Отчет об итогах учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков

3
0
Материал опубликован 4 May 2021

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Факультет технологии и предпринимательства



Кафедра профессионального обучения, технологии и дизайна





Отчет

об итогах учебной практики ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПЕРВИЧНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





Выполнил(а) _

Потапова Наталья Викторовна


Курс __2________________________

Группы __11801ТП______________________


Отчет принял руководитель практики от ТГПУ

(без замечаний / с замечаниями)

Федотов Андрей Сергеевич

Оценка: _________________________________


____________________________________

Подпись

Дата ____________________________________








Томск – 2020


Содержание

1. Общее задание 3

1.1 Изучение оборудования специализированных учебных кабинетов в

образовательной организации, анализ нормативно-правовой документации

организации работы в учебных кабинетов, изучение техники безопасности. 6

1.2 Анализ основных способов математической обработки информации по

направленности (профилю) Технология. 19

1.3 Выполнение практических работ на специализированном оборудовании

учебных кабинетов (мастерских) с учетом требований подготовки обучающихся

по направленности (профилю) Технология (разработка эскиза, построение

чертежа, составление технологической карты, изготовление изделия). 27

2. Индивидуальное задание

Организация работы школьников по предмету технология на основе

дистанционных технологий. 29






1. Общее задание

1.1 Изучение оборудования специализированных учебных кабинетов в образовательной организации, анализ нормативно-правовой документации организации работы в учебных кабинетов, изучение техники безопасности.

Проходя практику дистанционно, было изучено документация и оборудование учебных классов на примере Гимназии №227 Фрунзенского района г. Санкт-Петербург.


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Школа открылась 1 сентября 1968 года по адресу ул. Бассейная д.80, в 2013 году нам 45 лет. В школе было 35 классов, 1500 учеников.

Почти за 40 лет работы: школу окончили — 1607 человек. Золотыми и серебряными медалями награждено 38 учащихся. Среди выпускников школы есть артисты и ученые, педагоги и врачи, инженеры и рабочие, исследователи и военные, — люди разных специальностей, которых отличают порядочность, честность, умение работать.

ШКОЛА СТАНОВИТСЯ ГИМНАЗИЕЙ

В начале 80-х годов, решая вопросы повышения качества обучения учащихся, предпринималась попытка внести изменения в содержание обучения, формы и методы работы на уроке и вне его. Но особенно ощутимого результата не последовало. Это объясняется многими причинами, но ведущей, как показали материалы изучения, было недостаточное внимание к характеру отношений, общению между участниками учебно-воспитательного процесса.

Школа в 1984 году вошла в новый эксперимент «Педагогический класс».

Для учителей 227 школы характерно желание создавать особые условия для развития личности школьника, путем включения в экспериментальную работу, используя материалы исследований в области медицины, психологии и педагогики. Они уделяют внимание поиску методов обучения и воспитания.

Итак, мы представили движение к школе нового типа. Это школа:

уделяющая особое внимание культуре (считая образование ее частью) и духовности;

она развивающаяся и развивающая;

занимается широким и глубоким диагностированием детей, учителей и родителей для обеспечения физического, психического и нравственного здоровья каждого;

тесно связана с педагогической наукой и в совместном поиске обдумывает с ней: какой быть школе, учителю, ученику; как возродить духовность, ввести человека в культуру?

основу ее деятельности составляет экспериментальная работа.

Эти теоретические положения, опыт экспериментальной работы и практическая деятельность способствовали вхождению 227 школы в новый эксперимент «Педагогическая гимназия» в 1991 года.

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ

205 учащихся школы за эти годы стали студентами педагогического университета имени А.И.Герцена и педагогических училищ. В школах города работают учителями 48 наших выпускников. А те, кто избрал другую профессию благодарны: «мы лучше понимаем своих детей», «все, что узнали, помогает строить совсем на другом уровне отношения с людьми«, «я не выбираю профессию учителя, но всегда с благодарностью и восхищением буду говорить всем, особенно своим детям, какие это замечательные, умные, добрые, талантливые люди, которые все могут, потому что любят и верят в детей, знают, как с ними работать», «спасибо вам, вы помогли мне понять, что я не могу быть учителем, но вы научили меня, как нужно любить детей».

Удовлетворяет родителей, (но пока еще не всех классов), объем воспитательной работы: выезды на каникулах в другие города, посещение музеев, занятия в лектории, встречи со студентами, посещение театров, занятия школьников в театральной студии, в группах хореографии, бальных танцев, в хоре, художественной студии, в различных спортивных секциях.


Структура образовательной организации. Структурные подразделения.

Структурные подразделения (п.1.17.1. Устава Гимназии):

Отделение дополнительного образования детей - открыто в соответствии с Распоряжением Комитета по образованию 25.05.2010 №976-р «О внесении изменений в сеть государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга (по Фрунзенскому району)».

Объекты инфраструктуры (п.1.17.2. Устава Гимназии):

Пришкольная спортивная площадка (стадион) (ПСП).

Центр информатизации образования (ЦИО).

Опытно-экспериментальная площадка (ОЭП).

Логопедический пункт (ЛП).

Столовая.

Музей.

Органы управления образовательной организацией.

Согласно п.3.2. Устава управление образовательной организацией строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Единоличным исполнительным органом образовательной организацией является руководитель образовательной организации – директор, который (п.3.6. Устава Гимназии):

представляет интересы образовательной организации, действует от её имени без доверенности;

распоряжается средствами и имуществом образовательной организации в порядке, определенным Уставом образовательной организации, действующим законодательством;

заключает договоры (контракты), выдает доверенности;

в пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения;

утверждает штатное расписание и распределяет должностные обязанности работников;

осуществляет подбор, прием на работу и расстановку работников образовательной организации и несет ответственность за уровень их квалификации;

увольняет, поощряет и налагает взыскания на работников образовательной организации, выполняет иные функции работодателя;

организует проведение тарификации работников образовательной организации;

устанавливает ставки и должностные оклады работникам в соответствии с действующим законодательством;

утверждает надбавки и доплаты к должностным окладам работников
в соответствии с локальными нормативными актами образовательной организации;

в установленном порядке представляет бухгалтерскую и статистическую отчетность в соответствующие органы, определенные законодательством;

составляет и представляет на утверждение Общему собранию работников ежегодный отчет;

о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств образовательной организации, а также отчет о результатах самообследования;

утверждает образовательные программы;

обеспечивает осуществление образовательного процесса в соответствии с настоящим Уставом, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации,

обеспечивает создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;

обеспечивает организацию и выполнение мероприятий по гражданской обороне
в случае чрезвычайных ситуаций, а также обеспечивает выполнение распоряжений начальника штаба ГО;

несет ответственность за организацию, полноту и качество воинского учета, согласно установленным правилам;

несет персональную ответственность за деятельность образовательной организации, в том числе за выполнение государственного задания, за нецелевое использование бюджетных средств, за невыполнение обязательств образовательной организации как получателя бюджетных средств;

осуществляет в соответствии с действующим законодательством иные функции
и полномочия, вытекающие из целей и задач образовательной организации.

Коллегиальными органами управления образовательной организацией являются (п.3.9. Устава Гимназии):

Общее собрание работников Образовательного учреждения (далее – Общее собрание) (п.3.11. Устава Гимназии), к компетенции которого относится:

утверждение ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых
и материальных средств образовательной организации, а также отчета о результатах самообследования;

принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка работников, иных локальных нормативных актов образовательной организации;

рассмотрение и обсуждение вопросов стратегии развития образовательной организации;

рассмотрение и обсуждение вопросов материально-технического обеспечения
и оснащения образовательного процесса;

заслушивание отчетов директора образовательной организации и коллегиальных органов управления образовательной организации по вопросам их деятельности;

рассмотрение иных вопросов деятельности образовательной организации, вынесенных на рассмотрение директором образовательной организации, коллегиальными органами управления образовательной организации.

Педагогический совет Образовательного учреждения (далее – Педагогический совет) (п.3.14. Устава Гимназии), к компетенции которого относится:

организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;

разработка и принятие образовательных программ;

организация и осуществление образовательного процесса в соответствии с Уставом, полученной лицензией на осуществление образовательного деятельности, свидетельством о государственной аккредитации;

своевременное предоставления отдельным категориям обучающихся дополнительных мер социальной поддержки и видов материального обеспечения, предусмотренных действующим законодательством;

осуществление текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;

перевод обучающихся в следующий класс, а также с образовательной программы предыдущего уровня на следующий уровень общего образования;

формирование предложений по улучшению работы по организации питания и медицинскому обеспечению обучающихся и работников образовательной организации;

формирование предложений по улучшению деятельности методических объединений и структурных подразделений.

