Особенности воспитательно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

1
0
Материал опубликован 21 November 2021

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

И воспитание, и образование нераздельны.

Нельзя воспитывать, не передавая знания,

всякое же знание действует воспитательно.

Л.Н. Толстой

Учиться могут все дети, а значит всем, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должны предоставляться возможности получить образование….

Каждый ребенок – особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

Детям с особенностями развития вовсе не обязательно обучаться в специальных школах, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться жизни они могут в обычной школе.

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач нашей школы. Это необходимое условие для создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Школа обязана дать возможность каждому ребенку, независимо от него потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.

Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный базовый стандарт является базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с особыми возможностями здоровья. [3]. Когда говорят об обучении детей с особенностями в развитии в общеобразовательных школах, используют два термина «интеграция» и «инклюзия». В чем разница?

«Интеграция» предполагает, что ребенок должен адаптироваться к общеобразовательной системе, а «инклюзия» предусматривает адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия – более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом они все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка: кому-то понадобиться отдельная образовательная программа, а кому-то – пандус, лифт. [2].

Инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми или специально созданных классах. Инклюзия – это не только физическое нахождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе, но и изменение самой школы и системы отношений участников образовательного процесса, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, а также вовлечение родителей в работу с ребенком. [5].

Это имеет непосредственное отношение к четко выделяющейся в последнее время большой группе детей с задержкой психического развития. Такие дети не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, имеют нарушения ценностно-личностной ориентации, высокую степень педагогической запущенности, отклонения интеллектуального и личностного развития, частичное отставание в развитии психических функций.

Если раньше учащиеся с задержкой психического развития учились в специальных интернатах, в настоящее время многие школы пошли на своеобразные эксперименты и стали открывать на базе своей школы коррекционные классы. Обучаясь по месту жительства, учащийся не теряет контакта со своими товарищами, а общение со здоровыми сверстниками стимулирует его работоспособность. [1].

Но, к сожалению, с каждым годом увеличивается количество таких детей в массовых классах. Каждый учитель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, создает адаптированную программу, но даже с ней у детей возникают сложности в обучении.

Такая модель частичного интегрированного обучения используется и в нашей школе.

Я работаю учителем-логопедом, педагогом психологом в начальных классах, где можно встретить обучающихся детей с задержкой психического развития. В этом году на базе нашей школы был открыт для первоклассников 2 коррекционных класса. В данных классах обучаются 10 детей и все они особенные. Каждому требуется свой подход в обучении.

Учебный процесс организован по традиционной системе. Планирую и провожу уроки с обязательным проведением физминуток, артикуляционной, зрительной и дыхательной гимнастики.

В своей работе придерживаюсь основных вопросов, которые входят в профессиональную деятельность:

- диагностика уровня речевого развития детей;

- составление на основе диагностических данных индивидуального маршрута ребенка;

- отслеживание динамики развития ребенка;

- взаимодействие с учителями начальных классов и родителями;

- охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка;

- реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса;

- соблюдение норм педагогического общения, которые имеют три цели: образовательную, воспитательную, коррекционно-развивающую.

Изучая особенности психического развития детей данной категории через соответствующую литературу, личные наблюдения за учащимися, психологическое тестирование, я поняла, что патология этих детей в психической сфере проявляется, прежде всего, в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Им свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия. Невысокие показатели характеризуют долговременную и кратковременную память. Значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.

Обозначив для себя проблему, я стала искать пути ее решения и определила следующие принципы организации работы с детьми с задержкой психического развития:

максимальное использование анализаторов: слухового, зрительного, тактильного;

оптимизация психических процессов;

широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой деятельности;

опора на игру, как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического развития.

стимулирование познавательного интереса многообразием приемов занимательности (задачами – шутками, игрой, занимательными упражнениями и т.д.).

Для детей с задержкой психического развития очень важно показывать все наглядно, поскольку зрительная память у них самая продуктивная. Сообщение знаний должно иметь наглядно-образную опору. Ею могут быть схемы, чертежи, рисунки. Введение таблиц, обобщений, памяток облегчает усвоение знаний.

Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, задания дифференцируются с учетом индивидуальных способностей ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед только своим темпом и с постоянным успехом.

В работе с детьми с задержкой психического развития эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации совместной деятельности с детьми это обеспечение психологической комфортности детей, обеспечивающей их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния. [4].

Дети с особыми образовательными потребностями требуют индивидуального подхода и особого понимания.

Работа с такими детьми требует большого терпения и кропотливости.

Несмотря на трудности, в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, педагог имеет одну цель: обучить детей, дать возможность получить образование и сделать их счастливыми!

​​​​​​​ Литература

Власова Т.А., Певзнер М.С. «О детях с отклонениями в развитии». – Москва: Просвещение, 1973. – 175 с.

Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ОВЗ: Учебное пособие. – Балашов фил. Саратов государственного института имени Н.Г. Чернышевского. – Балашов: Николаев, 2002 – 80 с. ISBN 5-94035-054-2

Олтаржевская Л.Е., Ушакова Е.В., Егупова О.В. Федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в схемах и таблицах. / под ред. Л.Е. Олтаржевской – Москва: ГБУ ГППЦ ДОгМ, 2018 – 26 с.

Лебедева П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития/ под редакцией У.В. Ульенковой. – СПб.: 2007

Сорокумова С.Н. Инклюзивное образование: учебное пособие для студентов и аспирантов психологических факультетов по направлению «Психолого-педагогическое образование». – Министерство образования и науки РФ, Московский государственный гуманитарный институт имени М.А. Шолохова. – Москва: Издательский центр, 2014 – 203 с. ISBN 978-5-8288-1544-9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации