Особенности развития творческих способностей праворуких и леворуких детей младшего школьного возраста

0
0
Материал опубликован 11 November

Особенности развития творческих способностей праворуких и леворуких детей младшего школьного возраста


Кондращенко Н.А. 2024 г.


На протяжении долгого времени считалось, что праворукость и леворукость свойственны исключительно человеку. Однако исследования 60-х годов показали, что у животных тоже существует устойчивая лапость, т. е. крыса (кошка, обезьяна) предпочитает производить движения одной из передних лап, и сохраняет этот выбор в течение жизни. Интересно, что в отличие от человека количество праволапых животных приблизительно равно количеству леволапых.

Весьма обширная методологическая база работ о проблемах леворукости была написана до настоящего времени, в особенности, хотелось бы выделить, таких ученых как Чуприков А.П., 1985; Макарьев И.А., 1995; Москвин В.А., 1996; Безруких М.В., 1998. Эти авторы говорят о целесообразности и важности осторожного и внимательного отношения к леворуким детям. Особенности функциональной асимметрии ребенка, а также леворукость анализируются и учитываются в современных изданиях по детской патопсихологии.

Многие дети по интуиции выполняют большинство действий правой рукой. А если вдруг они возьмут в карандаш или ручку в левую, то большинство взрослых стараются переложить их в правую руку и могут сказать, что большинство людей – праворукие, поэтому правильно держать карандаш или ручку в правой руке. Но есть дети, которые настойчиво будут настаивать на том, что им так удобно и будут выполнять действия левой рукой.

Последствия событий, разворачивающихся вслед за этим событием, могут быть весьма разными и могут зависеть в равной мере и от взрослого, и ребёнка. Ребенок может разными способами отстаивать свои права на уникальность: от активного противостояния взрослому до пассивного реагирования болезненными симптомами в виде за­икания, ночного энуреза, страхов и многих других явлений, называемых в медицине невротическими. Взрослый может по­зволить ребенку выполнять действие аккуратно и точно любой удобной рукой либо жестко контролировать исполнение един­ственным способом, который считает правильным. В этой борьбе ребенок побеждает редко, но и взрослый получает боль­шой клубок проблем, которые часто связывает не со своими действиями, а приписывает особенностям ребенка.

Есть совсем малая группа детей (1—2 из сотни), которые не чувствуют разницы, и не предпочитают какую – либо руку, так как одинако­во удачно используют каждую. Многие так никогда и не узнают, что они амбидекстры (ambi — две, dex-trum — правый), то есть не имеют ведущей руки, так как пользуются обеими хорошо и не испытывают никаких трудностей.

Что же вообще такое «рукость?»

Многие считают, что «рукость» — это явное качест­во, и его можно определить по тому, какой рукой пишет человек. Кроме того, если он пишет правой рукой, то и все другие действия осуществляет ею же. Все же оказывается, что многие люди в различных действиях применяют различные руки, даже не задумываясь об этом. В итоге одна рука свободно осуществляет небольшие движения, а вторая поднимает крупные тяжести.

По мнению Николаевой Е. И.«рукость» — это наблюдаемое в поведении человека преимущество правой или левой руки в силе, ловко­сти, скорости действий. Следовательно, чтобы выявить веду­щую руку, нужно определить, какой рукой человек предпочи­тает выполнять разные движения, какая рука — более сильная, какая — более быстрая.

Чаще всего встречаются названия «праворукость» и «леворукость», или «правшество» и «левшество». Если все действия человек предпочитает делать правой рукой и при этом она оказывается более ловкой и сильной, то его называют праворуким, или чистым правшой. Точно так же у леворукого (или чистого левши) и предпочитаемой, и более сильной, и более ловкой оказывается левая рука.

