Открытый урок преподавателя хореографических дисциплин «Танец "Полька" И. Штрауса»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №4»
Методическая разработка
Открытый урок.
Тема: танец «Полька» И.Штраус
1 класс
Провела: преподаватель
Сукнева Инна Сергеевна_______
Ангарск – 2021 г.
Открытый урок преподавателя хореографических дисциплин
Сукневой Инны Сергеевны
МБУ ДО «Детская школа искусств №4» г. Ангарска с уч-ся __1____ кл.
Концертмейстер: Гранева Т.Н.
Присутствовали: родители учащихся
Оборудование: Фортепиано
Цель: Научить исполнять (танцевать) польку.
Задачи:
разучить движения польки;
познакомить с музыкальным размером танца «Полька»;
подготовить (разогреть) мышцы рук, ног, корпуса к занятию случайных травм;
развивать координацию движений, музыкальный слух;
вырабатывать легкость движений, осанку;
воспитывать вежливое отношение к партнеру(ше);
развивать физические данные ребенка, память, внимание.
Характеристика уч-ся: В классе числится 12 человек.
В целом дети исполнительны, отзывчивы на замечания. Разные по характеру и темпераменту. Стремятся к ансамблевому исполнению. По физическим данным, техническому исполнению и координации выглядели по-разному. 10% и класса отстают по техническому исполнению.
План занятия.
Вводная часть занятия
приглашение детей в зал;
знакомство с педагогом, концертмейстером, между собой ( посмотри кто рядом);
знакомство с танцевальным залом;
танец и его виды: классический, народный, бальный, современный.
(видеоряд);
танец «Полька» его родина;
прослушивание музыкального материала (фонограмма целиком), обращается внимание на музыкальный размер произведения 2/4, 4/4 три музыкальные фразы (части).
расстановка по линиям в шахматном порядке.
Основная часть занятия
маршировка на месте;
упражнения для улучшения гибкости шеи;
упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов;
упражнения для улучшения подвижности локтевого сустава и эластичности мышц плеча и предплечья;
упражнения для увеличения подвижности лучезапястных суставов, развития эластичности мышц кисти и предплечья;
упражнения для улучшения подвижности гибкости суставов позвоночника;
упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов;
упражнения для улучшения подвижности коленных суставов;
упражнения для увеличения подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени и стопы.
Игра «Найди своё место»;
педагог раздает резинки двух цветов, одеть на правые руки (белый – внешний круг, красный – внутренний круг);
Изучение основных движений танца «Полька»:
прыжок «соте»;
приставные шаги;
ритмические похлопывания - хлопки.
подскоки;
Постановка детей в круг (взялись за руки и растянулись).
Постановка детей в пары.
Разметка мест остановки пар цветным мелом.
Разучивание танца «Полька» по частям:
1 часть - подскоки;
2 часть - прыжок «соте»;
3 часть - приставные шаги, хлопки;
Заключительная часть занятия
исполнение танцевальной композиции «Полька»;
подведение итогов;
поклон (благодарим друг друга - аплодисменты )
для занятия
мелок белый;
резинки двух цветов;
фонограмма частями (с паузами);
фонограмма целая.
бейджик с Ф.И.О педагога;
бейджик с именем ребенка;
музыкальный инструмент;
хореографический зал.
Описание занятия
Приглашаются обучающиеся в зал.
Педагог:
Танцы в 21 век,
Любит каждый человек.
Танцевальная наука!
Это что еще за штука?
Где её преподают?
Тут !!!
в Доме творчества!!
Педагог: Здравствуйте ребята! Меня зовут Алла Геннадьевна. Я – педагог Дома детского творчества. Учу детей танцевать. А помогает мне в этом концертмейстер Дома детского творчества Ирина Михайловна Невзорова.
Педагог: Хочу познакомиться с вами, каждый громко назовите свое имя.
Дети: ответы.
Педагог: Вот и познакомились.
