Оценочные материалы, обеспечивающие оценку достижений обучающихся предметных планируемых результатов освоения ОО программ СОО для организации текущего контроля успеваемости в форме контрольной работы по астрономии в 10 классе по разделам «Небесная механика»

3
1
Материал опубликован 25 August 2020 в группе

Оценочные материалы, обеспечивающие оценку достижений обучающихся предметных планируемых результатов освоения основных образовательных программ среднего общего образования для организации текущего контроля успеваемости в форме контрольной работы по астрономии в 10 классе по разделам «Небесная механика»



Сведения об авторе: Хидиятулина Зилия Абдулхаевна, учитель физики и астрономии Муниципального общеобразовательного учреждения Аргаяшская средняя общеобразовательная школа №2 Аргаяшского муниципального района

Перечень предметных результатов, которые обучающиеся осваивают при изучении:

Раздела «Небесная механика»

Обучающийся научится:

понимать смысл основополагающих астрономических понятий, величин, законов небесной механики;

характеризовать особенности методов определения расстояний, линейных размеров и масс небесных тел.

Обучающийся получит возможность научиться:

использовать информацию и применять знания о наблюдаемых астрономических явлениях: сложном движении планет, Луны и Солнца для решения качественных, расчетных задач, а также для решения практических задач повседневной жизни;

оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях.


Раздела «Солнечная система»

Обучающийся научится:

понимать смысл основополагающих астрономических понятий, величин;

характеризовать основные элементы и свойства планет Солнечной системы, астероидов, комет, метеоров, метеоритов и карликовых планет.

Обучающийся получит возможность научиться:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях.


Раздела «Методы астрономических исследований»

Обучающийся научится:

характеризовать особенности методов познания астрономии;

использовать методы астрофизических исследований и законы физики для изучения физических свойств небесных тел.

Обучающийся получит возможность научиться:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях.


Фрагмент тематического планирования (в соответствии с Модельной региональной программой) по разделам: «Небесная механика», «Солнечная система», «Методы астрономических исследований»


п/п

Раздел

Тема раздела

Кол-во часов

Тема НРЭО

Формы текущего контроля

6

Небесная механика

Развитие представлений о строении мира

1



7

Конфигурации планет и условия видимости планет

1



8

Законы движения планет Солнечной системы

1



9

Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров

1


ПР№ 2

10

Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел

1


Практическая работа

Контрольная работа №2

11

Солнечная система

Происхождение Солнечной системы

1



12

Система Земля – Луна

1



13

Планеты земной группы. Планеты-гиганты

1


Практическая работа

14

Спутники и кольца планет

1


ТД№1

15

Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность

1

Падение метеорита на территории Челябинской области в 2013 году

Контрольная работа №3

16

Методы астрономических исследований

Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел

1



17

Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты

1



18

Спектральный анализ Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана

1


Контрольная работа №4









Оценочные материалы (контрольные работы)



СПЕЦИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

по теме: «Небесная механика»


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ


1.Назначение контрольной работы – оценить соответствие знаний, умений и основных видов учебной деятельности, обучающихся требованиям к планируемым результатам обучения по теме: «Небесная механика»


2.Планируемые результаты:

Обучающийся научится:

понимать смысл основополагающих астрономических понятий, величин, законов небесной механики;

характеризовать особенности методов определения расстояний, линейных размеров и масс небесных тел.

Обучающийся получит возможность научиться:

использовать информацию и применять знания о наблюдаемых астрономических явлениях: сложном движении планет, Луны и Солнца для решения качественных, расчетных задач, а также для решения практических задач повседневной жизни;

оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях.


3.Документы, определяющие содержание контрольной работы

Содержание контрольной работы определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ от 29 июня 2017 г. № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»)


4.Характеристика структуры и содержания контрольной работы

Задания №№1,4,с кратким ответом, ответ должен быть представлен в виде числа, слова, рисунка.

Задание №2,3,5 расчетная задача, базового уровня сложности.

Задание № 6 с развернутым ответом, является расчетной задачей, для которого обучающимся необходимо привести ряд математических расчетов, требующих базовых знаний по математике.

Задание №7 с выбором одного правильного ответа из предложенных.