В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации создаются (п.3.21. Устава Гимназии):

Попечительский совет

Ученическое научно-исследовательское общество (далее – УНИО)

могут действовать профессиональные союзы работников образовательной организации
В целях урегулирования разногласий по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания в образовательной организации работает Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (п.3.22. Устава Гимназии).

t1620153752aa.jpg


Учредитель гимназии:



Функции и полномочия учредителя Гимназии от имени субъекта Российской Федерации – города федерального значения – Санкт-Петербурга осуществляют исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга – Комитет пообразованию и Администрация  Фрунзенского района Санкт-Петербурга (п.1.5. Устава гимназии).


Гимназия является членом:

«Ассоциированные школы ЮНЕСКО»

«Эко-школа/Зеленый флаг»

«Школьная лига РОСНАНО»

«Международная Федерация работодателей»

Ассоциации «Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области»

Гимназия сотрудничает с различными организациями:

ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И.Герцена;

ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования;

ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный экономический университет;

ФГБОУ ВО Российский государственный гидрометеорологический университет;

ФГБОУ ВО Национальный исследовательский университет ИТМО;

АНО ВО Международный банковский институт;

АНО ВО Научно-исследовательский институт славянской культуры;

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж № 8»;

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж Петербургской моды»;

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Автомеханический колледж»;

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Радиотехнический колледж»;

ГБУ ДО Центр детского (юношеского) технического творчества «Мотор»;

ГБОУ ДППО ИМЦ Фрунзенского района Санкт-Петербурга;

Школа английского языка (Dublin School of English) г.Дублин, Ирландия;

Ирландское общество «Питер и Патрик» (Irish Society
“Peter and Patrick”);

Институт Франции в Санкт-Петербурге;

Институт Финляндии в Санкт-Петербурге;

Гете институт в Санкт-Петербурге;

Пюхтицкий Успенский Ставропигиальный женский монастырь, Эстония;

Фонд Российско-польский центр диалога и согласия г.Москва, Россия;

Общество развития русского языка и культуры г.Загреб, Хорватия;

Фонд Нидерланды-Румыния г.Гаага, Нидерланды;

Общество друзей Санкт-Петербурга г.Турку, Финляндия;

Лицей Сан-Мари Гран Леброн (Sainte-Marie Grand Lebrun) г.Бордо, Франция;

Колледж Шабан (CollegeJ.C.Chabanne) г.Понтуаз, Франция;

Гимназия Эрнст Барлах (Ernst Barlach Gymnasium) г.Шенберг, Германия;

Гимназия Фридрих Шиллер (Friedrich Schiller Gymnasium) г.Кельн, Германия;

Школа и гимназия Пуолала (Puolalan koulu) г.Турку, Финляндия;

Финско-русская школа (Suomalais-venalainen koulu) г.Хельсинки, Финляндия;

Куусанкоскин лукио (Kuusankosken lukio) г.Коувола, Финляндия.

Эко-школа / Зеленый флаг;

Школьная лига РОСНАНО;

Фонд помощи ветеранам спорта, силовых структур и членам их семей «Возрождение»;

Музей «Они защищали Отечество»;

Секция приключенческой и военно-патриотической литературы Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России;

Региональная общественная организация содействия ветеранам войн и локальных вооруженных конфликтов «Караван» и т.д.


В Гимназии работают 103 сотрудника из них:

мужчин – 22

женщин – 81

штатных сотрудников – 92

совместителей – 9

В Гимназии работает 80 педагогических работников, из них:

доктора наук – 1 (Н.В.Седова)

кандидаты наук – 3 (В.А.Седов, Т.С.Козлова, В.Ю Рыженков)

аспиранты – 2 (С.В.Бакунев, А.Л.Харитоненко)

отличники народного просвещения – 3

почетные работники образования РФ – 2

учителя высшей категории – 21

учителя первой категории – 27

учителя – выпускники школы – 6 (Т.С.Козлова, О.А.Кудряшова, Н.И.Мотрич, В.А.Седов, А.Л.Харитоненко, Ю.В.Денисенко)

с высшим образованием – 77

со средним профессиональным образованием – 3

Численность обучающихся по реализуемым в Гимназии образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ:
7t1620153752ab.jpg
t1620153752ac.jpg
31 обучающихся в 26 классах.