Педагог: Как вы думаете, для чего предназначен зал, в котороммы с вами находимся?
Дети: ответы.
Педагог: Здесь танцуют, зал для танцев.
Педагог: Посмотрите внимательно и скажите какие предметы в зале помогают танцорам? Что вы видите здесь?
Дети: ответы.
Педагог: Зеркала - помогают нам следить за правильным исполнением движений руками, ногами, корпусом.
Станок – помогает тренировать и разогревать наши мышцы. У станка танцоры выполняют различные движения. (показ: например батман тандю жете, и т.д.)
Музыкальный инструмент баян помогает нам ритмично исполнять движения. (показ : например полька)
Педагог: Ребята, а вы знаете, что такое танец?
Дети: ответы.
Педагог: Танец – это способ выразить свое настроение и чувства при помощи ритмичных шагов и движений тела. Наши древние предки сопровождали танцами все события, которые происходили в их жизни.
Педагог: А какие виды танца вы знаете?
Дети: ответы.
Педагог: Сейчас я вас познакомлю, посмотрите.
Видеоряд:
«Классический» танец - самый трудный танец, обратите внимание на костюмы исполнителей, их обувь. Танец который сочиняет хореограф.
«Народный» танец - выражает характер, отличительные черты каждого народа. Танец который сочиняет сам народ.
«Бальный» танец - танец который танцевали на балах.
«Современный» танец- танец который родился в 20 веке, изменилась музыка, изменился и танец.
Педагог: Сегодня на занятии мы научимся танцевать самый веселый и распространенный танец «Полька» - родиной этого танца является Чехия. Существуют польки венгерская, немецкая, шведская, финская, полька-галоп, полька-мазурка. Танцевать можно по одному, а можно парами или группой. А мы будем танцевать парами!
Прослушайте музыкальный размере танца «Полька» 4/4 (иногда 2/4). (прохлопывает педагог)
Давайте прохлопаем вместе. Приготовьте ваши ручки.
(Прохлопывают дети с педагогом музыкальный размер)
А теперь послушаем музыку для нашего танца «Полька», композитор И.Штраус.
Прослушивание музыкального материала.
Педагог: Прежде чем мы с вами перейдем к разучиванию движений танца, мы должны разогреть наших мышцы, т. е. сделать разминку. Для этого я поставлю вас в две линии, в шахматном порядке, чтобы вы не мешали друг другу, видели себя в зеркале.
Педагог:
И так друзья начнем,
Мне нужны ваши ручки, ножки и спинка!
Голова, шея и плечи.
Тренируем мысли и тело,
Приступаем к разминке смело!!
(Е.Гуляев)
Разминка
марш на месте;
повороты, наклоны головы;
поднимание плечей;
локти, кисть ;
наклоны в сторону;
деми плие приседания прямо, с поворотом;
релеве полупальцы 2 ноги, попеременно.
Педагог: Молодцы!
Педагог: А сейчас мы с вами поиграем. Игра «Найди своё место».
Запомните, пожалуйста, свое место и посмотрите кто стоит рядом с вами. Теперь представьте, что вы бабочки, жуки, а ваши места цветы. Бабочки, жуки летают по полю и тут появляется туча. Каждая(ый) летит на свой цветок. Молодцы!!!!!
Педагог раздает детям резинки двух цветов, одеть на правые руки. Внимание - резинки (белый – внешний круг (девочки), красный – внутренний круг(мальчики)).
Педагог:
Теперь наберемся терпения,
Перейдем к изучению движений,
Движения танца просты, посмотри и повтори!
Педагог: Первое движение: подскоки на месте по одному. Отработка движения под музыку (музыкальная фраза №1).
Следующее наше движение: прыжок на месте по одному «соте». Прыжок на месте по очереди, стоя парами лицом к друг другу. Отработка движения под музыку (музыкальная фраза №2).
Далее: приставные шаги; и добавляем хлопки. исполняем комбинацию: приставные шаги + хлопки.
