12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Прохоренкова Оксана Дмитриевна29
5

Родительская встреча "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

Родительская встреча

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»


Пояснительная записка

Актуальность. В настоящее время не существует универсального понятия термина «эмоциональный интеллект». Под эмоциональным интеллектом понимается способность человека распознавать, понимать, вызывать и управлять чувствами и эмоциями других людей с целью решения тех или иных практических задач. Данный феномен являлся предметом исследований многих зарубежных и отечественных психологов, в рамках которых можно выделить наиболее значимые достижения: обогащение представлений об эмоциях, расширение представлений об интеллекте, а также встречное движение в изучении эмоций и интеллекта. Важно отметить, что все исследователи рассматривают эмоциональный интеллект как один из ключевых факторов успешности человека в карьере и в жизни, в связи с чем, его необходимо развивать с раннего возраста.

Исследования подтвердили, что ни высокий IQ, ни умение читать, писать или обширные знания не определяют успешность ребенка. Развитый эмоциональный интеллект — залог личного благополучия и успеха, однако работать над ним нужно с раннего детства. Именно поэтому сегодня перед родителями стоит сложная задача воспитать не только здорового и образованного ребенка, но еще и эмоционально развитого, то есть счастливого и потенциально успешного в будущем.

Цель родительской встречи: привлечь внимание родителей к проблеме развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Задачи:

Заинтересовать родителей данной проблемой.

Раскрыть значение и важность развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Расширить представления родителей о формах совместной деятельности с детьми для развития эмоциональной сферы ребенка.

Способствовать приобретению теоретических знаний и практических умений по развитию эмоционального интеллекта у дошкольников.

Целевая аудитория: родители (законные представители) детей дошкольного возраста

Принципы и подходы к формированию содержания методической разработки:

Встреча проходит с равной активностью родителей и педагогов.

Участие родителей оговаривается, разрабатывается сценарий взаимодействия с ними.

Тематика встречи одинаково интересна организаторам и родителям, заранее известна всем.

Организатор собрания должен владеть техникой обмена мнениями и применения полярных точек зрения.

Большое значение имеет принцип вариативности. Педагогам следует использовать разные методы и приемы при проведении родительских встреч.

Планируемые результаты:

Родители (законные представители) проявляют интерес к дальнейшему изучению данной темы.

Родители (законные представители) осознают необходимость развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Имеют представления о формах совместной деятельности с детьми для развития эмоциональной сферы у дошкольников.

Подготовительный этап

Подбор и изучение методической литературы и интернет-ресурсов по данной теме;

обобщение изученной литературы, подбор и оформление теоретических аспектов;

проведение анкетирования родителей, анализ полученных результатов;

изготовление памяток с рекомендациями по теме собрания;

оформление приглашения для родителей;

подготовка материала для практических заданий;

не позднее, чем за неделю до родительской встречи – размещение приглашения.

Проведение родительского собрания

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о важной стороне психического развития человека – развитие эмоциональной сферы. Но сначала давайте поприветствуем друг друга и поближе познакомимся.

Упражнение «Давайте познакомимся!». Участники по очереди называют свое имя и дают себе две характеристики по первой букве своего имени. Например, имя Вероника – веселая, верная.

Ведущий: Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком. Эмоциональный интеллект (от англ. emotional intelligence, EI) определяется, как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Для того, чтобы у дошкольника не возникало серьезных проблем с социализацией, оценкой окружающей реальности, его важно учить узнавать, проявлять эмоции (прежде всего, положительные). В развитии эмоционального интеллекта у детей акцент необходимо ставить на развитии способности понимать чувства другого ребенка, взрослого, ставя себя на его место с целью «прочувствования» его переживаний и эмоций. Прежде всего, речь идет о развитии эмпатии, осознанного противостояния злу и проявлению радости за другого человека.

Целевой ориентир, затрагивающий развитие эмоционального интеллекта дошкольников, обуславливает следующие характеристики: «ребенок имеет определенную установку позитивного отношения к миру, другим людям, самому себе, имеет чувство собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, принимает участие в совместных играх. Также дошкольник умеет договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявлять свои чувства, включая, помимо прочего, чувство веры в себя, старается максимально продуктивно разрешать конфликты».

Существует несколько способов развития эмоционального интеллекта у дошкольников:

ролевые игры;

психогимнастические игры;

коммуникативные игры;

игры и задания, направленные на развитие произвольности;

игры, направленные на развитие воображения;

релаксационные методы;

использование эмоционально-символических методов.

Выбор форм и методов развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста обуславливается возрастными, индивидуальными особенностями детей.