В Гимназии имеется:

2 компьютерных класса

мобильный компьютерный класс c 25 ноутбуками

19 административных и 36 учительских компьютеров (всего 117 шт.)

18 интерактивных досок

13 документ-камер

12 систем интерактивного голосования

25 мультимедийных комплексов

лингафонный кабинет

медиатека с двумя графическими станциями

демонстрационное и лабораторное оборудование для кабинетов физики, химии и биологии

цифровая лаборатория "Архимед"

мобильная естественнонаучная лаборатория с мультисенсорным регистратором данных "Архимед"

цt1620153752ad.jpg
ифровой микроскоп "Levenhuk"

3 ЖК-панели ("Медиацентр227")

Lego Education (ПервоРобот WeDo, Технология и физика)

более 36 МФУ А4, 4 МФУ А3

мини-типография

проводная и беспроводная локальная сеть (6 точек доступа Wi-Fi)

поливалентный актовый зал

библиотека с читальным залом и книгохранилищем

столовая с обеденным залом (площадь 212,5 кв.м.)

оборудованные кабинеты физики, химии и биологии

"Крон-Дезары" установлены в кабинетах начальных классов


спортивный зал (площадь 321,8 кв.м.), хореографический зал (площадью 75,6 кв.м.), зал для карате (площадью 75,6 кв.м.)

пt1620153752ae.jpg
ришкольная спортивная площадка (стадион) с искусственным покрытием, футбольным полем, беговыми дорожками, баскетбольной площадкой, волейбольной площадкой, площадкой физической подготовки, сектором для прыжков в длину (площадь 2223,84 кв.м.)

уличная игровая детская площадка

вход оборудован аппарелью, системой контроля доступа


Начальное общее образование в Гимназии реализуется по программе:

Школа России (1-4 класс).

Работают группы продленного дня. 22 класса Гимназии изучают английский язык по расширенной программе. Учащиеся 4-11 классов участвуют в районных и городских олимпиадах, занимают призовые места. 100% выпускников гимназии ежегодно поступают в различные ВУЗы.

Особенности Гимназии:

углубленное изучение предметов гуманитарного цикла (дополнительные предметы и увеличенное количество часов),

дополнительное образование,

служба сопровождения.

В учебный план Гимназии заложены следующие идеи:

Ценности психолого-педагогического знания для развития личности обучающегося.

Дифференциации образования по содержанию обучения, формам и методам работы, по уровню обучаемости, по познавательным интересам.

Развития способностей, интересов и потребностей личности путем предоставления права выбора направления обучения за счет вариативной части учебного плана на уровнях основного и среднего общего образования.

В учебный план Гимназии введены дополнительные предметы и курсы:

английский язык – с 1 класса;

финский или немецкий или французский или китайский язык – с 5 класса;

экономика и право – 10-11 класс;

профессия педагога в современном мире – 10-11 класс;

психология общения – 10-11 класс.

В 10-11 классе на профильном уровне изучаются:

русский язык (3 ч. в неделю);

обществознание (3 ч. в неделю).

Основные документы

Основная документация гимназии, на основании которой осуществляется образовательная и иная деятельность:

Решение Ленгорисполкома от 13 июня 1968 года №531 "Об изменении в сети школ и других детских учреждений Ленинграда в 1968-1969 учебном году"

Учредительный договор от 22 апреля 1997 года

Устав

Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 01.04.2015 №1385-р об утверждении новой редакции устава Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №227 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Лист записи ЕГРЮЛ от 14.04.2015

Образовательная программа

Приложение 1 (программа по дополнительному образованию)

Приложение 2 (документы и материалы для участников педагогического совета)

Приложение 3 (основная образовательная программа начального общего образования)

Приложение 4 (программа по финскому языку)

Приложение 5 (ОДОД)

Программа развития

Учебный план

Календарный учебный график 

Ежегодный отчет о деятельности гимназии (согласно п.3.2., ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ "О некоммерческих организациях"):

Ежегодный отчет о результатах самообследования (согласно п.3 ч.2 ст.29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"):

Кодекс этики и поведения обучающихся

Кодекс этики и служебного поведения работников

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

t1620153752af.jpg

Лицензия

Приложение к лицензии (.pdf)

t1620153752ag.jpg

Свидетельство о государственной регистрации

t1620153752ah.jpg

Свидетельство о государственной аккредитации

Приложение к свидетельству

t1620153752ai.jpg

Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ

Выписка из ЕГРЮЛ
(для получения выписки введите ИНН 7816050104)

t1620153752aj.jpg

Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ (ОГРН)

t1620153752ak.jpg

Свидетельство о постановке в налоговом органе юр лица


Оснащение кабинета Технологии.

