Роль эксперимента на уроках физики. Особенности реализации системно-деятельностного подхода в обучении

2
0
Материал опубликован 15 November 2019 в группе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Новоалександровка им. Героя Советского Союза Ф.Д. Глухова Александрово-Гайского района Саратовской области






VI РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ

«ИСТИНА ГДЕ-ТО РЯДОМ»



Номинация №5

«Физика – наука экспериментальная»



ТЕМА «Роль эксперимента на уроках физики. Особенности реализации системно-деятельностного подхода в обучении».



Работу выполнила учитель физики

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средняя общеобразовательная школа с Новоалександровка

им. Героя Советского Союза Ф. Д. Глухова

Александрово-Гайского района Саратовской области»

Касимова Елена Викторовна (1 категория)







2019 год


Тема: « Роль эксперимента на уроках физики. Особенности реализации

системно-деятельностного подхода в обучении».


При изучении курса физики в рамках реализации ФГОС ООО второго поколения экспериментальная деятельность приобретает еще большую значимость, чем раньше. В основе нового Стандарта образования лежит системно-деятельностный подход, который направлен на усиление учебной активности ученика. Теперь он обязан включаться в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

Эти виды деятельности – не новые в педагогике. Но сейчас происходит смещение роли ученика от пассивного исполнителя заданий учителя к активному искателю новых знаний. Учитель же перестает быть транслятором новых знаний, а становится наставником, направляющим деятельность ученика в новое русло.

Учебный физический эксперимент формирует у учащихся исследовательские навыки, вооружает их инструментарием исследования, который становится средством обучения. Именно через учебный физический эксперимент эффективно должен осуществляется системно-деятельностный подход к обучению физике.

Виды учебных физических экспериментов:

Демонстрации физических явлений. Это необходимый элемент учебной деятельности на уроках физики, но здесь доминирует роль учителя. Однако, ученики здесь осваивают такой простой, но важный метод познания природы, как направленное наблюдение, учатся анализировать и делать выводы.

Используя учебный эксперимент, я имею возможность:

А). Показать изучаемое явление в педагогически трансформированном виде и, тем самым, создать базу для его изучения.

Б). Проиллюстрировать проявление установленных в науке закономерностей в доступном для обучающихся виде.

В). Познакомить с экспериментальным методом изучения физических явлений.

Г). Показать применение изученных физических явлений в быту и технике.

Д). Повысить наглядность преподавания и, тем самым, сделать изучаемое явление более доступным для обучающихся.

Лабораторные работы, фронтальные экспериментальные задания, физические практикумы. Они проводятся учащимися самостоятельно на уроке, часто в группах, но их активность не так велика, т.к. в большинстве случаев они работают по готовым инструкциям. Можно усложнять задания: предлагать открытые задания по изучению какого-либо физического явления, и как вариант, дополнительное задание – составить самим пошаговую инструкцию по изучению данного явления.

Лабораторные работы формируют практические умения, позволяют ученикам овладеть навыком применения тех или иных физических закономерностей, понять тесную связь физики с окружающим миром и предметами.

Все лабораторные работы можно объединить в следующие группы:

- Наблюдение явлений и процессов (кипение, взаимодействие магнитов идр.).

- Градуировка приборов (динамометра).

- Измерение физических величин (плотности, силы, показателя преломления, удельного сопротивления и др.).

- Изучение физических законов (законов последовательного и параллельного соединения, газовых законов, закона сохранения механической энергии и др.).

- Определение физических констант (ускорения свободного падения, жёсткости пружины, коэффициента трения и др.).

- Сборка простейших электрических цепей, устройств и технических моделей (электродвигателя, электромагнита, трансформатора и др.).

Домашний физический эксперимент. Его ученик проводит уже полностью самостоятельно. Можно провести его традиционно, подробно проинструктировав ученика о порядке выполнения и результатах, а можно уже предложить выполнить его как небольшую проектную работу с получением продукта (самостоятельно составленная инструкция, таблица результатов исследования, графики, диаграммы исследования и др.)

При организации и проведении домашних экспериментов важно иметь в виду следующее: такие работы должны стимулировать познавательную деятельность и развитие мышления; привлекать внимание к основному материалу курса, быть направленными на углубление и пополнение знаний; легко выполняться в домашних условиях и др. При выполнении опытов обучающиеся могут применять самодельные приборы, предметы и материалы домашнего обихода.

Задания исследовательского характера – техническое творчество. Это может быть создание макетов каких-либо устройств, реально работающих устройств, и даже изобретение нового устройства. Это уже не просто учебно-исследовательская, а проектная деятельность с получением конкретного готового продукта.

Виртуальные эксперименты. Они приобретают все большую актуальность. И могут быть как демонстрационными, так и полноценными лабораторными работами со всеми их атрибутами.

Компьютерное моделирование процессов и явлений может быть очень актуальным для учащихся, увлеченных ИКТ-технологиями. И это тоже проектная деятельность.



Заключение

Я начала внедрять в уроки кроме демонстрационного и лабораторного эксперимента фронтальный эксперимент, который занимал минимальное время, но постепенно стал давать результаты, дети, работая в парах, выполняли дифференцированные задания, что исключало списывание и позволяло оценить работу каждого. Со временем стала использовать экспериментальные задачи и домашний эксперимент. Результаты, полученные за два года работы, показывают, что физический эксперимент можно рассматривать как метод активизации познавательной деятельности на уроках физики.

Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке физики было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке физике. Уроки без демонстраций и практических работ скучны, т.к. не используется связанная с экспериментом возможность вовлечения учащихся в активный познавательный процесс. Я полностью согласна со словами Галилео Галилея «нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие». «Меловая методика» уроков физики уменьшает интерес к предмету и, как следствие, - снижает качество приобретаемых знаний, поэтому в своей работе я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.



Использованная литература:

Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании

Полякова Ю.В. Системно-деятельностный подход в образовании. ФГОС

Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. – Москва: Просвещение, 1983

Л.А.Егорова «Физический эксперимент как метод активизации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся»

Сборник по методике и технике физического эксперимента. Под ред. Н.В. Алексеева. М.: “Учпедгиз”, 1960

Зверева Н.М.. Активизация мышления учащихся на уроках физики. – Москва: Просвещение, 1980


4


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации