение». Положение рук в паре: - «лодочка» (поворот по руку); - «под ручки» (лицом вперед); - «под ручки» (лицом друг к другу); - сзади за талию ( по парам, по тройкам). 2. Движения ног: - шаг с каблука в народном характере; - простой шаг с притопом; - простой переменный шаг с выносом ноги на каблук в сторону (в конце музыкального такта); - простой переменный шаг с выносом ноги на пятку в сторону и одновременным открыванием рук в стороны (в заниженную 2 позицию); - battement tendu вперед и в сторону на носок (каблук) по 1 свободной поз., в сочетании с demi-plie; - battement tendu вперед, в сторону на носок с переводом на каблук по 1 свободной поз., в сочетании с притопом; - притоп простой, двойной, тройной; - простой русский шаг назад через полупальцы на всю стопу; - простой шаг с притопом с продвижением вперед, назад; -простой дробный ход (с работой рук и без); - танцевальный шаг по парам (на последнюю долю приседание и поворот корпуса в сторону друг друга); - простой бытовой шаг по парам под ручку вперед , назад; - простой бытовой шаг по парам в повороте, взявшись под руку противоположными руками; - танцевальный шаг по парам, тройками (положение рук сзади за талию); - прыжки с поджатыми ногами; - «шаркающий шаг»; - «елочка»; - «гармошка»; - поклон на месте с руками; - поклон с продвижением вперед и отходом назад; - боковые перескоки с ноги на ногу по 1 прямой позиции; - «ковырялочка» с двойным и тройным притопом; - «припадание» вперед и назад по 1 прямой позиции. (мальчики) - подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и свободной позиции); - подскоки на двух ногах ( 1 прямая, свободная позиция). (девочки) - простой бег с открыванием рук в подготовительную позицию ( вверху, между 2 и 3 позициями) - маленькое приседание (с наклоном корпуса), руки перед грудью «полочка»; - бег с сгибанием ног назад по диагонали, руки перед грудью «полочка»; 3. Упражнения на ориентировку в пространстве: - диагональ; - простейшие перестроения: колонна по одному, по парам, тройкам, по четыре; - «звездочка»; - «корзиночка»; - «ручеек»; - «змейка». 4. Танцевальные комбинации. |
5. | Бальный танец: 1. Постановка корпуса, головы, рук и ног. 1. Движения ног: - шаги: бытовой, танцевальный; - поклон и реверанс; - боковой подъемный шаг (par eleve); - « боковой галоп» простой, с притопом (по кругу, по линиям); - «пике» (одинарный, двойной) в прыжке; - легкий бег на носках по кругу по парам лицом и спиной вперед. 2. Движения в паре: - (мальчик) присед на одно колено, (девочка) легкий бег вокруг мальчика; - « боковой галоп» вправо, влево; - легкое покачивание лицом друг к другу в правую сторону. 3. Положения рук в паре: - основная позиция; - «корзиночка». 4. Танцевальные комбинации. |
6. | Этюды: - сюжетный танец «Мотылек»; - «Кадриль»; - «Вальс». |
7. | Подготовка к итоговому контрольному занятию. |
8. | Итоговое контрольное занятие. |
9. | Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей дошкольного возраста. |
ИТОГО: 36 часов |
Подготовительная группа.
