12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана591
Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса. Альберт Эйнштей Я отношусь к числу людей, для которых, «кругом одни чудеса». А иначе и быть не может, рядом дети!
Россия, Краснодарский край, станица Динская
3

Система работы с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Система работы с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

«Чрезвычайно важно не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми»

                                                                                                  Выготский Л. С.

Цель работы: создание среды для преодоления социальной изолированности детей - инвалидов, обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей - инвалидов и помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы основного и среднего общего образования, их адаптации и социализации в образовательном учреждении.

Задачи:

- выявлять особые образовательные потребности детей - инвалидов, обусловленные особенностями их физического и психического развития;

- осуществлять индивидуально ориентированную психолого - медико-педагогическую помощь;

- обеспечить возможность освоения детьми-инвалидами  образовательной программы основного и среднего общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;

- обеспечить возможность для их успешной социализации;

- оказывать помощь обучающимся в профильной ориентации и профессиональном самоопределении.

Направления работы

- диагностическая работа обеспечивает подготовку рекомендаций по оказанию детям-инвалидам психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей-инвалидов и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательной деятельности для данной категории детей, со всеми участниками образовательных отношений - обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Этапы работы

Коррекционная работа реализуется поэтапно.

1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.

2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованная образовательная деятельность, имеющая коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей-инвалидов в условиях обучения, воспитания, развития, социализации.

3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

4. Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательной деятельности: процесс сопровождения детей-инвалидов, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей-инвалидов в образовательной деятельности.

Такое взаимодействие включает: многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка; составление комплексных индивидуальных программ общего развития ребёнка.

 

План работы с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья «Один мир на всех» (2016 – 2020гг)

 

Содержание работы

Сроки

Исполнитель

1

Акция «С частичкой радости в душе» поздравление инвалидов с началом учебного года.

Сентябрь

Классные руководители, социальный педагог, старшая вожатая

2

Флешмоб  «Дорогою добра».

Октябрь

Классные руководители, социальный педагог, старшая вожатая

3

Конкурс рисунков, посвященный Дню инвалидов.

Ноябрь

Классные руководители, учителя изобразительного искусства

4

Урок доброты «Отзывчивости тоже надо учиться».

Декабрь

Классные руководители

5

Акция «Цветик - семицветик».

Январь

Классные руководители, социальный педагог

6

Творческий конкурс - выставка «Умелые руки не знают скуки».

Февраль

Учителя технологии, классные руководители

7

Выставка открыток  «Встречаем весну».

Март

Учителя  изобразительного искусства, классные руководители

8

Праздник детства «Мы вместе».

Апрель

Классные руководители,  социальный педагог, психолог, педагог-организатор, старшая вожатая

9

Конкурс рисунков Победа глазами детей.

Май

Классные руководители, учителя истории

10

Создание банка данных детей с ОВЗ.

Сентябрь

Социальный педагог, классный руководитель

11

Изучение состояния здоровья, возможностей  детей с ОВЗ по карте ИПР.

В течение года

Классный руководитель, социальный педагог,

зам. директора по УВР

12

Составление плана работы с детьми с ОВЗ.     

Сентябрь

Социальный педагог, классный руководитель

13

Составление программы индивидуального обучения учащихся с ОВЗ, организация обучения на дому. 

Сентябрь

Зам. директора по УВР

14

Индивидуальные и групповые консультации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.

В течение года

Педагог-психолог, классные руководители, учителя-предметники

15

Изучение личности учащихся с ОВЗ.

В течение года

Классный руководитель,  

педагог-психолог

16

Изучение семьи (семейных отношений) детей с ОВЗ. 

В течение года

Классный руководитель, социальный педагог

17

Изучение интересов и способностей учащихся с ОВЗ.

В течение года

Классный руководитель

18

Вовлечение учащихся с ОВЗ во внеурочную деятельность.

Сентябрь

Классный руководитель, социальный педагог

19

Контроль за организацией питания учащихся с ограниченными возможностями.

В течение года

Классный руководитель

20

Индивидуальные консультации психолога для родителей детей с ОВЗ.

В течение года

Педагог-психолог

21

Изучение уровня адаптации детей с ОВЗ.        

В течение года

Педагог-психолог

22

Изучение микроклимата в классных коллективах, в которых обучаются дети с ОВЗ.

В течение года

Классный руководитель,  

педагог-психолог

23

Контроль за успеваемостью детей с ОВЗ. Оказание своевременной помощи в обучении детей с ОВЗ.

В течение года

Классный руководитель

24

Консультации по вопросам воспитания,  социальной адаптации.

В течение года

Педагог-психолог, классные руководители,

социальный педагог

25

Помощь в организации летнего отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями.

Май

Социальный педагог, классный руководитель

26

Создание электронного ресурсного банка данных по формам и методам работы с детьми – инвалидами.

В течение года

Классный руководитель, социальный педагог

27

Вовлечение детей – инвалидов в неурочную и кружковую деятельность.

Сентябрь

Классный руководитель, социальный педагог

28

Участие детей – инвалидов в творческих конкурсах, спортивных мероприятиях, социально – значимых акциях.

В течение года

Классный руководитель,

29

Ежегодный «Праздник детства» для детей – инвалидов.

В течение года

Классный руководитель, социальный педагог

 

Направления работы с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

 

Направление

Задачи

Содержание и формы работы

Ожидаемые результаты

Диагностическое

1.Определение трудностей школьников в УУД.

2. Определение путей и форм оказания помощи детям-инвалидам, испытывающим трудности в формировании УУД.

Диагностика, анкетирование, тестирование;  беседы с родителями, классными руководителями.

Характеристика образовательной ситуации.

Составление рекомендаций для учителей и родителей.

Коррекционно-развивающее

1. Развитие УУД (познавательных, личностных, коммуникативных)

2. Разработка индивидуальных программ по выявленным трудностям.

 

Коррекционные-развивающие занятия  - групповые; индивидуальные

 

Повышение уровня социально-психологической адаптации.

Оказание психологической помощи обучающимся, имеющим трудности в освоении УУД.

Психологическая поддержка детей-инвалидов

Профилактическое

1. Повышение психологической компетенции (родителей, педагогов, обучающихся).

2.Снятие психологических перегрузок.

 

Выступления на методических объединениях, классных часах, родительских собраниях.

Разработка рекомендаций по построению учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями Создание положительного эмоционального фона для обучающихся детей-инвалидов

Консультативное

Консультирование индивидуальное и групповое.

Консультации психологом педагогов по проблемам обучения, поведения и межличностного взаимодействия обучающихся школы, а также по итогам проведенных диагностик.

Консультации родителей по вопросам семейного воспитания, взаимоотношений родителей и детей.

Помощь в преодолении трудностей в обучении, семейном воспитании, социальной адаптации, профессиональном самоопределении.

Экспертная и организационно-методическая работа

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся детей-инвалидов

Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария.

Разработки программ.

 

Построение психолого-педагогических прогнозов о возможных трудностях и обсуждение программ коррекции.

 

Последовательность работы с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

 

1. Выявление

Выявляются дети - инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья через изучение личных дел, медицинских карт, социального паспорта класса, где обучается ученик, классного журнала, страничка «Здоровье ученика». Налажена тесная взаимосвязь, сотрудничество с социальным педагогом школы, психологом, классными руководителями, учителями – предметниками, заместителем директора по УМР курирующая программу «Здоровье».

2. Сопровождение

На каждого ребенка - инвалида и ребенка с ограниченными способностями создается индивидуальное программно - методическое сопровождения по биологии с использованием инновационных методов обучения. Использую в педагогической деятельности разноуровневое обучение. Применяю индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ, организовываю процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ученика. Осуществляю следующие виды деятельности: консультативную, диагностико – аналитическую, развивающую, коррекционную, учебно - воспитательную, профилактическую, просветительскую. Составляю и оформляю индивидуальные карточки с заданиями; планирую системы уроков, включая проектную деятельность. Организовываю развивающую среду в классе. Создаю и поддерживаю эмоционально - комфортную атмосферу в классном коллективе, формирую у детей отношения сотрудничества, принятия положительной учебной мотивации.

3. Поддержка и обучение

1. Создаю условия для успешного воспитания и обучения через систему приёмов и методов здоровьесберегающих технологий. 2. Использую дистанционное обучение для организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья,  часто пропускающими занятия по болезни, обучающимися на дому. Данная работа осуществляется посредством использования электронной почты и общения по skype. Принимаю активное участие в системе дистанционного обучения с использованием интернет – технологий информационно – образовательной среды «Телешкола». 3. Создание благоприятной среды для личностного роста обучающегося на уроке и во внеурочной деятельности. 4. Создаю благоприятную среду для личностного роста обучающегося на уроке и во внеурочной деятельности. 5. Привлекаю к работе кружка «Сохраним своё здоровье», элективного курса «Генетика человека», волонтёрского валеологического кружка «Подари себе жизнь».)

4. Взаимодействие с родителями

Сопровождение родителей: помощь родителям в понимании собственной роли в инклюзивном образовательном пространстве; консультирование индивидуальное и групповое; информационно - просветительская и профилактическая работа. Координация действий родителей в процессе помощи ребенку в освоении образовательной программы и социализации. Разъяснение способа подачи учебного материала и его закрепления дома, разработка памяток для совместной работы родителей и детей.

5. Применение психолого – педагогических технологий

Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках реализую по направлениям: обучающее, профилактическое, оздоровительное. Активно применяю информационно – коммуникационные технологии, в частности дистанционные. Использую с такой категорией детей разноуровневое обучение.

6. Эффективность работы

Проводимая работа по сопровождению детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями дает ощутимые результаты. Эти дети вовлекаются в жизнь классного коллектива, успешно происходит их обучение и социализация. Так  пятеро детей - успешно заканчивают 9 класс; восемь учащихся регулярно посещают кружки биологической направленности и являются активными участниками различных школьных мероприятий; двое являются постоянными участниками научно - практических конференций разных уровней. Наблюдается рост участия этой категории детей в дистанционных интернет – конкурсах Мультитест, Олимпус, Всероссийского игрового конкурса по естествознанию «Человек и природа». Результатом коррекционной работы является достижение ребенком с инвалидностью планируемых результатов успешного вхождения в социум.

7. Повышение качественных показателей успеваемости учащихся

1. Наблюдается положительная динамика мотивации: увеличилось количество учащихся с высоким уровнем мотивации обучения (на 3 %) и средним (на 5 %) уровнем мотивации обучения. 2. Повысился уровень удовлетворенности жизнью детей данной категории (с 46% до 78%). 3. Понизился  уровень тревожности. 4. Увеличение доли числа детей - инвалидов, вовлечённых в досуговую деятельность в системе дополнительного образования. 5. Гармоничное развитие обучающихся и максимальная эффективность обучения. 6. Повышение уровня учебных мотивов, самостоятельности, самоорганизации. 7. Формирование у обучающихся навыков и умений в общении, стрессоустойчивости, разрешения межличностных конфликтов, конфликтных ситуаций в социуме, преодоления неуверенности в себе. 8. Осуществление самоопределения обучающихся и их профессиональной ориентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.