Но лишь только меньшинство отвечает данному требованию. Если большую часть действий люди выполняют одной рукой, то они — преимущественно праворукие (леворукие), если же разные действия выполняются разными руками (то есть в од­них задания человек предпочитает правую руку, в других — левую), то их называют смешаннорукими. Именно они мелкие движения пальцами выполняют правой рукой, а держат тяже­лые вещи — левой. Таких людей практически половина. Од­нако их нужно отличать от тех, кто одинаково ловко владеет двумя руками. Мы уже говорили, что они называются амбидекстрами. Этот термин используется исключительно для «рукости». В тех случаях, когда ноги или глаза, или уши одина­ково включены в выполнение любой функции, их называют симметричными. В некоторых работах и вместо слова «амбидекстр» пользуются термином «симметричные руки».

Переучивать ли леворукого ребёнка или нет? Если нет, то как его учить? Испытает ли он трудности в жизни? Это нормально, что мой ребёнок леворукий? С какими сложностями в школе он столкнётся? Этим вопросом задаётся каждый родитель леворукого ребёнка, но ответить на эти вопросы весьма сложно.

Для начала стоит определиться с феноменом леворукости. Что это такое? Достоверно неизвестно и по сей день. Наиболее научно обоснованной является теория функциональной асимметрии полушарий мозга. Это значит, что полушария выполняют разные функции, ответственность за разные виды деятельности поделена между ними. Более того, одно из полушарий является доминантным, а другое подчиненным. У правшей левое полушарие является доминантным, у левшей - правое. Различия правой и левой руки при выполнении движений являются прямым отражением неравнозначности и специфичности двух полушарий мозга. Однако, это очень грубая и общая схема. Мозг левши – это совсем не зеркальная копия мозга правши. На самом деле оба полушария принимают участие в регуляции движений и правой, и левой руки, т.е. не вызывает сомнения факт, совместной работы полушарий при осуществлении двигательной деятельности.

Большинство учёных считает, что доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, а также конкретно-образному характеру познавательных процессов. Это полу­шарие отвечает за умение ориентиро­ваться в пространстве и выработку большого числа вариантов решения ка­кой-либо проблемы. Левши - натуры целостные, впечатлительные, эмоцио­нальные и чувственные. Они все вос­принимают всерьез, имея дело с акту­альным временем, т.е. «здесь и сейчас». Речь этих детей эмоциональна, богата интонациями и жестами. Они говорят «взахлеб», энергично размахивая рука­ми, и постепенно переходят почти на крик. Дети-левши достаточно открыты для окружающих, наивны, непосредст­венны в выражении чувств, внушаемы. Они часто действуют, опираясь на сию­минутное настроение, их легко огор­чить и они также легко могут заплакать или прийти в состояние ярости.

Левши с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. Чтобы запом­нить новую информацию, «правополушарные» дети опираются на свои визу­альные и тактильные ощущения. Им важно все потрогать и посмотреть. Лев­шам знакомо чувство единения, какой-то особой общности с природой и людь­ми, чувство «мы».

Этим определяется их целостный характер взаимодействия с миром. В сложных ситуациях дети-левши могут производить действия не­осознанно, еще до реального их осмыс­ления. Причем эти действия, словно учитывают все ключевые акценты ситу­ации - иными словами ребенок совер­шает необходимые в данной ситуации действия, которые помогают ему при­нять правильное решение.

Это еще од­но преимущество правого полушария - схватывать информацию чуть быстрее, чем левое и успешнее распознавать сложную и неоднозначную информацию. Именно поэтому среди левшей много литераторов, журналистов, дея­телей искусства и организаторов.

Макарьев И. С. схематично отобразил особенности полушарий мозга человека и сферы психической деятельности, за которые они ответственны (рис. 1).

