12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ковтун Наталия Ивановна44
Россия, Орловская обл., Орел


Особенности здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе с одарёнными детьми.

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

В.А.Сухомлинский


Работа с одарёнными детьми становится одним из приоритетных направлений современного образования. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Главная цель семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача общеобразовательного учреждения – поддержать ребёнка и развить его и конечно же при этом нужно, чтобы ребёнок был здоров.

Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим на пьедестале лучших российских ученых, спортсменов, певцов, художников, при этом сразу ассоциируем победителя с Россией! Как правило, одаренные дети подвергаются большим нагрузкам, чем их сверстники, они вынуждены заниматься (в школе и дома) по 12 и более часов в сутки, что предопределяет дефицит двигательной активности, переутомление, уменьшение продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе. Эти факторы обусловливают нарушение функций опорно-двигательного аппарата, органов зрения, центральной нервной системы, иммунной защиты, снижение адаптационных возможностей, повышенную заболеваемость с последующей хронизацией патологических процессов. Поэтому здоровьесберегающие технологии в воспитательной работе важны и актуальны. 

Здоровьесберегающие технологии - это психолого-педагогические приёмы и методы работы, которые направлены на формирование ценностного отношения к здоровью, личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, мотивации к здоровому образу жизни.

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает общеобразовательное учреждение, от условий обучения и воспитания, от профессионализма педагогов. Здоровьесберегающие технологии эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

Смена видов деятельности – это целесообразное чередование различных форм и приемов работы (после работы с литературным материалом – устроить физкультминутку, физкультпаузу, игровые моменты).

Такая смена деятельности призвана решать целый ряд задач:

- предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания;

-устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц;

-устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое.

Физкультурная минутка – динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости обучающихся. Это дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время – 2-3 минуты. Составляют комплекс, включающий в себя 3-4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 2-3 минут. Еженедельно комплексы физкультминуток обновляются, обогащаются новыми движениями, либо заменяются полностью.

Физкультпауза - это форма кратковременного активного отдыха. Обычно через 35-40 минут занятий у обучающихся ослабляется внимание, от долгого сидения нарушается кровообращение. Для повышения умственной работоспособности, улучшения кровообращения, активизации работы сердца и легких, ускорения выделения продуктов обмена из организма необходимо устраивать короткие — на 5-10 мин — перерывы в работе с выполнением физических упражнений. (Приложение 1.)

Физкультурные паузы состоят из 5-8 упражнений, повторяемых 6-8 раз в среднем темпе. В комплекс, включают упражнения для рук, плечевого пояса, туловища, ног. Для снятия напряжения и укрепления мышц кистей следует выполнять упражнения для сгибания и выпрямления рук, сжимания и разжимания пальцев и кулак, потряхивание кистями, круговые вращения кистей и др. Для мышц туловища полезно включать упражнения типа потягивания с глубоким дыханием, всевозможные наклоны, повороты и круговые движения. В упражнения для ног включают приседания, махи, подскоки, прыжки на скакалке.
Заканчивается физкультпауза легким бегом или прыжками, после чего следуют упражнения на восстановление дыхания и расслабление.

  Игры - ролевые, деловые, дидактические. Использование оригинальных заданий и задач позволяют снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего плана, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

Хороший эффект дает использование интерактивных форм и методов воспитания, которые вызывают неизменный интерес у обучающихся, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Особенно эффективным считаем использование релаксации, аутогенной тренировки, упражнения на развитие управляемого воображения.

В заключение хотелось бы отметить, что применение здоровьесберегающих технологий в работе с одаренными детьми, способствует формирование личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию и, в конечном счете, способной реализовать себя в жизни.

































Приложение 1.


Комплекс физкультурной паузы общего воздействия.


1. И. П. основная стойка. На счет 1 встать на носки, руки вверх наружу, на счет 2 потянуться вверх за руками, на счет 3 опустить руки дугами через стороны вниз, на счет 4 скрестить руки перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить упражнение 6–8 раз.

2. И. п. стойка, ноги врозь. На счет 1 руки отвести назад, на счет 2 руки развести в стороны, на счет 3 поднять руки вверх, стать на носки, на счет 4 расслабить плечевой пояс, руки опустить с небольшим наклоном вперед. Повторить упражнение 6–8 раз.

3. И. п. стойка, ноги врозь, руки вперед. На счет 1 поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой рукой назад за спину. На счет 2 вернуться в и. п., на счет 3–4 выполнить то же в другую сторону. Повторить упражнение 6–8 раз в быстром темпе.

4. И. п. стойка, ноги врозь. На счет 1 согнуть правую ногу вперед и, обхватив голень руками, притянуть ее к животу, на счет 2 вернуться в и. п., на счет 3–4 выполнить то же с левой ноги. Повторить упражнение 6–8 раз.

5. И. п. стойка, ноги врозь, руки согнуты, кисти в кулаках. На счет 1 с поворотом туловища налево «нанести удар» правой рукой вперед, на счет 2 принять и. п. На счет 3–4 выполнить то же в другую сторону. Повторить упражнение 6–8 раз.

Комплекс физкультурной паузы для глаз.

Когда работа сопряжена с большой нагрузкой на органы зрения, необходимо делать специальные упражнения для отдыха глаз:

крепкое зажмуривание глаз 6–8 раз на 3–5 с;

быстрое моргание в течение 20–30 с;

перевод взгляда с точки вдали на палец на расстоянии 25–30 см от глаз 10–12 раз на 3–5 с;

перевод взгляда с точки перед собой на кончик носа 6–8 раз на 3–5 с;

медленные круговые движения глазами по часовой стрелке и наоборот 6–8 раз; − массаж век при закрытых глазах в течение 1 мин;

легкое надавливание при закрытых глазах тремя пальцами на верхнее веко 4–5 раз в течение 1–2 с.




Список литературы

1. Абрамова И.В., Бочкарёва Т.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Самара, 2004. 2. Апанасенко Г. А. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. С-Пб, 1993. 3. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. М., 1990. 4. Бурханов А.И. Основы школьной валеологии в начальных классах. Тольятти 1996. 5. Гарбузов В.И. Человек - жизнь - здоровье // Древние и новые каноны медицины. СПб, 1995. 6. Киселёв П.А., Киселёва С.Б., Волгоград «Учитель», 2007, Справочник учителя физической культуры;

7. . Киселёв П.А., Киселёва С.Б.,, Москва «Глобус», 2009, Настольная книга учителя физической культуры;






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.