Перед нашей встречей, мы провели анкетирование среди родителей по вопросам эмоционального развития ребенка. Данное анкетирование помогло выявить представления родителей об особенностях эмоционального развития собственного ребенка. Предлагаю вам ознакомиться с результатами анкетирования:

60% опрошенных родителей считают, что их ребенок уважительно относится к окружающим и адекватно реагирует на замечания, всегда готов помочь тому, кто обратился с просьбой, а также умеет поддержать, успокоить и помочь ближнему при необходимости.

40% родителей считают, что их дети не всегда проявляют эмпатию по отношению к своему ближнему окружению, и иногда могут не контролировать свои эмоции.

Сейчас, уважаемые родители, я предлагаю вам поиграть в несколько игр и выполнить упражнения, которые помогут развить эмоциональный интеллект.

Игра «Продолжи фразу»

Цель: развитие умения выражать собственные эмоции.

Родители передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации они бывает такими: «Я радуюсь, когда…», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда…», «Я грущу, когда …» и т. д.


Игра «Изобрази»

Игра-упражнение на развитие чувств и эмоций, умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Изобразите, пожалуйста:

сладкую конфету;

горькое лекарство;

кислый лимон;

грязную бумажку;

красивую игрушку.


Игра – упражнение «Что я чувствую сегодня»

Суть игры заключается в том, чтобы каждый взрослый сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость…), когда...». Эта игра учит осознанности и принятию собственных чувств.

Игра «Я вижу»; «Я знаю»; «Я думаю»

Цель: способствовать развитию доверительных отношений

Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание эмоционально: «Я вижу…». Повторять эмоции нельзя. Варианты игры: - «Я знаю, что в суп кладут…»; - «Я вижу в аквариуме золотую рыбку…»; - «Я думаю, что завтра будет дождь, потому что…»; - «Я думаю, что сегодня вторник, потому что вчера был понедельник» и т.д.

Заключительная часть. Подведение итогов.

Уважаемые родители, в завершении нашей встречи — не забывайте о том, что главную роль в развитии эмоционального интеллекта играет мама, именно через нее ребенок начинает познавать мир. Материнская любовь, ласка и доброта учат ребенка самым прекрасным и положительным эмоциям. Поэтому, прежде всего, просто любите своих детей такими, какие они есть.

Спасибо за внимание! До свидания!


Список использованной литературы:

Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии - 2015. № 3. - С. 78-86.

Баранов С. П. Педагогика. – М.: Просвещение, 2015. - 295 с.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб, Издательство «Питер», 2015. - 400 с.

Интернет-ресурсы:

https://infourok.ru

https://www.maam.ru

Приложение 1


ПАМЯТКА

«Игры на развитие эмоционального интеллекта»


Игра «Назови эмоцию по картине»

Карточки со схематическими изображениями эмоций. Задачей детей будет называть то, что они видят на картинке и описать ощущение того, что эти изображения показывают (чувство, выражение лица, поза и т. д.).

Чтобы разнообразить задание, можно наклеить "смайлики" эмоций и фотографии на картон или бумагу и предложить ребенку дорисовать картинку, а затем рассказать о сюжете.

Игра «Книга рекордов»

Предложить вместе с ребенком создать его собственную книгу рекордов и сохранить там все свои успехи. Например, как быстро ему удалось убрать игрушки, свою одежду, преодолеть препятствие или решить задачу, которая вызвала у него трудности. Важно, чтобы ребенок взял на себя ответственность за собственные достижения, испытывал сам от этого удовольствие, а не для удовлетворения и вознаграждения от своих родителей, потому что только тогда развивается внутренняя мотивация к действию.

Игра «Часы эмоций»

Часы Эмоций можно использовать в работе педагогов, а также родителями дома.

С картона или дерева делаем циферблат часов. Вместо времени часы показывают эмоции. На циферблате вместо цифр появляются рисунки лица, выражающих определенные эмоции. Мы начинаем с четырех основных эмоций: гнев, страх, грусть и радость (циферблат разделён на четыре равные части). Часы висят на видном и доступном для всех месте.

Поясняем детям: - «Вы можете показать, что чувствуете, перемещая часовую стрелку. Тогда мама или папа (брат и сестра), воспитатель, будут больше знать о вашем настроении и, возможно, смогут помочь вам».

Когда ребенок с помощью часов покажет свои чувства, постарайтесь заметить это, говоря громко, например: «Я вижу, что ты грустишь прямо сейчас. Ты хочешь, чтобы тебя обняли?» Этого может быть достаточно, чтобы поднять ребенку настроение, а если нет, то в объятиях чувствительного взрослого будет легче для него сказать, что является причиной такого состояния.

Игра «Голос в бутылке»

Все сидят в кругу на полу. Педагог (или один из родителей) говорит:

- Помните ли вы Джинна, заточённого в бутылке, который может выполнять любое желание?

