12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Куприянова Ирина15
2

Отчет по инновационной деятельности «Современные формы работы в детском саду по приобщению детей к художественной литературе»

Отчет по инновационной деятельности «Современные формы работы в детском саду по приобщению детей к художественной литературе»

Ценность книги и чтения до недавнего времени была неоспорима, однако сегодня, ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились.

В век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Аудио - и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры.

Как же влияет художественная литература на развитие детей? Входя в жизнь человека еще в дошкольном возрасте, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение книги, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

Знакомство дошкольников с книжной культурой, детской литературой в детском саду, согласно ФГОС дошкольного образования, является средством речевого развития детей и способствует обогащению активного словаря дошкольников, связной диалогической и монологической речи, развитии речевого творчества.

Основная работа по приобщению детей к чтению художественной литературы осуществляется в непосредственной образовательной деятельности, а также в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, родителями. Обучение происходит опосредованно, в интегрированных формах образовательной деятельности.

В ходе реализации программы нами используются следующие формы работы с детьми:

-  непосредственно-образовательная деятельность. Активно педагогами нашего сада используются мультимедийные презентации во время НОД, что позволяет гораздо интереснее провести занятие.

-  литературно-познавательные викторины. Во время таких викторин закрепляются знания детей о прочитанных произведениях, развивается кругозор детей на основании знаний худ.произведений.

-  экскурсии в сельскую библиотеку, библиотеку детского сада. В нашем саду создана замечательная библиотека, которую часто посещают наши воспитанники с воспитателями. Цель таких мероприятий познакомить детей с профессией библиотекарь, заинтересовать детей вместе с родителями на регулярное посещение библиотеки, показать значимость библиотеки, воспитывать интерес к книгам, бережное отношение к ним.

-  литературные театрализованные игры и инсценировки. При организации данного вида деятельности знакомим детей с понятиями «театр», «пьеса», «действующие лица». Побуждаем детей использовать в собственной речи отрывки из сказки. И конечно же развитие артистических способностей. Часто организуются в группах нашего сада театрализации полюбившихся детям русских народных сказок.

-  словесно-речевые игры на основе литературных текстов. Использование литературных игр имеет большое значение в развитии коммуникативных способностей детей, также развиваются интеллектуальные способности ребёнка, основанные на памяти, мыслительных операциях.

- проектная деятельность. Проектная деятельность, как метод познавательно-исследовательской деятельности, позволяет детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем. В старшей-подготовительной группе были реализованы проекты «Волшебный мир дедушки Корнея», «Волшебный мир сказок» (по зарубежным сказкам; во 2 младшей – средней группе прошел проект «В гостях у сказки».

-  тематические выставки, выставки детского творчества по литературным произведениям. Цель данной работы систематизировать знания детей о творчестве детских писателей, вызвать интерес к созданию композиции по мотивам литературных произведений. В старшей – подготовительной группе были организованы детские творческие выставки по сказкам К. И. Чуковского и по сказкам зарубежных писателей.

- праздники и развлечения. Безусловно все дети любят праздники! Во время таких событий как никогда идет обобщение знаний детей о видах сказок, названиях и героях сказок. В этом году у нас проходили праздники книги в двух возрастных группах. Во 2 младшей – средней группе праздник по творчеству А. Барто, а в старшей-подготовительной группе проходила встреча со сказочными героями из разных сказок.

- тематические акции. Традиционной стала акция в нашем саду «Подари книгу». Ребята с удовольствием делятся своими книгами с детским садом, пополняя тем самым нашу библиотеку.

-  конкурсы чтецов. Воспитанники совместно с родителями участвовали в конкурсе чтецов «Я помню, я горжусь!» к 75-летию победы в ВОВ, а также в конкурсе «Ярким солнышком согрето» к началу лета, которые были освещены в социальных сетях ватсап и инстаграм.

-  конкурсы детского творчества на уровне ДОУ, а также Всероссийские конкурсы. Наши воспитанники не однократно становились призерами и победителями во всероссийских конкурсах и олимпиадах, за что награждены дипломами. В нашем детском саду прошел конкурс среди родителей и воспитанников «Книжка – малышка», в котором приняло участие большое количество семей. Книжки малышки были изготовлена из разных материалов.

Взаимодействие с родителями.

Чтобы увлечь детей книгой, усилий одного только детского сада мало. Важным фактором, стимулирующим интерес ребёнка к чтению, является семья, читающая семья. Если в доме много книг, если ребёнок видит вокруг себя родителей, держащих в руках книгу, если ему каждый день читают сказки перед сном, он обязательно заинтересуется книгой. Но, к сожалению, традиции семейного чтения исчезают, всё реже можно встретить в семьях домашние библиотеки, интерес к бумажной книге пропадает. Ей на смену приходит книга электронная. Поэтому очень важной мы считаем работу по приобщению родителей к книжной культуре, по осознанию ими ценности детского чтения, по привлечению их к совместным мероприятиям по приобщению детей к художественной литературе.

В своей работе мы используем следующие формы взаимодействия с семьями воспитанников:

- анкетирование «Нужна ли книга ребёнку», «Часто ли вы читаете?», проведение опросов, позволяющих выяснить насколько компетентны родители в вопросах приобщения детей к книге, а также узнать их запросы в информации на эту тему.

- консультации, памятки, буклеты. Повышается компетентность родителей в вопросах формирования практических навыков чтения книг с учётом возраста и психологического развития детей.

- Досуговые, например, викторины, конкурсы чтецов, выставки самодельных книг. Они способствуют объединению всех участников образовательного процесса.

Данное взаимодействие ДОУ с родителями приносит свои результаты.

Дети ориентируются в знакомых произведениях, узнают их по иллюстрациям, называют авторов; высказывают своё отношение к персонажам, событиям; участвуют в играх, драматизациях; речь детей стала выразительной, эмоциональной; дети и семьи участвуют в конкурсах чтецов, где занимают первые и призовые места, дома создаются книжные уголки, проводятся ежедневные чтения.

Эти результаты подтверждают правильность и эффективность работы по формированию у детей интереса к художественной литературе.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.