Отчет по учебной практике для получения первичных профессиональных умений и навыков исследовательской деятельности
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
(МГОУ)
Факультет специальной педагогики и психологии
Кафедра клинических основ дефектологии и специальной психологии
ОТЧЁТ
О ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Студентки группы 14.С(Д)ОЗБ.16.СП.1 3 курса заочной формы обучения
направления подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
профиля подготовки: Специальная психология,
квалификация: бакалавр
Антощук Евгении Анатольевны
Антощук Е.А. проходила учебную практику в Государственном образовательном учреждении высшего образования Московской области Московский государственный областной университет (МГОУ)
Адрес: 141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д.24
Телефон: 8-495-780-09-48 доб. 16-51
Период практики
с « 05 » ноября 2018г.
по « 02 » декабря 2018г.
Руководитель практики: заведущая кафедрой клинических основ дефектологии и специальной психологии, кандидат биологических наук, доцент Утёнкова Светлана Николаевна
Кафедра: Клинических основ дефектологии и специальной психологии
Телефон: 8-495-780-09-48 доб. 16-51 e-mail: kaf-kod@mgou.ru
Мытищи, 2018
Учебная практика проходила на базе Московского государственного областного университета с 05.11.2018 г. по 02.12.2018 г. и имела цель сформировать представления о профессиональном поле специального психолога, актуализировать и развить профессиональные компетенции при получении первоначального опыта исследовательской деятельности.
В ходе практики для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность специального психолога в образовательных организациях, учреждениях здравоохранения и социальной защиты.
2. Познакомиться с деятельностью специальных психологов и психологической службы коррекционных образовательных организаций Московской области (объект, направления, виды деятельности), правами и обязанностями специального психолога, организацией его рабочего места и режима работы.
3. Развивать способность к актуализации и применению полученных в ходе обучения теоретических знаний в соответствии с условиями практической деятельности специального психолога в рамках его участия в организации коррекционно-образовательной среды организации с учётом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с особыми образовательными потребностями.
4. Научиться организовывать собственную исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в виде дневника практики и отчёта, проводить самоанализ деятельности.
5. Развивать способность к взаимодействию с общественными и социальными организациями, учреждениями образования, здравоохранения и культуры в отношении лиц с особыми образовательными потребностями.
Прохождение практики состояло из нескольких этапов. Первый организационный этап заключался в ознакомлении с программой практики, постановке цели и задач практики, составление плана учебной практики, получение инструкций и заданий от руководителя; получение информации по формам отчётности.
Следующий — подготовительный этап — подразумевал подбор материала для работы с нормативно-правовой базой по организации работы специального психолога с образовательной организацией, учреждениях здравоохранения и социальной защиты и составлении перечня образовательных организаций, учреждений здравоохранения и социальной защиты Московской области.
Рабочий этап предполагал выполнение следующих заданий:
Подробный анализ организации психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации.
Анализ нормативно-правовой базы организации коррекционно-образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями и деятельности специального психолога.
Взаимодействие с психологом (специальным психологом) образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Посещение занятий психолога с последующим их анализом.
Контрольный этап заключался в составлении аналитических отчетов по просмотренным занятиям, оформление дневника практики, совместном обсуждении с руководителем практики результатов работы и в подготовке отчёта по учебной практике.
Итоговый этап представляет собой подведение итогов практики в рамках заключительной конференции.
В результате прохождения учебной практики были получены знания:
в области нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность специального психолога в образовательных организациях, учреждениях здравоохранения и социальной защиты;
о психолого-педагогических условиях коррекционно - образовательной деятельности в конкретном учреждении;
о правах и обязанностях специального психолога в рамках организации коррекционно-образовательной среды организации с учётом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с особыми образовательными потребностями.
Приобретены и закреплены:
умения работы с нормативно-правовой документацией, регламентирующей деятельность специального психолога в образовательных организациях, учреждениях здравоохранения и социальной защиты;
умения ориентироваться в возможных вариантах организации коррекционно-развивающей среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья и анализировать деятельность психолога в этом процессе;
умения анализировать и оценивать результаты библиографической и информационно-поисковой работы с целью последующего использования данных при решении профессиональных задач;
умения организовывать собственную исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в виде дневника практики и отчёта, проводить самоанализ деятельности;
умения взаимодействия с сотрудниками общественных, социальных организаций, учреждений образования, здравоохранения и культуры в отношении лиц с особыми образовательными потребностями.
