Оценивание образовательных результатов обучающихся при изучении темы «Электрические явления» в 8 классе
Оценивание образовательных результатов обучающихся при изучении темы «Электрические явления» в 8 классе
Вступление.
В соответствии с новым стандартом образования для учащихся устанавливаются требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования: личностные, метапредметные и предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Физика как предмет естественнонаучного цикла должна:
1) формировать представления о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
2) формировать первоначальные представления о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; способствовать усвоению основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладению понятийным аппаратом и символическим языком физики;
3) давать приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
4) формировать понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
5) сформировать осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
6) способствовать овладению основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
7) развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
8) формировать представления о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.
Для оценки достижения планируемых результатов освоения программы по физике основного образования нужно:
1) определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
2) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения программы;
3) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся. [1]
Для наиболее успешного достижения планируемых результатов обучения необходимо систематически проводить диагностику состояния обученности учащихся.
Важнейшая функция педагогической диагностики – функция обратной связи. С ее помощью учитель может корректировать действия не только учеников, но и свои.
Существуют следующие виды диагностики: текущая, промежуточная и итоговая. Текущая (формирующая) диагностика позволяет своевременно осуществлять коррекцию процесса обучения. Она может проводиться на каждом уроке, на любом этапе, в различных формах: физические диктанты, устные опросы, проверочные работы, лабораторные и контрольные работы. [2]
Промежуточная диагностика позволяет выявить западающие знания и умения после изучения темы или раздела, а также наметить пути исправления ситуации. Обычно проводится в форме контрольной работы.
Итоговая диагностика является констатирующей. Результаты такой диагностики позволяют дать оценку учебной деятельности учащихся, выявить соответствие уровня подготовки требованиям стандарта, а также и педагогической деятельности учителя.
В данной работе представлена поурочная разработка диагностических работ в рамках изучения темы «Электрические явления» в 8 классе.
По программе на данную тему отведено 24 часа.
На каждом уроке происходит формирование и развитие личностных, метапредметных, а также предметных умений.
К уровню подготовки при изучении темы «Электрические явления» в 8 классе предъявляются следующие требования:
1 Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики
1.1 Знание и понимание смысла понятий: физическое явление: электризация, физический закон, вещество, взаимодействие зарядов, электрическое поле, атом, атомное ядро
1.2 Знание и понимание смысла физических величин: электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока
1.3 Знание и понимание смысла физических законов: сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца
1.4 Умение описывать и объяснять физические явления: электризация тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока
2 Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями
2.1 Умение формулировать (различать) цели проведения (гипотезу) и выводы описанного опыта или наблюдения
2.2 Умение конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой
2.3 Умение проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе выраженных в виде таблицы или графика
2.4 Умение использовать физические приборы и измерительные инструменты для прямых измерений физических величин (силы тока, электрического напряжения) и косвенных измерений физических величин (электрического сопротивления резистора, работы и мощности тока)
2.5 Умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных: зависимость силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника;
2.6 Умение выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы
3 Решение задач различного типа и уровня сложности
4 Понимание текстов физического содержания
4.1 Понимание смысла использованных в тексте физических терминов
4.2 Умение отвечать на прямые вопросы к содержанию текста.
4.3 Умение отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста
4.4 Умение использовать информацию из текста в измененной ситуации
4.5 Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую
5 Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни
5.1 Умение приводить (распознавать) примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях
5.2 Умение применять физические знания: для обеспечения безопасного обращения с электробытовыми приборами, защиты от опасного воздействия на организм человека электрического тока. [3]
Каждый урок нацелен на достижение того или иного умения. В соответствии с этим составляются диагностические работы.
1 урок. Электризация тел при соприкосновении. Два рода зарядов.
Цели: сформировать понимание смысла и умение описывать и объяснять явление электризации, взаимодействие зарядов;
развивать умение формулировать цели проведения (гипотезу) и выводы для проведения опыта, умение конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой.
Входящая диагностика: в начале урока. Устно. Рассказ о Фалесе Милетском и его дочери. Помогаем философу разобраться с проблемой. Учащиеся объясняют притяжение пылинок трением и предлагают проверить это на других телах. Выходим на электризацию, способы ее получения. Далее: два рода зарядов и способы их взаимодействия.
Текущая диагностика: в конце урока. Проверочная работа на новый материал.(см. Приложение 1)
2 урок. Электроскоп. Электрическое поле.
