Просветительское мероприятие для педагогов «Особенности современного интернет-пространства и его влияние на психологическое благополучие детей»
Пояснительная записка к презентации
«Особенности современного интернет-пространства и его влияние на психологическое благополучие детей»
Презентация к педсовету
PPTX / 19.79 Мб
Педагог-психолог Бадыкова А.Г.
Вопросы безопасности образовательной среды можно рассматривать в разных аспектах. Один из них – обеспечение безопасности и сохранение здоровья учащихся, другой, не менее важный, обеспечение психологической безопасности участников образовательного процесса.
♦ - обозначение смены слайда презентации.
♦ Тема нашей сегодняшней встречи– «Особенности современного интернет-пространства и его влияние на психологическое благополучие детей»
♦ Не секрет, что интернет уже давно и достаточно прочно вошел в нашу жизнь. Теперь трудно представить человеческое общение, работу, образование, науку, политику и развлечения без интернет-технологий.
Но, к сожалению, взаимодействие с киберпространством дает не только положительные эффекты, но и угрожает психологическому, психическому, социальному благополучию пользователей.
♦ Самое страшное, что наиболее уязвимыми к негативному влиянию всемирной паутины являются дети и подростки, которые по данным статистики проводят в сети гораздо больше времени, чем взрослые.
Теперь немного о нашей школе и наших воспитанниках.
В мае 2017 г. Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования РФ проводил интернет-опрос среди учащихся российский школ и их родителей, чтобы узнать:
- насколько хорошо современные дети и подростки информированы об угрозах и рисках, которые подстерегают их в интернете;
- какую информацию об интернет угрозах и способах борьбы с ними они хотели бы узнать.
Анкета была выложены на официальном сайте, и мы решили провести подобный опрос в нашей школе, немного видоизменив вопросы.
В анкетировании принял участие 51 воспитанник нашей школы в возрасте от 12 до 18 лет.
Ребятам предлагалось ответить на 12 вопросов, и вот какие результаты мы получили:
(см. вложенные файлы – Анкета «Интернет-среда», «Результаты анкетирования»).
Анкета "Интернет среда"
DOCX / 18.22 Кб
/data/files/q1508531303.docx (Результаты анкетирования)
Как вы видите из результатов анкетирования, наши ребята хотели бы больше знать о том, с какими проблемами и рисками они могут столкнуться в интернете и как с ними справляться. Для того, чтобы могли им об этом рассказать, мы должны быть сами достаточно хорошо осведомлены в этих вопросах.
Поэтому вернемся к нашей теме.
Основные характеристики современного интернет-пространства и связанные с ним угрозы психологическому благополучию детей, можно объединить в несколько групп.
♦ 1 группа. Общая доступность развлекательных услуг.
Большую часть интернет-развлечений составляют компьютерные игры. Они приводят к возникновению у детей и подростков такой формы зависимости, как игромания (как следствие ведут к нарушению способности контролировать время пребывания в сети, притупление чувства реальности, свертывание взаимодействий с социальным окружением и т.д.)
♦ 2 группа. Огромные коммуникационные возможности (виртуальное общение через различные социальные сети).
Огромное количество людей общаются друг с другом через различные виртуальные сообщества. По данным статистики наиболее популярными соц. сетями в России в 2016 г. были приложения: «В контакте», «Одноклассники» и «Фэйсбук».
С одной стороны, это дает возможность людям создавать группы по интересам, находить друзей и единомышленников, обмениваться новостями, фотографиями, идеями и т.п.
♦ С другой стороны, анонимность и возможность остаться безнаказанным в сети увеличивают вероятность того, что любой человек (тем более ребенок) может стать жертвой чьих-то домогательств и преследований или даже сам стать агрессором.
Все это ведет к тому, что в интернете активно распространяются такие явления, как кибер-буллинг и моббинг; а также растет число жертв сексуальных домогательств и мошенничества.
Расскажу об этом немного подробнее.
♦ Кибер-буллинг-психологический террор, осуществляемый с помощью интернет-технологий. Цель — затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить.
♦ Интернет-травля может осуществляться через показ и отправление резких, грубых или жестоких текстовых сообщений, передразнивание жертвы в режиме онлайн, размещение в открытом доступе личной информации, фото или видео с целью причинения вреда или смущения жертвы; создание фальшивой учетной записи в социальных сетях, электронной почты, веб-страницы для преследования и издевательств над другими от имени жертвы и т.д.
♦ Моббинг – это форма психологического насилия в виде массовой травли человека средствами интернет-технологий. От буллинга отличается, тем, что в травле одного человека принимает участие большая группа людей.