5.Распределение заданий контрольной работы по проверяемым умениям

Контрольная работа разрабатывается исходя из необходимости проверки следующих видов деятельности:

Задание 1 проверяет умения правильно отражать идеи основоположников научного мировоззрения.

Задания№2,3,5,6 проверяет умение применять при решении задач основные законы небесной механики, понимать смысл основополагающих астрономических величин.

Задания №4,7 проверяет владение основным понятийным аппаратом школьного курса астрономии.

6.Распределение заданий контрольной работы по уровням сложности

В контрольной работе представлены задания: базового и повышенного уровней сложности.

Задания базового уровня – это простые задания, проверяющие владение основами знаний школьного курса астрономии

Задание повышенного уровня сложности направлена на проверку умения решать расчетную задачу с использованием математического аппарата.

В таблице 1 представлено распределение заданий по уровням сложности

Таблица 1.

Распределение заданий по уровням сложности

Уровень сложности задания

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 10

Базовый

6

18

82

Повышенный

1

4

18

Итого

7

22

100


7.Критерии оценивания контрольной работы.

В заданиях № 1,4,7 каждая верно установленная позиция оценивается в 1 балл, за решение расчетных задач 2,3,5 – 2 балла, решение задачи 6- 4 балла

Максимальный балл за выполнение работы составляет – 22. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале (таблица 2)

Таблица 2

Перевод баллов в отметку по пятибалльной шкале

Количество баллов

Рекомендуемая оценка

22-19

5

18-15

4

14-11

3

Менее 11

2


8.Продолжительность работы

Примерное время на выполнение заданий составляет:

Для заданий базового уровня сложности – от 2 до 5 мин

Для заданий повышенного уровня сложности – от 7 до 10 мин

На выполнение всей контрольной работы отводится 40 минут.


9.Дополнительные материалы и оборудование

Используется непрограммируемый калькулятор (на каждого ученика). При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.


ОБОБЩЕННЫЙ ПЛАН ВАРИАНТА КИМ


Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания

Коды элементов содержания

Коды проверяемых умений

Уровень сложности задания

Максимальный балл за выполнение задания

Примерное время выполнения задания (мин)

Развитие представлений о строении мира

3.1

3.1

Б

3

5

Конфигурации планет и условия видимости планет

3.2

3.2,3.3

Б

2

5

Законы движения планет Солнечной системы

3.3

3.2,3.3

Б

2

5

Характеристики орбит небесных тел. Конфигурации планет и условия видимости планет.

3.2,3.3

3.2,3.3

Б

4

4

Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров

3.4

3.4,3.5

Б

2

5

Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел

3.5

3.4,3.5

П

4

10

Развитие представлений о строении мира. Конфигурации планет и условия видимости планет. Законы движения планет Солнечной системы. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров .Определение масс небесных тел

3.1, 3.2,3.3,

3.4,3,5

3.1, 3.2,3.3, 3.4,3.5

Б

5

5


КОДИФИКАТОР

ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ И ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.


Кодификатор элементов содержания и планируемых результатов по астрономии является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ. Кодификатор является систематизированным перечнем планируемых результатов, в котором каждому объекту соответствует определенный код.


РАЗДЕЛ 1 Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе


код

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

3.1.

Развитие представлений о строении мира

3.2.

Конфигурации планет и условия видимости планет

3.3.

Законы движения планет Солнечной системы

3.4.

Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров

3.5.

Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел



РАЗДЕЛ 2 Перечень планируемых результатов


код


Планируемые результаты

3.1

понимать и знать вклад ученых в изучение Солнечной системы

3.2

понимать смысл основополагающих астрономических понятий, величин, законов небесной механики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

3.3

3.4

характеризовать особенности методов определения расстояний, линейных размеров и масс небесных тел; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

3.5


ФИ__________________________________

Класс ________________________________


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Небесная механика»

(базовый уровень)

1 вариант


1.Укажите вклад каждого ученого в изучение Солнечной системы (установите соответствие)


А) Николай Коперник

1. В 150г.н.э. в книге «Альмагест» описал геоцентрическую систему мира

Б) Иоган Кеплер

2. На основе наблюдательных данных вывел три закона движения планет

В) Галилео Галилей

3. Первый использовал телескоп для астрономических исследований и открыл фазы Венеры


4.Написал книгу, в которой изложил гелиоцентрическую теорию планетных движений. Она была опубликована в год его смерти (1543)



5.Сформулировал три основных закона движения и закон всемирного тяготения


6.Он считал, что «..существуют бесконечные миры, образующие безграничную совокупность в бесконечном пространстве»


А

Б

В





2. Какой будет звездный период обращения внешней планеты вокруг Солнца, если ее противостояние будут повторяться через 1,5 года?