В прошлом году в гимназии кабинет технологии был совмещен с компьютерным классом. Не было швейных машинок и каких-либо станков.

Обучение проходит в классах без гендерного деления. В связи с этим возникали ряд проблем:

Недостаток оборудования для полного изучения курса технологии.

Организация учебного процесса не позволяла учитывать желание учеников.

В 2019-2020 учебном году кабинет технологии переехал в новый оборудованный класс. Закуплена новая мебель и пять швейных машин.

t1620153752al.jpgt1620153752am.jpgТакже гимназией приобретена техника для установки кухни, что позволит в новом учебном году заниматься кулинарией.

1.2 Анализ основных способов математической обработки информации по направленности (профилю) Технология.

Слово informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление.

Классификация информации:

По способам восприятия:

визуальная;

аудиальная;

тактильная, передаваемая ощущениями;

обонятельная;

вкусовая.

По формам представления, способам кодирования и хранения информации:

графическая или изобразительная: первый вид, для которого

был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах,

изображающих картины реального мира;

звуковая или музыкальная: мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретением

звукозаписывающих устройств в 1877 г.;

текстовая: способ кодирования речи человека специальными

символами – буквами, причём разные народы имеют разные языки

и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения

бумаги и книгопечатания;

числовая: способ кодирования количественной меры объектов и их свойств в окружающем мире специальными символами –

цифрами, причём системы кодирования (счисления) могут быть

разными; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена;

видеоинформация: способ сохранения «живых» картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.

По общественному значению:

массовая;

обыденная;

общественно-политическая;

эстетическая.

Специальная:

научная;

техническая;

управленческая;

производственная.

Личная: наши знания, умения, интуиция.

Особым видом информации в настоящее время можно считать

информацию, представленную в глобальной сети Интернет. Здесь

используются особые приёмы хранения, обработки, поиска и пере-

дачи распределённой информации больших объёмов и особые способы работы с различными видами информации. Постоянно совершенствуется программное обеспечение, обеспечивающее коллективную работу с информацией всех видов.

Математические модели и моделирование.

Математический язык – это формальный язык,

который состоит из математических высказываний, то есть математических символов, объединённых формулой.

Понятие модели и моделирования

Определение. Моделью называется образ или отображение какого-либо процесса или явления, полученное с помощью специальных средств.

Классификация специальных средств:

1) математические,

2) технические,

3) компьютерные,

и т.д.

В зависимости от выбранных средств можно получить различные виды моделей.

Определение. Математической моделью называется образ или отображение какого-либо процесса или явления, полученное с помощью математических средств.

Некоторые модели могут существовать сами по себе (например, технические модели), между другими видами моделей существует определённая связь (например, компьютерную модель нельзя представить без математической).

Определение. Моделированием называется процесс создания модели.

Основная цель моделирования – исследовать объекты реального мира и предсказать результаты будущих наблюдений.

Математическое моделирование и связанный с ним компьютерный эксперимент незаменимы в тех случаях, когда натурный эксперимент невозможен или затруднён по тем или иным причинам. Например, нельзя поставить натурный эксперимент в истории, чтобы проверить, «что было бы, если бы...». Невозможно проверить правильность той или иной космологической теории. В принципе возможно, но вряд ли разумно, поставить эксперимент по распространению какой-либо болезни, например чумы, или осуществить ядерный взрыв, чтобы изучить его последствия. Однако всё это вполне можно сделать на компьютере, построив предварительно математические модели изучаемых явлений.

Информационно-коммуникационные технологии на уроках образовательной области «Технология» уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Это обуславливается следующими факторами:

Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за жилищем, в способах художественной обработки материалов, моделирования и пошива одежды. Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроках

2. Развитие мышления учащихся на уроках технологии посредством ИКТ

Для работы на уроках учителю ученикам достаточно уметь работать в пакете программ Microsoft Office. В разделе «Проектная деятельность» ученики выполняют пояснительную записку в Microsoft Word.