В ходе практики овладели:
навыками применения нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность специального психолога при организации коррекционно-образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями;
информацией об организации психологической службы в Московской области и коррекционных образовательных организациях Московской области;
навыками анализа деятельности психолога в рамках организации коррекционно-развивающей среды;
навыками организации собственной исследовательской деятельности и оформления её результатов в виде отчётной документации;
способностью к взаимодействию с общественными и социальными организациями, учреждениями образования, здравоохранения и культуры в отношении лиц с особыми образовательными потребностями.
Таким образом, в процессе практики происходило формирование представлений о профессиональном поле специального психолога, которое представляет собой взаимодействие с общественными и социальными организациями, учреждениями образования, здравоохранения и культуры в отношении лиц с особыми образовательными потребностями.
При получении первоначального опыта исследовательской деятельности актуализировались и развивались профессиональные компетенции, такие как: знание и умение работы с нормативно-правовой документацией, регламентирующей деятельность специального психолога; умение ориентироваться в возможных вариантах организации коррекционно-развивающей среды для лиц с особыми образовательными потребностями; проводить самоанализ деятельности и психологический анализ занятия, проводимого с детьми с ОВЗ и инвалидностью, который позволяет выявить, учитываются ли преподавателем психологические особенности детей с ОВЗ и инвалидностью и выработать установки для психологической консультации педагога.
В течение всей работы были выполнены индивидуальные задания и решены поставленные задачи в полном объеме, отсюда можно сделать вывод, что намеченная цель учебной практики была достигнута.
Обучающийся-практикант Антощук Е.А. _________________________
Оценка за практику ___________________________________________________________
Руководитель от организации Утёнкова С.Н _________________________
М.П.
Отчёт о прохождении учебной практики в образовательной организации для детей с ОВЗ и инвалидностью сдан «____» _____________________ 20__ г.
Оценка_______________________________________________________________________
Руководитель практики от направляющей стороны Утёнкова С.Н. ______________
Список литературы
http://www.consultant.ru
Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Практикум : учеб. пособие для СПО / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 330 с.
Закревская О.В. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.
Конвенция о правах ребенка. — М. КНОРУС, 2016. - 32 с.
Конституция Российской Федерации / сост. Таранин А.Б. — Москва: Издательство АСТ, 2018. — 32 с.
Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Иванова А.Е., Кравец О.Ю., Рыбкина И.А. и др.; Под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб.: КАРО, 2005. - 112 с:
О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Федеральный закон №181-ФЗ. — М. Проспект, 2018. - 32 с.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — 2-е изд., дораб. — М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. —352 с.
Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков. Учебное пособие для студентов медицинских и педагогических вузов /Д. Н. Исаев, Т. А. Колосова/ — Издательство Каро, 2012. -— 176с.
Речицкая, Е. Г. Специальная психология и коррекционная педагогика: межличностные отношения младших школьников с нарушением слуха : учеб. пособие для бакалавриата и специалитета / Е. Г. Речицкая, Ю. В. Гайдова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 138 с.
Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под редакцией И.В. Дубровиной. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 128 с.
"Специальное и инклюзивное образование в совр. детском саду. Сборник материалов из опыта раб. В1.ФГОС"/Составитель: Нищева Н.В. Детство-Пресс, 2015 г.
Справочник педагога — психолога школы. ФГОС/ Ю.А. Афонькина — Издательство Учитель, 2018. - 173 с .
Специальная психология. Тест детской апперцепции в диагностике психологической защиты: учеб. пособие для балакавриата, специалитета и магистратуры/ Ю.В. Чиркова. - 2-е изд., испр. и доп. - М: Издательство Юрайт, 2017. - 163 с.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2018 год. - Москва: Эксмо, 2018. - 144 с.
Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : Кн. для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 180 с.