Система работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья
Система работы с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
«Чрезвычайно важно не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми»
Выготский Л. С.
Цель работы: создание среды для преодоления социальной изолированности детей - инвалидов, обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей - инвалидов и помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы основного и среднего общего образования, их адаптации и социализации в образовательном учреждении.
Задачи:
- выявлять особые образовательные потребности детей - инвалидов, обусловленные особенностями их физического и психического развития;
- осуществлять индивидуально ориентированную психолого - медико-педагогическую помощь;
- обеспечить возможность освоения детьми-инвалидами образовательной программы основного и среднего общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;
- обеспечить возможность для их успешной социализации;
- оказывать помощь обучающимся в профильной ориентации и профессиональном самоопределении.
Направления работы
- диагностическая работа обеспечивает подготовку рекомендаций по оказанию детям-инвалидам психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей-инвалидов и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательной деятельности для данной категории детей, со всеми участниками образовательных отношений - обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Этапы работы
Коррекционная работа реализуется поэтапно.
1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.
2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованная образовательная деятельность, имеющая коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей-инвалидов в условиях обучения, воспитания, развития, социализации.
3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
4. Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательной деятельности: процесс сопровождения детей-инвалидов, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей-инвалидов в образовательной деятельности.
Такое взаимодействие включает: многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка; составление комплексных индивидуальных программ общего развития ребёнка.
План работы с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья «Один мир на всех» (2016 – 2020гг)
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Исполнитель |
1 |
Акция «С частичкой радости в душе» поздравление инвалидов с началом учебного года. |
Сентябрь |
Классные руководители, социальный педагог, старшая вожатая |
2 |
Флешмоб «Дорогою добра». |
Октябрь |
Классные руководители, социальный педагог, старшая вожатая |
3 |
Конкурс рисунков, посвященный Дню инвалидов. |
Ноябрь |
Классные руководители, учителя изобразительного искусства |
4 |
Урок доброты «Отзывчивости тоже надо учиться». |
Декабрь |
Классные руководители |
5 |
Акция «Цветик - семицветик». |
Январь |
Классные руководители, социальный педагог |
6 |
Творческий конкурс - выставка «Умелые руки не знают скуки». |
Февраль |
Учителя технологии, классные руководители |
7 |
Выставка открыток «Встречаем весну». |
Март |
Учителя изобразительного искусства, классные руководители |
8 |
Праздник детства «Мы вместе». |
Апрель |
Классные руководители, социальный педагог, психолог, педагог-организатор, старшая вожатая |
9 |
Конкурс рисунков Победа глазами детей. |
Май |
Классные руководители, учителя истории |
10 |
Создание банка данных детей с ОВЗ. |
Сентябрь |
Социальный педагог, классный руководитель |
11 |
Изучение состояния здоровья, возможностей детей с ОВЗ по карте ИПР. |
В течение года |
Классный руководитель, социальный педагог, зам. директора по УВР |
12 |
Составление плана работы с детьми с ОВЗ. |
Сентябрь |
Социальный педагог, классный руководитель |
13 |
Составление программы индивидуального обучения учащихся с ОВЗ, организация обучения на дому. |
Сентябрь |
Зам. директора по УВР |
14 |
Индивидуальные и групповые консультации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. |
В течение года |
Педагог-психолог, классные руководители, учителя-предметники |
15 |
Изучение личности учащихся с ОВЗ. |
В течение года |
Классный руководитель, педагог-психолог |
16 |
Изучение семьи (семейных отношений) детей с ОВЗ. |
В течение года |
Классный руководитель, социальный педагог |
17 |
Изучение интересов и способностей учащихся с ОВЗ. |
В течение года |
Классный руководитель |
18 |
Вовлечение учащихся с ОВЗ во внеурочную деятельность. |
Сентябрь |
Классный руководитель, социальный педагог |
19 |
Контроль за организацией питания учащихся с ограниченными возможностями. |
В течение года |
Классный руководитель |
20 |
Индивидуальные консультации психолога для родителей детей с ОВЗ. |
В течение года |
Педагог-психолог |
21 |
Изучение уровня адаптации детей с ОВЗ. |
В течение года |
Педагог-психолог |
22 |
Изучение микроклимата в классных коллективах, в которых обучаются дети с ОВЗ. |
В течение года |
Классный руководитель, педагог-психолог |
23 |
Контроль за успеваемостью детей с ОВЗ. Оказание своевременной помощи в обучении детей с ОВЗ. |
В течение года |
Классный руководитель |
24 |
Консультации по вопросам воспитания, социальной адаптации. |
В течение года |
Педагог-психолог, классные руководители, социальный педагог |
25 |
Помощь в организации летнего отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями. |
Май |
Социальный педагог, классный руководитель |
26 |
Создание электронного ресурсного банка данных по формам и методам работы с детьми – инвалидами. |
В течение года |
Классный руководитель, социальный педагог |
27 |
Вовлечение детей – инвалидов в неурочную и кружковую деятельность. |
Сентябрь |
Классный руководитель, социальный педагог |
28 |
Участие детей – инвалидов в творческих конкурсах, спортивных мероприятиях, социально – значимых акциях. |
В течение года |
Классный руководитель, |
29 |
Ежегодный «Праздник детства» для детей – инвалидов. |
В течение года |
Классный руководитель, социальный педагог |
Направления работы с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья
Направление |
Задачи |
Содержание и формы работы |
Ожидаемые результаты |
Диагностическое |
1.Определение трудностей школьников в УУД. 2. Определение путей и форм оказания помощи детям-инвалидам, испытывающим трудности в формировании УУД. |
Диагностика, анкетирование, тестирование; беседы с родителями, классными руководителями. |
Характеристика образовательной ситуации. Составление рекомендаций для учителей и родителей. |
Коррекционно-развивающее |
1. Развитие УУД (познавательных, личностных, коммуникативных) 2. Разработка индивидуальных программ по выявленным трудностям.
