Оценочные материалы, обеспечивающие оценку достижений обучающихся предметных планируемых результатов освоения ОО программ СОО для организации текущего контроля успеваемости в форме контрольной работы по астрономии в 10 классе по разделам «Небесная механика»
Оценочные материалы, обеспечивающие оценку достижений обучающихся предметных планируемых результатов освоения основных образовательных программ среднего общего образования для организации текущего контроля успеваемости в форме контрольной работы по астрономии в 10 классе по разделам «Небесная механика»
Сведения об авторе: Хидиятулина Зилия Абдулхаевна, учитель физики и астрономии Муниципального общеобразовательного учреждения Аргаяшская средняя общеобразовательная школа №2 Аргаяшского муниципального района
Перечень предметных результатов, которые обучающиеся осваивают при изучении:
Раздела «Небесная механика»
Обучающийся научится:
понимать смысл основополагающих астрономических понятий, величин, законов небесной механики;
характеризовать особенности методов определения расстояний, линейных размеров и масс небесных тел.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать информацию и применять знания о наблюдаемых астрономических явлениях: сложном движении планет, Луны и Солнца для решения качественных, расчетных задач, а также для решения практических задач повседневной жизни;
оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях.
Раздела «Солнечная система»
Обучающийся научится:
понимать смысл основополагающих астрономических понятий, величин;
характеризовать основные элементы и свойства планет Солнечной системы, астероидов, комет, метеоров, метеоритов и карликовых планет.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях.
Раздела «Методы астрономических исследований»
Обучающийся научится:
характеризовать особенности методов познания астрономии;
использовать методы астрофизических исследований и законы физики для изучения физических свойств небесных тел.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях.
Фрагмент тематического планирования (в соответствии с Модельной региональной программой) по разделам: «Небесная механика», «Солнечная система», «Методы астрономических исследований»
№ п/п | Раздел | Тема раздела | Кол-во часов | Тема НРЭО | Формы текущего контроля |
6 | Небесная механика | Развитие представлений о строении мира | 1 | | |
7 | Конфигурации планет и условия видимости планет | 1 | | | |
8 | Законы движения планет Солнечной системы | 1 | | | |
9 | Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров | 1 | | ПР№ 2 | |
10 | Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел | 1 | | Практическая работа Контрольная работа №2 | |
11 | Солнечная система | Происхождение Солнечной системы | 1 | | |
12 | Система Земля – Луна | 1 | | | |
13 | Планеты земной группы. Планеты-гиганты | 1 | | Практическая работа | |
14 | Спутники и кольца планет | 1 | | ТД№1 | |
15 | Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность | 1 | Падение метеорита на территории Челябинской области в 2013 году | Контрольная работа №3 | |
16 | Методы астрономических исследований | Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел | 1 | | |
17 | Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты | 1 | | | |
18 | Спектральный анализ Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана | 1 | | Контрольная работа №4 |
Оценочные материалы (контрольные работы)
СПЕЦИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
по теме: «Небесная механика»
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
1.Назначение контрольной работы – оценить соответствие знаний, умений и основных видов учебной деятельности, обучающихся требованиям к планируемым результатам обучения по теме: «Небесная механика»
2.Планируемые результаты:
Обучающийся научится:
понимать смысл основополагающих астрономических понятий, величин, законов небесной механики;
характеризовать особенности методов определения расстояний, линейных размеров и масс небесных тел.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать информацию и применять знания о наблюдаемых астрономических явлениях: сложном движении планет, Луны и Солнца для решения качественных, расчетных задач, а также для решения практических задач повседневной жизни;
оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях.
3.Документы, определяющие содержание контрольной работы
Содержание контрольной работы определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ от 29 июня 2017 г. № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»)
4.Характеристика структуры и содержания контрольной работы
Задания №№1,4,с кратким ответом, ответ должен быть представлен в виде числа, слова, рисунка.
Задание №2,3,5 расчетная задача, базового уровня сложности.
Задание № 6 с развернутым ответом, является расчетной задачей, для которого обучающимся необходимо привести ряд математических расчетов, требующих базовых знаний по математике.
Задание №7 с выбором одного правильного ответа из предложенных.