Начнем с правого полушария, так как у левшей именно оно является доминирующим. Наиглавнейшая особенность этого полушария — вос­приятие выразительности звуков. Все звуки окружаю­щего нас мира меркнут, сливаются в однообразный шум, и человек ничего не сможет о них вспомнить, если не приступит к работе правое полушарие.

t1731274559aa.jpg

Рис. 1. «Образное представление специфических функций

каждого полушария мозга»

Образная память, способность сохранять длитель­ное время впечатления от увиденного, — и это обязан­ность правого полушария. Пока «выключено» правое полушарие, большинство зрительных задач вызывает очень серьезные затрудне­ния. Правое полушарие помогает нам хорошо ориентиро­ваться в пространстве: помнить обстановку в своей квар­тире, расположение районов и улиц в городе. Имеется еще одно свойство правого полушария — перерабатывать поступающую информацию в реальном времени, то есть оно как бы наносит «временные метки» на переживаемые события. Некоторые исследователи доказывают связь правого полушария с бессознательным в психике человека.

Теперь рассмотрим основные функции левого полу­шария. Его работа позволяет человеку понимать обра­щенную к нему речь, как устную, так и письменную, свободно оперировать цифрами и математическими фор­мулами в пределах формальной логики и усвоенных ра­нее правил. Но это полушарие плохо справляется с рас­познанием сложных образов, не поддающихся разложе­нию на простые составные элементы. При помощи только одного левого полушария человек не сможет отождеств­лять изображения человеческих лиц, не воспримет про­изведения искусства. Левое полушарие человека сопряжено с двигатель­ной сферой, правое — в основном с чувственной. Подоб­ное расширение сферы чувственного познания у левшей приводит к тому, что им становятся доступны некоторые «исключительные», феноменальные способности восприя­тия, такие как кожно-оптическое чувство или феномен предвосхищения.

Сулейменова Ш.А. выделяет виды проявления левшества:

Генетическое левшество. До настоящего времени точно не известен механизм передачи этого признака, но доподлинно обнаружено, что леворукость в 10 - 12 раз чаще можно встретить в семьях, в которых левша хотя бы один из родителей. У генетических левшей, может не быть, каких – либо нарушений в развитии, тогда можно это считать просто индивидуальным своеобразием, это может быть просто вариант нормального развития.

«Компенсаторное» левшество, сопровождается обычно поражением мозга, чаще - левого полушария. Как нам уже известно, деятельность правой руки регулируется левым полушарием, то если случилась травма, или была болезнь в раннем периоде развития ребенка, надлежащие функции, возможно, возьмёт на себя правое полушарие. Вследствие чего, левая рука становится ведущей, то есть она более активна при выполнении каких – либо действий, а позднее, чаще всего и при письме.

«Вынужденное» левшество. Предпочтение ведущей руки у подобных левшей как правило связано с травмой правой руки, но быть может это результат подражания родным или друзьям.

Следует отдельно рассмотреть псевдолеворукость. Часто можно встретить и нехарактерное психическое развитие, порой в соответственных структурах головного мозга не проистекает развитие, полного для организации специализации полушарий и их взаимодействия между собой. В этом случае у детей не определяется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, приблизительно равноправное применение обеих рук.

Можно выделить так называемое «скрытое левшество», т. е. смену доминирующего полушария. Время смены обнаруживается тем критическим периодом, когда главные функции центральной нервной системы размеренно распределены между обоими полушариями, а следом уже начинает доминировать правое полушарие, то есть признаки левшества не объединены с доминантностью левой руки.

Специальное исследование видов предпочтения рук обнаружило, что есть дети – левши по графическим навыкам и правши по бытовым и наоборот. Такие случаи редки, но встречаются. «Графические левши» выражаются и «бытовыми левшами». Подобное разнообразие вариантов формирует трудности при выборе руки для письма.

Безруких М.М. отмечает, что леворукий кроха выделяется от остальных детей дома и в классе, к нему требуется особый подход. В этом, казалось бы, не очень существенном свойстве человека сказывается его неповторимая индивидуальность, призывающая родителей и педагогов к громадному труду для своего выявления. Автор просит лишний раз задуматься над характером и особенностями ребенка, вашего сына или ученика, прежде чем совершить опрометчивый шаг!









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации