Просветительское мероприятие для педагогов «Особенности современного интернет-пространства и его влияние на психологическое благополучие детей»

12
5
Материал опубликован 21 October 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

«Особенности современного интернет-пространства и его влияние на психологическое благополучие детей»


Презентация к педсовету
PPTX / 19.79 Мб

Педагог-психолог Бадыкова А.Г.

 Вопросы безопасности образовательной среды можно рассматривать в разных аспектах. Один из них – обеспечение безопасности и сохранение здоровья учащихся, другой, не менее важный, обеспечение психологической безопасности участников образовательного процесса.

♦ - обозначение смены слайда презентации.

♦ Тема нашей сегодняшней встречи– «Особенности современного интернет-пространства и его влияние на психологическое благополучие детей»

♦ Не секрет, что интернет уже давно и достаточно прочно вошел в нашу жизнь. Теперь трудно представить человеческое общение, работу, образование, науку, политику и развлечения без интернет-технологий.

Но, к сожалению, взаимодействие с киберпространством дает не только положительные эффекты, но и угрожает психологическому, психическому, социальному благополучию пользователей.

♦ Самое страшное, что наиболее уязвимыми к негативному влиянию всемирной паутины являются дети и подростки, которые по данным статистики проводят в сети гораздо больше времени, чем взрослые.

Теперь немного о нашей школе и наших воспитанниках.

В мае 2017 г. Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования РФ проводил интернет-опрос среди учащихся российский школ и их родителей, чтобы узнать:

- насколько хорошо современные дети и подростки информированы об угрозах и рисках, которые подстерегают их в интернете;

- какую информацию об интернет угрозах и способах борьбы с ними они хотели бы узнать.

Анкета была выложены на официальном сайте, и мы решили провести подобный опрос в нашей школе, немного видоизменив вопросы.

В анкетировании принял участие 51 воспитанник нашей школы в возрасте от 12 до 18 лет.

Ребятам предлагалось ответить на 12 вопросов, и вот какие результаты мы получили:

(см. вложенные файлы – Анкета «Интернет-среда», «Результаты анкетирования»).


Анкета "Интернет среда"
DOCX / 18.22 Кб

 /data/files/q1508531303.docx (Результаты анкетирования)

 

 Как вы видите из результатов анкетирования, наши ребята хотели бы больше знать о том, с какими проблемами и рисками они могут столкнуться в интернете и как с ними справляться. Для того, чтобы могли им об этом рассказать, мы должны быть сами достаточно хорошо осведомлены в этих вопросах.

Поэтому вернемся к нашей теме.

Основные характеристики современного интернет-пространства и связанные с ним угрозы психологическому благополучию детей, можно объединить в несколько групп.

1 группа. Общая доступность развлекательных услуг.

Большую часть интернет-развлечений составляют компьютерные игры. Они приводят к возникновению у детей и подростков такой формы зависимости, как игромания (как следствие ведут к нарушению способности контролировать время пребывания в сети, притупление чувства реальности, свертывание взаимодействий с социальным окружением и т.д.)

♦ 2 группа. Огромные коммуникационные возможности (виртуальное общение через различные социальные сети).

Огромное количество людей общаются друг с другом через различные виртуальные сообщества. По данным статистики наиболее популярными соц. сетями в России в 2016 г. были приложения: «В контакте», «Одноклассники» и «Фэйсбук».

С одной стороны, это дает возможность людям создавать группы по интересам, находить друзей и единомышленников, обмениваться новостями, фотографиями, идеями и т.п.

♦ С другой стороны, анонимность и возможность остаться безнаказанным в сети увеличивают вероятность того, что любой человек (тем более ребенок) может стать жертвой чьих-то домогательств и преследований или даже сам стать агрессором.

Все это ведет к тому, что в интернете активно распространяются такие явления, как кибер-буллинг и моббинг; а также растет число жертв сексуальных домогательств и мошенничества.

Расскажу об этом немного подробнее.

♦ Кибер-буллинг-психологический террор, осуществляемый с помощью интернет-технологий. Цель — затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить.