(занятия 1 раз в неделю)
№ п/п |
Тематическое планирование. |
1. | Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года. |
2. | Классический танец: 1. Повтор 2 года обучения. 2. Движения рук: - port de bras. 3. Движения рук: -demi-plie ; - battement tendu; - passé; - relleve. 4. Танцевальные комбинации. |
3. | Народный танец:
1. Положения и движения рук: - переводы рук из одного положения в другое; - скользящий хлопок в ладоши, «тарелочки»; - скользящий хлопок по бедру по голени (мальчики); - взмахи платочком (девочки). 2. Движения ног: - поклон в русском характере; - кадрильный шаг с каблука; - шаркающий шаг (каблуком, полупальцами по полу); - пружинящий шаг; - хороводный шаг; - хороводный шаг с остановкой ноги сзади; - хороводный шаг с выносом ноги вперед на носок; - переменный ход вперед, назад; - «ковырялочка» (с притопом, с приседанием, с открыванием рук); - ковырялочка с подскоком; - боковое «припадание» по 3 поз.; - «припадание» в повороте; - перескоки с ноги на ногу по 3 свободной позиции на месте и с продвижением в сторону; - поочередное выбрасывание ног перд собой или крест на крест на носок или ребро каблука (на месте или с отходом назад); - подготовка к «веревочке»; - «веревочка»; - прыжок с поджатыми; (девочки): - вращение на полупальцах; (мальчики): - присядка «мячик» (руки на поясе – кулачком, руки перед грудью «полочка»); - присядка по 6 поз. с выносом ноги вперед на всю стопу; - присядка по 1 свободной позиции с выносом ноги на носок или каблук; - скользящий хлопок по бедру, по голени; -одинарные удары по внешней и внутренней стороне голени с продвижением вперед и назад; - «гусиный шаг». 3. Движения в паре: - соскок на две ноги лицом друг к другу; - пружинящий шаг под ручку ( в повороте). Упражнения на ориентировку в пространстве: - «воротца»; - «карусель». 5. Танцевальные комбинации. |
4. | Бальный танец: 1. Повтор 2 года обучения. 2. Положения и движения ног: Полька: - par польки (по одному, по парам); - par польки в сочетании с подскоками; - «пике» с одинарным и двойным ударом о пол (с продвижением назад); - прыжок из 6 во 2 позицию на одну ногу; - «подскоки» в повороте (по одному и по парам). Вальс: - par вальса (по одному, по парам); - par balance (на месте, с продвижением вперед, назад). Полонез: - par полонеза; - par полонеза в парах по кругу. Чарльстон: - основное движение – «чарльстона»; - двойной чарльстон; - чередование одинарного и двойного чарльстона; - чарльстон с точкой вперед, назад, с продвижением вперед, назад, с поворотом; - пружинящий шаг с открыванием рук в стороны. 3. Движения в паре: - легкий бег на полупальцах по парам лицом и спиной вперд с поворотом через середину; - легкий бег по парам на полупальцах по кругу (девочка исполняет поворот под руку на сильную долю такта). 4. Танцевальные комбинации. |
5. | Этюды: - «Русская плясовая»; - «Полька»; - «Чарльстон». |
6. | Подготовка к итоговому контрольному занятию. |
7. | Итоговое контрольное занятие. |
3.6. Календарно-тематический план.
СРЕДНЯЯ ГРУППА.
(занятие 1 раз в неделю)
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
С Е Н Т Я Б Р Ь
| Занятие 1. Вводное занятие.
| Занятие 2. Партерная гимнастика.
| Занятие 3. Партерная гимнастика.
| Занятие 4. Партерная гимнастика.
|
О К Т Я Б Р Ь
| Занятие 5. Постановка корпуса. Упражнения на ориентировку в пространстве: - игра «Найди свое место»; - простейшие построения: линия, колонка.
| Занятие 6. Упражнения для разминки: - повороты головы направо, налево; - наклоны головы вверх, вниз, направо, налево, круговое движение головой, «Уточка»; - наклоны корпуса назад, вперед, в сторону; - движения плеч; - движения руками. Упражнения на ориентировку в пространстве: - простейшие перестроения: круг; - сужение круга, расширение круга; - интервал. | Занятие 7. (н.т.) Положения и движения рук: -подготовка к началу движения (ладошка на талии). Положения и движения ног: - простой бытовой шаг вперед с каблука. | Занятие 8. (н.т.) Положения и движения ног: - 6 позиция. Упражнения для разминки: - «Качели» ( покачивание с полупальцев на пяточки); - шаги на полупальцах и пяточках ( чередование шагов). (к.т) Положения и движения ног: - легкий бег на полупальцах. |
Н О Я Б Р Ь
| Занятие 9. Упражнения на ориентировку в пространстве: - различие правой и левой руки, ноги плеча; - повороты вправо, влево. Упражнения на ориентировку в пространстве: - движения по линии танца, против линии танца. | Занятие 10. (н.т.) Положения и движения ног: - «Пружинка» - маленькое тройное приседание; - «Пружинка» с одновременным поворотом корпуса. Упражнения для разминки: - простой бег (ноги забрасываются назад); - простой бег на месте и с продвижением вперед и назад. | Занятие 11. Упражнения для разминки: - «Цапельки» - шаги с высоким подниманием бедра; - «Лошадки» - бег с высоким подниманием бедра.