Цели: сформировать понимание устройства и принципа работы электроскопа, смысла понятия электрическое поле;
развивать умение формулировать цели проведения (гипотезу) и выводы для проведения опыта, выбирать порядок проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой, умение проводить анализ результатов экспериментальных исследований.
Текущая диагностика: в начале урока. Устно. Решение практической задачи с помощью полученных знаний. Проверяем, как усвоен материал прошлого урока. Ставим проблему. Есть две гильзы. Одна заряжена, другая нет. Как это определить. Учащиеся предлагают различные варианты решения проблемы. Идет обсуждение и аргументированный выбор подходящего варианта.
3 урок. Делимость электрического заряда. Строение атомов.
Цели: сформировать понимание смысла электрического заряда, понятия атома, атомного ядра;
развивать умение формулировать цели проведения (гипотезу) и выводы для проведения опыта, выбирать порядок проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой, умение проводить анализ результатов экспериментальных исследований.
Текущая диагностика: в течение урока. Практическая работа в группах сменного состава. Используя предложенное оборудование провести опыты по электризации. Затем объяснение в группах и перед классом. У одной из групп новый опыт по делению заряда.
4 урок. Объяснение электрических явлений.
Цели: сформировать понимание смысла закона сохранения электрического заряда.
Текущая диагностика: в конце урока. Проверочная работа. (см Приложение 2)
5 урок. Электрический ток. Источники электрического тока.
Цели: сформировать понимание смысла понятия электрического тока, устройства и принципа работы различных источников тока.
Текущая диагностика: в начале урока. Устно. Постановка проблемы: необходимо передать заряд от заряженного тела к незаряженному. Введение понятия электрического тока, условия его существования. Примеры источников тока.
Текущая диагностика: домашнее задание на выбор: или практическая работа: сделать источник тока, оформить как л/р, или рассказ по схеме об устройстве и работе гальванического элемента.
6 урок. Электрическая цепь и ее составные части.
Цели: развить умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую.
Текущая диагностика: в конце урока. Задание на составление электрической схемы.
7 урок. Действия электрического тока.
Цели: формирование умения описывать и объяснять действия тока.
Текущая диагностика. Устно. Описание наблюдения.
8 урок. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.
Цели: сформировать понимание смысла силы электрического тока.
Текущая диагностика: в конце урока. Проверочная работа. (см. Приложение 3)
9 урок. Л/р №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».
Цели: сформировать умение использовать физические приборы и измерительные инструменты для прямых измерений физических величин: силы тока.
Текущая диагностика: выполнение л/р.
10 урок. Электрическое напряжение. Л/р №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».
Цели: сформировать умение использовать физические приборы и измерительные инструменты для прямых измерений физических величин :силы тока и электрического напряжения.
Текущая диагностика: выполнение л/р.
11 урок. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.
Цели: сформировать понимание смысла электрического сопротивления.
Текущая диагностика: в начале урока. Устно. Ставим проблему.
12 урок. Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.
Цели: развить умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных: зависимость силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника; знание и понимание смысла закона Ома для участка цепи.
Текущая диагностика: в начале урока. Задание типа: в таблице представлены результаты исследования зависимости силы тока от напряжения на концах резистора. Какое значение напряжения должно стоять в пустой клетке?
Далее фронтальный эксперимент: выявление зависимости силы тока от напряжения. Составление таблицы. Чертеж графика зависимости. Вывод. Аналогично работа с сопротивлением.
Решение задач типа:
В таблице представлены результаты исследования зависимости силы тока от напряжения на концах резистора. Чему равно сопротивление резистора?
На рисунке представлен график зависимости силы тока I, протекающего через резистор, от напряжения U на концах резистора. Сопротивление R резистора равно
13 урок. Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.
Цели: сформировать понимание смысла электрического сопротивления.
Текущая диагностика: в начале урока. Задание типа: имеется три резистора, изготовленных из различных материалов и имеющих различные размеры (см. рисунок). Наименьшее электрическое сопротивление имеет(-ют)
1)резистор 1
2) резистор 2
3) резистор 3
4) резисторы 1 и 3
Далее фронтальный эксперимент. Зависимость сопротивления от различных свойств проводника.
Решение задач типа:
Два алюминиевых проводника одинаковой длины имеют разную площадь поперечного сечения: площадь поперечного сечения первого проводника 0,5 мм2, а второго проводника 4 мм2. Сопротивление какого из проводников больше и во сколько раз?