На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним добавилась интерактивная доска. Чаще всего для выступления используют Microsoft PowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация.

В зависимости от выступления преподаватель или учащийся могут включать в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи

Для решения обучающей задачи на уроке «Кулинария. 5 класс. Горячие напитки» используется презентация, делающая рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения (Как вы думаете, какой из этих напитков самый распространенный, самый древний?), анализировать получаемую информацию (многообразие сортов чая, видов кофе), сравнивать (чем отличаются сорта и виды чая, кофе), обобщать (Лабораторная работа: «Определение свойств разных видов и сортов чая»), делать выводы (какие химические элементы входят в состав горячих напитков и каким образом они влияют на свойства этих напитков, какими свойствами обладает напиток), тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов).

Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке.

В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов. [Булатова Е.В. Развивать у учащихся интерес к знаниям и учению. // Физика в школе – 1987. - № 2 – с. 82-83.]

Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития. Для учеников элементом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, вилборда, головоломки, ребуса - они хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость, но и чтение или прослушивание фрагментов из художественной литературы, легенд, сказаний, фантастических рассказов об известных вещах, людях, событиях. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке. Например, на уроке в 5 классе по теме «Горячие напитки» элементом занимательности служат легенды об открытиях человеком данных напитков, реализованные на слайдах презентации в виде рисунков, фото, текста и музыкального оформления – это новый материал на уроке. На уроке «Бытовая швейная машина. История создания швейной машины» - видеоролики об истории создания швейной машины и возможностях современных швейных машин. В 6 классе по теме «Ткани из натуральных волокон» присутствует при повторении материала о волокнах растительного происхождения и при изучении нового материала о волокнах животного происхождения. В 7, 8 классах по теме «Прически, уход за волосами» - совершается путешествие в музей причесок различных эпох. В 7 классах по теме «Мода, стили, силуэты» - учащиеся получают дополнительную занимательную информацию о развитии представлений людей о моде, о различных силуэтах, которые были модными в разные эпохи. Есть возможность познакомить учащихся с деятельностью великих кутюрье, таких как Шанель, Диор и т.д., побывать на показе мод известных Домов Моды. Визуально наблюдать за последовательностью действий стилистов и визажистов при создании прически, стрижки или выполнении макияжа. Занимательность присутствует и теме «Кружево», «Вышивка», где учащиеся знакомятся с историей развития рукоделия, основными орнаментальными элементами, применяемыми в народном декоративно-прикладном творчестве с помощью виртуальной экскурсии по залам Музея этнографии или Русского музея в Санкт-Петербурге, проходящей в режиме on-line или выполненной преподавателем или ученицей как творческий проект презентацией.

Эмоциональные переживания вызывают приемы удивления.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Однако, элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намного сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию изучения данного предмета.

Презентация позволяет реализовать метод кратковременных фронтально-групповых лабораторных работ, которые одновременно выполняются всеми учащимися класса в группах под руководством учителя. При этом на слайдах может находиться план выполнения работы, бланк отчета о проделанной работе и форме вывода, видеосюжет, иллюстрирующий опыт или эксперимент. Фронтальные опыты, учат школьников наблюдать и анализировать явления, способствуют развитию мышления. Активизация мыслительной деятельности достигается соответственно постановкой вопросов, в которых следует обращать внимание на существенные стороны изучаемого вопроса .

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.

Однако чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения.

Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Подобные презентации-опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос (контрольная работа, письменная проверочная работ, самостоятельная работа).

Несомненно, использование медиапрезентаций оптимизируют деятельность учителя, упрощают подготовку преподавателя к уроку в будущем. Возможность распечатать необходимые слайды решает проблему тиражирования дидактического раздаточного материала к уроку.

Помимо данного программного продукта на уроке с целью активизации познавательной деятельности учащихся можно использовать и другие средства ИКТ.

