12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина102
Россия, Чувашская респ., Чебоксары
1

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Илларионова Екатерина Сергеевна

МБДОУ «Детский сад №136» г. Чебоксары


ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Все дети любят слушать музыку, петь, двигаться под нее. Выделить какой-то один, любимый ребенком, вид музыкальной деятельности на первый взгляд не представляется возможным. Но это на первый взгляд.

При более длительном наблюдении за ребенком, в процессе постижения загадки индивидуальной детской природы, педагог обнаруживает особенно привлекательные для воспитанника виды детской деятельности, предпочитаемые способы самовыражения, любимое и интересное для дошкольника содержание жизни.

Используя различные виды музыкальной деятельности я задалась вопросом: почему одним детям больше нравится слушание, другим исполнительство, а третьи не могут ни дня без творчества?

Изучая методическую литературу детей я пришла к выводу, что эта избирательность связана с определенным психотипом ребенка, его психологическими особенностями.

Раскрывая уникальную природу ребенка мы выделили предпочитаемый им вид музыкальной деятельности – слушание, так как именно оно  способствует музыкальному развитию дошкольников и вызывает у них интерес к музыке 

Выделяют следующие психологические особенности ребенок-слушатель.

Можно сказать, что ребенок-слушатель - это прежде всего тот, кто любит слушать и слышать (понимать, сопереживать). В круг слушания попадает не только музыка, но и литература, театрализованное действие, игра, разговор, беседа. Это ребенок - впечатление, собиратель, коллекционер впечатлений, эмоциональных состояний, переживаний и чувств. Такого ребенка часто называют восприимчивым. «Он очень восприимчивый ребенок, очень чувствительный», - говорит мама.

Полнота, глубина, насыщенность эмоционального мира ребенка-слушателя проявляется по-разному: экспрессивно, ярко, стремительно во вне или не менее ярко, но во внутреннем плане. Дети - слушатели обладают высоким уровнем эмпатии.

Образное, творческое воображение такого ребенка достаточно сильно развито. Он склонен к анализу и сравнению, эти операции мышления также находятся на достаточно высоком уровне развития.

Это ребенок, который неравнодушен к происходящему вокруг него, он любит подмечать любые детали и мелочи, привлекает к ним внимание других детей, взрослых. Он легко сосредоточивается, увлекается и погружается в сам процесс восприятия.

Мы определили характерные проявления ребенка-слушателя в контексте музыкальной деятельности:

Интерес к слушанию музыки проявляется в том, что ребенок-слушатель просит родителей и воспитателя включить музыку, самостоятельно включает магнитофон, чтобы послушать ее; на музыкальных занятиях больше всего предпочитает слушать музыкальные произведения, охотно рассуждает о них;

Эмоциональность и активность восприятия музыки проявляется в том, что ребенок-слушатель сосредоточивается на музыкальном произведении, погружается в него, зачарованно слушает и пытается прокомментировать услышанное, живо реагирует на музыку, естествен и искренен в своих реакциях; может засмеяться или заплакать, расстроиться в процессе слушания, адекватно отреагировав на музыкальный образ, кульминационные моменты музыкального произведения; яркость эмоционального сопереживания проявляется как при слушании музыки, так и в беседе о ней;

Вхождение в музыкальное произведение, сопереживание, сочувствие музыкальному образу проявляется в том, что восприимчивость и чувствительность ребенка всегда выражается внешне (обратите внимание на позу, мимику, движения дошкольника, особенно восклицания и комментарии по ходу восприятия музыки и после); в процессе слушания ребенок может вскакивать, делиться своими впечатлениями о том, что он услышал, представил. Например, при прослушивании произведения «Болезнь куклы» Чайковского, «Это беда случилась, кому-то очень плохо, может быть, кто-то болеет или кто-то один, никто с ним не дружит...» - замечает расстроенно девочка; впечатления еще долго остаются с ребенком после прослушивания музыки;

Впечатления о музыке, суждения и эстетические оценки о ней проявляются в том, что суждения всегда развернутые, глубокие, интересные, оригинальные и при этом простые; часто ребенок сам является инициатором разговоров о музыкальном произведении, руководствуется в них эстетическими категориями: «красивая музыка, нежная, плавная, как будто околдовывает, ласкает, успокаивает...»; «музыка прекрасная, хочется бытьдобрым, веселым, радостным», «музыка рассказала о том, что нельзя быть злым, нельзя огорчать других, особенно маму...»; ребенок практически всегда может объяснить свои реакции;

Идентификация с музыкальным образом проявляется в том, что богатство музыкальных впечатлений позволяет ребенку-слушателю легко соотносить новые музыкальные впечатления с собственным жизненным опытом, опытом других людей; он склонен к рефлексии: «Я тоже болел и мне было так же плохо и тяжело, как этой кукле…, но мне помогла мама. А кто поможет кукле?»; «У меня весной настроение солнечное, и у композитора весна солнечная...»; «Я чувствую радость, мне купили новую машинку, и мальчику из музыки тоже, наверное, что-то купили, он доволен, смеется... Может быть, и в цирк ходил, мне тоже в цирке было весело»;

Творчество ребенка-слушателя проявляется в том, что в процессе восприятия или после восприятия музыки ребенок выражает свои впечатления в слове, игре, рисунке, мимике, пантомимической импровизации и др.; сам процесс слушания музыки побуждает ребенка к творчеству, созданию чего-то интересного, нового, ребенок начинает рисовать, сочинять рассказы, переносит услышанное музыкальное содержание в игру; интерпретация музыкальных образов разными выразительными средствами отличается оригинальностью, новизной, в чем-то даже парадоксальностью (баба-яга добрая и злая).

Специфика восприятия детьми музыки в том, что это язык музыкальных образов, а не вербальных понятий, она не имеет полного и буквального словесного выражения. Необходимо иметь представление о выразительном значении музыкальных средств - без этого невозможно глубокое понимание музыкального произведения.



Литература


1. Гогоберидзе, А. Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии / А. Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская – Феникс, 2008г. – 432с.

2.Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений./ А.Н.Зимина. — Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 304 с.

3. Зимина, А.Н. : Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.: Учебное пособие. / А.Н.Зимина — Москва: ТЦ Сфера, 2010. — 320 с.

4. Праслова, Г. А. :Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. / Г.А. Праслова – СПб : Детство-Пресс,2005. – 382с.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.