| Занятие 12. Упражнения для разминки: - «Ножницы» - легкий бег с поочередным выбросом прямых ног вверх; - прыжки поочередно на правой и левой ноге. Упражнения на ориентировку в пространстве: - пространственное ощущение точек зала (1,3,5,7). (к.т.) Положения и движения ног: -sote (6 позиция). |
Д Е К А Б Р Ь
| Занятие 13. (к.т.) Положения и движения ног: - позиции ног (выворотные 1,2,3) | Занятие 14. (н.т.) Положения и движения ног: - позиции ног (свободные 1,2,3; 2 – прямая закрытая). | Занятие 15. Упражнения для разминки: - прыжки из 6 позиции во 2 прямую позицию; - прыжки из 6 позиции во 2 прямую позицию с одновременным раскрыванием рук в стороны. (к.т.) Положения и движения рук: - постановка кисти; - подготовительная позиция; - раскрывание и закрывание рук, подготовка к началу движения.
| Занятие 16. (к.т.) Положения и движения рук: - позиции рук (1-3); - отличие 2 позиции классического танца от 2 позиции народного танца. |
Я Н В А Р Ь
| Занятие 17. (к.т.) Положения и движения рук: - раскрывание и закрывание рук. Положения и движения ног: - relleve по 6 позиции подряд на каждый сет муз. такта и с фиксацией на верху. | Занятие 18. (к.т.) Положения и движения ног: - demi-plie (1 поз.). (н.т.) Положения и движения ног: - battement tendu вперд , сторону на носок с переводом на каблук в русском характере. | Занятие 19. (н.т.) Положения и движения ног: - battement tendu на носок с переводом на каблук и одновременным приседанием . Положения и движения рук: - хлопки в ладоши. | Занятие 20. (н.т.) Положения и движения ног: - притоп простой, двойной, тройной; - ритмическое сочетание хлопков в ладоши с притопами. |
Ф Е В Р А Л Ь
| Занятие 21. (к.т.) Положения и движения рук: - основная позиция (внутренние руки партнеров вытянуты вперед). Положения и движения ног: - танцевальный шаг; -танцевальный шаг по парам (руки в основной позиции). | Занятие 22. (н.т.) Положения и движения рук: - взмахи платочком (дев.); - взмах кистью (мал.). Положения и движения ног: - простой приставной шаг на всей стопе и на полупальцах по 1 прямой позиции. | Занятие 23. (н.т) Положения и движения ног: - простой приставной шаг с притопом; - простой приставной шаг с приседанием. | Занятие 24. (н.т.) Положения и движения рук: - «Полочка» (руки согнутые в локтях, перед грудью). Положения и движения ног: - поднимание и опускание ноги согнутой в колене, вперед (с фиксацией и без). |
М А Р Т
| Занятие 25. (н.т.) Положения и движения ног: - приставной шаг с приседанием и одновременной работой рук (положение «Полочка», наклон корпуса по ходу движения); - приседание на двух ногах с поворотом корпуса и выносом ноги на каблук в сторону поворота. | Занятие 26. (н.т.) Положения и движения ног: - приставной шаг с приседанием и выносом ноги в сторону на каблук (против хода движения); - приставные шаги по парам, лицом друг к другу. Положения и движения рук: - «Лодочка» (положение рук в паре). | Занятие 27. (н.т.) Положения и движения ног: - «Ковырялочка»; - «Ковырялочка» (с притопом).
| Занятие 28. (н.т.) Положения и движения ног: - «Елочка»; - поклон в русском характере (без рук).
|
А П Р Е Л Ь
| Занятие 29. (к.т.) Положения и движения ног: -перенос корпуса с одной ноги на другую (через battement tendu); - реверанс для девочек, поклон для мальчиков. | Занятие 30. Танцевальные этюды: - сюжетный танец «Лето». | Занятие 31. Танцевальные этюды: - сюжетный танец «Лето». | Занятие 32. Танцевальные этюды: - сюжетный танец «Лето». |
М А Й
| Занятие 33. Танцевальные этюды: - сюжетный танец «Лето». | Занятие 34. Подготовка к контрольному итоговому занятию. | Занятие 35. Итоговое контрольное занятие. | Занятие 36. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей. |
СТАРШАЯ ГРУППА.