5.Распределение заданий контрольной работы по проверяемым умениям
Контрольная работа разрабатывается исходя из необходимости проверки следующих видов деятельности:
Задание 1 проверяет умения правильно отражать идеи основоположников научного мировоззрения.
Задания№2,3,5,6 проверяет умение применять при решении задач основные законы небесной механики, понимать смысл основополагающих астрономических величин.
Задания №4,7 проверяет владение основным понятийным аппаратом школьного курса астрономии.
6.Распределение заданий контрольной работы по уровням сложности
В контрольной работе представлены задания: базового и повышенного уровней сложности.
Задания базового уровня – это простые задания, проверяющие владение основами знаний школьного курса астрономии
Задание повышенного уровня сложности направлена на проверку умения решать расчетную задачу с использованием математического аппарата.
В таблице 1 представлено распределение заданий по уровням сложности
Таблица 1.
Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности задания | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 10 |
Базовый | 6 | 18 | 82 |
Повышенный | 1 | 4 | 18 |
Итого | 7 | 22 | 100 |
7.Критерии оценивания контрольной работы.
В заданиях № 1,4,7 каждая верно установленная позиция оценивается в 1 балл, за решение расчетных задач 2,3,5 – 2 балла, решение задачи 6- 4 балла
Максимальный балл за выполнение работы составляет – 22. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале (таблица 2)
Таблица 2
Перевод баллов в отметку по пятибалльной шкале
Количество баллов | Рекомендуемая оценка |
22-19 | 5 |
18-15 | 4 |
14-11 | 3 |
Менее 11 | 2 |
8.Продолжительность работы
Примерное время на выполнение заданий составляет:
Для заданий базового уровня сложности – от 2 до 5 мин
Для заданий повышенного уровня сложности – от 7 до 10 мин
На выполнение всей контрольной работы отводится 40 минут.
9.Дополнительные материалы и оборудование
Используется непрограммируемый калькулятор (на каждого ученика). При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
ОБОБЩЕННЫЙ ПЛАН ВАРИАНТА КИМ
Обозначение задания в работе | Проверяемые элементы содержания | Коды элементов содержания | Коды проверяемых умений | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания (мин) |
Развитие представлений о строении мира | 3.1 | 3.1 | Б | 3 | 5 | |
Конфигурации планет и условия видимости планет | 3.2 | 3.2,3.3 | Б | 2 | 5 | |
Законы движения планет Солнечной системы | 3.3 | 3.2,3.3 | Б | 2 | 5 | |
Характеристики орбит небесных тел. Конфигурации планет и условия видимости планет. | 3.2,3.3 | 3.2,3.3 | Б | 4 | 4 | |
Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров | 3.4 | 3.4,3.5 | Б | 2 | 5 | |
Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел | 3.5 | 3.4,3.5 | П | 4 | 10 | |
Развитие представлений о строении мира. Конфигурации планет и условия видимости планет. Законы движения планет Солнечной системы. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров .Определение масс небесных тел | 3.1, 3.2,3.3, 3.4,3,5 | 3.1, 3.2,3.3, 3.4,3.5 | Б | 5 | 5 |
КОДИФИКАТОР
ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ И ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Кодификатор элементов содержания и планируемых результатов по астрономии является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ. Кодификатор является систематизированным перечнем планируемых результатов, в котором каждому объекту соответствует определенный код.
РАЗДЕЛ 1 Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе
код | Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ |
3.1. | Развитие представлений о строении мира |
3.2. | Конфигурации планет и условия видимости планет |
3.3. | Законы движения планет Солнечной системы |
3.4. | Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров |
3.5. | Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел |
РАЗДЕЛ 2 Перечень планируемых результатов
код | Планируемые результаты |
3.1 | понимать и знать вклад ученых в изучение Солнечной системы |
3.2 | понимать смысл основополагающих астрономических понятий, величин, законов небесной механики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
3.3 | |
3.4 | характеризовать особенности методов определения расстояний, линейных размеров и масс небесных тел; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
3.5 |
ФИ__________________________________
Класс ________________________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Небесная механика»
(базовый уровень)
1 вариант
№1.Укажите вклад каждого ученого в изучение Солнечной системы (установите соответствие)
А) Николай Коперник | 1. В 150г.н.э. в книге «Альмагест» описал геоцентрическую систему мира |
Б) Иоган Кеплер | 2. На основе наблюдательных данных вывел три закона движения планет |
В) Галилео Галилей | 3. Первый использовал телескоп для астрономических исследований и открыл фазы Венеры |
| 4.Написал книгу, в которой изложил гелиоцентрическую теорию планетных движений. Она была опубликована в год его смерти (1543) |
| 5.Сформулировал три основных закона движения и закон всемирного тяготения |
| 6.Он считал, что «..существуют бесконечные миры, образующие безграничную совокупность в бесконечном пространстве» |
А | Б | В |
| | |
№2. Какой будет звездный период обращения внешней планеты вокруг Солнца, если ее противостояние будут повторяться через 1,5 года?