Сильно раскрутите пустую бутылку. Когда она остановится и укажет на кого-то, педагог (или родитель) говорит:

- Откройте пробку и освободите меня от бутылки. Спасибо! Я самый умный, самый мощный Джинн. Я вижу и понимаю всё, что происходит в твоём сердце. Ты можешь рассказать мне все о том, что делает тебя счастливыми или грустным. Скажи мне, как ты себя чувствуешь в данный момент?

Ребенок описывает своё сиюминутное настроение. Джинн каждый раз реагирует так, чтобы ребёнок видел его заинтересованность. Если ребенок описывает положительные чувства, Джинн говорит: - Мы все вместе позаботимся, чтобы твоё состояние, твои чувства в течение длительного времени остались с тобой! Если ребенок говорит, например, о чем-то грустном, то Джинн спрашивает: - Скажи, пожалуйста, почему ты чувствуешь это, мы могли бы помочь тебе?

В данной игре главное – научить детей проговаривать свои чувства, развивать чувство эмпатии, сопереживания ближним.


«Угол эмоций»

Дети выбирают угол комнаты или группы детского сада и организовывают его в соответствии с пожеланиями взрослого (родителей или педагога). Они собирают всё необходимое, чтобы облегчить контроль над своими эмоциями. Это могут быть всевозможные подушечки, небольшие мягкие игрушки, цветные карандаши, бумага, газеты, CD с музыкой всех видов.

Взрослые и дети вместе устанавливают правила для использования уголка эмоций.

В конце игр и мероприятий, желательно знать мнение детей, сделать свои выводы. Дошкольники должны иметь возможность выразить свои переживания и эмоции, возникающие во время занятий.






Приложение 2


Рекомендации для родителей по развитию эмоционального интеллекта

Первое и самое важное — принять своего ребенка таким, какой он есть. Вся его индивидуальность, особенности характера, внешности и духовные качества — это данность, которая нуждается в полном принятии и безусловной любви.

Развитие всех пяти чувств. Раскройте перед ребенком этот мир во всем его многообразии. Тут замечательными помощниками могут стать коробочки эмоций, в которых собраны предметы, напоминающие определенное чувство, переживание, навык. Очень сложно объяснить ребенку, что такое счастье, но ему можно дать послушать, как оно звучит, каков его аромат и вкус. Дайте ребенку послушать колокольчик, ощутить аромат апельсина и попробовать на вкус шоколад. Детские ассоциации сработают лучше любых слов!

Особенно хорошо воспринимаются ребенком тактильные сказки. Здесь вашими помощниками могут стать любые предметы, которые есть в доме. Рассказывая сказку, дайте ребенку понюхать приятные ароматы аромамасел, ощутить прикосновение капелек воды или послушать звуки музыки.

Спорт. Физическое развитие напрямую связанно с развитием речевых и других важных функций мозга. Доказано, что во время физической активности улучшается мозговая деятельность, восстанавливается кровообращение, налаживается работа всех жизненно важных процессов. При этом наш мозг рассчитан на ходьбу на расстояния до 19 километров в день! Движение — это жизнь, поэтому спорт для детей важен как кислород.

Приключения. Создавайте для ребенка каждый день новые приключения. Ломайте шаблоны и показывайте этот мир с новой стороны. Очень важно, чтобы это были позитивные моменты, приятные знакомства, интересные игровые пространства. Такая атмосфера способствует социализации и развитию символического мышления, благодаря которому мы учимся понимать намерения и мотивацию других людей.

Музыка. Не пренебрегайте классической музыкой, ведь она общается с нами исключительно через чувства. Для ее понимания не нужно знать языка или видеть движений музыканта. Поэтому для ребенка это самый простой и действенный способ познакомиться с миром эмоций.

Чтение. Читайте ребенку сказки с воодушевлением, с эмоциями. Старайтесь привить ему любовь к книгам. Покажите, насколько интересен мир фантазии. Такой поход развивает воображение, расширяет словарный запас, но самое главное — с помощью сказки ребенок лучше начинает понимать свои и чужие эмоции.

Игра — это еще один ключ к развитию EQ. Играя с ребёнком, вы можете проявлять самые разные чувства, показывать на примере вымышленных персонажей как негативные, так и позитивные эмоции, обращать его внимание на их намерения и поступки. Этот бесценный опыт ребенок с успехом будет переносить и в реальную жизнь.

Сон. Недостаток сна негативно влияет почти на все сферы жизни. А ребенку на стадии развития полноценный сон и умение расслабляться просто жизненно необходимы. Для того чтобы научиться переходить в расслабленное состояние, можно взять пример с нашего сердца — за всю жизнь оно бесконечное количество раз сжимается и разжимается.