(занятия 1 раз в неделю)
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
С Е Н Т Я Б Р Ь
| Занятие 1. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года. .
| Занятие 2. (к.т.) Повторение 1 года обучения. Положения и движения ног. Положения и движения рук. Упражнения на ориентировку в пространстве
| Занятие 3. (к.т.) Упражнения на ориентировку в пространстве: -положение прямо (анфас), полуоборот, профиль. Положения и движения ног: - позиции ног(выворотные); - relleve по 1,2,3 позициям. | Занятие 4. (к.т.) Упражнения на ориентировку в пространстве: - квадрат А.Я.Вагановой; Положения и движения ног: -sotte по 1,2.6 позиции по точкам зала. Положения и движения ног: - sotte в повороте (по точкам зала). |
О К Т Я Б Р Ь
| Занятие 5. (к.т.) Положения и движения ног: - demi – plie по 1,2,3 позициям. - сочетание маленького приседания и подъема на полупальцы. Положения и движения ног: - шаги на полупальцах с продвижением вперед и назад. - танцевальный шаг назад в медленном темпе. | Занятие 6. (к.т.) Упражнения на ориентировку в пространстве: - свободное размещение по залу, пары, тройки. Положения и движения ног: - шаги с высоким подниманием ноги согнутой в колене вперед и назад на полупальцах. - demi-plie с одновременной работой рук. | Занятие 7. (к.т.) Танцевальная комбинация, основанная на элементах классического танца.
| Занятие 8. (к.т.) Сюжетный танец «Мотылек».
|
Н О Я Б Р Ь
| Занятие 9. (н.т.) Повторение 1 года обучения. Положения и движения ног.
| Занятие 10. (н.т.) Положения и движения рук: - положение рук на поясе – кулачком; - смена ладошки на кулачок. | Занятие 11. (н.т.) Движения ног: - шаг с каблука в народном характере; - простой шаг с притопом. Положения и движения рук: - переводы рук из одного положения в другое (в характере русского танца). | Занятие 12. (н.т.) Движения ног: - простой переменный шаг с выносом ноги на каблук в сторону (в конце музыкального такта) и одновременной открыванием рук в стороны (в заниженную 2 позицию).
|
Д Е К А Б Р Ь
| Занятие 13. (н.т.) Движения ног: - battement tendu вперед и в сторону на носок (каблук) по 1 свободной позиции, в сочетании с demi-plie. Движения ног: - притоп простой, двойной, тройной; - battement tendu вперед, в сторону на носок с переводом на каблук по 1 свободной позиции, в сочетании с притопом.
| Занятие 14. (н.т.) Положения и движения рук: - «приглашение». - хлопки в ладоши – двойные, тройные; - руки перед грудью – «полочка». Движения ног: - простой русский шаг назад через полупальцы на всю стопу.
| Занятие 15. (н.т.) Положения рук в паре: - «лодочка» (поворот под руку). Движения ног: Простой шаг с притопом с продвижением перед, назад.
| Занятие 16. (н.т.) Движения ног: - простой дробный ход (с работой рук и без). простой бытовой шаг по парам под ручку вперед, назад; - танцевальный шаг по парам (на последнюю долю приседание и поворот корпуса в сторону друг друга). Положения рук в паре: - «под ручки» (лицом вперед).
|
Я Н В А Р Ь
| Занятие 17. (н.т.) Положение рук в паре: - «под ручки» (лицом друг к другу). Движения ног: -простой бытовой шаг по парам в повороте, взявшись под ручку противоположными руками. Упражнения на ориентировку в пространстве: - простейшие перестроения : колонна по одному, по парам, тройкам, по четыре. | Занятие 18. (н.т.) Положения рук в паре: - сзади за талию (по парам, тройкам). Движения ног: - танцевальный шаг по парам, тройкам ( положение рук сзади за талию). Упражнения на ориентировку в пространстве: - диагональ.
| Занятие 19. (н.т.) Упражнения на ориентировку в пространстве: - «змейка»; - «ручеек». Танцевальная комбинация, построенная на шагах народного танца.
| Занятие 20. (н.т.) Танцевальная комбинация, построенная на шагах народного танца. Движения ног: - прыжки с поджатыми ногами.
|
Ф Е В Р А Л Ь
| Занятие 21. (н.т.) Движения ног: - «шаркающий шаг». - «елочка»; (мальчики): - подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и свободной позиции).
| Занятие 22. (н.т.) Движения ног: - «гармошка»; (девочки): - простой бег с открыванием рук в подготовительную позицию (вверху, между 2 и 3 позициями). - «ковырялочка» с двойным и тройным притопом; (девочки): - маленькое приседание (с наклоном корпуса), руки перед грудью «полочка». | Занятие 23 (н.т.) Движения ног: - поклон на месте с руками; - поклон с продвижением вперед и отходом назад. (мальчики): - подскоки на двух ногах (1 прямая, свободная позиция); (девочки): - бег с сгибанием ног назад по диагонали, руки перед грудью «полочка». | Занятие 24. (н.т.) Упражнения на ориентировку в пространстве: - «звездочка». - «корзиночка».