1) Сопротивление первого проводника в 64 раза больше, чем второго.
2) Сопротивление первого проводника в 8 раз больше, чем второго.
3) Сопротивление второго проводника в 64 раза больше, чем первого.
4) Сопротивление второго проводника в 8 раз больше, чем первого.
На диаграммах изображены значения длины l и площади поперечного сечения S двух цилиндрических медных проводников 1 и 2. Сравните электрические сопротивления R1 и R2 этих проводников.
Известно, что сопротивление железной (удельное сопротивление железа 0,10 Ом·м/мм^2) проволоки длиной l и сечением S равно R. Сопротивление никелиновой проволоки (удельное сопротивление никелина 0,4 Ом·м/мм^2) c таким же сечением, как у железной проволоки, но длиной 2l, равно
1)0,5R
2) R
3)4R
4) 8R
4. Необходимо экспериментально установить зависимость электрического сопротивления проводящего стержня от площади его поперечного сечения. Какую из указанных пар стержней можно использовать для этой цели?
1)А и Б
2)А и В
3)Б и В
4) Б и Г
14 урок. Реостаты. Л/р №6 «Регулирование силы тока реостатом».
Цели: развить умение использовать физические приборы и измерительные инструменты для прямых измерений физических величин (силы тока, электрического напряжения) и косвенных измерений физических величин (электрического сопротивления резистора).
Текущая диагностика: выполнение л/р
15 урок. Л/р №7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».
Цели: развить умение использовать физические приборы и измерительные инструменты для прямых измерений физических величин (силы тока, электрического напряжения) и косвенных измерений физических величин (электрического сопротивления резистора); выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы.
Текущая диагностика: выполнение л/р.
16 урок. Последовательное соединение проводников.
Цели: развивать понимание смысла физических величин: силы тока, напряжения, сопротивления.
Текущая диагностика.
17 урок. Параллельное соединение проводников.
Цели: развивать умение формулировать (различать) цели проведения (гипотезу) и выводы описанного опыта или наблюдения; умение конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой; умение проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе выраженных в виде таблицы или графика.
Текущая диагностика: в начале урока. Ставим проблему: электрическая цепь собрана из источника тока, лампочки и тонкой железной проволоки, соединённых последовательно. Что нужно сделать, чтобы лампочка стала гореть ярче.
Текущая диагностика: в конце урока. Проверочная работа. (см. Приложение 4)
18 урок. Решение задач (на закон Ома для участка цепи и соединение проводников).
Цели: развивать умение выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы.
Текущая диагностика: в течение урока. Работа в группах и индивидуально по западающим умениям:
Электрические схемы: начертить, прочитать, сравнить;
Электрические величины: обозначения, единицы измерения, формулы для вычисления, связь с другими величинами;
Закон Ома для участка цепи: математическая запись, графики зависимости;
Электрическое сопротивление: определение величины через удельное сопротивление, зависимость от параметров проводника, математический расчет, расчет из графика;
Решение комбинированных задач повышенного уровня.
19 урок. Работа и мощность электрического тока.
Цели: сформировать знание и понимание смысла работы и мощности электрического тока.
Текущая диагностика: в начале урока. Устно. Ставим проблему. Посчитать работу, которую совершает электрическое поле.
Текущая диагностика: д/з. Посчитать электроэнергию, потребляемую домашними электроприборами за неделю, сравнить с показаниями счетчика и предложить способы экономии.
20 урок. Л/р №8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».
Цели: развить умение использовать физические приборы и измерительные инструменты для прямых измерений физических величин (силы тока, электрического напряжения) и косвенных измерений физических величин (электрического сопротивления резистора, работы и мощности тока); умение выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы.
Текущая диагностика: выполнение л/р.
21 урок. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца.
Цели: развить понимание смысла использованных в тексте физических терминов; формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Текущая диагностика: в середине урока. Работа с текстом. Вставить пропущенные слова.
____ ток обладает различными _____. Например, _____ действие тока заставляет вращаться лопасти вентилятора. _____ действие позволяет _____ человеку даже в полной темноте. _____ действие очищает металлы. _____ действие позволяет использовать мощные _____.
При протекании тока проводник _____. Это действие тока называется _____. Электрический ток – это _____ движение ______ частиц. Частицы движутся под действием электрического _____. Т.к. проводник имеет _____ структуру, то, заряды двигаясь, сталкиваются с частицами, из которых состоит проводник и передают им свою _____. При этом _____ энергия проводника _____, а значит _____ его температура.