№3. Как велико среднее расстояние от Солнца до малой планеты, период обращения которой вокруг Солнца составляет 8 лет?
№4.Закончите предложения:
А) Форма эллипса (степень отличия от окружности- «сплюснутость») характеризуется_____________________________________________________
Б) Ближайшая к Солнцу точка орбиты небесного тела планетной системы, обращающегося вокруг него__________
В) Промежуток времени, в течение которого планета совершает полный оборот вокруг Солнца по орбите_______________________________________________
Г) Конфигурации планет - взаимное расположение планет, Земли и Солнца. Нижние планеты лучше наблюдаются вблизи ………….. – видна часть планеты - фаза.
№5. С помощью наблюдений определили, что угловой радиус Марса p = 9,0″, а горизонтальный параллакс p = 16,9″. Определите линейный радиус Марса.
№6. Определите массу планеты Уран (в массах Земли), если известно, что спутник Урана Титания обращается вокруг него с периодом 8,7 сут. на среднем расстоянии 438 тыс. км. для луны эти величины равны соответственно 27,3 сут. и 384 тыс. км.
№7. Выберите верный вариант ответа и запишите в таблицу
1) Два взаимно притягивающихся тела находятся на расстоянии 1 м друг от друга. Какая из следующих операций удвоит силу их взаимодействия?
А) Увеличение массы одного из них в 2 раза;
Б) увеличение массы каждого тела в 2 раза;
В) Увеличение расстояния между ними в 2 раза;
Г) Уменьшение расстояния между ними в 2 раза
2) По орбите Земля движется:
А) быстрее, когда она находится ближе к Солнцу;
Б) быстрее ночью;
В) с постоянной скоростью;
Г) быстрее, когда она ближе к Луне;
Д) Все указанные утверждения неверны
3) Отношение кубов больших полуосей орбит двух планет равно 16.Следовательно, период обращения одной планеты больше периода обращения другой:
А) в 8 раз;
Б) в 4 раза;
В) в 2 раза;
Г) в 16 раз
4) Как должен измениться период обращения спутника, если он останется на прежнем расстоянии от планеты, а масса планеты увеличится в 4 раза?
А) увеличится в 2 раза;
Б) уменьшится в 2 раза;
В) останется неизменным;
Г) Увеличится в 4 раза.
5) Наблюдения Галилея дали целый ряд доказательств неправильности представлений о вселенной, которые отстаивала церковь в Средние века. Приведенные ниже утверждения, за исключением одного, являются такими доказательствами. Укажите исключение.
А) Движение четырех светящихся объектов вокруг Юпитера;
Б) Фазы Венеры похожие на лунные;
В) «Блуждание» планет среди звезд;
Г) Открытие солнечных пятен;
Д) Неровный вид лунной поверхности.
ОТВЕТЫ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
ФИ__________________________________
Класс ________________________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Небесная механика»
(базовый уровень)
вариант
№1.Укажите вклад каждого ученого в изучение Солнечной системы (установите соответствие)
А) Клавдий Птолемей | 1. В 150г.н.э. в книге «Альмагест» описал геоцентрическую систему мира |
Б) Джордано Бруно | 2. На основе наблюдательных данных вывел три закона движения планет |
В) Исаак Ньютон | 3. Первый использовал телескоп для астрономических исследований и открыл фазы Венеры |
| 4.Написал книгу, в которой изложил гелиоцентрическую теорию планетных движений. Она была опубликована в год его смерти (1543) |
| 5.Сформулировал три основных закона движения и закон всемирного тяготения |
| 6.Он считал, что «..существуют бесконечные миры, образующие безграничную совокупность в бесконечном пространстве» |
А | Б | В |
| | |
№2. Чему равен звездный период обращения Венеры вокруг Солнца , если ее верхнее соединение с Солнцем повторяются через 1,6 года?