|
М А Р Т
| Занятие 25. (н.т.) Движения ног: - боковые перескоки с ноги на ногу по 1 прямой позиции. - «припадание» вперед и назад по 1 прямой позиции.
| Занятие 26. (н.т.) Танцевальная комбинация, построенная на движениях народного танца.
| Занятие 27. (н.т.) «Кадриль».
| Занятие 28. (б.т.) Постановка корпуса, головы, рук и ног. Движения ног: - шаги: бытовой и танцевальный. - поклон, реверанс. |
А П Р Е Л Ь
| Занятие 29. (б.т.) Движения ног: -«боковой галоп» простой (по кругу). - «боковой галоп» с притопом (по линиям).
| Занятие 30. (б.т.) Движения ног: - «пике» (одинарный) в прыжке. - «пике» (двойной) в прыжке.
| Занятие 31. (б.т.) Положения рук в паре: - основная позиция. Движения ног: - легкий бег на полупальцах по кругу по парам лицом и спиной вперед. Движения в паре: - (мальчик) присед на одно колено, (девочка) легкий бег вокруг мальчика. | Занятие 32. (б.т.) Движения в паре: - «боковой галоп» вправо, влево. - легкое покачивание лицом друг к другу; - поворот по парам.
|
М А Й
| Занятие 33. (б.т.) Движения ног: - боковой подъемный шаг. Положения рук в паре: - «корзиночка». | Занятие 34. (б.т.) Танцевальная комбинация, построенная на элементах бального танца. Подготовка к контрольному итоговому занятию.
| Занятие 35. Занятие 70. Итоговое контрольное занятие. | Занятие 36. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей.
|
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.
(занятия 2 раза в неделю)
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
С Е Н Т Я Б Р Ь
| Занятие 1. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года.
| Занятие 2. Повторение 2 года обучения. Классический танец (положения и движения ног). Движения рук: - port de bras.
| Занятие 3. (к.т.) Движения ног: - relleve. - demi – plie.
| Занятие 4. (к.т.) Движения ног: - battement tendu. Движения ног: - passé.
|
О К Т Я Б Р Ь
| Занятие 5. Повторение 2 года обучения. Народный танец (положения и движения рук, положения рук в паре). Народный танец (движения ног упражнения на ориентировку в пространстве).
| Занятие 6. Повторение 2 года обучения. Народный танец (движения ног, упражнения на ориентировку в пространстве). Положения и движения рук: - переводы рук из одного положения в другое. | Занятие 7. (н.т.) Движения ног: - поклон в русском характере. - хороводный шаг. | Занятие 8. (н.т.) Движения ног: - хороводный шаг с остановкой ноги сзади.
|
Н О Я Б Р Ь
| Занятие 9. (н.т.) Движения ног: - переменный ход вперед, назад. Положения и движения рук: - скользящий хлопок в ладоши - «тарелочки»; (девочки): - взмахи платочком.
| Занятие 10. (н.т.) Упражнения на ориентировку в пространстве: - «воротца»; - « карусель». Движения ног: - боковое «припадание» по 3 позиции. | Занятие 11. (н.т.) Движения ног: - «припадание» в повороте. Положения и движения рук: - скользящий хлопок по бедру, по голени.
| Занятие 12. (н.т.) Танцевальная комбинация, основанная на движениях народного танца (хороводная).
|
Д Е К А Б Р Ь
| Занятие 13. (н.т.) Движения ног: - кадрильный шаг с каблука. - шаркающий шаг (каблуком по полу). | Занятие 14. (н.т.) Движения ног: - шаркающий шаг (полупальцами по полу). - пружинящий шаг.
| Занятие 15. (н.т.) Движения ног: - «ковырялочка» (с притопом, с приседанием, с открыванием рук). «ковырялочка» с подскоком. | Занятие 16. (н.т.) Движения ног: - перескоки с ноги на ногу по 3 свободной позиции на месте. - перескоки с ноги на ногу по 3 свободной позиции с продвижением в сторону. |
Я Н В А Р Ь
| Занятие 17. (н.т.) Движения ног: - поочередное выбрасывание ног перед собой или крест на крест на носок или ребро каблука на месте. - поочередное выбрасывание ног перед собой или крест на крест на носок или ребро каблука с отходом назад. | Занятие 18. (н.т.) Движения ног: - подготовка к «веревочке».