Интернет-травля очень привлекательна для детей и подростков, так как позволяет обидчику выплеснуть все свои негативные эмоции, почувствовать свою силу и значимость, сохранить анонимность и избежать наказания.
♦Последствия травли школьника печальны: жестокое обращение деформирует психику ребенка и может привести к суицидальному или зависимому поведению (алкоголизм, наркомания, токсикомания).
●●Специалисты (психологи, исследователи, ученые) считают, что травля в школьные годы не проходит бесследно для всех ее участников, и её последствия сказываются почти на протяжении всей жизни человека.
●У зачинщиков и преследователей формируются асоциальные черты, они склонны к зависимостям, подвержены чрезмерной тревожности и депрессиям.
К сожалению, универсального ответа на вопрос, как быть в том случае, если вдруг выяснится, что ребенок оказался жертвой травли, нет. В каждом случае надо разбираться отдельно. Здесь важно помнить одно –необходимо формировать у детей культуру поведения в сети, рассказывать о том, что можно и что нельзя делать в интернет-пространстве, и самое главное, к кому можно обратиться за помощью.
Я более подробно останавливаюсь на этом вопросе потому, что практически у всех наших детей есть телефоны и доступ к интернету. И если в школе посредством интернет-фильтрации мы можем ограничивать доступ детей к нежелательной информации, то во внеурочное время это нам просто не под силу.
♦Еще одна проблема, о которой нельзя не сказать, связана с тем, что общение через социальные сети вызывают различного рода зависимости, мании и навязчивые действия:
- постоянное ожидание звонка или сообщения;
- желание постоянно просматривать фотографии на страницах своих друзей и знакомых;
- постоянное переключение внимание на телефон во время разговора с другим человеком;
- необходимость постоянно узнавать свежие новости, быть в курсе последних событий;
- ощущение эйфории, связанное с постоянным выкладыванием фотографий в социальные сети и получением комментариев и лайков и т.п.
- желание иметь как можно больше друзей и подписчиков.
♦ Я предлагаю вам посмотреть небольшой видео-ролик об одной из таких зависимостей – селфимании.
(Просмотр видео)
/data/files/r1508531821.mp4 (Селфимания)
♦ 3 группа. Следующей характерной чертой современного киберпространства является отсутствие качественной и своевременной цензуры размещаемой в Сети информации.
В связи с этим возрастает вероятность доступа детей и подростков к сетевым ресурсам, содержащим потенциально опасную для психики ребенка информацию: сексуального, псевдорелигиозного, экстремистского и насильственного характера, а также информацию, склоняющую к суициду.
●В этом плане интернет-ресурсы имеют огромные возможности для внушения и манипулирования сознанием людей, представления негативной информации в позитивном ключе. Особенно если речь идет о детях и подростках.
♦Наглядным примером такой манипуляции является деятельность групп смерти типа «Синий кит», которые пытаются представить детям и подросткам смерть – как облегчение, способ решения всех проблем или даже подвиг.(видео «Что такое «Синий кит?»)
♦♦♦♦♦♦♦♦
Сейчас в интернете много пишут о том, что якобы популярность «Синего кита» среди подростков пошла на убыль. Но на смену этой смертельной игре приходят другие. Так в новостных лентах можно найти информацию о том, что появились аналоги «Синего кита» - «Розовый пони» и «Рыжий лис».
♦ По описанию игра "Розовый пони" предназначена для детей от 3 лет. Ее можно бесплатно скачать в приложении Play market в телефоне. Игра на первый взгляд безопасная. Ее суть заключается в том, что пони бегает розовый пони предлагает ребенку выполнять различные задания. В комментариях к игре родители пишут о том, что в игре встречаются задания типа "Закройся в комнате", "Не рассказывай ничего родителям", "Открой окно", "Сядь на подоконник" и т.п. Об этой игре даже был видео ролик в новостных лентах федеральных каналов.
♦Согласно информации от Правительства Кировской области от 3.07.2017 г. 5480-26-03 «О мерах по защите детей от неправомерного контента в социальных сетях» выявлена новая форма распространения суицидальных настроений через социальную сеть «В контаке» - «РЫЖИЙ ЛИС».
♦Суть данной игры смерти заключается в выполнении заданий «куратора» в обмен на стикеры (графические изображения, используемые при переписке) с изображением рыжего лиса. Всего в игре можно получить 40 стикеров.
♦Бесплатно можно получить всего 4 стикера, все остальные присылаются только после выполнения задания.
♦Первые задания носят нейтральный характер – сделать фотографию, написать историю и т.п. но чем дальше, тем более провокационными и опасными для жизни становятся задания. В итоге «игроку» приходит сообщение с предложением совершить попытку суицида в обмен на оставшиеся стикеры.