№3. Чему равна большая полуось орбиты Урана, если звездный период обращения этой планеты вокруг Солнца составляет 84 года?
№4.Закончите предложения:
А) Большая полуось орбиты Земли, приблизительно равная среднему расстоянию от Земли до Солнца_________________________________________________________________________;
Б) Наиболее удаленная от Солнца точка орбиты небесного тела, вращающегося вокруг Солнца__________________________________________;
В) Промежуток времени между двумя одинаковыми конфигурациями планеты_____________________________________________________________;
Г) Дополните блок-схему и предложение:
Конфигурации планет - взаимное расположение планет, Земли и Солнца. Верхние планеты лучше всего видны вблизи ……, когда к Земле обращено все освещенное Солнцем полушарие.
№5.При наблюдении прохождения Меркурия по диску Солнца определили, что его угловой радиус p = 5,5″, а горизонтальный параллакс p = 14,4″. Определите линейный радиус Меркурия.
№6.Во сколько раз масса Плутона меньше массы Земли, если известно, что расстояние до его спутника Харона 19,64х103 км, а период обращения спутника равен 6,4 сут. Расстояние Луны от Земли составляет 3,84х 105 ,а период обращения 27,3 сут.
№7. Выберите верный вариант ответа и запишите в таблицу
1) Какая из предложенных ниже последовательностей является верной для расположения Земли, Юпитера, Марса, Луны и Солнца в порядке возрастания их масс?
А) Луна, Земля, Марс, Солнце, Юпитер;
Б) Луна, Марс, Земля, Юпитер, Солнце;
В) Марс, Земля, Луна, Юпитер, Солнце;
Г) Луна, Юпитер, Марс, Земля, Солнце;
Д) Луна, Земля, Юпитер Марс, Солнце.
2) Если F1-сила притяжения, действующая на Солнце со стороны Земли, а F2-сила, действующая со стороны Солнца на Землю, то
А) F1 >> F2
Б) F1> F2
В) F1= F2
Г) F1<< F2
Д) F1 < F2
3) Отношение квадратов периодов обращения двух планет вокруг Солнца равно 64. Следовательно, большая полуось орбиты одной планеты меньше большой полуоси другой планеты:
А) в 64 раза;
Б)в 32 раза;
В) в 16 раз;
Г) в 4 раза;
Д)в 2 раза.
4) Параллакс планеты уменьшился в 3 раза. Это произошло вследствие того, что расстояние до нее:
А) увеличилось в 3 раза;
Б) уменьшилось в 3 раза;
В)увеличилось в 9 раз;
Г) уменьшилось в 9 раз
5) Все открытия, за исключением одного, явились вкладом Галилея в развитие гелиоцентрической системы мира Коперника. Укажите исключение.
А) Горы на Луне;
Б) Четыре спутника планеты Юпитер;
В) Годичный параллакс звезд;
Г) Фазы Луны;
Д) Пятна на Солнце
Ответ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (ответы)
«Небесная механика»
(базовый уровень)
1 вариант
№1.
А | Б | В |
4 | 2 | 3 |
№2. 2,1 года или 780 суток
№3. а=4а.е.
№4.Закончите предложения:
А) эксцентриситетом
Б) перигелий
В) сидерический (звездный) период
Г) элонгация
№5. 3390 км.
№6.14,6 массы Земли
№7.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
А | А | Б | Б | В |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (ответы)
«Небесная механика»
(базовый уровень)
2 вариант
№1.
А | Б | В |
1 | 6 | 5 |
№2. Ответ: 0,61 года или 233 сут.
№3. Ответ: а=19,2а.е.
№4. А) астрономическая единица
Б) афелий
В) синодический период
Г)противостояние
№5. 2430 км
№6. (в 0,0024 раза)
№7.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Б | В | Г | А | В |
Кияйкина Наталья Федоровна