С целью контроля знаний преподаватель может использовать различные открытые тестовые системы или оболочки для создания новых тестов по теме или изменения существующих. Подобные тестовые работы позволяют учащимся и учителю быстро оценить знания по теме. От преподавателей ПК выгодно отличают абсолютная объективность в оценке знаний, а также то, что машины не раздражаются, не подвержены влиянию настроения и самочувствия, не испытывает разочарования со слабыми учениками. Со стороны учащихся наблюдается повышение ответственности в подготовке к уроку, а также активизация познавательной деятельности учеников, так как при таком способе контроля знаний требуется не только знать основной материал, но и уметь рассуждать, делать умозаключения. При этом производятся все мыслительные операции



1.3 Выполнение практических работ на специализированном оборудовании учебных кабинетов (мастерских) с учетом требований подготовки обучающихся по направленности (профилю) Технология (разработка эскиза, построение чертежа, составление технологической карты, изготовление изделия).

В данной сложившейся сейчас ситуации в мире стало актуальным повсеместно изготовление «Медицинских» масок. В конце года все классы с 5 по 8 выполняют по программе проекты. И этот год не стал исключением. Многие дети просили сделать проект по изготовлению маски. Но так как это не является проектом, а изготовлением уже придуманного ранее и разработанного технологического изготовления, детям было отказано. Но создана была мини презентация на помощь всем нашим ученикам по пошиву масок двумя способами. Которые хочу освятить.


Технологическая карта на изготовление изделия


1


Выполняемая технологическая операция.

Графическое изображение технологической операции.


Инструменты и оборудование.

11

Отмерить линейкой ткань (длина 40 см, ширина 20 см).

Отрезать лишнее.

t1620153752an.jpg

Линейка,

Карандаш

ножницы

22

Сложить ткань

пополам – лицевой стороной внутрь

t1620153752ao.jpg

Ткань

33

Завернуть один край лицевой стороны на изнаночную,

примерно на 1,5-2 см., с другой стороны сделать аналогично

t1620153752ap.jpg

Ткань

44

Оба сгиба прогладить утюгом

t1620153752aq.jpg

Утюг, гладильная доска

55

С другого конца

материала (где ткань была свернута

посередине) сделать заворот в 3 см, затем сделать складку, начиная от первой – такой же ширины, и также третью складку. Чтобы закрепить – с обоих сторон

прогладить ткань утюгом

t1620153752ar.jpg

Утюг, гладильная доска

66

Развернуть заготовку лицевой стороной, сохраняя складку.

Взять резинку и приложить один

конец у середины, второй – с краю

t1620153752as.jpg

Резинка

77

Аккуратно завернуть ткань обратно

лицевой стороной во внутрь и по всем складкам, и по резинке прошить самым мелким швом Тоже самое

проделать и с другой стороны заготовки.

t1620153752at.jpg

Иголка с ниткой. Швейная машинка

88

Вывернуть готовую маску на лицевую

сторону и прогладить утюгом

t1620153752au.jpg

Утюг, гладильная доска

2.Индивидуальное задание.

Организация работы школьников по предмету технология на основе дистанционных технологий.

Дистанционные образовательные технологии – это ряд образовательных технологий, реализуемых с применением современных информационных и телекоммуникационных технологий, при этом взаимодействие между педагогом и учащимся осуществляет опосредовано (на расстоянии).

Основа образовательного процесса с использованием дистанционных технологий заключается в целенаправленной самостоятельной работе учащегося. Процесс получения знания может осуществляться в любое удобное для учащегося время, в индивидуальном темпе и вне зависимости от места его нахождения.

Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования заключается в обеспечении доступности качественного образования для всех слоев населения.

До недавнего времени дистанционные технологии активно применялись в различных направлениях профессионального образования, а также в старших классах школы. Использование дистанционных образовательных технологий в профессиональном образовании позволяет получать необходимое образование вне зависимости от возраста, семейного положения, без отрыва от работы и т.д. Также возможно получить дополнительное образование, пройти курсы повышения квалификации и переквалификации. В старших классах школы применение дистанционных образовательных технологий дает учащимся возможность значительно повысить уровень своих знаний, получить дополнительные знания сверх тех, что преподают в школе по определенным предметам. Все это позволяет детям достичь необходимых высот в обучении и повышает шанс на поступление в престижные ВУЗы.

На сегодняшний день из-за пандемии образовательный процесс был полностью переведен в дистанционную форму.


Положительные и отрицательные стороны дистанционных образовательных технологий

Дистанционные образовательные технологии имеют как положительные, так и отрицательные стороны их применения.