Соединяем все движения вместе: прыжки; приставные шаги; хлопки.Отработка движения под музыку (музыкальная фраза№3)
Педагог: Запомнили?
Дети: ответы.
Педагог: Сейчас мы с вами встанем в круг. Это мы сделаем очень просто – возьмемся за руки, и разойдемся (растянем руки), опустим руки и сделаем 1 шаг назад. Теперь повернемся по кругу и исполним под музыку подскоки .
Педагог: Молодцы!
Педагог ставит детей в пары. Отмечаетместо остановки пары цветным мелом.
Педагог: Ребята, а сейчас мы повторим все движения с остановками в следующем порядке:
1 часть – подскоки;
2 часть – прыжок «соте»;
3 часть – приставные шаги, хлопки;
4 часть – подскоки;
5 часть – прыжок «соте».
Педагог:
Если танца будет мало,
Есть у танца поворот:
Мы станцуем всё сначала,
А потом – наоборот!
А теперь соединяем все наши движения в танец и исполняем его полностью.
Педагог: Молодцы!
Педагог: Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, пожалуйста. Какой танец сегодня мы научились танцевать? Какая страна является родиной танца «Полька»? Узнали какие стили танца? Какие предметы помогают нам? Вы молодцы, были внимательными и выполняли движения правильно. Поблагодарим друг друга аплодисментами.
Спасибо.
КОНЕЦ
Возникновение танца.
По преданиям древних греков, муза танца звалась Терпсихора. Она имела восемь сестер. Летними вечерами они, взявшись за руки, водили хороводы. На греческих фресках и вазах сестры – музы держатся за руки. Танец был тесно связан с музыкой, пением, словом, игрой. Танец получил свое развитие в Греции как источник развлечения. Его стали использовать в театре. Появились народные танцы, позднее – современные.
Вопрос 1. Что такое танец?
Танец – это способ выразить свое настроение и чувства при помощи ритмичных шагов и движений тела. Танец сопровождал все события в жизни человека. Древний человек танцевал, выражая свои эмоции. Танец вызывал приятные чувства. Это придавало танцам магическую силу. Древние племена танцевали, чтобы привлечь волшебную силу. Это были обрядовые танцы: охотничьи, боевые, свадебные и другие.
Виды танца.
«Классический» танец - это основа любых видов танцев, основная система выразительных средств хореографического искусства, самый трудный танец,
обратите внимание на костюмы исполнителей, их обувь. Танец который сочиняет хореограф. «Народный» танец - выражает характер, отличительные черты каждого народа. Танец который сочиняет сам народ. «Бальный» танец - танец который танцевали на балах. «Современный» танец - танец который родился в 20 веке, изменилась музыка, изменился и танец.
Вопрос 2. Почему в танце дама с правой стороны от кавалера?
До XVIII века ношение шпаги было обязательным для мужчин, даже во время праздников и больших балов. Из этой традиции вытекает правило, по которому, выходя на танец, дама находилась справа и слегка позади от кавалера. Таким образом, если мужчина носил шпагу, он мог одним движением правой руки извлечь клинок и тем самым быть в полной готовности защитить даму.
Чешский учитель музыки Йозеф Неруда назвал новый танец «полька». Обрел подлинный успех и стал чешским национальным танцем. Из Праги полька распространилась в другие европейские города. В Париже началась настоящая «полькомания». Музыка этого нового танца была по достоинству оценена многими композиторами. Первым, кто сочинил польку, был, скорее всего, Франц Гильмар, композитор из Богемии. А.Б Сметана, тоже родившийся в Богемии, придал польке классический оттенок. Иоганн Штраус - сын после «короля вальсов» стал «королем полек».
«ПОЛЬКА»
Полька – Чешский народный танец, живой по характеру, простотой в исполнения.
Музыкальный материал: И.Штраус «Полька»
Музыкальный размер: 4\4
Описание танца
Музыкальное вступление 2 такта.