Просмотр видео
опасные группы 2
MP4 / 18.69 Мб
♦Опасность игры заключается в том, что получение вознаграждения за стикеры очень увлекает детей, азарт и желание получить новый стикер делает их сознание некритичным к поступающим заданиям.
Насколько эта информация правдива сказать сложно, в интернете можно найти огромное количество скриншотов с заданиями от рыжего лиса.
Но многие журналисты, занимающиеся расследованием деятельности подобных «групп смерти» в интернете, сходятся во мнении, что страсти вокруг них нагнетаются сознательно. В частности, пишут о том, что что массовая истерия с «синим китом» и «рыжим лисом» направлены против социальной сети «В контакте», чтобы снизить ее популярность.
Также пишут о том, что «рыжий лис» наоборот был создан в противовес «синему киту». Целью данного сообщества была мотивация пользователей к обмену различнымиисторяими о себе и своей жизни.
Так это или нет - нам по сути не важно. Наша задача – быть бдительными, чтобы не допустить распространения подобных игр среди наших детей и научить наших воспитанников критически относится к любой информации, поступающей из различных интернет-сообществ.
Кроме этого, существуют и другие популярные сообщества и «сетевые» игры, призывающие детей и подростков к совершению самоповреждающих действий, которые могут привести к смерти.
♦♦Я предлагаю посмотреть вам еще два ролика: «Беги или умри»(с 1 по 35 сек), «Щенячий восторг» .
Беги или умри
MP4 / 37.77 Мб
Щенячий восторг
MP4 / 7.22 Мб
Аутоагрессивные формы поведения очень распрастранены среди современных подростков. В видеороликах вы видели крайние формы его проявления. Но существуют и другие способы нанесения себе вреда.
В традиционной психиатрической практике к самоповреждениям относят такие действия как:
◄- обгрызание ногтей;
◄- кусание губ, щек;
◄- щипки, укусы;
◄- трихотилломания-выдергивание волос, ресниц или бровей.
◄- расцарапывание участков тела или нанесение себе порезов острыми предметами;
◄- расковыривание заусенцев или других неровностей на коже и препятствование заживлению ран;
◄- прижигание кожи.
- намеренные действия, способствующие ухудшению состояния при болезни;
- голодание с целью наказать себя и др.
Раньше считалось, что самоповреждающие действия – это нанесение себе телесного вреда, имеющего малую вероятность летального исхода, социально неприемлемое по своему характеру и производимое с целью уменьшить или справиться с психологическим стрессом.
На сегодняшний день в связи с увеличением количества завершенных суицидов, дети, наносящие себе различные телесные повреждения, автоматически попадают в группу особого риска и пристального внимания психиатров. Поэтому, уважаемые коллеги, мы с вами должны быть очень внимательны к нашим воспитанникам и обращать внимание на любые изменения их привычного поведения и внешнего вида.
Заключение
Можно приводить еще много примеров о том, какие опасности таит в себе интернет-пространство. Главное остается неизменным - детская неокрепшая психика не способна критически воспринимать и «фильтровать» информацию, поступающую из виртуальной реальности.
Интернет является для детей своеобразным магнитом, который позволяет им забыть о проблемах, почувствовать себя более успешными и нужными, получить внимание, поддержку и понимание, которых им так не хватает в реальной жизни.
Запретить детям находиться в интернете мы не сможем, поэтому наши задачи состоят в следующем:
– способствовать развитию интересов и возможностей детей, организовывать их досуг таким образом, чтобы живое общение и какая-либо деятельность были для них важнее интернета;
- научить детей ориентироваться в интернет-пространстве, избирательно и критически относится к любой информации, рассказать об опасностях, с которыми они могут столкнуться
- объяснить, что ко взрослым всегда можно обратиться за помощью.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что различные «группы смерти», существующие в интернете – это не причина совершения детьми и подростками самоповреждающих и суицидальных действий. Это лишь способ решения тех проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни.
Истинные причины суицидального обращения чаще всего кроются в сфере межличностных отношений ребенка с семьей, сверстниками, противоположным полом или учителями.
Данное выступление, презентация и видеоролики могут быть использованы при подготовке родительского собрания. Но важно помнить, что и педагоги, и родители должны быть предупреждены, что предоставленная им информация предназначена для внутреннего пользования, для размышления, для того, чтобы педагоги и родители были более внимательны к своим детям и тому, что с ними происходит.
Она ни в коем случае не предназначена для просмотра и обсужения с детьми!
При подготовке использовался сборник научных статей / Под ред. И.А. Баевой, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязовой, — М.: МГППУ, 2013. — 304 с. - Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение
Лещёва Светлана Николаевна
Ольга Витальевна Щербакова
Варавина Наталия Владимировна
Desteni
Бадыкова Алсу Гилемхановна