Положительные стороны применения дистанционных образовательных технологий:

Возможность обучения в индивидуальном темпе, самостоятельно определяя время и скорость изучения дисциплин.

Гибкость и свобода, предоставляемая технологий, позволяет учащимся сформировать индивидуальную программу, наполненную теми дисциплинами, которые, по мнению учащегося, наиболее важны для изучения.

Доступность.

Возможность обучаться вне зависимости от времени и места нахождения.

Мобильность.

Процесс взаимодействия с педагогом осуществляется при необходимости и по конкретному вопросу.

Технологичность.

Использование в образовательном процессе современных и актуальных технологий.

Социальное равноправие.

Предоставление равных возможностей получения образования вне зависимости от пола, возраста, национальности, места проживания, состояния здоровья и т.д.

Творчество.

Комфортные условия для творческого самовыражения каждого учащегося.

Объективность.

Разнообразные формы контроля позволяют оценить знания учащегося с разных сторон, а их количество позволяет осуществлять промежуточную аттестацию в автоматическом режиме, без участия преподавателя.

Несмотря на многочисленные положительные моменты применения дистанционных образовательных технологий, имеется ряд отрицательных сторон:

Основа обучения – самостоятельное усвоение знаний.

Не все учащиеся владеют навыками самообразования, что требует дополнительного контроля со стороны образовательного учреждения.

Неумения правильно организовать свою учебную работу, распределит учебное время и изучаемый материал.

Необходимость проверки знаний зачастую в очном режиме.

Для учащихся, имеющихся проблемы со здоровьем исключение «живого» контакта с преподавателями является отрицательным моментом, так как довольно часто это единственная связь с внешним миром.

Дорогостоящее оборудование, для организации дистанционного обучения (ПК, ноутбук, выход в интернет и т.д.), которое не все себе могут позволить приобрести.

Виды дистанционных образовательных технологий

В зависимости от цели образовательного процесса и условий образовательного учреждения, выделяют следующие виды дистанционных образовательных технологий.

Комплексные кейс-технологии. Данная группа дистанционных образовательных технологий основана на самостоятельном изучении мультимедийных и печатных учебно-методических материалов, представленных в форме кейса и включающих в себя лекции, семинары, тренинги и т.д. Каждый кейс представляет собой завершенный программно-методический комплекс, где все материалы взаимосвязаны между собой и образуют единое целое.

Компьютерные сетевые технологии. Эта группа дистанционных образовательных технологий характеризуется использование разнообразных компьютерных обучающих программ, электронных учебников и электронной методической литературы, которые учащиеся могут пользоваться в процессе обучения. Представленные материалы находятся в открытом доступе в сети Интернет или локальной сети учебного заведения.

Дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных. В основу данной технологии положен принцип деления дисциплины на модули (зет), каждый из которых представляет собой законченный блок, по итогу изучения которого учащийся проходит промежуточный контроль качества своих знаний и усвоения модуля. Для того, чтобы сдать предмет и получить по нему зачет, необходимо закончить положительно все модули дисциплины. В заключении по дисциплине проводится итоговый электронный тест.

Дистанционные образовательные технологии предусматривают осуществление следующих видов мониторинга усвоенных знаний:

лекционное тестирование (по итогам прослушанных лекций в конкретном модуле);

индивидуальный компьютерный тренинг (ИКТ), представляет собой комплекс тестовых заданий из разных модулей дисциплины, а также небольшие практические задания (задачи);

модульное тестирование, предусматривает прохождение электронного теста по итогам пройденного модуля;

письменный экзамен и экзаменационное тестирование по результатам изучения дисциплины.

Уроки технологии в дистанционной форме обучения.

Как было описано выше, в конце года все классы с 5 по 8 выполняют проект. Это упрощает задачу ведения уроков. И выбор Кейс-программы позволяет решить вопрос организации процесса обучения. В программе предоставляются ссылки на электронные ресурсы, методические рекомендации. И основная рабочая презентация по этапам создания проекта. По учебной программе подразумевается написание КТП (календарно-тематический план) для дистанционного обучения, и выкладывается на сайте. В процессе выполнения проекта детьми, педагогом проводиться проверка работ по электронной почте с обратной связью и рекомендациями. По итогу можно сказать, что справляются ученики с проектом не хуже очного обучения.



32


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.