| Занятие 19. (н.т.) Движения ног: - прыжок с поджатыми; (мальчики): - присядка «мячик» (руки на поясе – кулачком). - присядка «мячик» (руки перед грудью «полочка»). Движения в паре: - соскок на две ноги лицом друг другу.
| Занятие 20. (н.т.) Движения ног: - пружинящий шаг под ручку по кругу; (мальчики): -присядка по 6 позиции с выносом ноги вперед на всю стопу. - пружинящий шаг под ручку в повороте; (мальчики): - присядка по 1 свободной позиции с выносом ноги вперед на всю стопу или каблук. |
Ф Е В Р А Л Ь
| Занятие 21. (н.т.) Упражнения на ориентировку в пространстве: - «воротца». Движения ног: (мальчики): - одинарные удары ладонями по внутренней или внешней стороне голени с продвижением вперед и назад. (девочки): - вращение на полупальцах; (мальчики): - «гусиный шаг». | Занятие 22. (н.т.) Упражнения на ориентировку в пространстве: - «карусель». Танцевальная комбинация, основанная на основе движений народного танца (плясовая).
| Занятие 23. «Русская плясовая».
| Занятие 24. Повтор 2 года обучения. Бальный танец (движения ног, положения рук в паре, движения в паре). Движения ног: Полька: - par польки (по одному); - par польки ( по парам).
|
М А Р Т
| Занятие 25. (б.т.) Движения ног: Полька: - «подскоки» (по одному, по парам); - «подскоки» в повороте. - par польки в сочетании с «подскоками».
| Занятие 26. (б.т.) Движения ног: Полька: - «пике» с одинарным и двойным ударом о пол (с продвижением назад). - прыжок из 6 позиции во 2 позицию на одну ногу. | Занятие 27. (б.т.) Танцевальная комбинация, основанная на движениях бального танца («Полька»).
| Занятие 28. (б.т.) Движения ног: Вальс: - par вальса (по одному, по парам). - par balance (на месте, с продвижением вперед, назад). |
А П Р Е Л Ь
| Занятие 29. (б.т.) Движения в паре: - легкий бег на полупальцах по парам, лицом и спиной вперед (с поворотом через середину); - легкий бег по парам на полупальцах по кругу (девочка выполняет поворот под руку на сильную долю такта). Танцевальная комбинация, основанная на движениях бального танца («Вальс»). | Занятие 30. (б.т.) Движения ног: Полонез: - par полонеза; - par полонеза (в парах, по кругу). Танцевальная комбинация, построенная на основных шагах («Полонез»).
| Занятие 31. (б.т.) Движения ног: Чарльстон: - основное движение «Чарльстона». - двойной чарльстон. | Занятие 32. (б.т.) Движения ног: Чарльстон: - чередование двойного и одинарного чарльстона. Движения ног: Чарльстон: - чарльстон с точкой вперед, назад |
М А Й
| Занятие 33. (б.т.) Движения ног: Чарльстон: - чарльстон с продвижением вперд, назад и с поворотом. - пружинящий шаг с открыанием рук в стороны. | Занятие 34. «Чарльстон». Подготовка к контрольному итоговому занятию.
| Занятие 35. Итоговое контрольное занятие. | Занятие 36. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей. |
Структура занятия .
Средний возраст.
1. Вводная часть. 5мин.
- разминка
2. Основная часть. 12 мин.
- Прослушивание муз. фрагмента, обсуждение характера, темпа, ритмических особенностей.
- Творческие задания на прослушанный фрагмент ( фантазии, импровизации…)
- Разучивание основных движений танца, составление сюжета, собственных движений.
- Музыкальная игра, коммуникативные танцы-игры
3. Заключительная часть. 3 мин.
- упражнения на восстановление дыхания
- игровой самомассаж
- релаксация
Старший возраст.
1. Вводная часть. 5-7 мин.
- поклон
- разминка по теме занятия
2. Основная часть. 12-15 мин.
Теоретический раздел: 2-5 мин.
- Рассказ о стиле, жанрах, костюмах, особенности музыки танца
- История происхождения
- Показ иллюстраций, прослушивание фрагментов музыки данного танцевального направления
Практический раздел: 10 мин.