♦ Интернет-травля может осуществляться через показ и отправление резких, грубых или жестоких текстовых сообщений, передразнивание жертвы в режиме онлайн, размещение в открытом доступе личной информации, фото или видео с целью причинения вреда или смущения жертвы; создание фальшивой учетной записи в социальных сетях, электронной почты, веб-страницы для преследования и издевательств над другими от имени жертвы и т.д.

Моббинг – это форма психологического насилия в виде массовой  травли человека средствами интернет-технологий. От буллинга отличается, тем, что в травле одного человека принимает участие большая группа людей.

Интернет-травля очень привлекательна для детей и подростков, так как позволяет обидчику выплеснуть все свои негативные эмоции, почувствовать свою силу и значимость, сохранить анонимность и избежать наказания.

♦Последствия травли школьника печальны: жестокое обращение деформирует психику ребенка и может привести к суицидальному или  зависимому поведению (алкоголизм, наркомания, токсикомания).

●●Специалисты (психологи, исследователи, ученые) считают, что травля в школьные годы  не проходит бесследно для всех ее участников, и её последствия сказываются почти на протяжении всей жизни человека.

●У зачинщиков и преследователей формируются асоциальные черты, они склонны к зависимостям, подвержены чрезмерной тревожности и депрессиям.

К сожалению, универсального ответа на вопрос, как быть в том случае, если вдруг выяснится, что  ребенок оказался жертвой травли, нет. В каждом случае надо разбираться отдельно. Здесь важно помнить одно –необходимо формировать у детей культуру поведения в сети, рассказывать о том, что можно и что нельзя делать в интернет-пространстве, и самое главное, к кому можно обратиться за помощью.

Я более подробно останавливаюсь на этом вопросе потому, что практически у всех наших детей есть телефоны и доступ к интернету. И если в школе посредством интернет-фильтрации мы можем ограничивать доступ детей к нежелательной информации, то во внеурочное время это нам просто не под силу.

♦Еще одна проблема, о которой нельзя не сказать, связана с тем, что общение через социальные сети вызывают различного рода зависимости, мании и навязчивые действия:

- постоянное ожидание звонка или сообщения;

- желание постоянно просматривать фотографии на страницах своих друзей и знакомых;

- постоянное переключение внимание на телефон во время разговора с другим человеком;

- необходимость постоянно узнавать свежие новости, быть в курсе последних событий;

- ощущение эйфории, связанное с постоянным выкладыванием фотографий в социальные сети и получением комментариев и лайков и т.п.

- желание иметь как можно больше друзей и подписчиков.

♦ Я предлагаю вам посмотреть небольшой видео-ролик об одной из таких зависимостей – селфимании.

(Просмотр видео)

 /data/files/r1508531821.mp4 (Селфимания)

♦ 3 группа. Следующей характерной чертой современного киберпространства является отсутствие качественной и своевременной цензуры размещаемой в Сети информации.

В связи с этим возрастает вероятность доступа детей и подростков к сетевым ресурсам, содержащим потенциально опасную для психики ребенка информацию: сексуального, псевдорелигиозного, экстремистского и насильственного  характера, а также информацию,  склоняющую к суициду.

●В этом плане интернет-ресурсы имеют огромные возможности для внушения и манипулирования сознанием людей, представления негативной информации в позитивном ключе. Особенно если речь идет о детях и подростках.

♦Наглядным примером такой манипуляции является деятельность групп смерти типа «Синий кит», которые пытаются представить детям и подросткам смерть – как облегчение, способ решения всех проблем или даже подвиг.(видео «Что такое «Синий кит?»)


опасные группы
MP4 / 10.18 Мб

♦♦♦♦♦♦♦♦

Сейчас в интернете много пишут о том, что якобы популярность «Синего кита» среди подростков пошла на убыль. Но на смену этой смертельной игре приходят другие. Так в новостных лентах можно найти информацию о том, что появились аналоги «Синего кита» - «Розовый пони» и «Рыжий лис».