3. Как велико среднее расстояние от Солнца до малой планеты, период обращения которой вокруг Солнца составляет 8 лет?

4.Закончите предложения:

А) Форма эллипса (степень отличия от окружности- «сплюснутость») характеризуется_____________________________________________________

Б) Ближайшая к Солнцу точка орбиты небесного тела планетной системы, обращающегося вокруг него__________

В) Промежуток времени, в течение которого планета совершает полный оборот вокруг Солнца по орбите_______________________________________________

Г) Конфигурации планет - взаимное расположение планет, Земли и Солнца. Нижние планеты лучше наблюдаются вблизи ………….. – видна часть планеты - фаза.

t1598372880aa.png

5. С помощью наблюдений определили, что угловой радиус Марса p = 9,0″, а горизонтальный параллакс p = 16,9″. Определите линейный радиус Марса.

6. Определите массу планеты Уран (в массах Земли), если известно, что спутник Урана Титания обращается вокруг него с периодом 8,7 сут. на среднем расстоянии 438 тыс. км. для луны эти величины равны соответственно 27,3 сут. и 384 тыс. км.



7. Выберите верный вариант ответа и запишите в таблицу

1) Два взаимно притягивающихся тела находятся на расстоянии 1 м друг от друга. Какая из следующих операций удвоит силу их взаимодействия?

А) Увеличение массы одного из них в 2 раза;

Б) увеличение массы каждого тела в 2 раза;

В) Увеличение расстояния между ними в 2 раза;

Г) Уменьшение расстояния между ними в 2 раза


2) По орбите Земля движется:

А) быстрее, когда она находится ближе к Солнцу;

Б) быстрее ночью;

В) с постоянной скоростью;

Г) быстрее, когда она ближе к Луне;

Д) Все указанные утверждения неверны


3) Отношение кубов больших полуосей орбит двух планет равно 16.Следовательно, период обращения одной планеты больше периода обращения другой:

А) в 8 раз;

Б) в 4 раза;

В) в 2 раза;

Г) в 16 раз


4) Как должен измениться период обращения спутника, если он останется на прежнем расстоянии от планеты, а масса планеты увеличится в 4 раза?

А) увеличится в 2 раза;

Б) уменьшится в 2 раза;

В) останется неизменным;

Г) Увеличится в 4 раза.


5) Наблюдения Галилея дали целый ряд доказательств неправильности представлений о вселенной, которые отстаивала церковь в Средние века. Приведенные ниже утверждения, за исключением одного, являются такими доказательствами. Укажите исключение.

А) Движение четырех светящихся объектов вокруг Юпитера;

Б) Фазы Венеры похожие на лунные;

В) «Блуждание» планет среди звезд;

Г) Открытие солнечных пятен;

Д) Неровный вид лунной поверхности.


ОТВЕТЫ

1

2

3

4

5




































ФИ__________________________________

Класс ________________________________


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Небесная механика»

(базовый уровень)

вариант


1.Укажите вклад каждого ученого в изучение Солнечной системы (установите соответствие)


А) Клавдий Птолемей

1. В 150г.н.э. в книге «Альмагест» описал геоцентрическую систему мира

Б) Джордано Бруно

2. На основе наблюдательных данных вывел три закона движения планет

В) Исаак Ньютон

3. Первый использовал телескоп для астрономических исследований и открыл фазы Венеры


4.Написал книгу, в которой изложил гелиоцентрическую теорию планетных движений. Она была опубликована в год его смерти (1543)


5.Сформулировал три основных закона движения и закон всемирного тяготения


6.Он считал, что «..существуют бесконечные миры, образующие безграничную совокупность в бесконечном пространстве»


А

Б

В




2. Чему равен звездный период обращения Венеры вокруг Солнца , если ее верхнее соединение с Солнцем повторяются через 1,6 года?