_____ действие тока используется в устройстве _____ приборов. Например: утюг, _____,_____.
(Электрический, энергия, тепловое, электромагниты, световое, видеть, механическое, нагревается, химическое, упорядоченное, заряженные, поле, кристаллическая, магнитное, передает, внутренняя, увеличивается, повышается, электрические, действия)
22 урок. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители.
Цели: развить умение приводить (распознавать) примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях; умение применять физические знания: для обеспечения безопасного обращения с электробытовыми приборами, защиты от опасного воздействия на организм человека электрического тока.
Текущая диагностика: в течение урока. Работа в группах:
Устройство и принцип работы лампы накаливания.
Тепловое действие тока. Нагревательный элемент. Электрические нагревательные приборы.
Короткое замыкание: определение и причины возникновения. Математическое пояснение.
Предохранители: устройство и разновидности, обозначение на схеме.
Решение задач типа:
Алюминиевая, железная и нихромовая проволоки, имеющие одинаковые размеры, соединены последовательно и подключены к источнику тока. На какой из проволок при прохождении электрического тока будет выделяться наибольшее количество теплоты за одно и то же время?
1)на алюминиевой
2)на железной
3)на нихромовой
4) на всех трёх проволоках будет выделяться одинаковое количество теплоты
2) На рисунке изображена схема электрической цепи, состоящей из трёх резисторов и двух ключей K1 и K2. К точкам А и В приложено постоянное напряжение. Максимальная сила тока, текущего через участок цепи АВ, может быть получена
1)при замыкании только ключа K1
2) при замыкании только ключа K2
3) при замыкании обоих ключей одновременно
4) при обоих одновременно разомкнутых ключах
3)На рисунке приведены схемы трёх электрических цепей. В каких из них лампочка не горит? Электрические ключи везде разомкнуты.
1)только А
2) только Б
3) А и В
4) Б и В
4)Электрический кипятильник со спиралью сопротивлением 150 Ом поместили в сосуд, содержащий 400 г воды, и включили в сеть с напряжением 220 В. За какое время вода в сосуде нагреется на 57,6 °С? Теплообменом с окружающей средой пренебречь.
23 урок. Повторение темы «Электрические явления».
Цели: формирование умения решения задач различного типа и уровня сложности.
Текущая диагностика: в течение урока. Работа в группа по западающим умениям.
24 урок. К/р №2 по теме «Электрические явления».
Цель: контроль знаний и умений по теме «Электрические явления».
Промежуточная диагностика: выполнение к/р.
К/р состоит из 3-х частей.
7 заданий ( 64%) - базового уровня, 3 задания (27%) - повышенного уровня,1 задание ( 9%) - высокого уровня.
(Б) 1.1 Знание и понимание смысла понятий
(Б) 2 Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями
(Б) 1.2 Знание и понимание смысла физических величин
(П)1.3 Знание и понимание смысла физических законов
(Б) 1.3 Знание и понимание смысла физических законов
(Б) 5 Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:
5.2 Умение применять физические знания: для обеспечения безопасного обращения с электробытовыми приборами, защиты от опасного воздействия на организм человека электрического тока
(П) 2 Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями
Умение конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой
Часть В.
(Б) 1.2 Знание и понимание смысла физических величин
(Б) 2.5 Умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных
(П) 2.5 Умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных
Часть С.
(В) 3 Решение задач различного типа и уровня сложности
Приложения.
Проверочная работа по электризации. [4]
Проверочная работа по делению зарядов. [4]
Проверочная работа по силе тока. [4]
Проверочная работа по соединению проводников. [4]
Контрольная работа. [6]
Используемые ресурсы.
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (5-9 КЛ.)2.Степанова Г.Н., «Системный мониторинг качества физического образования в школах Санкт-Петербурга», С-Пб, 20113 год.
3. Федеральный институт педагогических измерений
http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory
4. СДАМ ГИА (образовательный портал для подготовки к экзаменам)
http://phys.sdamgia.ru/test?theme=27
5.Сыпченко Г.В., «Физика. 8 класс. Тесты», Лицей, Саратов, 2011 год.
6.Годова И.В. «Физика. 8 класс. Контрольные работы в новом формате», Интеллект - Центр, М, 2011 год