|
Коррекционные-развивающие занятия - групповые; индивидуальные
|
Повышение уровня социально-психологической адаптации. Оказание психологической помощи обучающимся, имеющим трудности в освоении УУД. Психологическая поддержка детей-инвалидов |
Профилактическое |
1. Повышение психологической компетенции (родителей, педагогов, обучающихся). 2.Снятие психологических перегрузок.
|
Выступления на методических объединениях, классных часах, родительских собраниях. |
Разработка рекомендаций по построению учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями Создание положительного эмоционального фона для обучающихся детей-инвалидов |
Консультативное |
Консультирование индивидуальное и групповое. |
Консультации психологом педагогов по проблемам обучения, поведения и межличностного взаимодействия обучающихся школы, а также по итогам проведенных диагностик. Консультации родителей по вопросам семейного воспитания, взаимоотношений родителей и детей. |
Помощь в преодолении трудностей в обучении, семейном воспитании, социальной адаптации, профессиональном самоопределении. |
Экспертная и организационно-методическая работа |
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся детей-инвалидов |
Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария. Разработки программ.
|
Построение психолого-педагогических прогнозов о возможных трудностях и обсуждение программ коррекции. |
Последовательность работы с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
1. Выявление |
Выявляются дети - инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья через изучение личных дел, медицинских карт, социального паспорта класса, где обучается ученик, классного журнала, страничка «Здоровье ученика». Налажена тесная взаимосвязь, сотрудничество с социальным педагогом школы, психологом, классными руководителями, учителями – предметниками, заместителем директора по УМР курирующая программу «Здоровье». |
2. Сопровождение |
На каждого ребенка - инвалида и ребенка с ограниченными способностями создается индивидуальное программно - методическое сопровождения по биологии с использованием инновационных методов обучения. Использую в педагогической деятельности разноуровневое обучение. Применяю индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ, организовываю процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ученика. Осуществляю следующие виды деятельности: консультативную, диагностико – аналитическую, развивающую, коррекционную, учебно - воспитательную, профилактическую, просветительскую. Составляю и оформляю индивидуальные карточки с заданиями; планирую системы уроков, включая проектную деятельность. Организовываю развивающую среду в классе. Создаю и поддерживаю эмоционально - комфортную атмосферу в классном коллективе, формирую у детей отношения сотрудничества, принятия положительной учебной мотивации. |
3. Поддержка и обучение |
1. Создаю условия для успешного воспитания и обучения через систему приёмов и методов здоровьесберегающих технологий. 2. Использую дистанционное обучение для организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, часто пропускающими занятия по болезни, обучающимися на дому. Данная работа осуществляется посредством использования электронной почты и общения по skype. Принимаю активное участие в системе дистанционного обучения с использованием интернет – технологий информационно – образовательной среды «Телешкола». 3. Создание благоприятной среды для личностного роста обучающегося на уроке и во внеурочной деятельности. 4. Создаю благоприятную среду для личностного роста обучающегося на уроке и во внеурочной деятельности. 5. Привлекаю к работе кружка «Сохраним своё здоровье», элективного курса «Генетика человека», волонтёрского валеологического кружка «Подари себе жизнь».) |
4. Взаимодействие с родителями |
Сопровождение родителей: помощь родителям в понимании собственной роли в инклюзивном образовательном пространстве; консультирование индивидуальное и групповое; информационно - просветительская и профилактическая работа. Координация действий родителей в процессе помощи ребенку в освоении образовательной программы и социализации. Разъяснение способа подачи учебного материала и его закрепления дома, разработка памяток для совместной работы родителей и детей. |
5. Применение психолого – педагогических технологий |
Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках реализую по направлениям: обучающее, профилактическое, оздоровительное. Активно применяю информационно – коммуникационные технологии, в частности дистанционные. Использую с такой категорией детей разноуровневое обучение. |
6. Эффективность работы |
Проводимая работа по сопровождению детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями дает ощутимые результаты. Эти дети вовлекаются в жизнь классного коллектива, успешно происходит их обучение и социализация. Так пятеро детей - успешно заканчивают 9 класс; восемь учащихся регулярно посещают кружки биологической направленности и являются активными участниками различных школьных мероприятий; двое являются постоянными участниками научно - практических конференций разных уровней. Наблюдается рост участия этой категории детей в дистанционных интернет – конкурсах Мультитест, Олимпус, Всероссийского игрового конкурса по естествознанию «Человек и природа». Результатом коррекционной работы является достижение ребенком с инвалидностью планируемых результатов успешного вхождения в социум. |
7. Повышение качественных показателей успеваемости учащихся |
1. Наблюдается положительная динамика мотивации: увеличилось количество учащихся с высоким уровнем мотивации обучения (на 3 %) и средним (на 5 %) уровнем мотивации обучения. 2. Повысился уровень удовлетворенности жизнью детей данной категории (с 46% до 78%). 3. Понизился уровень тревожности. 4. Увеличение доли числа детей - инвалидов, вовлечённых в досуговую деятельность в системе дополнительного образования. 5. Гармоничное развитие обучающихся и максимальная эффективность обучения. 6. Повышение уровня учебных мотивов, самостоятельности, самоорганизации. 7. Формирование у обучающихся навыков и умений в общении, стрессоустойчивости, разрешения межличностных конфликтов, конфликтных ситуаций в социуме, преодоления неуверенности в себе. 8. Осуществление самоопределения обучающихся и их профессиональной ориентации. |
Шулина Оксана Владимировна