♦ По описанию игра "Розовый пони" предназначена для детей от 3 лет. Ее можно бесплатно скачать в приложении Play market в телефоне. Игра на первый взгляд безопасная. Ее суть заключается в том, что пони бегает розовый пони предлагает ребенку выполнять различные задания. В комментариях к игре родители пишут о том, что в игре встречаются задания типа "Закройся в комнате", "Не рассказывай ничего родителям", "Открой окно", "Сядь на подоконник" и т.п. Об этой игре даже был видео ролик в новостных лентах федеральных каналов.

Согласно информации от Правительства Кировской области от 3.07.2017 г. 5480-26-03 «О мерах по защите детей от неправомерного контента в социальных сетях» выявлена новая форма распространения суицидальных настроений через социальную сеть «В контаке» - «РЫЖИЙ ЛИС».

Суть данной игры смерти заключается в выполнении заданий «куратора» в обмен на стикеры (графические изображения, используемые при переписке) с изображением рыжего лиса. Всего в игре можно получить 40 стикеров.

Бесплатно можно получить всего 4 стикера, все остальные присылаются только после выполнения задания. 

Первые задания носят нейтральный характер – сделать фотографию, написать историю и т.п. но чем дальше, тем более провокационными и опасными для жизни становятся задания. В итоге «игроку» приходит сообщение с предложением совершить попытку суицида в обмен на оставшиеся стикеры.

Просмотр видео


опасные группы 2
MP4 / 18.69 Мб

Опасность игры заключается в том, что получение вознаграждения за стикеры очень увлекает детей, азарт и желание получить новый стикер делает их сознание некритичным к поступающим заданиям.

Насколько эта информация правдива сказать сложно, в интернете можно найти огромное количество скриншотов с заданиями от рыжего лиса.

Но многие журналисты, занимающиеся расследованием деятельности подобных «групп смерти» в интернете, сходятся во мнении, что страсти вокруг них нагнетаются сознательно. В частности, пишут о том, что что массовая истерия с «синим китом» и «рыжим лисом» направлены против социальной сети «В контакте», чтобы снизить ее популярность.

Также пишут о том, что «рыжий лис» наоборот был создан в противовес «синему киту». Целью данного сообщества была мотивация пользователей к обмену различнымиисторяими о себе и своей жизни.

Так это или нет - нам по сути не важно. Наша задача – быть бдительными, чтобы не допустить распространения подобных игр среди наших детей и научить наших воспитанников критически относится к любой информации, поступающей из различных интернет-сообществ.

Кроме этого, существуют и другие популярные сообщества и «сетевые» игры, призывающие детей и подростков к совершению самоповреждающих действий, которые могут привести к смерти.

♦♦Я предлагаю посмотреть вам еще два ролика: «Беги или умри»(с 1 по 35 сек), «Щенячий восторг» .


Беги или умри
MP4 / 37.77 Мб

Щенячий восторг
MP4 / 7.22 Мб

Аутоагрессивные формы поведения очень распрастранены среди современных подростков. В видеороликах вы видели крайние формы его проявления. Но существуют и другие способы нанесения себе вреда.

В традиционной психиатрической практике к самоповреждениям относят такие действия как:

◄- обгрызание ногтей;

◄- кусание губ, щек;

◄- щипки, укусы;

◄- трихотилломания-выдергивание волос, ресниц или бровей.

◄- расцарапывание участков тела или нанесение себе порезов острыми предметами;

◄- расковыривание заусенцев или других неровностей на коже и препятствование заживлению ран;

◄- прижигание кожи.

 - намеренные действия, способствующие ухудшению состояния при болезни;

- голодание с целью наказать себя и др.

Раньше считалось, что самоповреждающие действия – это нанесение себе телесного вреда, имеющего малую вероятность летального исхода, социально неприемлемое по своему характеру и производимое с целью уменьшить или справиться с психологическим стрессом.

На сегодняшний день в связи с увеличением количества завершенных суицидов, дети, наносящие себе различные телесные повреждения, автоматически попадают в группу особого риска и пристального внимания психиатров. Поэтому, уважаемые коллеги, мы с вами должны быть очень внимательны к нашим воспитанникам и обращать внимание на любые изменения их привычного поведения и внешнего вида.

Заключение

Можно приводить еще много примеров о том, какие опасности таит в себе интернет-пространство. Главное остается неизменным - детская неокрепшая психика не способна критически воспринимать и «фильтровать» информацию, поступающую из виртуальной реальности.

Интернет является для детей своеобразным магнитом, который позволяет им забыть о проблемах, почувствовать себя более успешными и нужными, получить внимание, поддержку и понимание, которых им так не хватает в реальной жизни.

Запретить детям находиться в интернете мы не сможем, поэтому наши задачи состоят в следующем:

 – способствовать развитию интересов и возможностей детей, организовывать их досуг таким образом, чтобы живое общение и какая-либо деятельность были для них важнее интернета;

- научить детей ориентироваться в интернет-пространстве, избирательно и критически относится к любой информации, рассказать об опасностях, с которыми они могут столкнуться

- объяснить, что ко взрослым всегда можно обратиться за помощью.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что различные «группы смерти», существующие в интернете – это не причина совершения детьми и подростками самоповреждающих и суицидальных действий. Это лишь способ решения тех проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни.

Истинные причины суицидального обращения чаще всего кроются в сфере межличностных отношений ребенка с семьей, сверстниками, противоположным полом или учителями.

 

Данное выступление, презентация и видеоролики могут быть использованы при подготовке родительского собрания. Но важно помнить, что и педагоги, и родители должны быть предупреждены, что предоставленная им информация предназначена для внутреннего пользования, для размышления, для того, чтобы педагоги и родители были более внимательны к своим детям и тому, что с ними происходит.

Она ни в коем случае не предназначена для просмотра и обсужения с детьми!

 При подготовке использовался сборник научных статей / Под ред.  И.А. Баевой, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязовой, — М.: МГППУ, 2013. — 304 с.  - Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение 

 

Предварительный просмотр презентации

«Особенности современного интернет-пространства и его влияние на психологическое благополучие детей»

Современные интернет-технологии прочно вошли в нашу жизнь

Наиболее уязвимыми к негативному влиянию интернета являются дети и подростки

Особенности и угрозы современного интернет-пространства: 1. ОБЩАЯ ДОСТУПНОСТЬ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ:  музыка; фильмы; телепередачи; игры;  сайты знакомств; тотализаторы и т.п.

2. ОГРОМНЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТА: В контакте (39%). 2. Одноклассники (32%). 3. Фейсбук (24%). 4. WhatsApp. 5. Viber. 6. Инстаграмм. 7. Твитер Самые популярные соц. сети в России в 2016 г.

Анонимность и безнаказанность в интернете ведут в распространению таких явлений, как кибер-булинг, мобинг и мошенничество

2.1. Кибер-буллинг (травля) - психологический террор, осуществляемый с помощью интернет-технологий. Цель — затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить.

Формы интернет-травли: показ и отправление резких, грубых или жестоких текстовых сообщений; передразнивание жертвы в режиме онлайн; размещение в открытом доступе компрометирующей личной информации, фото или видео жертвы; создание странички жертвы в социальных сетях для преследования и издевательств над другими от имени жертвы и т.д.

2.2. Моббинг от буллинга отличается, тем, что в травле одного человека принимает участие большая группа людей это форма психологического насилия в виде массовой травли человека средствами интернет-технологий.

Последствия интернет-травли формирование асоциальных личностных черт; ощущение безнаказанности и вседозволенности; совершение более серьезных асоциальных поступков деформация психики; страхи, мания преследования, ощущение безысходности появление суицидальных мыслей и намерений; формирование зависимого поведения (алкоголизм, наркомания, токсикомания) ЖЕРТВА АГРЕССОР

2.3.Интернет-зависимость постоянное ожидание звонка или сообщения; желание постоянно просматривать фотографии на страницах своих друзей и знакомых; постоянное переключение внимание на телефон во время разговора с другим человеком; - желание иметь как можно больше друзей и подписчиков и т.п