- Разучивание основных движений, составных элементов основного движения
- Обсуждение сюжета, разучивание рисунка танца
- Повторение и закрепление ранее пройденного материала
- Упражнения на развитие творческого воображения ( танцевальные импровизации)
- Музыкальная игра, коммуникативные танцы-игры
3. Заключительная часть. 5 мин.
- упражнения на восстановление дыхания
- игровой самомассаж
- релаксация
- заключительный поклон
Подготовительная к школе группа
1. Вводная часть. 5-7 мин.
- поклон
- разминка по теме занятия
2. Основная часть. 17-20 мин.
Теоретический раздел: 2-5 мин.
- Рассказ о стиле, жанрах, костюмах, особенности музыки танца
- История происхождения
- Показ иллюстраций, прослушивание фрагментов музыки данного танцевального направления
Практический раздел: 15 мин.
- Разучивание основных движений, составных элементов основного движения
- Обсуждение сюжета, разучивание рисунка танца
- Повторение и закрепление ранее пройденного материала
- Упражнения на развитие творческого воображения ( танцевальные импровизации)
- Музыкальная игра, коммуникативные танцы-игры
3. Заключительная часть. 5 мин.
- упражнения на восстановление дыхания
- игровой самомассаж
- релаксация
- заключительный поклон
3.7. Мониторинг качества реализации программы
Во второй половине мая в конце каждого учебного года проводится диагностическое обследование детей по усвоению программы.
Показатели качества усвоения ребенком
программного материала.
Музыкальность.
- Умение слушать и понимать музыку.
- Умение двигаться в соответствии с характером музыки.
- Умение определять на слух музыкальные жанры.
- Чувство ритма.
Двигательные навыки.
- Координация движений.
- Ориентирование в пространстве.
- Точность выполнения танцевальных движений.
- Пластичность.
Эмоциональная сфера.
- Выразительность мимики и пантомимики.
Творческие проявления.
- Умение импровизировать под музыку.
- Умение придумывать танцевальные движения в соответствии с задуманным образом.
Коммуникативные навыки.
- Умение вести себя в паре.
- Умение вести себя в коллективе.
Проявление некоторых психических процессов.
- Память.
- Внимание.
- Подвижность нервных процессов.
Диагностические критерии.
Критерии | Высокий уровень | Средний уровень | Уровень ниже среднего |
Музыкальность | 1. Слушает внимательно до конца муз. отрывок. Умеет высказаться о характере и темпе данного отрывка. 2. Двигается в соответствии с характером музыки. 3. Узнает на слух знакомые танцевальные мелодии 4. Чувствует метрическую пульсацию и двигается в соответствие с ней. | 1. Слушает муз. отрывок, отвлекаясь. Высказывается о характере и темпе данного отрывка с помощью наводящих вопросов. 2. Не всегда двигается в соответствие с характером музыки. 3. Узнает на слух знакомые танцевальные мелодии с подсказкой. 4. Не всегда чувствует метрическую пульсацию и двигается в соответствие с ней. | 1. Не может дослушать муз. отрывок до конца, все время отвлекается. С трудом высказывается о характере и темпе данного отрывка. 2. Двигается под музыку не в характере. 3. Не узнает на слух знакомые танцевальные мелодии. 4. Не чувствует метрическую пульсацию, двигается не ритмично. |
Двигательные навыки | 1. Легко координирует движения рук и ног в танцевальных упражнениях. 2. Ориентируется в пространстве, знает « право-лево», «ближе-дальше» по отношению к предметам, не путает « вперед-назад.» 3. Точно выполняет предложенные танцевальные движения. 4. Пластично двигается в медленном темпе. | 1. Координация рук и ног в танцевальных упражнениях затруднена. 2. Не всегда ориентируется в пространстве. Путает « право-лево», « ближе-дальше», « вперед-назад». 3. Выполняет предложенные танцевальные движения с ошибками. 4. Испытывает трудность при выполнении плавных движений в медленном темпе. | 1. не координирует движения рук и ног в танцевальных упражнениях. 2. Не ориентируется в пространстве. Не знает « право-лево», « ближе-дальше», « вперед-назад». 3. Коряво и не точно выполняет предложенные танцевальные движения. 4. Двигается не пластично. |
Эмоциональная сфера | 1. Выразительно и эмоционально исполняет образные движения. | 1. Немного скован, не всегда проявляет эмоции при исполнении образных движений.
