Открытый урок по русскому языку в 11 классе «Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Рубасская средняя общеобразовательная школа"
Открытый урок по
русскому языку в 11 классе
Тема урока: Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим.
Учитель: Махрамов У.М.
Открытый урок русского языка в 11-б классе
Тема урока: Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим.
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели урока
Обучающие:
обучение новым правилам согласования сказуемого с подлежащим: закрепление основных лингвистических понятий: собирательное существительное, дистанционное расположение главных членов, прямой и обратный порядок слов;
подготовиться к редактированию текста; к заданиям по грамматике в ЕГЭ;
Воспитательные:
формировать умение работать и мыслить самостоятельно;
вызвать стремление к активной практической деятельности на уроке;
воспитывать потребность в правильной и грамотной речи.
Развивающие:
развивать способность анализировать предложение;
работать над умением устно формулировать новое правило и анализировать примеры, иллюстрирующие его.
Оформление урока:
Раздаточный материал: опорный конспект «Согласование сказуемого с подлежащим»;
Ход урока
Составление вопросов и заданий к теме.
-Какие части речи могут играть роль подлежащего?
-Что выражает сказуемое в предложении? (Общую соотнесённость сообщения с действительностью; лексическое, грамматическое значение.)
-Почему буду плавать –простое глагольное сказуемое, а начал плавать –составное глагольное сказуемое? Разберитесь, почему? (Стоит в будущем времени, а теперь поставьте сказуемое в форму настоящего и прошедшего времени – я плаваю, я плавал.)
Анализ домашнего задания.
-Какие родились отношения между подлежащим и сказуемым? (Предикативным)
- Как выражаются эти отношения?
-Может быть, связь между подлежащим и сказуемым здесь является согласованием?
-Как можно назвать связь сказуемого с подлежащим в следующих предложения?
1.Несколько казаков выезжают из леса.
Несколько пуль провизжало над моей головой.(М.Ю.Лермонтов)
2.Я(Петя)прочитал. Я(Таня) прочитала.
-Как связывается с подлежащим сказуемое?
Написание рассказа
Напишите рассказ о спорте, в который включите приведенные далее сказуемые, определите при этом и виды сказуемых (сказуемые могут быть употреблены как в единственном, так и во множественном числе): была причина, начнем заниматься, хотим стать сильным, будем внимательнее, станем победителями, мечтаем, будет закончено, будем отдыхать.
Практическая работа.
-Составьте предложения, употребляя следующие словосочетания в роли подлежащего: большинство учащихся, ряд книг, часть предметов, группа спортсменов, немало вопросов, несколько ребят, много медалей. Обратите внимание на согласование сказуемого с подлежащим.
-Допишите рассказ, употребляя глаголы в настоящем времени. Объясните, с какой целью используется приём замены времен.
1.К двенадцати часам мы были уже за городом. (Идём по лесу. Кругом поют птицы. Вдали блестит река. Солнце припекает вовсю. Хорошо бы выкупаться!..)
2.Было ранее утро. Мы вошли в лес и увидели много интересного. (С ветки на ветку прыгает белка, шуршит листьями ёжик…)
-Напишите изложение по плану. В качестве рабочего материала используйте заранее выписанные из текста главные члены предложения или одни подлежащие.
В ночном
Как-то вечером отец подозвал меня и сказал:
– Сегодня поведёшь Машку в ночное.
Он вывел кобылу, и я кое-как влез на неё и поехал.
Приезжаем в луга – уже совсем стемнело. Лошадей отпускаем пастись, а сами подходим к куреню1. Там всю ночь горит костёр: кто греется, кто варит уху, а кто сказки рассказывает.
Я знаю, что мне предстоит испытание. Обычай таков: новенький в ночном получает «крещение».
Ребята, завидев меня, повскакали, проснулись и взрослые.
Меня обводят несколько раз вокруг костра. Это закон ночного. Потом подают котелок и посылают к реке по воду да велят дорогой коней посмотреть.
Идти в темноте по незнакомым местам страшно. Но не пойти – значит осрамиться, прослыть трусом.
Отхожу степенно, а потом несусь что есть духу. Добегаю до речки, глаза уже к темноте привыкли. Тишина. И совсем не страшно.
Набрал воды и иду к костру медленно, чтобы воды не расплескать, оглядываю лошадей.
Старший куреня берёт у меня котелок:
– Молодей, полный принёс! Ну, отдыхай!..
Я вошёл в жизнь куреня.
Усаживаюсь у костра и тоже пеку картошку. Иногда кто-нибудь встанет и пойдёт посмотреть лошадей; иные спят, закутавшись в кожухи, а несколько человек слушают сказки, были и небылицы. Я поел и под чей-то рассказ засыпаю.
(А. Кожедуб)
1 Курень – временное жилище.
План
1.Сборы в ночное.
2.Жизнь и обычаи куреня.
3.Закон ночного.
4.Испытание выдержано.
5.У костра.
Подлежащие: сами, кто… кто.., новенький, взрослые, старший, идти(страшно), кто-нибудь, иные, несколько человек и т.д.
Домашнее задание: ответьте на вопрос, выполните задание:
1.Письменный ответ на вопрос: «Зачем языку иметь две формы(согласованные определения и несогласованные определения) для выражения одного и того же признака?»
2.Согласуйте сказуемые с подлежащими. Объясните, почему в одних случаях глаголы-сказуемые надо употреблять в единственном числе, а в других –во множественном числе.
1.Один из сыроежек, а именно серая, появля.ется уже в июне. Несколько разновидностей начина.т расти уже в начале лета. Некоторые встреча.тся в октябре.
2.Содержимое авоськи мы высыпали на стол, и все четверо дружно принял.сь за разборку грибов.