Сэлфимания

3. ОТСУТСТВИЕ СВОЕВРЕМЕННОЙ И КАЧЕСТВЕННОЙ ЦЕНЗУРЫ ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ - свободный доступ детей и подростков к потенциально опасной для их психики информации: сексуального, псевдорелигиозного, экстремистского и насильственного характера, а также информации, склоняющей к суициду. - широкие возможности для массовой манипуляции сознанием

Игры смерти – манипуляции с сознанием

Правила игры «Синий Кит» Подросток пишет в социальной сети запись, сопровождая ее хэштегом «Синий кит», «Тихий дом», «Разбуди меня в 4:20» и т.п. Затем, ровно в 4:20 утра, когда организм человека находится в максимально расслабленном состоянии, проснувшийся по будильнику подросток получает сообщение такого плана: «Я – твой личный Кит, который поможет тебе довести игру до конца. Она длится ровно пятьдесят дней. Последний день является концом игры. Если ты умрешь – выиграешь. Если нет – тогда тебе помогут. Вступив в игру обратной дороги нет. Ты готов?»

Правила игры «Синий Кит» При всем ужасающем смысле данного сообщения, ребенок отвечает согласием, ведь это всего лишь игра! Затем начинают приходить сообщения с заданиями. После каждого выполненного требования необходимо предоставить подтверждения в виде фото или видео.

Примеры заданий: На руке лезвием вырезать f57. Проснуться в 4.20 и смотреть страшные видео. Слушать музыку, которую они тебе присылают. Порезать вдоль вен руку (не глубоко). Только три пореза. Если ты готов стать китом — пишешь на ноге лезвием «да». Если нет, то делаешь со своей рукой всё, что хочешь (много порезов и так далее). Встать в 4.20 и пойти на крышу. Тыкать руку иголкой. Залезть на мост. Залезть на кран. Сидеть вниз ногами на краю крыши. Встретиться с китом. Тебе говорят дату смерти, и ты должен смириться. В 4.20 пойти на рельсы. Ни с кем не общаться. Дать клятву, что ты кит

#разбудименяв4_20#deletedsky1281 #terminal1281 #я_иду_в_тихийдом #МореКитов #китовморе #домкитов #китобой #няпока #рина #ssrma #ssrm #NoG #d28 #ff33 #f57 #f58 #ФилиппЛис #мертвыедуши #млечныйпуть #ТихийДом #домтихий #RoyalManor #killmeorder #хочувигру #150звезд #истина #DK1281 #f57KMO #exit ОПАСНЫЕ ГРУППЫ ИНТЕРНЕТА

«Игры смерти» РОЗОВЫЙ ПОНИ

«Игры смерти» РЫЖИЙ ЛИС

«Игры смерти» «Беги или умри»; - «Щенячий восторг»

Самоповреждающее поведение очень популярно среди подростков Самоповреждающее поведение очень популярно среди подростков Различные интернет сообщества подогревают интерес детей к подобным действиям различными видео и фотографиями и подталкивают суицидальным действиям

Заключение Современные интернет угрозы и риски оказывают крайне негативное влияние на детей и подростков. Детская неокрепшая психика не способна критически воспринимать и «фильтровать» информацию, поступающую из виртуальной реальности

Задачи педагогического коллектива: - способствовать развитию интересов и возможностей детей, организовывать их досуг таким образом, чтобы живое общение и какая-либо деятельность были для них важнее интернета; научить детей ориентироваться в интернет-пространстве, избирательно и критически относится к любой информации, рассказать об опасностях, с которыми они могут столкнуться; - объяснить, что ко взрослым всегда можно обратиться за помощью.

Это важно! Истинные причины суицидального поведения чаще всего кроются в сфере межличностных отношений ребенка с семьей, сверстниками, противоположным полом или учителями. Опасности, которые таит в современное интернет-пространство – это не причина совершения детьми и подростками самоповреждающих и суицидальных действий. Это лишь способ решения тех проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо! Очень актуальный и интересный материал!

21 October 2017

Да. своевременное исследование.

21 October 2017

Актуальная тема! Спасибо!

26 November 2017

Очень нужный материал. Адаптирую по себя и использую на мероприятиях в школе. Спасибо

10 March 2019

Рада, что была вам полезна)

12 March 2019