| 1. Не эмоционально и вяло исполняет образные движения. |
Творческие проявления | 1. Легко и с удовольствием импровизирует под музыку предложенные игровые ситуации и образы животных. 2. Активно помогает придумывать танцевальные движения в соответствии с задуманным образом. | 1. Импровизирует предложенные игровые ситуации и образы животных по образцу. 2. Не проявляет инициативу в придумывании танцевальных движении. | 1. Отказывается или не может импровизировать предложенные игровые ситуации и образы животных. 2. Не помогает придумывать танцевальные движения. |
Коммуникативные навыки | 1. Умеет правильно пригласить ( проводить), приветствовать партнера, встать красиво в пару и сохранять это положение на протяжение всей композиции( танца). 2. Уважительно относится к товарищам, не толкается, соблюдает очередность и дистанцию. Сохраняет спокойствие, когда внимание педагога направлено на другого ребенка. | 1. Не всегда правильно приглашает( провожает), приветствует партнера. В паре не может сохранять положение до конца композиции ( танца). 2. Не всегда проявляет чувство такта по отношению к товарищам, торопиться, не соблюдает очередность. Не может долго сохранять спокойствие при отсутствии к себе внимания. | 1. Не умеет правильно пригласить( проводить) партнера, забывает приветствовать его. Не держит позицию « партнер-партнерша» в композиции ( танце). 2. Неуважительно относится к товарищам, толкается, не соблюдает очередность. Требует повышенного внимания к себе. |
Проявление некоторых психических процессов | 1. Без труда запоминает танцевальные движения, несложные комбинации движений, рисунок танца. 2. Внимателен на занятиях, не отвлекается во время исполнения танцевальных элементов и танцев.
3. Понимает объяснения, условия игры сразу, достаточно точно может воспроизвести движения одновременно с показом педагога. | 1. Запоминает танцевальные движения, несложные комбинации движений, рисунок танца после многочисленных повторений. 2. Отвлекается на занятиях, не всегда внимателен во время исполнения танцевальных элементов, танцев.
3. Понимает объяснения, условия игры не сразу, воспроизводит движения одновременно с показом педагога не точно, с трудом. | 1. Не может запомнить танцевальные движения, несложные комбинации движений, рисунок танца. 2. Невнимателен на занятиях, все время отвлекается во время исполнения танцевальных элементов, танцев.
3. С трудом понимает объяснения, условия игры, не может воспроизвести движения одновременно с показом педагога. |
Результаты реализации программы:
дети умеют ориентироваться в пространстве;
правильно и выразительно выполнять основные движения под музыку, танцевальные элементы, характерные и образные движения;
сочинять собственные танцевальные и музыкально - игровые импровизации на предложенную музыку;
выполнять построения и перестроения в танцах и плясках;
выполнять ритмические упражнения с музыкальным заданием;
различать простейшие музыкальные понятия, понимать характер музыкального образа;
выразительно двигаться в соответствии с характером и ритмом музыки.
3.8. Перечень литературных источников.
1. О.Н. Арсеневская « Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду»
Изд. « учитель» 2009г. Волгоград.
2. Н.И.Безлатная «Ритмика и хореография в ДОУ» Щелково 2009г.
3. С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина « Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски
для детей 5-6 лет». Москва. « Просвещение»1983г
4.. С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина « Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски
Детей 6-7 лет. Москва. «Просвещение»1983г.
5. А.И.Буренина « Коммуникативные танцы-игры для детей». « Ритмическая пластика для
Дошкольников».
6. Е.В.Горшкова « От жеста к танцу». 1кн. « Методика и конспекты занятий по развитию у детей
5 -7 лет творчества в танце». Москва, изд. « Гном» 2002г.
7. Н.Зарецкая, З.Роот « Танцы в детском саду». Москва, изд. Айрис ПРЕСС 2003г.
8. И.Каплунова, И.Новоскольцева « Потанцуй со мной, дружок». Санкт-Петербург 2010г.
9. М.Ю.Картушина « Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет». Москва,2010г.
Изд. « Т.Ц.Сфера».
10. М.Ю.Картушина « Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет». Москва 2010г.
Изд. « Т.Ц.Сфера».
11. Е.Кузнецова « Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми
Нарушениями речи». Москва. Изд. « Гном и Д».2002г.
12. Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова « Театрализованные игры в детском саду».
Москва. Изд. « Школьная пресса» 2000г.
13. О.В.Усова « Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр танца».
Екатеринбург 2001г.