Часть
| Движения девочек | Движения мальчиков | Рисунок |
1
| Движение №1 «Подскоки» | Движение №1 «Подскоки» |
|
2 |
Движение №2 «Прыжок соте»
|
Движение №2 «Прыжок соте»
|
|
3 |
Движение №3 «Приставной шаг + хлопки»
|
Движение №3 «Приставной шаг + хлопки» |
|
4 | Движение №1 «Подскоки» | Движение №1 «Подскоки» |
|
5 |
Движение №2 «Прыжок соте»
|
Движение №2 «Прыжок соте»
|
|
Описание движений
Движение №1 «Подскоки»
Исходное положение: боком друг к другу. Д с ПР стороны от М. Лицом по ЛТ. ЛР Д в ПР М. ПР Д придерживает край платья. ЛР М на поясе.
Такт | Счет | Движение ног | Движение рук и корпуса | Голова |
1 | 1 | Шаг ПН вперед с носка на всю ступню с переносом веса на ПН | В исходном положении | Прямо |
«и» | ЛН поднимается согнутым коленом вперед | В исходном положении | Прямо | |
2 | Шаг ЛН вперед с носка на всю ступню с переносом веса на ЛН | В исходном положении | Прямо | |
«и» 3, «и» 4 | Повтор движений на счет «и» 1, «и» 2 | Прямо |
Движение №2 Прыжок «соте» ( 6 п.н.)
Исходное положение: лицом друг к другу. М образуют внутренний круг Д внешний. РМ на поясе Р Д придерживают край платья.
Такт | Счет | Движение ног | Движение рук и корпуса | Голова |
1 | 1 | Прыжок «соте» по 6 п.н. | В исходном положении | Друг на друга |
«и» | Прыжок «соте» по 6 п.н. | В исходном положении | Друг на друга | |
2 | Прыжок «соте» по 6 п.н. | В исходном положении | Друг на друга | |
«и» | Прыжок «соте» по 6 п.н. | В исходном положении | Друг на друга | |
3 «и» 4 «и» | Повтор движений на счет 1 «и» 2 «и» |
Движение №3 «Приставной шаг»
Исходное положение: лицом друг к другу. М образуют внутренний круг Д внешний. РМ на поясе Р Д придерживают край платья.
Такт | Счет | Движение ног | Движение рук и корпуса | Голова |
1 | 1 | Приставной шаг назад | В исходном положении | Друг на друга |
«и» | Приставной шаг назад | В исходном положении | Друг на друга | |
2 | Приставной шаг назад | В исходном положении | Друг на друга | |
«и» | Пауза стоят по 6 п.н. | В исходном положении | Друг на друга | |
3«и» 4«и» | Повтор движений на счет 1 «и» 2 «и» вперед |
Движение №3 «Хлопки»
Исходное положение: лицом друг к другу. М образуют внутренний круг Д внешний. РМ на поясе Р Д придерживают край платья.
Счет | Движение ног | Движение рук и корпуса | Голова |
1 | Хлопок | Перед собой | Друг на друга |
«и» | Пауза | Перед собой | Друг на друга |
2 | Хлопок | Перед собой | Друг на друга |
«и» | Пауза | Перед собой | Друг на друга |
Краткое описание:
Тема: танец «Полька» И.Штраус Цель: Научить исполнять (танцевать) польку. Задачи: • разучить движения польки; • познакомить с музыкальным размером танца «Полька»; • подготовить (разогреть) мышцы рук, ног, корпуса к занятию случайных травм; • развивать координацию движений, музыкальный слух; • вырабатывать легкость движений, осанку; • воспитывать вежливое отношение к партнеру(ше); • развивать физические данные ребенка, память, внимание.
Поклон.
Подведение итогов. Урок прошёл слаженно, с остановками для разьяснений. Учащиеся выучили весь предложенный материал и получили соответствующие оценки.