Разучите игру «Сердце»: возьмитесь за руки и образуйте ими контуры сердца. Сильно-сильно напрягаем все мышцы тела — и расслабляемся, можно даже упасть, если игра на мягком полу. И так несколько раз. Практикуйте эту игру вместе с ребенком — так он научится быстро переходить из одного состояния в другое.

Отдельное внимание стоит уделить ритуалу укладывания. Очень важно придерживаться устоявшихся традиций — например, чистим зубы, обливаем ноги контрастной водой, после чего укладываем ребенка в кровать. Читаем сказку при свете настольной лампы около 10-12 минут, выключаем свет, целуем, говорим, как сильно любим, подтыкаем одеяло и выходим из комнаты.

Социализация. С самого раннего возраста приучайте ребенка к коллективным занятиям — имеется в виду опыт общения вдвоем или втроем. В семье — это совместная уборка или творчество. С гостями — это пара интересных игр для двух или трех детей. Именно в общении с детьми происходит практическое освоение чувств и эмоций. Контактируя со сверстниками, ребенок учится определять настроение окружающих, их отношение к нему и, конечно, распознавать эмоции, вызванные различными ситуациями.

Не лишайте ребенка негативных ощущений, позвольте ему правильно ориентироваться в реальности, в которой впоследствии он неизбежно столкнется с обидами и раздражением. Не бойтесь детских садов и коллективного обучения — в этой среде дети лучше всего развивают свой эмоциональный интеллект.

Про любовь. Будьте открыты со своим ребёнком. Говорите ему о своих положительных и не очень эмоциях, а самое главное — о своей любви. Пусть каждый новый день начинается и заканчивается объятиями и словами: «Сегодня замечательный день! Я тебя очень люблю! Я счастлива, что ты у меня есть!».










Приложение 3


Анкета

по изучению мнения родителей об особенностях эмоционального развития ребенка дошкольного возраста


Уважаемые родители!

Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания. Просим Вас ответить на вопросы анкеты, с целью обеспечения индивидуального подхода к Вашему ребенку.

1. Считаете ли Вы своего ребенка эмоциональным? (Выберите вариант ответа)

А) Да

Б) Нет

В) Не могу сказать

2. Какие эмоции чаще всего испытывает ваш ребенок при общении со сверстниками? (Подчеркните варианты ответов)

Радость

Удовольствие

Интерес

Обиду

Гнев

Стыд

Страх

Вину

Грусть

3. Как складываются у вашего ребенка взаимоотношения со взрослыми в семье? (Выберите вариант ответа)

А) благополучно;

Б) иногда бывают конфликты;

В) обижается на взрослых за то, что наказывают, или что-то не разрешают;

Г) неблагополучно.

Д) Другой вариант ответа______________________________________

_________________________________________________________________

4. Как часто вы обсуждаете со своим ребенком причины возникновения ваших различных эмоциональных состояний? (Выберите вариант ответа)

А) Часто

Б) От случая к случаю

В) Редко

Г) Никогда

Часто ли ваш ребенок плачет?

А) Часто

Б) Редко

В) Никогда

Если ответ А, то укажите причины плача__________________________


Как Вы разрешаете конфликтные ситуации с ребенком?

А) настаиваю на своей точке зрения;

Б) ищу компромисс;

В) «иду на поводу у ребенка»;

Г) обращаюсь за помощью к другим членам семьи.

Другой вариант________________________________________________

_________________________________________________________________

Назовите:

любимые игрушки и игры вашего ребенка: ________________________

____________________________________________________________

его любимые сказки и книги: ___________________________________

любимые мультфильмы:________________________________________

Какие кружки, секции посещает ребенок? _________________________

Назовите лучших друзей вашего ребенка _________________________

____________________________________________________________

Готов ли ваш ребёнок учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём.

А) Да

Б) Нет

В) Не могу сказать

Какие события своей жизни Ваш ребенок вспоминает чаще всего?

А) Радостные

Б) Печальные

В) Не могу сказать

Может ли Ваш ребенок заплакать или засмеяться, сопереживая Вам, другим людям, литературным и телевизионным персонажам?

А) Да

Б) Нет

В) Не могу сказать

Каковы наиболее частые причины появления признаков плохого или хорошего настроения Вашего ребенка?


Причины плохого настроения: ___________________________________

_____________________________________________________________

Причины хорошего настроения: _________________________________

____________________________________________________________


Благодарим за участие в анкетировании!




Опубликовано


Комментарии (1)

Смирнова Анжела Викторовна, 15.05.21 в 21:07 0Ответить Пожаловаться
спасибо за материал! Подскажите, анкета у Вас авторская?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.