3. Чему равна большая полуось орбиты Урана, если звездный период обращения этой планеты вокруг Солнца составляет 84 года?

4.Закончите предложения:

А) Большая полуось орбиты Земли, приблизительно равная среднему расстоянию от Земли до Солнца_________________________________________________________________________;

Б) Наиболее удаленная от Солнца точка орбиты небесного тела, вращающегося вокруг Солнца__________________________________________;

В) Промежуток времени между двумя одинаковыми конфигурациями планеты_____________________________________________________________;

Г) Дополните блок-схему и предложение:

Конфигурации планет - взаимное расположение планет, Земли и Солнца. Верхние планеты лучше всего видны вблизи ……, когда к Земле обращено все освещенное Солнцем полушарие.

t1598372880ab.png

5.При наблюдении прохождения Меркурия по диску Солнца определили, что его угловой радиус p = 5,5″, а горизонтальный параллакс p = 14,4″. Определите линейный радиус Меркурия.

6.Во сколько раз масса Плутона меньше массы Земли, если известно, что расстояние до его спутника Харона 19,64х103 км, а период обращения спутника равен 6,4 сут. Расстояние Луны от Земли составляет 3,84х 105 ,а период обращения 27,3 сут.


7. Выберите верный вариант ответа и запишите в таблицу

1) Какая из предложенных ниже последовательностей является верной для расположения Земли, Юпитера, Марса, Луны и Солнца в порядке возрастания их масс?

А) Луна, Земля, Марс, Солнце, Юпитер;

Б) Луна, Марс, Земля, Юпитер, Солнце;

В) Марс, Земля, Луна, Юпитер, Солнце;

Г) Луна, Юпитер, Марс, Земля, Солнце;

Д) Луна, Земля, Юпитер Марс, Солнце.


2) Если F1-сила притяжения, действующая на Солнце со стороны Земли, а F2-сила, действующая со стороны Солнца на Землю, то

А) F1 >> F2

Б) F1> F2

В) F1= F2

Г) F1<< F2

Д) F1 < F2

3) Отношение квадратов периодов обращения двух планет вокруг Солнца равно 64. Следовательно, большая полуось орбиты одной планеты меньше большой полуоси другой планеты:

А) в 64 раза;

Б)в 32 раза;

В) в 16 раз;

Г) в 4 раза;

Д)в 2 раза.


4) Параллакс планеты уменьшился в 3 раза. Это произошло вследствие того, что расстояние до нее:

А) увеличилось в 3 раза;

Б) уменьшилось в 3 раза;

В)увеличилось в 9 раз;

Г) уменьшилось в 9 раз


5) Все открытия, за исключением одного, явились вкладом Галилея в развитие гелиоцентрической системы мира Коперника. Укажите исключение.


А) Горы на Луне;

Б) Четыре спутника планеты Юпитер;

В) Годичный параллакс звезд;

Г) Фазы Луны;

Д) Пятна на Солнце

Ответ

1

2

3

4

5








































КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (ответы)

«Небесная механика»

(базовый уровень)

1 вариант

1.

А

Б

В

4

2

3

2. 2,1 года или 780 суток

3. а=4а.е.

4.Закончите предложения:

А) эксцентриситетом

Б) перигелий

В) сидерический (звездный) период

Г) элонгация

5. 3390 км.

6.14,6 массы Земли

7.

1

2

3

4

5

А

А

Б

Б

В



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (ответы)

«Небесная механика»

(базовый уровень)

2 вариант


1.


А

Б

В

1

6

5

2. Ответ: 0,61 года или 233 сут.

3. Ответ: а=19,2а.е.

4. А) астрономическая единица

Б) афелий

В) синодический период

Г)противостояние

5. 2430 км

6. (в 0,0024 раза)

7.

1

2

3

4

5

Б

В

Г

А

В



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за прекрасный опыт работы!

25 August 2020

Похожие публикации